Урок по литературному чтению для 2 класса по





НазваниеУрок по литературному чтению для 2 класса по
Дата публикации15.08.2014
Размер90.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска


Урок по литературному чтению

(для 2 класса по системе Л. В. Занкова)
Правда и вымысел

в рассказе Н. Носова «Фантазёры»



Подготовила и провела:

учитель начальных классов

школы № 34

Кузнецова О. А.


Томск

Цели:

1. познакомить детей с рассказом Н. Носова «Фантазёры»;

2. развивать навыки чтения, умение слушать и запоминать информацию на слух, прививать интерес к чтению;

3. работать над выразительным чтением рассказа;

4. учить отличать фантазию ото лжи, обман от небылицы;

5. работать над воспитанием нравственных качеств детей.

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, минусовка МР3 Н. Королёва «Маленькая страна», предметы и иллюстрации к рассказам Н. Носова.

Ход урока

I.Работа над техникой чтения. Звуковая разминка (на доске):

а о у ы и э

а и у о э

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о

з-ш-ж, ш-з-с

Жужжащее чтение (Дети одновременно (вполголоса - жужжат) читают распечатанный текст рассказа Н.Носова «Живая шляпа» - 3 минуты). Текст выдается без названия и автора (см. Приложение).

-Отрывок, из какого произведения вы прочитали и кто его автор?

После этого по выбору учителя заслушивается пересказ прочитанного (жужжащим способом) одного ученика.

-Чем заканчивается рассказ?

-Сила воображения очень велика, именно она так сильно напугала мальчиков. А на что ещё способно наше воображение мы узнаем в ходе урока.

II.Проверка Д./З.

-Что было задано на дом?

Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Моя вообразилия» (стр.108).

-Защита своего воображаемого животного (имя, где живёт, какие повадки).

Учитель. Все представленные вами фантастические животные разные, непохожие друг на друга, это говорит о том, что вы умеете и любите фантазировать.

-А зачем люди фантазируют? (Возможные ответы детей: чтобы не было скучно, чтобы придумать что-то интересное, изобрести новое, чтобы насмешить, поднять настроение или напугать, обмануть).

III.Работа по теме урока.

-К нам на урок пришёл сказочный герой, который ничего не боится, он весёлый, очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:

Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой…(Незнайка).

-Какие сказочные повести о Незнайке вы читали? (Возможные ответы: Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на Луне).

-Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н.Н. Носов).

Портрет писателя и выставка его книг.

Слово учителя о биографии и творчестве Н.Носова.

Николай Николаевич родился в Киеве в 1908 году. Писал он в то же время, когда писали К.Чуковский, А.Барто, С.Маршак и С.Михалков.

Первый его рассказ - «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны. Н. Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках. А в 1954 году вышла его книжка - сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появился «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Но Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 году он получил Государственную; премию СССР за свои повести и рассказы.

В детстве Н.Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Не случайно любимый герой многих его рассказов - горе-изобретатель Мишка, который никогда не сидит без дела. В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

В.П. Катаев писал о Н. Носове «У этого талантливого человека – вечно юная, детски чистая, чудесная душа».

-Какие рассказы Н. Носова вы читали? Выставка книг («Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры», «Весёлая семейка», «Витя Малеев в школе и дома», книги о Незнайке).

IV.Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»:

телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», кисть рябины – «Тук-тук-тук», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой - «Заплатка».
Учитель. Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Фантазёры».

V.Работа над техникой чтения.

1. До чтения.

а) Чтение трудных слов (на доске).
Дети читают по слогам по указке учителя, затем плавно словами:

рас-ска-зы-ва-ли рассказывали

де-вя-но-сто девяносто

пе-ре-плы-вал переплывал

по-ду-ма-ешь подумаешь

пе-ре-врать переврать

иг-ру-шеч-ный игрушечный
-Внимание загадка! Учитель читает перевернутый текст.

.тёрвереп огок отк ,ропс ан илшоп отдуб ,ыцилыбен еынзар угурд гурд илавызакссар а ,атябер еигурд как ,отсорп ен илавиравогзар ино окьлоТ .илавиравогзар и екчеемакс ан удас в иледис кисатС и актушиМ

-Кто из вас догадался, как надо прочитать этот текст, чтобы был понятен смысл?

(На уроках литературного чтения дети ни раз выполняли задания подобного типа, и поэтому быстро догадались, что текст нужно читать зеркально).

(Если класс не подготовлен детям можно пояснить, как читать этот «загадочный» текст).

-Прочитайте жужжащим чтением самостоятельно, а потом мы прочитаем его хором.

Учитель. Это начало рассказа «Фантазёры».

VI. Первичное знакомство с текстом.

-Ваша задача следить за чтением и суметь его продолжить.

-Перед чтением я хочу вам задать вопрос, на который вы ответите после чтения:

-Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»?

Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

-Понравилась ли вам история? (Ответы: история очень понравилась, т.к. она узнаваема и понятна, и потому, что сами ребята очень любят фантазировать).

