Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации».





Скачать 38.29 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации».
Дата публикации04.09.2014
Размер38.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Стили речи

(урок русского языка в 5-ом классе)
Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации».

Цель: познакомить с понятиями речевая ситуация, стиль, стилистика.

Задачи: формирование умения определять речевую ситуацию текста, видеть стилистические особенности текста, создавать текст по заданной речевой ситуации.

Оборудование: ТСО (мультимедийное оборудование), учебник «Русский язык. 5 кл.» под ред. М. М. Разумовской, тетради для работ по развитию речи.

Ход урока:

Интрига урока.

Начнём сегодняшний урок с вопроса, на первый взгляд, далёкого от русского языка. Вспомните свой платяной шкаф или гардеробную комнату. Там много самой разной одежды… А как вы выбираете, в чём вам выходить из дому?



2. Актуализация полученных ранее знаний по культуре речи.

А теперь вспомним, как мы представляем себе хранилище наших знаний по русскому языку («кладовая» лингвистических знаний; учебник, стр. 7). Когда вы говорите, то как из огромного количества языковых средств выбираете нужные? Какими правилами отбора вы пользуетесь? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо познакомиться со следующими текстами:



Движение темы. Стилистический анализ текстов:

Прочитайте выразительно эти тексты. Что их объединяет? Как говорится о мальчике - одинаково или по-разному? Где можно использовать каждое высказывание? Можно ли в непринужденном разговоре с другом использовать 1 или 2 тексты? А вместо сообщения о розыске передать 2 или 3 текст? Какова задача каждого высказывания?

Вывод: Речь – одежда для наших мыслей.
Объяснение нового материала. Анализ схемы речевой ситуации (учебник, стр. 117).

Вывод: итак, любое наше высказывание мы создаём с учётом речевой ситуации (с кем говорим? где? с какой целью?):


Закрепление материала.

А) Отработка умения определять элементы схемы речевой ситуации.
Задание 1. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?

Задание 2. Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?

Физкультминутка.

Б) Отработка умения составлять полную схему речевой ситуации.

Первый текст:


Второй текст:

Третий текст:

6. Подведение итогов урока:
А) Перед нами три текста разных стилей. Что такое стиль? Это слово произошло от латинского слова stilus. В древности оно означало заострённую с одного конца и закруглённую с другого палочку, стержень из дерева, металла, кости. Острым концом писали. А другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда пошло выражение: «Чаще поворачивай!», т. е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.

Слово стиль стало обозначать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному в зависимости от речевой ситуации. Записываем в тетради определения:

Б) Проверим, что мы записали в тетрадях:

Творческое задание

А) Знакомство с общим заданием:


Б) Работа над самым сложным текстом (научно-делового стиля).

Наша задача – написать статью для справочника «Музеи Москвы». Вначале составляем схему речевой ситуации. Затем, используя слова-подсказки, устно составляем текст, проговариваем его и записываем (самостоятельно).

Домашнее задание: составить схемы речевых ситуаций к двум оставшимся текстам, составить тексты (4-6 предложений) и записать их.
Использованная литература:

1) Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. -13-е изд., перераб. – М.:Дрофа, 2006.

2) Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991.

3) Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков. Л. М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

4) Речь, язык и секреты пунктуации: Кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, Г. Н. Владимирская. – М.: Просвещение. 1995.

5) Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч. 1 / Авт.-сост.: М. А. Снежневская, О. М. Хренова. – 3-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 1999.

6) Досуг в Москве: Справочник / Анисимов А. В., Лебедев А. В., Павлова Т. Н., Чумакова О. В. – М.: Моск. рабочий, 1985.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconРоссийской федерации
В ходе изучения курса студенты приобретают знания об основных понятиях теории речевой коммуникации, о структуре национального языка...
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок в 5-м классе по развитию речи «Что изучает стилистика»
Цель урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconСтилистика русского языка
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 448 с
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconМетодика использования стилистических упражнений на уроках русского языка
В разделе «Синтаксис. Пунктуация. Стилистика» обобщаются сведения о функциональных стилях речи, рассматриваются основные виды информационно-смысловой...
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения....
Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо»
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка во 2 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока: Текст что это такое ?
Цели: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы...
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка в 5 а классе. Тема: Омонимы
Сегодня у нас новая тема. Вы видите, что строчка, где мы обычно записываем тему урока, пустует. Это ненадолго. А пока повторим пройденный...
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок русского языка в 5-ом классе Тема: «Что изучает стилистика. Понятие о стилях и речевой ситуации». iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск