Скачать 90.27 Kb.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МЕТОДИКЕ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ специальность: 050708 Педагогика и методика начального образования квалификация – учитель начальных классов сокращённый срок обучения (на базе среднего профессионального образования) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ОГУ на факультет «Документоведения и педагогического образования», и составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 05 07 08 - «Педагогика и методика начального образования». Русский язык в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших языковых понятий, овладевают умениями и навыками в области речи, чтения и письма, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение родного языка и литературы: они открывают школьникам дорогу в мир человеческих отношений, науки и искусства, обогащают духовный мир ребенка. Современный учитель должен быть хорошо образован: владеть нормой литературного языка, хорошо знать содержание и систему работы по русскому языку в начальных классах (программу), воспитательные возможности предмета русский язык; знать основные методические приемы учебной работы и уметь применять их. Он должен быть хорошим воспитателем, способным раскрыть перед школьниками богатство и красоту родного языка, являющегося средством развития логического мышления учащихся, средством приобщения к сокровищам русской и мировой культуры; научить детей владеть речью. ТРЕБОВАНИЯ по русскому языку и методике преподавания русского языка и литературы для абитуриентов, поступающих в ОГУ на факультет «Документоведения и педагогического образования» после окончания педагогических колледжей (училищ). Вступительный экзамен по русскому языку ставит своей целью проверить как теоретическую подготовку абитуриентов по всем разделам курсов русского языка и методики преподавания русского языка и литературы в объеме программы для педагогических училищ, так и навыки практического анализа и комментирования конкретных языковых фактов. Экзаменационные билеты включают один теоретический вопрос по методике преподавания русского языка и литературы и практическую часть по русскому языку. Абитуриент должен знать и уметь: - транскрибировать текст; - делить слова на слоги в соответствии с особенностями слогоделения в современном русском языке и давать характеристику слогу; - характеризовать гласные и согласные звуки; - отмечать звуковые процессы в области гласных и согласных звуков и характеризовать эти процессы; - находить исторические чередования гласных и согласных звуков; - знать, в чем проявляется слоговой принцип русской графики; - различать основные и второстепенные значения букв, однозначные и двузначные буквы; - знать принципы русской орфографии; - отличать многозначные слова от однозначных; - подбирать омонимы, синонимы, антонимы к словам; - анализировать лексику с точки зрения ее происхождения, сферы употребления, активного и пассивного запаса, функционально-стилистической; - знать цели и задачи морфемного и словообразовательного анализа; - владеть навыками морфологического и синтаксического разбора. Выпускник педколледжа должен уметь: Разбираться в содержании и требованиях программ по русскому языку (не менее трех важнейших, одобренных Министерством образования РФ) и других руководящих документов, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников, азбук и букваря, литературных хрестоматий, книг для чтения, учебников русского языка), в структуре и замысле учебных пособий для учащихся; правильно реализовать требования программы, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по русскому языку (детские книги и дополнительные тексты для обучения чтении, письму, упражнения по орфографии, словари, тексты для диктантов и грамматического разбора, для изложения и пересказа, тематику и материал для сочинений и пр.), обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать учащимся образцы чтения и читательской деятельности, письма, речи, обеспечивать целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на уроках). Обеспечивать практическую реализацию воспитательных возможностей предмета русский язык» в системе работы с учащимися. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса русского языка, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе. Изучать уровень языковых знаний, умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок учащихся, организовать работу над их устранением и предупреждением. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Фонетика как особый раздел науки о языке. Звуки речи. Образование звуков речи. Звуки гласные и согласные. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор. Слог. Правила слогоделения. Типы слогов. Соотношение слогоделения с переносом слов и его морфемным членением. Ударение. Особенности русского словесного ударения. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в его современном виде. 2. Графика. Состав русского алфавита. Буквы и звуки. Обозначения мягкости согласных. Обозначения [J] на письме. Слоговой принцип русской графики. Методика изучения основ фонетики и графики, звуко-буквенный анализ слов. 3. Понятие об орфографии. Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные (исторические) и дифференцирующие написания. Орфографическое правило в начальных классах. Узкое и широкое толкование понятия орфографического правила. Виды орфографических правил. Методика работы над орфографическим правилом. Орфографические упражнения. 4. Понятие о лексикологии. Лексическое и грамматическое значение слова. Прямое и переносное значение. Омонимы. Разграничение омонимии и полисемии (многозначности). Синонимы. Антонимы. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Лексика литературного языка и внелитературная лексика. Профессионализмы и терминологическая лексика. Диалектизмы. Жаргонизмы. Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Устаревшие слова: архаизмы, историзмы. Новые слова: неологизмы и окказионализмы. Словарно-стилистическая работа на уроках чтения. Работа над словом, изобразительно-выразительными средствами языка. 5. Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем: корень и аффиксы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, окончания, постфиксы). Словообразующие и формообразующие морфемы. Понятие о нулевой морфеме. Основа слова. Непроизводная и производная основа. Производящая основа. Основные способы словообразования в русском языке. Морфологическое образование как основной тип образования новых слов. Неморфологические способы словообразования Методика изучения морфемного состава слова и словообразования. Разборы слов по составу в начальных классах. 6. Категория рода имен существительных и способы ее выражения. Род у несклоняемых существительных и сложносокращенных слов. Существительные общего рода. Категория числа имен существительных и способы ее выражения. Существительные, употребляющиеся в форме только единственного или форме только множественного числа. Основные типы склонения имен существительных. Разносклоняемые существительные. Склонение существительных по типу прилагательных. Несклоняемые имена существительные. Обоснование системы изучения имен существительных в 1-4 классах. Задачи и содержание работы на каждом этапе обучения 7. Имя прилагательное как часть речи. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Полные и краткие прилагательные, их значение, морфологические признаки и синтаксические функции. Степени сравнения прилагательных, их значение, синтаксические функции. Способы образования степеней сравнения. Методика изучения имен прилагательных в начальных классах, задачи изучения темы. Содержание и последовательность работы по классам. 8. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование, синтаксическая роль. Две формообразующие основы глагола. Категория времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Значение и образование форм времени. Связь категории времени с категорией вида. Категория наклонения: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное. Значение, образование и употребление форм сослагательного и повелительного наклонения. Связь категории наклонения с категорией времени. Спряжение глаголов. 1 и 2 спряжение. Разноспрягаемые глаголы. Архаичное спряжение. Методика изучения глагола. Понятие о грамматическом значении глагола, о временных формах и спряжении. 9. Словосочетание как синтаксическая единица. Подчинительные словосочетания. Главное и зависимое слова в словосочетании. Классификация словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксические отношения в словосочетании. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Сочетания слов с сочинительной связью. Качества полноценного навыка чтения и методика формирования полноценного навыка чтения. 10. Классификация простых предложений: членимые и нечленимые, двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, осложненные и неосложненные, по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Понятие о сложном предложении. Классификация сложных предложений: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. Методика работы над синтаксисом и пунктуацией в начальной школе. ЛИТЕРАТУРА по русскому языку ОСНОВНАЯ 1. Земский A.M., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2-х частях. Под ред. В.В. Виноградова. - М.,1987 (и последующие издания). 2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. Под ред. Н.М.Шанского.- М., 1987. 3. Греков В.Ф., Крючков С.Е.., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах (любое издание). 4. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 1996. 5. Лидман-Орлова К.Г., Пичугов Н.С. Пособие для подготовки к экзаменам. - М.,1997. 6. Малащенко В.П., Малащенко Т.В. Учебное пособие по русскому языку для студентов педколледжей, старшеклассников школ гуманитарного профиля. Ростов-на-Дону, 1997. 7. Мусатов В.Н. Пособие по русскому языку для абитуриентов, поступающих в ОГУ на факультет «Педагогики и методики начального обучения» (На базе среднего профессионального образования). - Орел, 2002. 8. Мусатов В.Н. Фонетическая транскрипция. – Орел, 2002. 9. Мусатов В.Н. Русский язык. – Орел, 2005. 10. Школьные учебники. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М., 1979. 2. Виноградов В.В. Русский язык (любое издание). 3. Калинин А.В. Лексика русского языка (любое издание). 4. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. - М., 1975. ЛИТЕРАТУРА по методике преподавания русского языка и литературы ОСНОВНАЯ
3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. (Любое издание) 4. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1997. 5. Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. Автор-составитель М.Р.Львов. – М., 1996. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. – М., 1999. 2. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М., 2001. 3. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. – Спб., 1998. |
Программа по сравнительной политологии пояснительная записка Примерная программа предназначена для подготовки к экзамену по основам политологии для абитуриентов, поступающих в магистратуры по... | Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для поступающих... «Филология»; особенности внедрения компетентностного подхода; специфика использования информационно-компьютерных технологий в преподавании... | ||
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Математика» Программа предназначена для самостоятельной подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по математике поступающих на очную... | Программа вступительных испытаний по обществознанию для поступающих... Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в гоу впо агту в 2010 год. Абитуриент, сдающий экзамен по обществознанию, должен... | ||
Программа по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих... Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством... | Программа вступительного испытания «Творческий экзамен» Программа предназначена для абитуриентов, окончивших оу и учреждения среднего или высшего профессионального образования и поступающих... | ||
Программа проведения вступительного испытания по обществознанию для бакалавриата Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в фгбоу впо «чгпу» (бакалавриат). Экзаменационные задания по обществознанию... | Программа утверждена Приемной комиссией скгии программа вступительного... Охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях | ||
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 11 класса... Программа предназначена для изучения литературы в 11 классе на базовом уровне и составлена из расчёта 3 часа в неделю (102ч.) | Программа и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования... Программа и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный... | ||
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биология» Данная программа вступительного испытания по биологии предназначена для абитуриентов, поступающих в Институт международного права,... | Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для изучения... Программа предназначена для изучения курса «Основы медицинских знаний» с основами анатомии, физиологии и гигиены в 9 классе средней... | ||
Пояснительная записка Программа предназначена для поступающих в аспирантуру... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00.... | Пояснительная записка Программа предназначена для поступающих в аспирантуру... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00.... | ||
I. «Один из четырех» Вступительное тестирование по биологии для абитуриентов, поступающих в 8-ой класс | Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для подготовки... Программа предназначена для подготовки рабочих по профессии 32. 4 «Повар, кондитер» в учебных учреждениях |