-Что понравилось больше всего? (Возможные ответы: фантазии ребят, справедливая оценка поступка Игоря, помощь и поддержка, которую оказали мальчики маленькой Ире).

VII. Физминутка. Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физминутку.

Раз – два – три – четыре – пять

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли,

И головки опустили.

А когда откроем глазки,

Попадём в рассказы, сказки.
Вот мы огород копаем,

Урожай свой собираем.

Как вороны мы стучим,

Ягоды добыть хотим.
Взяли все иголки в руки,

Починить должны мы брюки.

Много сделать дел успели,

И на место тихо сели.
VIII. Беседа после чтения.

-Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»? (Возможные ответы: вруны обманывают, фантазёры – веселят, когда врут - скрывают правду, часто с целью «свалить» вину на другого, фантазируют – придумывают небылицы, и их цель всегда понятна).

-Кого из героев можно назвать вруном? Почему? (Вруном можно назвать Игоря, потому что он обманул маму, свалив вину за съеденное варенье на сестру Иру. В результате Иру наказали, а его нет.)

Итак, необходимо отличать фантазию и враньё.

IХ. Игра «Помогите Незнайке».

Цель: научить отличать положительные и отрицательные способности человека, фантазию от вранья.

-Разделите слова на две группы:

(врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать).

1 группа. Людям приносят пользу умение: … (сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать). (На доске: рисунок «Личико улыбается» см. Приложение)

2 группа. Людям приносят вред умение: … (врать, обманывать, лгать, клеветать).

(На доске: рисунок «Личико грустит» см. Приложение)

Одновременно идет работа над смысловым значением слов.

Вывод; если ваша «фантазия» приносит людям вред, то это - враньё.

Х. -Сейчас мы отдохнём и пофантазируем.

Звучит музыка (Минусовка песни Н. Королёвой «Маленькая страна», МР3).

Дети закрывают глаза «фантазируют».

-Кто себе что представил? (Возможные ответы: музыкант играет на дудочке, вальс цветов, игра солнечных зайчиков, феи делают мир прекрасней, мальчишки играют в «догонялки»)

ХI. Выборочное чтение.

- Прочитайте, что ребята выдумали про свой возраст?

- Прочитайте про «нападение акулы».

- Прочитайте, как смог Мишутка раздавить автобус?

- Прочитайте, о путешествие Стаса на Луну? Почему на Луне нет ничего интересного?

- Прочитайте, о пользе вранья в истории Игоря? Можно ли назвать его фантазёром? (Ответы детей: нет, его «фантазия» доставляет неприятности.)

Прочитайте, как ребята разделили мороженое? Как вы думаете: они поступили правильно? (Ответы детей: ребята поступили правильно. Они пожалели девочку, которая пострадала от вранья брата.)

ХII.Итог урока.

-Что особенно понравилось на уроке и почему? (Ответы детей: понравился рассказ Н. Носова, разгадывать «загадочный» текс, учиться отличать фантазию от вранья, отгадывать рассказы по предметам, самим фантазировать).

ХIII. Домашнее задание: чтение рассказа по ролям стр.109-116, ответ на вопрос:

бывает ли ложь во благо?

Использованная литература

Гостимская Е.С., Байкова М.И. поурочные разработки по литературному чтению.2 класс. М.: «ВАКО», 2003, 304с.
Биография Н. Носова http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%F1%EE%E2,_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7
Источники иллюстраций:

Фантазёры

http://mp3-kniga.ru:8063/WWW/bibliofil/img/semenov-fantazery.jpg
Портрет Н.Носова

http://baby-scool.narod.ru/media/book/img/foto/pisateli_20_11.jpg
Минусовка Н. Королёва «Маленькая страна»

http://minusovki.mptri.net/pages/114/11464.shtml

Приложение

Скачать текст Н. Носов «Живая шляпа»

http://www.razumniki.ru/givaya_schlyapa_nosov.html

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:

- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.

- Чего ты? - спрашивает Вадик.

- Она жи-жи-живая!

- Кто живая?

- Шля-шля-шля-па.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые?

- По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

- Ай! Ой! - закричали ребята.

Соскочили с дивана - и бегом из комнаты.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся...
«Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:...
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России»
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению для 3а класса на 2013/2014 учебный год
России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования по литературному...
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» разработана в соответствии с
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Урок по литературному чтению для 2 класса по iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconТезисы На фестиваль медиауроков мной представлен урок-обобщение по...
Ключникова Любовь Александровна, моу р п. Каргаполья «кнош №3», учитель начальных классов
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconУчебного предмета "Литературное чтение" для 2 класса
Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащихся 2-го класса Е. В. Бунеевой,...
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению на базовом уровне для 3 класса

Урок по литературному чтению для 2 класса по iconПрограмма по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Урок по литературному чтению для 2 класса по iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса
2011 г. /Самигуллина Г. Т / Приказ № от


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск