Принята на заседании педагогического Составлена на основе Федерального
совета государственного
Протокол от 28.08. 2013 № 3 компонента государственного
образовательного стандарта Утверждаю
Директор МОУ НОШ д.Курегово:
/Л.Ф.Дыгаева/ Рабочая программа
по предмет «Литературному чтение»
для обучающихся 3 класса
на 2013 – 2014 учебный год Составитель:Тимофеева Н.М.
учитель МОУ НОШ д.Курегово
первой квалификационной категории
2013 год
Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по УМК «Школа России»:
Литературное чтение. 3 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Р. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М. : Просвещение, 2009.
Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
http://www.km.ru
http:// km-school.ru/r9/index.asp
http://skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://nachalka.info/about
Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 102 часа в год. Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
– формирование эстетического отношения к искусству слова;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
– развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы:
– осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
– описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Тематическое планирование №
п/п
| Наиме- нование раздела программы
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовленности учащихся
| Вид конт- роля
| Элементы дополни- тельного содержания
| Домашнее
задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1
| Виды речевой деятельности
| Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси
| 1
| Комбинированный
| Произведения устного народного творчества
| Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.
Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
| Фронтальный, индивидуальный опрос
|
| Выразительное чтение
| 2
| Первопечатник Иван Федоров
| 1
| Изучение нового материала
| Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение
| Фронтальный, индивидуальный опрос
|
| Выразительное чтение
| 3
| Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки
| 1
| Комбинированный
|
| Выразительное чтение
| 4–5
| «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
| 2
| Урок с ис-пользованием ТСО
| Жанровое разнообразие предла- гаемых к изучению произведений: малые фольклорные
| Учащиеся должны уметь:
– определять тему и главную мысль произ- ведения;
| Фронтальный, индивидуаль-ный
|
| Выразительное чтение, пересказ*; пересказ, составление плана*
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 6–7
|
| «Иван-царевич
и Серый волк»
| 2
| Урок с ис-пользованием ТСО
| жанры, народная сказка; литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
| – пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
– делить текст на смысловые части; – составлять его простой план
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ*, составление плана*; выразительное чтение, пересказ, рисунок*
| 8–9
|
| «Сивка-Бурка»
| 2
| Комбинированный
| Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитан- ному. Пересказ текста
| Учащиеся должны уметь:
– читать осознанно текст;
– определять тему, главную мысль произведения;
– пересказывать текст
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ, рисунок*
| 10
| Обобщение. Устное народное творчество
| 1
| Комбинированный
|
| Фронтальный
|
| Ответы на вопросы раздела, с. 51–58
| 11
| Круг чтения и опыт читательской деятельности
| Ф. И. Тютчев.
«Весенняя гроза»
| 1
| Изучение нового материала
| Произведения выдающихся представителей русской литера- туры (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лер-
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Учащиеся должны знать/пони-
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение; чтение наизусть*
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 12
|
| А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка, из окошка…»
| 1
|
| монтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов,
Л. Н. Толстой, С. А. Есенин); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы (с учетом много-национального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками
| мать: – названия, основное содержание изученных лите- ратурных про- изведений;
– имена, фамилии их авторов
|
|
| Выразительное чтение; чтение наизусть
| 13
| А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой»
| 1
| Изучение нового материала
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
| 14
| И. С. Никитин. «Полно, степь моя…»
| 1
| Изучение нового материала
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
| 15
|
| И. С. Никитин. «Утро. Встреча зимы»
| 1
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, рисунок*
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 16
|
| И. З. Суриков. «Детство», «Зима»
| 1
| Изучение нового материала
| читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, чтение наизусть
| 17– 18
|
| Обобщение. Страницы рус-ской классики
| 2
| Комбинированный
|
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Ответы на вопросы, с. 78–80
| 19
|
| Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»
| 1
| Комбинированный
| Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию
| Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией
| Фронтальный, индивидуальный
| Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке
| Выразительное чтение, чтение наизусть*
| 20
| А. С. Пушкин. «За весной, красой природы»
| 1
| Изучение нового материала
| Восприятие на слух и понимание художественных произведений
| Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
| Фронтальный, индивидуальный
| Выразительное чтение, рисунок*
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 21– 22
|
| А. С. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер»
| 2
| Изучение нового материала
|
| жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, чтение наизусть*
| 23– 26
| А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»
| 4
| Комбинированный
| Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос
| Фронтальный, индивидуальный
| Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью
| Выразительное чтение, план*
| 27
| И. А. Крылов. «Мартышка и очки»
| 1
| Урок
с ис-пользованием ТСО
| Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудито- рией
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
| Индивидуальный
|
| Выразительное чтение по ролям, наизусть*
| 28
|
| И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна»
| 1
| Изучение нового материала
| Индивидуальный
|
| Выразительное чтение по ролям, наизусть
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 29
|
| И. А. Крылов.
«Ворона и Лисица»
| 1
| Урок
с ис-пользованием ТСО
| Чтение наизусть
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть
| Индивидуальный
|
| Выразительное чтение по ролям, наизусть
| 30
| М. Ю. Лермонтов. «Утес», «Горные вершины...»
| 1
| Изучение нового материала
| Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
| 31– 32
| А. Н. Толстой. «Акула», «Прыжок»
| 2
| Изучение нового материала
| Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
| Учащиеся должны уметь: – читать осознанно текст худо- жественного произведения «про себя» (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст;
| Фронтальный, индивидуальный
| Характер героя, его поступки и мотивы
| Выразительное чтение, пересказ
| 33
| Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»
| 1
| изучениематериал
| нового
| Фронтальный, индиви-
|
| Выразительное чтение, пересказ
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
|
| Выражение личного
отношения к прослушанному (прочитан- ному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста
| – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
| дуальный
|
|
| 34
| Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве»
| 1
| Изучение нового материала
| Фронтальный, индивидуальный
|
|
| 35
| Обобщение.
Л. Н. Толстой
| 1
| Обобщающий урок
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Ответы на вопросы, с. 163
| 36
| Обобщение. Великие русские писатели
| 1
| Обобщающий урок
|
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Ответы на вопросы, с. 164–167
| 37
| Говорение
| Н. А. Некрасов. «Славная осень»
| 1
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов,
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, рисунок*
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 38
|
| Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»
| 1
| Комбинированный
| выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией
(с предварительной самостоятельной подготовкой)
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
| 39
| К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»
| 1
| Изучение нового материала
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
| 40
| И. А. Бунин. «Детство»
| 1
| Комбинированный
|
| Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитан- ного.
Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
| 41
| И. А. Бунин. «Полевые цветы»
| 1
| Комбинированный
|
|
| Выразительное чтение
| 42
| Обобщение. Поэтическая тетрадь
| 1
| Обобщающий урок
| Отзыв о понравившемся произведении
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Ответы на вопросы, с. 178
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 43
|
| Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки»
| 1
| Комбинированный
| Участие в диалоге при обсуждении произведения
| Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ
| 44– 45
| В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
| 2
| Изучение нового материала
|
| Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;
– имена, фамилии
их авторов. Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
– оценивать события, героев произведения;
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, составление плана, пересказ
| 46
| В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
| 1
| Изучение нового материала
| Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
| Фронтальный
|
| Выразительное чтение, чтение по ролям
| 47
| В. Ф. Одоевский. Обобщение
| 1
| Обобщающий урок
| Фронтальный
|
| Ответы на вопросы
| 48
|
| Обобщение. Литературные сказки
| 1
| Обобщающий урок
| Фронтальный
|
| Ответы на вопросы, с. 209
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
|
|
| – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные
|
|
|
| 49– 50
| Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение
| Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой.
М. Горький
(А. М. Пешков). «Случай с Евсейкой»
| 2
| Изучение нового материала
| Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг
| Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содер- жание изученных литературных произведений, их авторов.
Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ
| 51– 52
| К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
| 2
| Изучение нового материала
|
| Выразительное чтение, пересказ, рисунок*
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 53– 54
|
| А. И. Куприн. «Слон»
| 2
| Изучение нового материала
| Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыс- ления или полу- чения ответа на поставленный вопрос
| – оценивать события, героев произведения
| Фронтальный, индивидуальный
| Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью
| Выразительное чтение, составление плана, пересказ
| 55
| Обобщение. Были-небылицы
| 1
| Обобщающий урок
| Фронтальный
| Ответы на вопросы, с. 42–43
| 56
| Внеклассное чтение. Книги А. Митяева об армии и ее героях.
Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?»
| 1
| Изучение нового материала
| Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений
| Учащиеся должны уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; – читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соот- ветствующую интонацию
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
| 57
| Саша Черный. «Воробей», «Слон»
| 1
| Изучение нового материала
|
| Выразительное чтение, рисунок*
| 58
| А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
| 1
| Изучение нового материала
|
| Выразительное чтение, рисунок*
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 59
|
| С. А. Есенин. «Черемуха»
| 1
| Изучение нового материала
| Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы,
с. 56
| 60
| Внеклассное чтение. «Мама и мы». М. М. Пришвин. «Моя Родина»
| 1
| Изучение нового материала
| Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ*
| 61– 62
| И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
| 2
| Изучение нового материала
| Выражение лич- ного отношения к прослушан- ному (прочитан- ному), аргументация своей позиции с привлечением текста произ- ведения
| Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, творческий пересказ*
| 63
| В. И. Белов. «Еще про Мальку»
| 1
| Изучение нового материала
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ, составление плана*
| |