Скачать 59.45 Kb.
|
Сценарий проблемно-эвристического урока ФИО: Хаязова Эльмира Миргазимовна Класс: 5 Тип урока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи» Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных. Задачи: образовательные
развивающие
воспитательные
Планируемые результаты: Предметные
УУД
Личностные
Технология: развитие критического мышления Методы работы:
Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная Оборудование: раздаточный дидактический материал (конверты со словами, листы с текстами, листы с пустой таблицей); фотография с кувшинками, учебник «Русский язык 5 класс», книга «Русский язык в таблицах» Структура урока
Ход урока:
Сегодня необычный урок. Я предлагаю вам стать исследователями. Скажите, кто такие исследователи? Что исследуют? Для чего? А что можно исследовать на уроке русского языка? ( Иссле́довать —значит искать новые знания. Исследование-изучение чего-либо.). Итак, мы начинаем! Работаем в группах, правила работы помните. II. Актуализация знаний. Работа с текстом. Кувшинки Русских преданиях кувшинки называют цветком русалок. Мифы Древней Греции повествуют том, кувшинку превратилась дочь всемогущего Зевса Нимфа. цветкам кувшинки можно определить время. Они раскрываются семь часов утра, закрываются точно пять часов вечера. Часто закрытом цветке остаются жуки. утром они перелетают другие цветки. Опыления цветок втягивается воду. Созревает плод, стенки его сгнивают, семена всплывают на поверхность начинают путешествовать. Кувшинка успешно размножается помощи корневищ. Загрязнения водоемов этих цветков становится все меньше. Прикамье они взяты охрану. -Прочитайте текст. О чём текст? - Все ли предложения вам понятны? Измените предложения так, чтобы был понятен их смысл. - Какие части речи вы использовали? (предлоги) - Сравните свой текст с текстом, который изменили ребята из другой школы. Кувшинки В русских преданиях кувшинки называют цветком русалок. А мифы Древней Греции повествуют о том, что в кувшинку превратились дочь всемогущего Зевса Нимфа. По цветкам кувшинки можно определить время. Они раскрываются в семь часов утра, а закрываются точно в пять часов вечера. Часто в закрытом цветке остаются жуки. Лишь утром они перелетают на другие цветки. После опыления цветок втягивается под воду. Когда созревает плод, стенки его сгнивают, семена всплывают на поверхность и начинают путешествовать. Кувшинка успешно размножается и при помощи корневищ. Но из-за загрязнения водоемов этих цветков становится все меньше. В Прикамье они взяты под охрану. - Какую часть речи они ещё использовали? (Союзы) - Ещё какую часть речи? (Слово «лишь») Это частица. - Подумайте, обсудите в группах, почему первый текст не совсем понятен? Сделайте вывод - Существуют части речи, которые самостоятельны, а есть части речи, которые помогают самостоятельным частям речи выражать мысли более понятно. - Распределите слова 2 го абзаца текста в 2 столбика. Цветкам по Кувшинки в Определить а Время на Они лишь Раскрываются Семь Часов Утра Закрываются… - Как вы распределили слова в столбики? Сделайте вывод. - Проверим себя по книге «Русский язык в таблицах» - Как называются части речи в 1 столбике? Во втором? (Самостоятельные, служебные) III. Формулирование темы и цели урока. -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Опираясь на тему, попробуйте сформулировать цель урока. Что должны узнать? Чему научиться? Цель урока: у знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным; научиться отличать их, употреблять в речи. IV. Изучение нового материала. - Прочитайте ещё раз слова 1го и 2 го столбиков, подумайте, обсудите в группе, чем они различаются? Сделайте вывод, его зафиксируйте в таблице. Вывод: К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, они имеют лексическое значение, к служебным нельзя задать вопрос, они не имеют лексического значения. Физкультминутка. - Продолжим наше исследование. Проведём эксперимент. - Попробуйте составить предложение только из слов 1го столбика и предложение только из слов 2 го столбика. Форму слов можно изменять. Запишите в тетради. По результатам эксперимента сделайте вывод. Продолжайте заполнять таблицу. Вывод. С самостоятельными частями речи можно составить предложение, а из одних служебных частей речи невозможно составить предложение. - Проведём ещё один эксперимент. Попробуйте составить предложение из слов и 1го столбика, и 2го столбика. Запишите в тетрадь. Сделайте вывод. Вывод. Предложение получилось более полным, ,интересным. - Проведите синтаксический разбор этого предложения. Какой вывод можно сделать? Запишите вывод в таблице. Вывод. Самостоятельные части речи являются членами предложения, служебные не являются. Теперь сделаем общий вывод по теме. Посмотрите ваши записи в таблице, сопоставьте свои выводы с учебником.
- Выберите в группе, кто будет представлять отчёт по исследованию. Один ученик из группы выступает с общим выводом по исследованию. V. Применение новых знаний в учебной деятельности. - Составьте предложение из слов в конверте, выполните синтаксический разбор составленного предложения. (Слова: кувшинки, нуждаются, бережное, отношение, защита, в, и. ) VI. Подведение итога урока. - Как вы думаете, мы добились цели, которую сами себе поставили? - Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? - Что мы можем сделать, чтобы кувшинок не становилось меньше? - Оцените свой уровень усвоения темы. - VII. Домашнее задание.1.Подготовьте связный рассказ по теме «Самостоятельные и служебные части речи» 2.Какое научное название кувшинки? Посмотрите в справочнике. VIII. Рефлексия. Продолжите одно из предложений… - Я научился… - Мне было интересно… - Мне было трудно… - Мне больше всего понравились задания… - На уроке я поработал(а) добросоветно и… Спасибо за работу! |
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи «Основная общеобразовательная школа №17 п. Михайловка Советского района» Ставропольского края | Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных;... | ||
Урок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи» Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку.... | Конспект урока по природоведению 5 класс тема : «Воздух» ... | ||
Конспект урока по русскому языку Класс: 4 «а» Тема: Части речи: самостоятельные,... Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... | Конспект урока Тип урока : изучение нового материала ... | ||
Конспект урока, (вкл.) Тип урока: комплексный урок (на уроке сочетаются... ... | Конспект урока альдегиды (Тема урока) фио (полностью) Чивкунова Елена Викторовна Тип урока: изучение нового материала с использование эор и самостоятельной деятельности обучающиеся | ||
Урок Тип урока: изучение нового материала. Тема урока Научить детей применять эти признаки для определения делимости без выполнения деления | Конспект открытого урока по английскому языку Дата: Время: Класс:... Повторение слов. На альбомном листе нарисован робот и даны карточки со словами «Части тела». Я говорю слово на русском, учащиеся... | ||
Урок 11-12 Цель урока ... | Исследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания.... Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
Урок 47. Тема: Служебные части речи М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план,... | Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: в результате изучения темы учащиеся должны по морфологическим признакам научиться различать служебные и самостоятельные... | Конспект урока информатики в 2 классе Дата: 13. 02. 2007 Класс: 2... Оборудование: компьютер, проектор, проигрыватель, карта острова сокровищ, наглядный материал |