Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила





Скачать 287.37 Kb.
НазваниеРабочая программа по чтениюдля 5 классов составила
страница1/4
Дата публикации15.08.2014
Размер287.37 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮДЛЯ 5 КЛАССОВ


Составила:

учитель русского языка

и чтения

Платонова И.С.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


    1. ФИО Платонова Инна Сергеевна

1.2. Образование высшее

1.3. Стаж работы в должности 1,5 года

1.4. Учебная нагрузка: русский язык и чтение

Пояснительная записка.
Данная программа ориентирована не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей и формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Предлагаемая программа по чтению учитывает особенности познавательной деятельности (своеобразие речевого и психофизиологического развития) детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), направлена на всестороннее развитие личности учащихся и способствует их умственному развитию, что необходимо для их последующей социальной адаптации.  Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

Цели программы:

  1. развивающая: развитие личности ребенка на основе формирования учебных универсальных действий средствами предмета «Чтение»;

  2. образовательная: продолжение формирования
    у школьников техники чтения -
    на основе понимания читаемого материала;

  3. воспитывающая: продолжение воспитания потребности в самостоятельном чтении произведений;

  4. коммуникативная: продолжение совершенствования культуры речи и развития устной речи.

Задачи программы:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству,

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Периодичность уроков чтения в 5 классе - 170 часов в год (5 час в неделю), что соответствует учебному плану школы.

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

5 класс

ЧЕТВЕРТЬ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

I

35ч

II

30ч

III

37ч

IV

38ч

Год

140ч

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       
Общая характеристика курса.

На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование
у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель-
ности на основе понимания читаемого материала. Изучение каждого художественного
произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании
содержания, т.к. изучаемые в 5 классе произведения разножанровые и при
работе с ними требуется большая методическая вариативность.

В 5 классе ведется работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование выразительных средств (тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения).

Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом, развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

 Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется сообщать учащимся некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.

Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII  вида носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения, поэтому овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Важнейшей функцией художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества. В связи с этим в 5 классе наиболее важным является формирование у учащихся понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности. Концептуальной особенностью курса «Чтение» является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем, откуда вытекают базовые позиции курса «Чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).


Планируемые формируемые учебные универсальные действия.

Ценностно-смысловые личностные универсальные учебные действия формируются при изучении всех разделов учебника для 5 класса и предложенных произведений художественной литературы.

Основы гражданской идентичности формируются при чтении и обсуждении произведений о героическом историческом прошлом России в разделе «Из прошлого нашего народа».

Выработке нравственно-этической ориентации способствует чтение, фактически, любых художественных произведений эпической формы. Этому вопросу, например, посвящен раздел учебника по чтению «Спешите делать добро». В курсе «Чтение» с помощью специальных заданий формируются такие психические качества, как способность и привычка к рефлексии (этому способствуют вопросы и задания типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?»), эмпатия (на основе сопереживания героям литературных произведений), эмоционально-личностная децентрация (на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их взглядов и позиций).

Способность к самооценке вырабатывают задания типа: «Оцени свой пересказ. Что тебе удалось, а что не получилось?»; «Оцени своё исполнение» и другие.

Учебный курс «Чтение» закладывает основы всех регулятивных учебных действий. Наибольшее внимание уделяется развитию способности к прогнозированию (типичные задания: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ»; «Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?»). Способность к контролю, самоконтролю и к коррекции вырабатываются, в частности, при выполнении упражнений, типа: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование).

Особое внимание в курсе «Чтение» уделено заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; составление различных видов плана (цитатного, простого и сложного). Кроме того учебник по чтению содержит задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания, установление причинно-следственных связей, сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений. Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.

Формированию коммуникативных УУД способствует проведение бесед по прочитанному, викторины, конкурсы чтецов и некоторые другие.

Формированию способности к управлению поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера) способствует совместная деятельность учащихся, а также специальные задания учебника, направленные на взаимный анализ учащимися результатов учебных действий (например: «Оцени, как ты считаешь, что тебе особенно удалось? Согласны ли с тобой одноклассники?» и т. п.)

Работа над умением с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи традиционно является приоритетной для курса «Чтение». Развитию монологической формы речи способствует работа над пересказом прочитанного. В 5 классе ведется обучение подробному и краткому пересказу. Творческие задания на словесное иллюстрирование, составление словесного диафильма и воображаемую экранизацию также имеют прямое отношение к освоению монологической и диалогической форм речи. Кроме того, обучению адекватному использованию речевых средств в целях эффективного решения разнообразных коммуникативных задач способствует качественная организация языкового анализа литературных произведений.
Планируемые предметные результаты обучения на конец учебного года:

К концу учебного года пятиклассники должны знать:

1 уровень:

• наизусть 6—8 стихотворений;

• виды произведений устного народного творчества, уметь приводить примеры;

уметь:

• читать осознанно, по слогам (сложные случаи) и целыми словами (слова из 3-4-х слогов) вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

• отвечать на вопросы учителя;

• пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты — самостоятельно;

• распознавать стихотворение, рассказ, басню, доказывать жанровые особенности басни.

2 уровень:

знать:

• наизусть 6—8 отрывков из стихотворений (от 4-х до 12 строк);

уметь:

• читать по слогам и целыми словами (слова из 2-3-х слогов) вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

• отвечать на вопросы учителя с помощью наводящих вопросов;

• пересказывать текст по плану с помощью учителя.
Содержание курса.

Примерная тематика

Рассказы, стихотворения о прошлом нашего народа, его
героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в
жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к другу;
родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.

Навыки чтения

Понимание изучаемых текстов, чтение слов по слогам (сложные случаи) и целыми словами (слова из 3-4-х слогов). Работа над беглостью и
выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и
смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса),
«драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного
произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц.
Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, кар-
тины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений,
пользование подстрочным словарем.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание
частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану и с помощью наводящих вопросов учителя. Использование при пересказе слов и оборотов
речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению
по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением
различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос,
подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников.
Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем
тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитан-
ном, чтение и пересказ интересных отрывков.

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК


Класс

Авторы, издательство



5 класс


Г. М. Гусева, Т.И. Островская.

Чтение, учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

М., Владос, 2006.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся гимназии обучались в 22класе-комплекте. Из них на Iступени -8 классов, II ступени – 10 классов, III ступени 4 класса. Наполняемость...
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconРабочая программа по географии для 6 11 классов составила: учитель географии
Данные рабочие программы по географии (базовый уровень) реализуются на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconНа уроках пенье
Составила учитель начальных классов моу «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2» Сурикова Наталия Георгиевна
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconСколько всего детей в семье?
Материалы школьных олимпиад по математике, составила руководитель мо учителей начальных классов Кондрашина А. А
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconРабочая программа по биологии для 10, 11 классов на 2012/13 уч год...
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается...
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила учитель начальных классов Озёрской ср школы им. Д. Тарасова г. Озёрска Калининградской области
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconРабочая программа по учебному предмету «Ритмическая мозаика» для 3 классов Составила программу
Программа «Ритмическая мозаика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по четвертый класс в режиме...
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconПо предмету «Окружающий мир» для обучающихся 3-х классов Составила:...
Ноо, Программы Министерства образования и науки рф: ноо, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение...
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский...
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconАнализ государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов (2012/2013 учебный год
Сновное общее образование. Всем вручены аттестаты. Успеваемость составила 100%. Троим ученицам 9 классов вручены аттестаты особого...
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconПрограмма Занкова. Составила учитель начальных классов Пипия М. А
Цель урока: сформировать знания о периодичности изменений (смена времён года), о календарном, астрономическом и природном начале...
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconЗадания школьного тура олимпиады по экологии для 6-7 классов составила...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconРабочая программа по химии для 9 класса Составила Ганиева Лейсан Фаргатовна
Муниципальное образовательное учреждение Кубянская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconРабочая программа по английскому языку в 8 классе мбоу «Нижнеалькеевская сош»
Составила: Камальдинова Ф. М. учитель английского языка первой квалификационной категории
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconРабочая программа по химии для 8 класса. Составила Ганиева Лейсан Фаргатовна
Муниципальное образовательное учреждение Кубянская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по чтениюдля 5 классов составила iconРабочая программа по обществознанию в 8 «а, б, в, г»классах. Составила...
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск