Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год





Скачать 380.74 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
страница1/3
Дата публикации28.08.2014
Размер380.74 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Шишкинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Согласовано:

Директор школы__________/ Плесовских И.Г. Зам. директора по УВР

«_____»____________2013 год __________/ Кроо В.С.

«_____»___________2013 г


Рабочая программа по литературе

для 5 класса

на 2013/2014 учебный год

Рассмотрено на заседании составлена учителем

Методического совета школы Сафрыгиной Т.И.

Протокол №1 от 30 августа 2013 г.

Председатель МС________/ Кроо В.С.

с.Шишкина

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 5 классе:

1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Главной целью литературного образования в 5 классе является демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения – сюжет. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 5 класса – «Сюжет литературного произведения». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования, одновременно запланировано знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 5 часов.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5 – 11) под редакцией

Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011.

2.Развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Г. В. Цветкова. – Волгоград: «Учитель», 2011.

3. Учебник – хрестоматия по литературе для 5 класса под редакцией Т. Ф. Курдюмовой – М.: Дрофа, 2003.

4. Поурочные разработки по литературе для 5 класса. И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова – М.: Вако, 2007.

5. Методические рекомендации по литературе 5 класс. Т. Ф. Курдюмова – М.: Дрофа, 2002.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 5 класс. Т. С. Петрова. – М.: Московский лицей, 2002.

2. Уроки внеклассного чтения 5 – 9 классы. М. И. Картавцева. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

3. Литературные гостиные (тематические вечера для старшеклассников). Н. М. Скоркина – Волгоград: «Учитель – АСТ».

4. Нестандартные уроки литературы 5 – 7 классы. И. В. Булгакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

5. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Л. И. Косивцева – Волгоград: «Учитель», 2003.

6. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 7 класс. А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

7. Русская литература 19 – 20 веков. Сочинения. Н. В. Сечина. – М.: «Дрофа», 1997.

8. Литература (справочник школьника). – Москва, 1997.

9. Как написать сочинение? (справочник школьника). – Москва, 1997.

10. Тесты по литературе 5 – 8 класс. – М.: «Дрофа», 2000.

11.Репродукции картин по развитию речи (русский язык и литература) 5 – 7 класс. Л. М. Зельманова, Е. Н. Колокольцев. 1998 г.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование

репетитора по литературе (Кирилла и Мефодия).

Календарно- тематическое планирование по литературе 5 класс

68 часов (2 часа в неделю)


№ п/п

Тема урока

Кол. часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля

Дата проведения

план/факт

Происхождение и развитие литературы

1

Литература как искусство слова.

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Гуманистиче­ский, гражданский пафос Эпохи развития литерату­ры. Понятие о литератур­ном процессе. Знакомство с целями и задачами пред­мета, содержанием учеб­ника-хрестоматии; поня­тием о вымысле и художе­ственном творчестве, о пи­сателе и авторе, литера­турных жанрах.

Знать: роль литературы в

духовной жизни России. Уметь: использовать формы диалога в процессе обсужде­ния, стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, самостоятельно формулиро­вать их.

Беседа о читательских интересах пятиклассников.

Составление памятки «Правила для читающего».

4.09

Мифы народов мира (3 часа)

2/1

Мифы народов мира.

Календарные мифы. Масленица.


1

Миф как форма познания и эстетического освоения мира. Мифы разных времён и народов. Календарные мифы. Чтение главы «Масленица». Народные обычаи, связанные с календарными праздниками.

Знать: разнообразие
тематики мифов, их связь
с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем

Раскрытие понятий «миф», «мифология».

Работа над классификацией мифов.

Пересказ гл. «Масленица».


6.09

3/2

Мифы о сотворении мира. Славянский миф «Рождение мира».


1

Египетский миф о сотворении мира.

Чтение и комментирование мифа «Рождение мира».

Знать: мифы разных народов: чем миф отличается

от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа

Пересказ славянского мифа.

Рисование

иллюстраций к мифу с целью развития творческих способностей.



11.09

4/3

Древнегреческие мифы. Подвиги Геракла. «Золотые яблоки Гесперид».

1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Рассказ об одном из подвигов «Золотые яблоки Гесперид».

Знать: мифы разных народов, чем миф отличается от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа

Совершенствование навыков пересказа, умения анализировать и делать выводы.

13.09

Устное народное творчество ( фольклор) (8 часов)

5/1

Устное народное творчество (фольклор).

Былины.

1

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор.

Фольклористика.

Русский народный эпос- былины. Герои и события былин. Художественные особенности.

Знать: понятия «фольклор»,

«фольклористика».

Характерные черты фольклора – это устная форма, коллективность, народность, вариативность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, непосредственность контакта исполнителя (творца) и слушателя. Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Подготовка сообщения об одном из народных промыслов.

«Начало искусства слова – в фольклоре».

(М.Горький)

18.09

6/2

«Три поездки Ильи

Муромца». Илья Муромец как защитник родной земли.

1

Вопросы на повторение. Повторение понятия былина. Знакомство с особен­ностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию. Илья Муромец как защитник родной земли.

Нравственный выбор героя. Причины, по которым каждая из поездок оказалась удачной. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. Прозаический пересказ былины и его особенности.

Уметь: пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое, видеть отли­чие от сказки и мифа

Самостоятельная рабо­та

20.09

7/3

Русские народные сказки. Волшебная сказка

«Марья Моревна».


1

Русские народные сказки. Знакомство с волшебной сказкой «Марья Моревна».

Столкновение добра со злом. Ошибки героев, преодоление препятствий и победа героев.

Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.

Знать: виды сказок, жанровые особенности волшебной сказки: фантастичность, волшебство сюжета, необычность героев, невиданная обстановка происходящих событий, яркость и намеренная украшенность речи.

Беседа о волшебных сказках.
Составление плана:

1.Сказочный зачин. Представление героев.

2.Наказ родителей.

3.Сватовство к сёстрам:

а)сокола б)орла в)ворона.

25.09

8/4

Сказки народов мира.

«Путешествия Синдбада – морехода»- сказки об освоении незнакомого мира.


1

Арабские народные сказки «Тысяча и одна ночь».

Рассказ о царе Шахрияре.

Герой и его путешествие. Стремление Синдбада познать тайны далёких стран – причина его путешествий и приключений.

Знать: содержание рассказа, владеть навыками пересказа.

Обсуждение «Рассказа о седьмом путешествии Синдбада-морехода» по вопросам.

Краткий пересказ.

27.09

9/5

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки.

.

1

Вопросы на повторение. Обобщение знаний об из­вестных фольклорных жанрах, жанровых особен­ностях пословиц и погово­рок. Пословицы и поговорки – отличительная форма и роль в речи. Загадка как способ понять «науку вымысла».


Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности.

Работа с пословицами разных тематических групп.

Как «сделана» загадка – развитие умения отгадывать и сочинять загадки.

2.10

10/6

«Сказка-за­гадка». Анекдоты.

«Сказка- анекдот».

1

Анекдот.

Сказка-анекдот, её анализ как сказки и как анекдота.

Чтение по ролям.

Конкурс на лучшего рассказчика анекдотов.

4.10

11/7

Песни. Частушки.


1

Песня как форма словесно- музыкального искусства.

Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора – частушка. Причины популярности этих фольклорных жанров.

Проверка знаний литературоведческих терминов.

Творческая работа – сочинение частушки по заданному началу. Конкурс частушек с целью развития творческих способностей учащихся.

9.10

12/8

Народная дра­ма. Озорник Петрушка

1

Обобщение знаний об из­вестных фольклорных жанрах, жанровых особен­ностях народной драмы. Петрушка и другие герои пьесы. Острота столкновения Петрушки и его врагов. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора.

Знать: отличительные осо­бенности народной драмы; причины возникновения и цель создания, специфику произведения, предназначенного для сцены.

Уметь: исполнять пьесу в лицах.



Беседа, проблем­ные зада­ния

11.10

Литература 19 века (27 часов)

13/1

Русская классическая литература 19 века.

И. Крылов «Свинья под Дубом»

1

Понятие о басне. Знаком­ство с истоками басенного жанра, с языковым своеоб­разием басен И. Крылова. Обличение воинствующего невежества. Невежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под Дубом».

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Фрон­тальный опрос. Само­стоятель­ная рабо­та. Чтение наизусть.

16.10

14/2

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Му­жик»

1

Знаком­ство с истоками басенного жанра, с языковым своеоб­разием басен И. Крылова. Герои басен. Афоризмы из текста басен. Басня и её читатели.

Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басен.

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблем­ные зада­ния. Чтение наизусть.

18.10

15/3

А. С. Пушкин - великий рус­ский поэт. «Руслан и Людмила». Сюжет и ком­позиция поэмы.

1

Пополнение, уточнение знаний о биографии писа­теля. Совершенствование навыков выразительного чтения

Знать: о лицейских и детских годах жизни писателя; поэти­ческие средства художествен­ной выразительности, содер­жание; понимать идею поэмы «Руслан и Людмила». Уметь: определять роль про­лога в поэме «Руслан и Люд­мила»

Беседа, проблем­ные зада­ния

23.10

16/4

Образы Русла­на и Людмилы. Добрые и злые силы.

1

Образы Русла­на и Людмилы. Добрые и злые силы.

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблем­ные зада­ния

25.10

17/5

Р/р. Сочинение.

1

Формирование навыка на­писания сочинения на за­данную тему.

Знать: содержание прочи­танного произведения. Уметь: выбрать жанр сочи­нения, составить план, сфор­мулировать идею, подобрать цитатный материал, редакти­ровать написанное.

Моноло­гический ответ

6.11

18/6

Теория литературы.

Повествование. Описание. Рассуждение.



1

Типы речи.

Повествование, описание, рассуждение в литературном произведении.

Знать: основные теоретические понятия, связанные с сюжетом.- Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произве­дения и тип речи; формули­ровать идею, проблематику произведения.

Беседа, проблем­ные зада­ния

8.11

19/7

А. С. Пушкин. Лирика

«Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».

1

Знакомство с биографией

писателя. Совершенство-

вание навыков вырази-

тельного чтения. Анализ

творчества поэта по дан­ной тематике (слово учи­теля)

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа, проблемные задания. Чтение наизусть.

13.11

20/8

Р/р. Обучение анализу лирического стихотворения. «Зимнее утро», «Бесы».

1

Осознанное чтение и анализ различных стилей и жанров, проведение информа­ционно-смыслового анали­за текста лирического стихотворения.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Организация совместной учебной деятельности.

15.11

21/9

Теория литературы. Стихи и проза.

1

Понимание отличия про- заического и поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и на­строений. Своеобразие пе­редачи мыслей и чувств в прозе и стихах.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Фрон­тальный опрос. Само­стоятель­ная рабо­та.

20.11
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса 2013-2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 «Б» класса на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 «А» класса на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (2004г.), Федерального базисного учебного плана, программы по...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 8 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 11 классе общеобразовательной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск