Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места





НазваниеУрок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места
Дата публикации14.08.2014
Размер52.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка. 4 класс.

Учитель: Турова Т. А.
ТЕМА: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места.
ЦЕЛЬ: закреплять знания о наречии; продолжать обучать разбору предложений; учить детей отыскивать в предложении обстоятельства, уметь отличать обстоятельства от дополнения; распознавать обстоятельства места, времени и способа действия.
ОБОРУДОВАНИЕ:

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока
II. Закрепление пройденного материала

Звучит увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

- Образуйте от имён прилагательных наречия. (На доске ребусы.)
Ответы: крепко, густо, душно, кротко, чисто, нежно.

По вертикали в выделенных клетках получается слово «Пушкин».

- Как образовали наречия? (Ответы детей).

- Образуйте от следующих прилагательных наречия и запишите их парами. Найдите в словах известные орфограммы и объясните их написание.

Один ученик работает у доски, объясняет написанное.

На доске:

удивительный – удивительно; сладостный – сладостно; мягкий – мягко; яркий – ярко;

ослепительный – ослепительно.

- Все эти прилагательные, от которых мы образовали наречия, использовал в своём высказывании Виссарион Григорьевич Белинский, восхищаясь стихотворением Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель раздаёт детям карточки с текстом.

« И что же это за стих? … вся сила русского языка явилась в нём в удивительной полноте: он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нём и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нём богатства мелодии и гармонии языка и ритма…»

- Мы уже не раз обращались к произведениям А.С.Пушкина и восхищались его выразительным, нежным певучим языком. Сегодня нам предстоит поработать с небольшими отрывками из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
III. Сообщение темы урока.
У. Прочитайте начало поэмы. Обратите внимание на иллюстрацию к отрывку.

Дети читают текст, напечатанный на доске.

- Скажите, куда, в каком направлении идёт кот?

Д. Направо, налево, кругом.

У. Какой частью речи являются названные вами слова?

Д. Наречием.

У. Каким членом предложения является наречие?

Д. Второстепенным, обстоятельством.

У. Сегодня на уроке мы будем говорить об обстоятельстве места.

На доске:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА
IY. Работа по теме урока
У. Ещё раз прочитайте начало поэмы. Найдите обстоятельства.

Дети выполняют задание.

- Какими частями речи они выражены?

Д. Существительными, наречиями.

У. Как отличить, не перепутать – дополнение или обстоятельство перед нами? В этом нам поможет таблица- рассуждение.

На доске:

1. Определяю, отвечает ли слово на вопрос косвенного падежа:

нет да
2. Определяю, обозначает ли слово место, время или способ действия:

нет да

Вывод: член предложения - обстоятельство

Вывод: член предложения – дополнение
Эта таблица поможет нам в течение урока правильно определить второстепенные члены предложения.

На доске записаны три отрывка из стихотворений.

- Выберите предложение для самостоятельного разбора, которое считаете посильным для себя.

Дети выполняют задание самостоятельно. Первые два ученика, работавшие с первым и вторым отрывками, выполняют их разбор у доски для самостоятельной проверки остальными учениками. Третий отрывок разбирается вслух, в разборе участвует весь класс.

1. И ручейки в т…ни л…сной

Чуть в…ются сонною в…лной.

2. Повсюду роз ж…вые ветки

цветут и дыш…т по тр…пам.

3. Стоят угрюмых гор в…ршины

В одн…бразной б…лизне

И дремл…т в веч…ной т…шине.
- Как вы думаете, что описывает Пушкин в этих строках?

Выслушиваются ответы детей. Учитель показывает иллюстрации с царством Черномора.

- Назовите все обстоятельства в этих отрывках. Что общего вы заметили?

Д. Во всех отрывках ест обстоятельства места:

В тени, повсюду, в белизне, в тишине, по тропам.
Y. Письмо по памяти.
На доске:

Кругом не видно дымной кровли,

Не видно путника в…(шубе, снегах, санях), -

И звонкий рог весёлой ловли

В пустынных не трубит…(полях, морях, горах, деревнях).
У. Прочитайте четверостишие, записанное на доске. Подберите сначала рифмующие слова, а затем выберите слова, которые подходят по смыслу.

Дети выбирают слова «санях» и «полях».

- Найдите в тексте слова с безударными гласными, сомнительными согласными, удвоенными согласными, не с глаголами.

Дети находят орфограммы, объясняют их написание.

- Сколько перед вами предложений? Назовите обстоятельства. Какой частью речи они выражены? Докажите, что это обстоятельства.

Дети доказывают.

- Что общего вы заметили?

Д. Перед нами все обстоятельства места.

Дети читают текст несколько раз, запоминают его и записывают по памяти.

Учащиеся со слабой памятью записывают только первые две строчки.
YI. Работа по теме урока (продолжение).
У. Итак, мы с вами в царстве Черномора.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением Черномора.

- Послушайте музыкальный отрывок из оперы Михаила Глинки и постарайтесь представить какие-нибудь образы; определите характер музыки.

Звучит марш Черномора.

- Что или кого вы себе представили? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

- Я буду читать вам стихотворение. Ваша задача – выписать из текста обстоятельства.

…Озарена

Мгновенным блеском тьма ночная,

Мгновенно дверь отворена;

Безмолвно, горда выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идёт

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несёт;

И входит с важностью за нею,

Подняв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.
На закрытых частях доски это задание выполняют два ученика. Затем осуществляется проверка.

- Какими частями речи выражены обстоятельства?

Д. Наречиями и существительными.

У. Определите перед нами обстоятельства места, времени или способа действия?

Д. Способа действия.

У. Читая поэму, мы познакомились с различными героями, побывали в царстве Черномора. Кто же явился освободителем Людмилы?

Д. Руслан.

У. Посмотрите предложения, подберите к ним соответствующие схемы.
На доске:

Тогда на месте опустелом

Меч богатырский засверкал.

И тихо меч он опускает,

В нём гнев свирепый умирает.

Волшебник силится, кряхтит

И вдруг с Русланом улетает.
У. Простые или сложные предложения записаны?

Д. Простые.

У. Почему в них есть запятые?

Д. Предложения осложнены однородными сказуемыми.
YII. Итог урока.

У. Наш урок завершается. О чём мы говорили на уроке?

Д. Об обстоятельствах места.

У. Как определить обстоятельство или дополнение перед нами?

Д. Воспользоваться таблицей-рассуждением.

У. Какой частью речи может быть выражено обстоятельство места?

Д. Наречием и существительным.

У. На какие вопросы могут отвечать обстоятельства места?

Д. Где? В чём? На чём?

У. Молодцы.
YIII. Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconТема урока: Второстепенные члены предложения
Показать, как второстепенные члены предложения обогащают нашу речь, научить пользоваться ими в своей речи
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconПлан-конспект урока главные и второстепенные члены предложения
Тема и номер урока в теме: «Главные и второстепенные члены предложения», урок №9, «Вспоминаем, повторяем, изучаем»
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconУрок русского языка по теме: «Второстепенные члены предложения»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconУрок русского языка в 8 классе Тема: Второстепенные члены предложения....
...
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconГлавные и второстепенные члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconСистема работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели...
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconМетодическая разработка урока русского языка в 4 классе тема урока....
Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconУрок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении
Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconКалендарно-тематическое планирование. 7 Класс
Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический...
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconУрок русского языка Тема: «Предложение. Главные члены предложения»
Формировать умение находить в предложении грамматическую основу, устанавливать связь слов
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Обстоятельства времени». Мы с вами будем распознавать главные и второстепенные члены предложения, особое внимание, уделяя обстоятельствам...
Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Турова Т. А. Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места iconУрока русского языка. Тема: «Однородные члены предложения» Номинация...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «кемеш – кульская средняя общеобразовательная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск