1. Пояснительная записка Программа по русскому языку составлена
-с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),
-с учетом требований Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
-Основной общеобразовательной программы МБОУ «Шибылгинская СОШ», утверждённой приказом директора школы от 30 августа 2013 года № 84, - учебника для 1 класса чувашской школы «Азбука» (М.КВолков. Азбука. Чебоксары: Чувашское книжное издательство. 2009).
В соответствии с требованиями стандарта второго поколения начального общего образования, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В то же время нельзя умалять значения предметных знаний. На предметном содержании при применении соответствующих технологий формируется учебная, коммуникативная, информационная грамотность. Русский язык следует отнести к тем предметам, на материале которого можно формировать и умение учиться, и умение общаться, и работать над качеством чтения. Цель данной программы: обучение непринужденной устной речи, чтению и письму.
Задачи:
- формировать умения слушания, говорения, чтения, письма, необходимые для общения в семейно – бытовой и учебной сферах;
- формировать первоначальное представление о системе русского (неродного) языка, обеспечить овладение практическими умениями и навыками;
- формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся на русском (неродном) языке;
- развивать речь в период устного курса и обучения грамоте, способствовать усвоению норм русского литературного языка;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации. В основу обучения положены следующие принципы:
принцип коммуникативно – деятельностного подхода (обеспечение активной речевой деятельности через учебный процесс; от речи к языку);
практическая направленность (содействие формированию и развитию речевых умений);
- учёт специфики родного языка обучаемых; (изучение структуры двух языков (чувашского и русского) поможет предвидеть появление в речи билингва отклонений от норм русского языка);
принцип цикличности (этапность и концентричность в подаче учебного материала);
преемственность и перспективность.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 – 10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. 2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Обучение порождению непринужденной устной речи — главная задача уроков русского языка. Именно владение устной речью позволит детям в последующих классах понимать рассказы и объяснения учителя при изучении основ наук на русском языке и свободно выражать свои мысли на неродном языке.
В курсе русского языка для 1 класса школы с родным (нерусским) языком обучения Чувашской Республики выделяются следующие 2 этапа:
I этап – первое полугодие первого класса – устный курс;
II этап – обучение грамоте и совершенствование речевых способностей – со второго полугодия первого класса по конец первого учебного года.
В период предварительного устного курса закрепляются первичные умения учащихся в области устной речи, приобретенные в детских садах, совершенствуются умения слушания, понимания и говорения на основе новых речевых ситуаций и организуется подготовка детей к обучению русской грамоте.
Уроки обучения грамоте носят интегрированный характер: они включают и обучение чтению, и отработку каллиграфических навыков.
В процессе изучения данного предмета у учащихся 1 класса на первом этапе ведущими являются воспитательно-образовательные задачи, связанные с формированием у учащихся положительной мотивации к изучению русского (неродного) языка, создание исходной базы для развития речевых способностей учащихся. В предварительном устном курсе происходит закрепление и развитие умений и навыков устной речи, приобретенных в дошкольный период; выработка первичных умений аудирования, говорения; обогащение лексического запаса учащихся, активизация в речи учащихся наиболее употребительных грамматических форм и слов; формирование навыков построения и употребления в устной речи предложений на основе речевых образцов и выработка умений выражать свои мысли в связной форме.
На втором этапе главной задачей является осознание способов обозначения фонем в русской графике сравнительно с графикой родного языка: усвоение слогового принципа русской графики, овладение правилами чтения русских слов. В период обучения грамоте продолжается начатая на разговорных уроках работа по развитию навыков устной речи и закладываются первоначальные навыки чтения и письма.
В процессе изучения данного предмета дети
- осознают процесс, формы и способы общения;
- ознакомятся с основными языковыми моделями;
- систематизируют знания о звуках, и их характеристиках, знания о буквах;
- формируют навык осознанного чтения;
- учатся писать слова и предложения;
- ознакомятся со словом и предложением как единицами языка и речи;
- ознакомятся с первыми правилами правописания;
- начинают понимать прочитанный текст, составлять небольшие рассказы повествовательного характера.
3. Место предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с образовательным учебным планом для образовательных учреждений Чувашской Республики в школах с родным (нерусским) языком обучения в 1 классе на изучение русского языка выделяется 3 часа. За год уроки русского языка составляют 99 ч. Курс русского языка в 1 классе включает следующие этапы: устный курс – 45 часов, обучение грамоте - 54 часа. 4. Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Русский язык» Уроки русского языка призваны заложить основы работы над качеством чтения и понимания прочитанного:
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты).
осознанно читать с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое, осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
передавать собеседнику (партнеру) важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;
использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы по учебному предмету «Русский язык»
Содержание предметов “русский язык” в 1 классе предоставляет возможность работы с учащимися над развитием следующих универсальных учебных действий:
личностных:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способности к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности. Метапредметных.
Регулятивных:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательных:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текста;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Коммуникативных:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты
Устный курс – 45 часов
К концу устного курса ученик научится:
- воспринимать на слух тематически ограниченную речь, а в ее составе звуки, слова и предложения на русском языке;
- правильно произносить звуки речи, их сочетания и слова в составе предложения и в связной речи;
- правильно интонировать предложения различных типов;
- использовать основные грамматические формы и минимум слов активного запаса;
- говорить по-русски на знакомые темы;
- отвечать на вопросы по картинам знакомого содержания, прослушанным и прочитанным текстом в объеме изученных слов;
- рассказывать 3-4 предложениями по картинам на знакомые темы, употребляя до 20 слов в тексте, вести несложный разговор по знакомым ситуациям;
- читать наизусть 5-6 стихотворений из 2-4 строф.
Обучение грамоте и развитие связной речи – 54 ч.
К концу обучения в первом классе ученик научится:
- бегло читать продуктивными способами;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- находить ответы на заданные вопросы в тексте;
- находить заданные слова и их грамматические конструкции;
- знать начертание всех (прописных) заглавных и строчных букв русского алфавита, способов их соединения;
- списывать без ошибок рукописные и печатные тексты небольшого объема (10 слов);
- писать со слуха слова, не содержащие орфографических трудностей (5-15 слов);
- составлять звуковые схемы этих слов;
- схематически обозначать текст из 3-4 предложений с указанием заглавных букв, количество слов и конца предложения. 6. Содержание учебного предмета «Русский язык» Распределение часов русского языка в 1 классе чувашской школы в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования следующее:
Устный курс – 45 часов
Обучение грамоте и развитие связной речи – 54 ч.
Предварительный устный курс
Условием успешного речевого развития школьника — умения составлять диалог, монолог в виде текста-повествования, описания, рассуждения — является создание атмосферы свободного и интересного общения, где учитель и ученик выступают в качестве равноправных участников разговора. Для создания атмосферы ситуативного общения предлагаются следующие разговорные темы:
Знакомство. Моя фамилия. Имя. Отчество.
Дом. Семья. Предметы быта. Занятия родителей. Помогаем старшим.
Школа. Класс. Учебные предметы. Мы учимся.
Игрушки. Игры и забавы детей.
Овощи. Фрукты. Огород. Сад.
Домашние и дикие животные и птицы. Уход за животными.
Посуда. Продукты питания. За обеденным столом. Правила самообслуживания.
Одежда. Обувь.
Деревня. Село. Город. Транспорт.
Лес. Поле. Улица. Двор.
Времена года. День и ночь.
Профессии. Труд взрослых и детей. Уборка урожая.
Человек. Части тела. Личная гигиена. Режим дня. Личные вещи.
В доме. На улице. В магазине. Правила поведения и речевого этикета.
Наши праздники.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу устного курса К концу устного курса учащиеся должны уметь:
– воспринимать на слух тематически ограниченную речь, а в ее составе звуки, слова и предложения на русском языке;
– правильно произносить звуки речи, их сочетания и слова в составе предложения и в связной речи;
– правильно интонировать предложения различных типов;
– овладеть основными грамматическими формами и необходимым словарным запасом;
– говорить по-русски на знакомые темы;
– отвечать на вопросы по картинам знакомого содержания, прослушанным и прочитанным текстам в объеме изученных слов и грамматических конструкций;
– рассказывать 3—4 предложениями по картинам на знакомые темы, употребляя до 20 слов в тексте, вести несложный разговор (задавать вопросы, отвечать на них) по знакомым ситуациям;
- читать наизусть 5—6 стихотворений из 2—4 строф. В обучении грамоте выделяются следующие направления:
знакомство с основными единицами языка русского языка и их местом в системе языка;
формирование механизма плавного правильного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целым словом;
совершенствование техники чтения вслух; освоение разных видов чтения: с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания текста;
освоение учащимися графической системы русского языка и формирование каллиграфических навыков;
Обучение чтению и письму происходит дифференцированно, в то же время параллельно как независимые друг от друга действия, имеющие единую звуковую основу, но требующие различных психических операций.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу букварного периода
Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.
Учащиеся узнают:
− все буквы русского алфавита;
− основные отличия русских звуков и букв;
− признаки гласных и согласных звуков.
Учащиеся получат возможность научиться:
− выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
− бегло читать продуктивными способами (плавное слоговое, слоговое с целостным прочтением отдельных слов, целыми словами и группами слов);
− отвечать на вопросы по прочитанному;
− находить ответы на заданные вопросы в тексте;
− находить заданные слова и их грамматические конструкции;
− знать начертания всех (прописных) заглавных и строчных букв русского алфавита, способов их соединения;
− списывать без ошибок рукописные и печатные тексты небольшого объема;
− проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и мягкого знака (ь), находить ударный слог в слове;
− составлять звуковые схемы этих слов;
− писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;
− употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;
− грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 12-15 слов;
− схематически обозначать текст из 3−4 предложений с указанием (прописных) заглавных букв, количества слов и конца предложения;
− самостоятельно составлять и записывать тексты из 2-3 предложений по опорным словам на определённую тему.
Чистописание
Закрепление гигиенических и технических навыков письма, усвоенных в процессе обучения грамоте. Совершенствование письма строчных и заглавных букв русского алфавита. Отработка умения правильно соединять буквы, используя разные виды соединения. Списывание слов, предложений и небольших текстов с рукописного текста. Письмо отдельных слов и предложений под диктовку.
|