«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности»





Скачать 399.35 Kb.
Название«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности»
страница1/4
Дата публикации03.09.2014
Размер399.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 п.Прикалаусский Гореловой Виктории Викторовны

Тема. «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности».



п.Прикалаусский, 2014 г.Содержание



Введение

3



Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация

6



Основные понятия психологии творчества

15



Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

22



Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

27



Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

37



Заключение

50



Библиографический список использованной литературы







  1. Актуальность.

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению».

Я.А.Коменский

Что такое творчество? Прежде всего, это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Но потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в человеке, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью.

Главной задачей образования становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Целью образования на современном этапе развития в соответствии с требованиями общества является воспитание и обучение конкурентоспособной личности. Для решения ряда проблем необходимо нестандартное, абстрактное, порой оригинальное мышление. В связи с этим нужна молодежь новой формации – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, стремлении к новому.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» - это та тема, над которой я работаю. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыследеятельности.

Идея моего опыта такова: пробудить потребность обучающихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут способствовать успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.

Личностно-ориентированный подход в обучении, который обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей, способностей предполагает развитие творческих способностей учащихся.

Цель моей деятельности – создание педагогических условий для развития творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации.

Задачи:

  • Обосновать необходимость развития творческих способностей обучающихся в современных условиях.

  • Выявить возможности обучающихся сельской малокомплектной школы к развитию творческих способностей.

  • Создать систему форм, методов и приёмов работы по развитию у обучающихся творческих способностей.

  • Расширить образовательное пространство обучающихся с целью самовыражения и приобретения ими опыта общения.

  • Провести диагностику и анализ результатов развития творческих способностей обучающихся.

К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы.

Одна из важнейших задач уроков русского языка и литературы -

совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Но на практике мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден; учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями и т.д.

Не менее важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Но наблюдения показывают, что зачастую даже учащиеся старших классов не умеют самостоятельно анализировать художественное произведение, размышлять над прочитанным; их впечатления поверхностны, они не могут выявить авторскую позицию, выразить свое мнение, свое отношение к героям.

Третья важная задача, стоящая перед преподавателями русского языка и литературы, - научить детей писать сочинения различных видов и жанров. Выпускные экзамены в 9 и 11 классах направлены на проверку этого умения: изложение и сочинение в 9 классе, сочинение-рассуждение в ЕГЭ.

Но практика показывает, что учащиеся вместо кропотливой, вдумчивой работы над собственным произведением предпочитают списывать из сборников «золотых» сочинений, а те сочинения, которые написаны учащимися самостоятельно, в большинстве своем однотипны, не отличаются оригинальностью, не демонстрируют интереса ученика к данной работе.

  1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у школьников на уроках русского языка и литературы.

Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребенком, имеет важное значение – через нее ребенок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом значение творчества для формирования личности.

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий.

Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению понятий. цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в образовательном процессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве я использую различные формы урочной и внеурочной работы, стремлюсь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и умения. При этом мои уроки отличаются разнообразием деятельности, способами работы. Это и побуждает детей к творческой активности.

В своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно-ориентированного обучения,  здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии,  использую идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества.

Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, в коммуникативной  активности, стабильности результатов обучения. Мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах.

По своей сущности данный подход противостоит традиционной модели обучения и воспитания. В его основе лежат следующие идеи:

  • новый взгляд на личность как на цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

  • гуманизация и демократизация педагогических отношений;

  • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

  • формирование положительной Я-концепции.

Дело в том, что дети отвергают ненужные, чуждые, неинтересные им знания. Из страха перед оценкой, из уважения к учителю они, конечно, могут послушать, выучить, сдать, а потом - сразу же забыть. Причем если внеличностные знания, полученные на других предметах, просто бесполезны, литературе они наносят непоправимый вред, так как, внушая нелюбовь к предмету, закрывают для ребят важнейший источник духовной радости.

Именно поэтому так остро стоит проблема, связанная с сочинениями. Если тема неинтересна, если она не стала своей, ребенок не будет высказываться – ни устно, ни письменно.

Определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы позволяет индивидуальная и коллективная творческая деятельность. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «я».

О необходимости развития творческих способностей ребенка, о творческих работах как способе самовыражения говорили многие ученые, методисты, педагоги-практики. Так, еще в начале XX века ученый-психолог Л.С.Выготский высказал свои представления о воображении и творчестве, которые не потеряли актуальности и практической ценности до сегодняшнего дня. Одна из главных идей Л.С.Выготского связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности. Он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды. «Именно творческая деятельность, - писал ученый, - делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Ученый считал, что вопрос о развитии творческих способностей у детей, о значении творческих работ для общего развития и созревания ребенка является одним из самых важных вопросов. Причем замечал, что из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Он писал, что именно в подростковом возрасте «наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения… является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так как у него в эту пору создается свой, внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме – в стихах, рассказах, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей».

Известный педагог и методист М.А.Рыбникова объясняла значимость творческих работ тем, что «с их помощью мы учим ребят жить… учим… видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей… с помощью этих работ мы помогаем учащимся осознавать самих себя».

Педагоги-словесники Н.Р.Бершадская и В.З.Халимова считали, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. При этом не ставили перед собой цели сделать своих учеников писателями: «Мы просто учим на уроках литературы образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей».

Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

  1. Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

    1. Творческая деятельность на уроках литертуры.

Задания, используемые мною на обычных уроках литературы, способствующие формированию и развитию творческих способностей:

Литературно-творческие задания. Под этим понятием понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки).

Например, в 7 классе при изучении темы «Поучение Владимира Мономаха» давала учащимся задание такого содержания: «В «Поучении» Владимира Мономаха приведены примеры из жизни, оживляющие его рассуждения и подтверждающие его мысли. Напишите свой небольшой поучительный рассказ, включающий описание ситуации и наставления, как следует вести себя в каком-либо случае».

Творческие сочинения. К творческим сочинениям я отношу:

- домысливание сюжетной линии произведения (Что случилось в городе N после приезда настоящего ревизора?)

- домысливание дальнейшей судьбы героев (Как сложилась дальнейшая судьба Онегина? Раскольникова?... и т.д.)

- домысливание «пропущенного» эпизода в тексте. (Летние встречи Юшки со своей дочерью.) (По рассказу А.П.Платонова «Юшка»).

- дневник литературного героя (Страницы из дневника Печорина, Татьяны Лариной).

- письмо от имени литературного героя (Письмо Кулигина Борису. (По драме Н.А.Островского «Гроза»).

- речь в защиту или обвинения героя, например, Родиона Раскольникова.

- «перемещение» героев в другие временные рамки и обстоятельства («Тринадцатый подвиг Геракла в наше время», «Встреча Толстого и Тонкого в наши дни»).

- воображаемая встреча с литературным героем (О чем бы я хотел расспросить Чацкого, Базарова и т.д.)

К заданиям, развивающим творческого интерпретатора литературных произведений, отношу:

- самостоятельный анализ эпизода, главы или явления;

- самостоятельная или по заранее данным вопросам интерпретация лирических произведений;

- сравнение произведений на одну тему;

- сочинение-эссе;

- отзыв;

- рецензия;

- реферат;

- устное сообщение (доклад);

- предисловие или послесловие к книге;

- аннотация;

- статья литературно-критического характера, например, «Идея Родиона Раскольникова и ее крушение» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

- статья теоретико-литературного характера, например: «Гротеск в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина».

Задания, развивающие творческого читателя. К числу таких заданий отношу:

- устное словесное рисование;

- создание киносценария по одному из эпизодов произведения;

- инсценирование;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- творческие пересказы;

- иллюстрирование.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий....
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconН. В. Гоголь «Творческая личность», «творческий подход», «творческие...
Развитие творческих способностей на традиционных уроках русского языка и литературы и на уроках с использованием элементов педагогических...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в аспекте развивающего обучения
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconТема: «Создание условий для самореализации личности обучающихся на...
Тема: Создание условий для самореализации личности обучающихся на уроках русского языка и литературы
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconИсследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе
Из опыта работы Анищенковой Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconРайонный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы
«Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» icon«Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы» I. Введение
Целью моей работы является: Развивать творческие способности учащихся; Создать условия для реализации личности ребенка
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы...
...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии деятельностного метода...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск