Скачать 380.74 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шишкинская средняя общеобразовательная школа Утверждаю: Согласовано: Директор школы__________/ Плесовских И.Г. Зам. директора по УВР «_____»____________2013 год __________/ Кроо В.С. «_____»___________2013 г Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год Рассмотрено на заседании составлена учителем Методического совета школы Сафрыгиной Т.И. Протокол №1 от 30 августа 2013 г. Председатель МС________/ Кроо В.С. с.Шишкина 2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества. Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников. Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 5 классе: 1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции. 2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности. 3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. 4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. 5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи. 6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников. Главной целью литературного образования в 5 классе является демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения – сюжет. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 5 класса – «Сюжет литературного произведения». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования, одновременно запланировано знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними. Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 5 часов. Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту: 1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5 – 11) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011. 2.Развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Г. В. Цветкова. – Волгоград: «Учитель», 2011. 3. Учебник – хрестоматия по литературе для 5 класса под редакцией Т. Ф. Курдюмовой – М.: Дрофа, 2003. 4. Поурочные разработки по литературе для 5 класса. И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова – М.: Вако, 2007. 5. Методические рекомендации по литературе 5 класс. Т. Ф. Курдюмова – М.: Дрофа, 2002. Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы: 1. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 5 класс. Т. С. Петрова. – М.: Московский лицей, 2002. 2. Уроки внеклассного чтения 5 – 9 классы. М. И. Картавцева. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003. 3. Литературные гостиные (тематические вечера для старшеклассников). Н. М. Скоркина – Волгоград: «Учитель – АСТ». 4. Нестандартные уроки литературы 5 – 7 классы. И. В. Булгакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 5. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Л. И. Косивцева – Волгоград: «Учитель», 2003. 6. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 7 класс. А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. 7. Русская литература 19 – 20 веков. Сочинения. Н. В. Сечина. – М.: «Дрофа», 1997. 8. Литература (справочник школьника). – Москва, 1997. 9. Как написать сочинение? (справочник школьника). – Москва, 1997. 10. Тесты по литературе 5 – 8 класс. – М.: «Дрофа», 2000. 11.Репродукции картин по развитию речи (русский язык и литература) 5 – 7 класс. Л. М. Зельманова, Е. Н. Колокольцев. 1998 г. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование репетитора по литературе (Кирилла и Мефодия). Календарно- тематическое планирование по литературе 5 класс 68 часов (2 часа в неделю)
|
Рабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе | ||
Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»... | Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса 2013-2014 учебный год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» | Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С.... | Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С.... | ||
Рабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе | Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа по литературе для 8 «Б» класса на 2013 -2014 учебный год Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы | Рабочая программа по литературе для 5 «А» класса на 2013 -2014 учебный год Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2013 2014 учебный год Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (2004г.), Федерального базисного учебного плана, программы по... | Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2013-2014 учебный год Программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы | ||
Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год Программа предназначена для работы в 8 классе общеобразовательной школы | Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год Программа предназначена для работы в 11 классе общеобразовательной школы |