Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова»





Скачать 64.31 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку Тема: «Сложные слова»
Дата публикации06.09.2014
Размер64.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
3 класс


Урок

по русскому языку


Тема: «Сложные слова»
Составитель:

Кошель Екатерина Алексеевна

2010 год г. Сыктывкар

Цель урока: познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов.

Задачи урока: 1) обогащать словарный запас учащихся;

2) развивать коммуникативные умения, творческие способности через

исследовательскую деятельность на уроке;

3) прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру

интеллектуального труда.

Тип урока: урок открытия новых знаний через исследовательскую деятельность.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, деятельностный.

Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная,

групповая.

Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая технология, оценивания учебных успехов.

Оборудование: рисунки солнышка, домика, дерева, рисунки птиц, схемы, карточки с заданиями, сигнальные карточки, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведова, Русский язык,

4 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, компьютерная программа с презентацией.

Литература:

1. Волина В.В. Веселая грамматика: Уч. пос.- М.: ОЛМА - Пресс, 1999. 4. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа- 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - №12.

Ход урока
Ι. . Мобилизующее начало урока

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг. А. С. Пушкин

- Как вы понимаете эти строчки А. С. Пушкина

- Какие слова непонятны?

- Готовясь к уроку, мы с ребятами поработали с толковым словарем. Сейчас они

зачитают значения этих слов (просвещенье, душа, гений, парадокс).

- А теперь еще раз попробуйте объяснить значения этих строчек.

- Как понимаете эти строчки? (Будем открывать новое).

- А чтобы открыть новое, я предлагаю вам на этом уроке стать исследователями.
Пальчиковая гимнастика

-Подготовим наши пальцы к письму, разогреем, разбудим мудрые мысли.

- Пальцы поочередно соединяем и разъединяем.

- Заматываем и разматываем клубок нитки.

- Покроем рыбку чешуей.

Фотоглаз. Рисунки: солнышко, дерево, домик. В воздухе рисуем эти предметы

пальцами.

Эти элементы нам обязательно встретятся в написании букв, слов.

- Число, классная работа.
ΙΙ. Актуализация знаний

Прежде чем начнем совершать открытия вспомним то, что знаем.

Как-то много лет тому назад

Посадили странный сад:

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово- слово- корень-

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло…
еньк чистенький вычистить


ый
чистый чистенько

на начисто

¬ ۸

вы о





чист

- Обратите внимание на корень этого дерева и его плоды. Они помогут вам образовать новые слова.

- Что можно сказать обо всех этих словах? (Эти слова однокоренные).

Проверка. Самооценка.
Минутка чистописания

Тему нашего урока вы определите сами, поработав на минутке чистописания.

Определите, какую букву будем писать? (М)
а) а в ж и л н

б з ?

Письмо буквы и соединений.

-На что следует обратить внимание при письме?

б) Прочитайте предложение, составьте алгоритм работы над предложением.



Мухолофка – маленкая птичька, жывущяя в нашей месности.

- найди ошибки, исправь;

- спиши без ошибок;

- обозначь орфограмму (работает ученик у доски). Самооценивание.

-Запишите предложение, обозначьте орфограммы. Выделите морфемы в слове «мухоловка».

в) Коллективная проверка. Самооценивание.
ΙΙΙ. Постановка проблемного вопроса

Я видела в ваших тетрадях следующее:




мухоловка мухоловка

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом в слове?)

Решение проблемного вопроса.

- Почему эту птицу так назвали? (ловит мух)

мухоловка – ловит мух

- Какой корень в слове муха? В слове ловит?

- Подбери однокоренные слова.

- Есть ли корни – мух- и –лов- в слове мухоловка?

- Сколько же корней в слове мухоловка? Какая буква соединяет эти два корня? Как

бы вы назвали эту гласную? (Соединительная).
Сообщение темы и целей.

- Как бы вы назвали слова с двумя корнями?

- Прочти названия этих слов, с.89. Сегодня мы познакомимся со сложными словами и узнаем, как они образуются.

Тема урока

Сложные слова.

- Запиши тему урока. Покажите с помощью схемы.

Сложные слова.

+

Физминутка (звучит музыка)

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Нас работа еще ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх

И тихонечко садись.

Успокоился наш класс

Он послушает рассказ.
Рассказ учащегося о мухоловке.

ΙV. Проектирование и фиксация нового знания

1. Начнем свое наблюдение над сложными словами по учебнику.

Упр. 124. Прочитайте слова. Объясни, что обозначают эти слова. Как ты определил?

Садовод, звездопад, пароход, волнорез, носорог, съедобородый.

Спиши. Выдели корни. Подбери однокоренные слова. (5-6 слова - самостоятельно)

-Как образованы данные слова?

- Какие слова называются сложными?

2.Чтение определения по учебнику с. 89.
V. Упражнения в образовании сложных слов

1.Работа в группах.

- Предлагаю вам поработать в группах и потренироваться образовывать и записывать сложные слова.

1 группа (минимальный уровень). Выделите корни в словах.

Самовар, рыболов, свинопас, вертолет, самолюбие, одноклассник. Обмениваются тетрадями, проверяют.

2 группа (средний уровень). Соберите сложные слова из рассыпавшихся корней. Самопроверка.

и самооценка.

сам пад

снег лет

сам кол

лед руб

лес кат

3 группа (средний уровень). Образуйте и запишите сложные слова. Дети зачитывают, получившие слова.

листья, падать

пар, возить

лед, ходить

сад, водить

голый, лед

4 группа (высокий уровень) Подберите и запишите сложные слова, в которых есть корень – вод-.

Дети называют сложные слова с корнем –вод-.

- Как вы образовывали сложные слова?

2. Путешествие на «птичий базар».

- Приглашаю вас на «птичий базар».

- Когда так говорят «птичий базар»?

У вас на партах рисунки и названия птиц. Работа в группах.

1 группа 2 группа

вертишейка (вертеть, шея) короткохвостый поморник (кроткий, хвост)

белобрюхий стриж (белый, брюхо) длиннохвост (длинный, хвост)

зимородок (зима, род) молотоглав (молот, голова)

3 группа 4 группа

орлан - белохвост (белый, хвост) широконоска (широкий нос)

соловей – красношейка (красный, шея) желтоклювый токо (желтый клюв)

шилоклювка (шило, клюв) горихвостка (гореть, хвост)

-Прочитайте слова. Что интересного заметили в названиях птиц? Посоветуйтесь и объясните, почему они так названы?

- Из каких корней сложены эти слова? Запишите эти слова и выделите корни.

-Почему птичка горихвостка получила такое название, прочитаем по учебнику, что об этом пишет И. Голуб. Упр. 122.

-А как объясняет поэт Е. Ильин, почему птичка горихвостка получила такое название? Упр. 123.

-Что общего у этого текста и предыдущего? А чем они отличаются? - Скоро зима. Что мы можем сделать для птиц, которые будут зимовать с нами?
VΙ. Итог урока

Итак, что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос.

1. Все непонятные слова называются сложными.

2. Все длинные слова называются сложными.

3. Слова, в которых два корня, называются сложными.
VII. Рефлексия учебной деятельности Критерии, по которым оцениваю себя.

СТ – старание

П - понимание

Т - трудность




ст. п. т.

- Все ли вы узнали о сложных словах? Прочитайте слова.

Пылесос, самолет, носорог, камнепад.

-Что интересного заметили? Какой вопрос возник? (Почему в одном слове соединительная гласная – о пишется, а в другом – е?)

- На следующем уроке познакомимся с правописанием сложных слов.
VIIΙ. Домашнее задание Творческое задание (по желанию) сочинить сказку про сложные слова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок по русскому языку на тему: «Сложные слова»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, smart-доска, учебник «Русский язык, 3 класс»
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconТема: Сложные слова
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;...
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconКонспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова" (по системе Занкова). 3-й класс

Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconТема: Сложные слова
...
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок русского языка в 3-м классе на тему: "Сложные слова"
Обучающие: закреплять умение образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconТема урока: «Сложные слова»
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных...
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок по русскому языку 5 класс тема: «Сложные предложения»
...
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconТема урока: Сложные слова( 3 класс по системе Л. В. Занкова) Цели
...
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок по русскому языку «Корень слова»
...
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок по русскому языку ( 3 класс) тема: «правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
На какие правила встретились слова? (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.)
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок по русскому языку. 3 класс Тема: «Части речи»
Наша задача сегодня быть внимательным на уроке и в конце урока нам надо распределить эти слова на три группы. По каким признакам...
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес
...
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок по русскому языку тема: «части речи»
Цели: Ознакомление с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» iconУрок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание...
Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск