Скачать 90.8 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска Урок по литературному чтению (для 2 класса по системе Л. В. Занкова) Правда и вымысел в рассказе Н. Носова «Фантазёры» Подготовила и провела: учитель начальных классов школы № 34 Кузнецова О. А. Томск Цели: 1. познакомить детей с рассказом Н. Носова «Фантазёры»; 2. развивать навыки чтения, умение слушать и запоминать информацию на слух, прививать интерес к чтению; 3. работать над выразительным чтением рассказа; 4. учить отличать фантазию ото лжи, обман от небылицы; 5. работать над воспитанием нравственных качеств детей. Оборудование: выставка книг, портрет писателя, минусовка МР3 Н. Королёва «Маленькая страна», предметы и иллюстрации к рассказам Н. Носова. Ход урока I.Работа над техникой чтения. Звуковая разминка (на доске): а о у ы и э а и у о э а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о з-ш-ж, ш-з-с Жужжащее чтение (Дети одновременно (вполголоса - жужжат) читают распечатанный текст рассказа Н.Носова «Живая шляпа» - 3 минуты). Текст выдается без названия и автора (см. Приложение). -Отрывок, из какого произведения вы прочитали и кто его автор? После этого по выбору учителя заслушивается пересказ прочитанного (жужжащим способом) одного ученика. -Чем заканчивается рассказ? -Сила воображения очень велика, именно она так сильно напугала мальчиков. А на что ещё способно наше воображение мы узнаем в ходе урока. II.Проверка Д./З. -Что было задано на дом? Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Моя вообразилия» (стр.108). -Защита своего воображаемого животного (имя, где живёт, какие повадки). Учитель. Все представленные вами фантастические животные разные, непохожие друг на друга, это говорит о том, что вы умеете и любите фантазировать. -А зачем люди фантазируют? (Возможные ответы детей: чтобы не было скучно, чтобы придумать что-то интересное, изобрести новое, чтобы насмешить, поднять настроение или напугать, обмануть). III.Работа по теме урока. -К нам на урок пришёл сказочный герой, который ничего не боится, он весёлый, очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму: Озорной, смешной мальчишка, Он художник и поэт. Он весёлый коротышка, От него вам всем привет! Ты сейчас его узнай-ка! К нам пришёл герой…(Незнайка). -Какие сказочные повести о Незнайке вы читали? (Возможные ответы: Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на Луне). -Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н.Н. Носов). Портрет писателя и выставка его книг. Слово учителя о биографии и творчестве Н.Носова. Николай Николаевич родился в Киеве в 1908 году. Писал он в то же время, когда писали К.Чуковский, А.Барто, С.Маршак и С.Михалков. Первый его рассказ - «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны. Н. Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках. А в 1954 году вышла его книжка - сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появился «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Но Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 году он получил Государственную; премию СССР за свои повести и рассказы. В детстве Н.Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Не случайно любимый герой многих его рассказов - горе-изобретатель Мишка, который никогда не сидит без дела. В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. В.П. Катаев писал о Н. Носове «У этого талантливого человека – вечно юная, детски чистая, чудесная душа». -Какие рассказы Н. Носова вы читали? Выставка книг («Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры», «Весёлая семейка», «Витя Малеев в школе и дома», книги о Незнайке). IV.Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»: телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», кисть рябины – «Тук-тук-тук», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой - «Заплатка». Учитель. Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Фантазёры». V.Работа над техникой чтения. 1. До чтения. а) Чтение трудных слов (на доске). Дети читают по слогам по указке учителя, затем плавно словами: рас-ска-зы-ва-ли рассказывали де-вя-но-сто девяносто пе-ре-плы-вал переплывал по-ду-ма-ешь подумаешь пе-ре-врать переврать иг-ру-шеч-ный игрушечный -Внимание загадка! Учитель читает перевернутый текст. .тёрвереп огок отк ,ропс ан илшоп отдуб ,ыцилыбен еынзар угурд гурд илавызакссар а ,атябер еигурд как ,отсорп ен илавиравогзар ино окьлоТ .илавиравогзар и екчеемакс ан удас в иледис кисатС и актушиМ -Кто из вас догадался, как надо прочитать этот текст, чтобы был понятен смысл? (На уроках литературного чтения дети ни раз выполняли задания подобного типа, и поэтому быстро догадались, что текст нужно читать зеркально). (Если класс не подготовлен детям можно пояснить, как читать этот «загадочный» текст). -Прочитайте жужжащим чтением самостоятельно, а потом мы прочитаем его хором. Учитель. Это начало рассказа «Фантазёры». VI. Первичное знакомство с текстом. -Ваша задача следить за чтением и суметь его продолжить. -Перед чтением я хочу вам задать вопрос, на который вы ответите после чтения: -Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»? Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми. -Понравилась ли вам история? (Ответы: история очень понравилась, т.к. она узнаваема и понятна, и потому, что сами ребята очень любят фантазировать). -Что понравилось больше всего? (Возможные ответы: фантазии ребят, справедливая оценка поступка Игоря, помощь и поддержка, которую оказали мальчики маленькой Ире). VII. Физминутка. Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физминутку. Раз – два – три – четыре – пять Начинаем мы играть! Все глаза свои закрыли, И головки опустили. А когда откроем глазки, Попадём в рассказы, сказки. Вот мы огород копаем, Урожай свой собираем. Как вороны мы стучим, Ягоды добыть хотим. Взяли все иголки в руки, Починить должны мы брюки. Много сделать дел успели, И на место тихо сели. VIII. Беседа после чтения. -Почему рассказ назван «Фантазёры», а не «Вруны»? (Возможные ответы: вруны обманывают, фантазёры – веселят, когда врут - скрывают правду, часто с целью «свалить» вину на другого, фантазируют – придумывают небылицы, и их цель всегда понятна). -Кого из героев можно назвать вруном? Почему? (Вруном можно назвать Игоря, потому что он обманул маму, свалив вину за съеденное варенье на сестру Иру. В результате Иру наказали, а его нет.) Итак, необходимо отличать фантазию и враньё. IХ. Игра «Помогите Незнайке». Цель: научить отличать положительные и отрицательные способности человека, фантазию от вранья. -Разделите слова на две группы: (врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать). 1 группа. Людям приносят пользу умение: … (сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать). (На доске: рисунок «Личико улыбается» см. Приложение) 2 группа. Людям приносят вред умение: … (врать, обманывать, лгать, клеветать). (На доске: рисунок «Личико грустит» см. Приложение) Одновременно идет работа над смысловым значением слов. Вывод; если ваша «фантазия» приносит людям вред, то это - враньё. Х. -Сейчас мы отдохнём и пофантазируем. Звучит музыка (Минусовка песни Н. Королёвой «Маленькая страна», МР3). Дети закрывают глаза «фантазируют». -Кто себе что представил? (Возможные ответы: музыкант играет на дудочке, вальс цветов, игра солнечных зайчиков, феи делают мир прекрасней, мальчишки играют в «догонялки») ХI. Выборочное чтение. - Прочитайте, что ребята выдумали про свой возраст? - Прочитайте про «нападение акулы». - Прочитайте, как смог Мишутка раздавить автобус? - Прочитайте, о путешествие Стаса на Луну? Почему на Луне нет ничего интересного? - Прочитайте, о пользе вранья в истории Игоря? Можно ли назвать его фантазёром? (Ответы детей: нет, его «фантазия» доставляет неприятности.) Прочитайте, как ребята разделили мороженое? Как вы думаете: они поступили правильно? (Ответы детей: ребята поступили правильно. Они пожалели девочку, которая пострадала от вранья брата.) ХII.Итог урока. -Что особенно понравилось на уроке и почему? (Ответы детей: понравился рассказ Н. Носова, разгадывать «загадочный» текс, учиться отличать фантазию от вранья, отгадывать рассказы по предметам, самим фантазировать). ХIII. Домашнее задание: чтение рассказа по ролям стр.109-116, ответ на вопрос: бывает ли ложь во благо? Использованная литература Гостимская Е.С., Байкова М.И. поурочные разработки по литературному чтению.2 класс. М.: «ВАКО», 2003, 304с. Биография Н. Носова http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%F1%EE%E2,_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7 Источники иллюстраций: Фантазёры http://mp3-kniga.ru:8063/WWW/bibliofil/img/semenov-fantazery.jpg Портрет Н.Носова http://baby-scool.narod.ru/media/book/img/foto/pisateli_20_11.jpg Минусовка Н. Королёва «Маленькая страна» http://minusovki.mptri.net/pages/114/11464.shtml Приложение Скачать текст Н. Носов «Живая шляпа» http://www.razumniki.ru/givaya_schlyapa_nosov.html Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу. Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит: - Ай-ай-ай! - и бегом в сторону. - Чего ты? - спрашивает Вадик. - Она жи-жи-живая! - Кто живая? - Шля-шля-шля-па. - Что ты! Разве шляпы бывают живые? - По-посмотри сам! Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит: - Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. - Ай! Ой! - закричали ребята. Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. |
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014... В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой... | Рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся... «Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:... | ||
Рабочая программа по литературному чтению 3-а класс Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся... Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России» | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 3а класса на 2013/2014 учебный год России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования по литературному... | Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132... В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой... | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош... Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» разработана в соответствии с | ||
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Тезисы На фестиваль медиауроков мной представлен урок-обобщение по... Ключникова Любовь Александровна, моу р п. Каргаполья «кнош №3», учитель начальных классов | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса Обучение учащихся 4 класса ведется по учебнику: Климанова, В. Г. Горецкий. Родная речь. – М.: Просвещение, 2009 | ||
Учебного предмета "Литературное чтение" для 2 класса Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащихся 2-го класса Е. В. Бунеевой,... | Рабочая программа по литературному чтению на базовом уровне для 3 класса | ||
Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными... | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса 2011 г. /Самигуллина Г. Т / Приказ № от |