№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Наглядность
| Домашнее задание
|
Введение в науку о русском языке ( 22 часа ).
|
1.
| Язык как общественное явление.
| лекция
| учебник
|
|
2.
| Русский язык в современном мире.
| лекция
| учебник
|
|
3.
| Язык как особая система знаков, ее место среди других знаковых систем.
| лекция
| учебник
|
|
4.
| Основные функции языка.
| лекция
| учебник
|
|
5.
| Русистика как наука о русском языке.
| лекция
| учебник
|
|
6.
| Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
| семинар
| допол. лит-ра
|
|
7.
| Русский язык как один из индоевропейских языков.
| комбинированный
| учебник
|
|
8.
| Старославянизмы в современном русском языке.
| комбинированный
| учебник
|
|
9.
| Краткая история русской письменности.
| комбинированный
| учебник
|
|
10.
| Реформы в истории русского языка.
| лекция
| учебник
|
|
11.
| Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
| лекция
| учебник
|
|
12.
| Роль старославянского языка в развитии русского языка.
| Лекция
| допол. лит-ра
|
|
13.
| Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов.
| Лекция
| допол. лит-ра
|
|
14.
| Формы существования русского национального языка.
| комбинированный
| учебник
|
|
15.
| Языковая норма, ее основные признаки и функции.
| комбинированный
| учебник
|
|
16.
| Норма обязательная и допускающая выбор, вариативная. Варианты норм, основные виды норм.
| комбинированный
| учебник
|
|
17.
| Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызывающие отклонение от литературных норм.
| комбинированный
| учебник
|
|
18.
| Динамика языковой нормы.
| лекция
| учебник
|
|
19.
| Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.
| комбинированный
| учебник
|
|
20.
| Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.
| комбинированный
| учебник
|
|
21.
| Современные нормативные словари, справочные пособия.
| комбинированный
| Учебник, словари
|
|
22.
| Контрольная работа по пройденному материалу.
| Урок контроля
| тексты с заданиями.
|
|
Языковая система ( 8 часов ).
|
23.
| Понятие о системе и структуре языка.
| комбинированный
| учебник
|
|
24.
| Уровневая организация языка.
| комбинированный
| дополнит. лит-ра
|
|
25.
| Основные единицы разных уровней языка.
| комбинированный
| дополнит. лит-ра
|
|
26.
| Взаимосвязь единиц и уровней языка.
| комбинированный
| дополнит. лит-ра
|
|
27.
| Система отношений между уровневыми единицами.
| комбинированный
| дополнит. лит-ра
|
|
28, 29
| Зачетная работа по пройденной теме.
| урок контроля
| тексты с заданиями.
|
|
30.
| Контрольный диктант по теме: «Языковая система».
| урок контроля
| текст диктанта.
|
|
Синонимия в системе языка ( 5 часов ).
|
31.
| Лексическая синонимия.
| ЗУН
| учебник, тесты
|
|
32.
| Стилистическая синонимия.
| ЗУН
| учебник, тесты
|
|
33.
| Синтаксическая синонимия.
| ЗУН
| учебник, тесты
|
|
34.
| Р.р. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
| развитие речи
| тексты, учебник
|
|
35.
| Градация как прием для достижения эффекта наибольшей выразительности.
| комбинированный
| учебник
|
|
Фонетика ( 9 часов ).
|
36.
| Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки речи и фонемы.
| комбинированный
| учебник
|
|
37.
| Позиционные чередования звуков речи.
| комбинированный
| учебник
|
|
38.
| Ударение в русском языке.
| комбинированный
| учебник
|
|
39.
| Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации.
| комбинированный
| учебник
|
|
40.
| Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
| комбинированный
| учебник
|
|
41.
| Урок-практикум по теме.
| урок контроля
| Тексты с заданиями
|
|
42.
| Изобразительные средства фонетики русского языка.
| комбинированный
| учебник
|
|
43, 44.
| Р. р. Контрол. сочинение «Прекрасны звуки русской».
| развитие речи
| тетрадь
|
|
Лексика и лексикология ( 14 часов ).
|
45.
| Слово – основная единица языка.
| комбинированный
| учебник
|
|
46.
| Системные отношения в лексике русского языка; их выражения в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии.
| комбинированный
| учебник, доп. литература
|
|
47.
| Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса.
| комбинированный
| учебник, доп. литература
|
|
48,49.
| Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы, поговорки, краткие выражения.
| комбинированный
| учебник, доп. литература
|
|
50.
| Р. р. Использование фразеологических единиц в сочинении.
| развитие речи
| тетрадь, тексты
|
|
51.
| Основные признаки фразеологизмов, источники фразеологизмов.
| комбинированный
| учебник
|
|
52., 53.
| Лексические средства выразительной речи.
| комбинированный
| учебник
|
|
54.
| Урок-практикум по теме.
| ЗУН
| тексты с заданиями
|
|
55, 56.
| Зачетная работа по теме: «Лексика».
| урок контроля
| тексты с заданиями
|
|
57.
| Контрольный диктант по теме: «Лексика».
| урок контроля
| тексты с заданиями
|
|
58.
| Анализ контрольного диктанта.
| ЗУН
| тексты с заданиями
|
|
Морфемика и словообразование ( 9 часов ).
|
59, 60
| Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные.
| комбинированный
| учебник, доп. литература
|
|
61.
| Варианты морфем.
| комбинированный
| учебник
|
|
62.
| Система современного русского словообразования.
| ЗУН
| учебник, доп. литература
|
|
63, 64.
| Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.
| комбинированный
| учебник, доп. литература
|
|
65, 66.
| Словообразовательные средства выразительной речи.
| комбинированный
| учебник
|
|
67, 68.
| Контрольная работа по теме: «Морфемика и словообраз.»
| урок контроля
| тексты с задан.
|
|
Морфология ( 9 часов ).
|
69.
| Грамматические категории, грамматические значения, грамматические формы.
| комбинированный
| учебник
|
|
70.
| Основные способы выражения грамматических значений.
| комбинированный
| учебник
|
|
71.
| Проблема классификации частей речи в русистике.
| комбинированный
| учебник
|
|
72.
| Общие грамматические значения, морфологические синтаксические признаки знаменательных частей речи.
| ЗУН
| учебник
|
|
73.
| Служебные части речи и их грамматические признаки.
| комбинированный
| учебник
|
|
74.
| Слова, находящиеся вне системы частей речи.
| комбинированный
| учебник
|
|
75.
| Грамматическая омонимия.
| комбинированный
| учебник
|
|
76.
| Переходные явления в области частей речи.
| семинар
| доп. литература
|
|
77.
| Р.р. Сообщения учащихся по пройденной теме.
| развитие речи
| рефераты
|
|
Синтаксис ( 20 часов ).
|
78.
| Синтаксические единицы, синтаксические связи и их типы.
| комбинированный
| учебник
|
|
79.
| Средства выражения синтаксической связи.
|
|
|
|
80.
| Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании.
| комбинированный
| учебник
|
|
81.
| Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
| комбинированный
| учебник
|
|
82.
| Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения.
| ЗУН
| учебник, доп. литература
|
|
83.
| Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
| ЗУН
| учебник, доп. литература
|
|
84.
| Грамматическая основа предложения, трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
| комбинированный
| учебник
|
|
85.
| Трудные случаи классификации второстепенных членов предложения.
| комбинированный
| учебник
|
|
86.
| Типы простых и сложных предложений.
| ЗУН
| учебник, доп. литература
|
|
87.
| Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
| комбинированный
| учебник
|
|
88.
| Прямая и собственная речь. Несобственно-прямая речь.
| ЗУН
| учебник, доп. лит.
|
|
89.
| Синонимия синтаксических конструкций.
| ЗУН
| учебник, доп. литература
|
|
90.
| Р. р. Комплексный анализ текста.
| развитие речи
| тексты
|
|
91.
| Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое как
семантико-синтаксическая единица текста.
| комбинированный
| учебник
|
|
92.
| Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение, повторяющиеся союзы и бессоюзия.
| комбинированный
| учебник
|
|
93, 94.
| Р. р. Контрольное сочинение-рассуждение с применением изобразительных средств синтаксиса.
| развитие речи
| тексты
|
|
95.
| Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
| комбинированный
| учебник
|
|
96.
| Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям
| лекция
| учебник
|
|
97.
| Контрольный диктант по теме «Синтаксис».
| урок контроля
| текст с заданием
|
|
98.
| Анализ контрольного диктанта.
| ЗУН
| учебник, доп. литература
|
|
Повторение и закрепление пройденного материала ( 7 часов ).
|
99, 100.
| Комплексный анализ текста.
| ЗУН
| тексты
|
|
101
| Трудные вопросы изученных в году тем.
| семинар
| учебник, доп. литература
|
|
102,103.
| Итоговая контрольная работа ( тесты ).
| урок контроля
| тесты с заданиями
|
|
104.
| Анализ тестовой контрольной работы.
| ЗУН
| тесты с заданиями
|
|
105.
| Итоги года.
| ЗУН
| учебник
|
|