Скачать 38.29 Kb.
|
Стили речи (урок русского языка в 5-ом классе) Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». Цель: познакомить с понятиями речевая ситуация, стиль, стилистика. Задачи: формирование умения определять речевую ситуацию текста, видеть стилистические особенности текста, создавать текст по заданной речевой ситуации. Оборудование: ТСО (мультимедийное оборудование), учебник «Русский язык. 5 кл.» под ред. М. М. Разумовской, тетради для работ по развитию речи. Ход урока: Интрига урока. Начнём сегодняшний урок с вопроса, на первый взгляд, далёкого от русского языка. Вспомните свой платяной шкаф или гардеробную комнату. Там много самой разной одежды… А как вы выбираете, в чём вам выходить из дому? 2. Актуализация полученных ранее знаний по культуре речи. А теперь вспомним, как мы представляем себе хранилище наших знаний по русскому языку («кладовая» лингвистических знаний; учебник, стр. 7). Когда вы говорите, то как из огромного количества языковых средств выбираете нужные? Какими правилами отбора вы пользуетесь? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо познакомиться со следующими текстами: Движение темы. Стилистический анализ текстов: Прочитайте выразительно эти тексты. Что их объединяет? Как говорится о мальчике - одинаково или по-разному? Где можно использовать каждое высказывание? Можно ли в непринужденном разговоре с другом использовать 1 или 2 тексты? А вместо сообщения о розыске передать 2 или 3 текст? Какова задача каждого высказывания? Вывод: Речь – одежда для наших мыслей. Объяснение нового материала. Анализ схемы речевой ситуации (учебник, стр. 117). Вывод: итак, любое наше высказывание мы создаём с учётом речевой ситуации (с кем говорим? где? с какой целью?): Закрепление материала. А) Отработка умения определять элементы схемы речевой ситуации. Задание 1. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Задание 2. Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие? Физкультминутка. Б) Отработка умения составлять полную схему речевой ситуации. Первый текст: Второй текст: Третий текст: 6. Подведение итогов урока: А) Перед нами три текста разных стилей. Что такое стиль? Это слово произошло от латинского слова stilus. В древности оно означало заострённую с одного конца и закруглённую с другого палочку, стержень из дерева, металла, кости. Острым концом писали. А другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда пошло выражение: «Чаще поворачивай!», т. е. чаще исправляй, переделывай, переписывай. Слово стиль стало обозначать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному в зависимости от речевой ситуации. Записываем в тетради определения: Б) Проверим, что мы записали в тетрадях: Творческое задание А) Знакомство с общим заданием: Б) Работа над самым сложным текстом (научно-делового стиля). Наша задача – написать статью для справочника «Музеи Москвы». Вначале составляем схему речевой ситуации. Затем, используя слова-подсказки, устно составляем текст, проговариваем его и записываем (самостоятельно). Домашнее задание: составить схемы речевых ситуаций к двум оставшимся текстам, составить тексты (4-6 предложений) и записать их. Использованная литература: 1) Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. -13-е изд., перераб. – М.:Дрофа, 2006. 2) Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991. 3) Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков. Л. М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002. 4) Речь, язык и секреты пунктуации: Кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, Г. Н. Владимирская. – М.: Просвещение. 1995. 5) Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч. 1 / Авт.-сост.: М. А. Снежневская, О. М. Хренова. – 3-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 1999. 6) Досуг в Москве: Справочник / Анисимов А. В., Лебедев А. В., Павлова Т. Н., Чумакова О. В. – М.: Моск. рабочий, 1985. |
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни | ||
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении.... | Российской федерации В ходе изучения курса студенты приобретают знания об основных понятиях теории речевой коммуникации, о структуре национального языка... | ||
Урок в 5-м классе по развитию речи «Что изучает стилистика» Цель урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи | Стилистика русского языка Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 448 с | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | ||
Урок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Методика использования стилистических упражнений на уроках русского языка В разделе «Синтаксис. Пунктуация. Стилистика» обобщаются сведения о функциональных стилях речи, рассматриваются основные виды информационно-смысловой... | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения.... Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо» | ||
Урок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ? Цели: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы... | Урок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы Сегодня у нас новая тема. Вы видите, что строчка, где мы обычно записываем тему урока, пустует. Это ненадолго. А пока повторим пройденный... | ||
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного... | Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» |