Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество





Скачать 61.34 Kb.
НазваниеКонспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество
Дата публикации12.09.2014
Размер61.34 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конкурс на лучшую разработку по программе

«Социокультурные истоки»
Конспект урока

по курсу «Истоки» (4 класс)

Тема: ОТЕЧЕСТВО

Учитель: Голыгина

Лия Ивановна

МОУ Верхнеёнтальская

средняя общеобразовательная

школа

Директор школы–Г.М.Жерихин

Стаж работы по программе

- 8 лет.
Проблемные курсы

«Преподавание предмета

«Истоки» в начальной и

средней школе». (1 уровень)

с 14.06 по 25.06.2005 г.
Директор школы:

Г.М.Жерихин

Телефон: 43-2-44 (школа)

43-2-88 (дом.)


Цели:

  • подведение учащихся к пониманию значимости образа Отечества для каждого человека;

  • развитие целостного восприятия образа Отечества;

  • формирование положительной мотивации к взаимодействию;

  • формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.


Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися:


  • Отечество. Образ Родины.

  • Малая Родина, Родные просторы.

  • Памятники. Связь времён.

  • Щит и меч, воинские и духовные.


Социокультурный инструментарий:


  • Иллюстрации,

  • аудиокассеты с записью песен «С чего начинается Родина?» и «Под крышей дома твоего»,

  • учебник «Истоки» 4 класс,

  • карта России,

  • фотографии деревень, в которых живут дети.

Оформление доски:


Ход урока:

1. (Звучит песня «С чего начинается Родина?» На фоне музыки учитель присоединяется к теме урока, к учащимся).

- Добрый день! Я очень рада видеть вас. Я хочу пожелать вам удачи и добра. Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей огромной Родине (Показ по карте России).

Мы увидим, как необъятны родные просторы, постараемся понять, как в образе Отечества отражается живая связь времён, что в русской традиции рассматривается как священный долг.

Куда ни посмотришь – родные,

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила

Простором лугов и полей,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!
За песни, которым впервые

Внимают родные края,

Я весь пред тобою, Россия.

Судьба моя, совесть моя!
(Дети сидят в кругу).

П. – Что такое Родина? Почему, когда мы произносим это слово из обычных 6 букв, в нашем сердце начинает играть бурный водопад искрящихся, самых тёплых и сильных чувств? Почему за Родину человек бывает готов отдать свою жизнь? Почему, когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет обратно с непреодолимой силой?

(ответы детей по желанию)

- Человека в муках рождает его мать. Потом крохотного, беспомощного, его отдают ей на руки, и его взгляд, впервые вылавливает перед собой нежно улыбающееся лицо женщины, которую он назовёт самым желанным и добрым словом «мама».

(Звучит песня «Под крышей дома твоего»)

- Что же такое Родина? Что вы представляете, о чём вспоминаете, что чувствуете, произнося это слово?

(Ресурсный круг на развитие целостного восприятия).

«Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…»

- То, что человек видит в первые дни, месяцы, годы своего существования он запоминает на всю жизнь, и воспоминания именно об этих картинах, навсегда отпечатавшихся в памяти, вызывает такой же всплеск эмоций, как и лицо, облик или улыбка мамы. Это наша малая Родина. Казалось бы, перед нами обычное поле: «травка зеленеет, солнышко блестит…» Такое мы увидим в сотне других мест. Но это поле для нас – необычное, оно особенное, знакомое и родное.

Мы видим каждую черточку, любим её и всегда узнаем. Здесь всё имеет свойственные только ему цвет, шум, запах: трава, ветер, облака.

Я тоже часто вспоминаю свою деревню, свой дом, окруженный черемухой, извилистую деревенскую улицу, заросшую травой. Может быть, вам тоже захотелось что-то сказать о своей деревне?

(Рассказы детей)

- По мере взросления представления о Родине расширяются и мы постепенно создаём её величественный образ.

Откройте учебник. Прочитайте, что говорилось об Отечестве в старинной русской песне.

Чем поражает нас наше Отечество?

- Как в нём отражается живая связь времён?

- Родина, подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы.

(на доске рисунок дерева)

Как и всякое дерево, оно имеет свои корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни – это наша история, то чем мы жили вчера. Это наши предки, чьи дела помогают нам жить.

(обращение к видеоряду: А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Ю.А.Гагарин)

- Что вы знаете об этих людях? Какими именами можете дополнить этот ряд?

- Многое может родная земля. Может накормить нас теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества – долг тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой.

Символом верности Отечеству издавна стали щит и меч.

«Родина – мать, умей за неё постоять» гласит русская пословица.

Задание: прочитать учебник на с.21-23, объясните смысл фразы «щит и меч воинские и духовные».

Ш. Заключительный этап Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Вы активно работали. Подведём итоги.

Заполните дерево – нашу Родину, листочками добрых дел на благо её.

Запишите на корнях дерева добрые дела ваших родителей, бабушек, дедушек.

- Посмотрите теперь на наше дерево. Что вы почувствовали? Почему?

Д/з Попросите помощи у родителей и напишите сочинение на тему: «Защитники земли русской в моей семье»

Или «Добрые дела нашей семьи на благо Родины».


Литература.


  1. Истоковедение 1 том.

  2. Журнал «Воспитание школьников». № 5 – 2005 г.

  3. Журналы «Классный руководитель».


ПРИЛОЖЕНИЕ

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Муз. В.Баснера слова М.Матусовского
1. С чего начинается Родина?

С картинки в твоём Букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.
2. А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.
3. С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром склоняясь, растёт.
4. А может она начинается

С весёлой запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.
5. С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.
6. А может она начинается

Со стука вагонных колёс

И с клятвы, которую в юности

Ты её в своём сердце принёс.
С чего начинается Родина?
Методический кабинет Истоковедения ВИРО.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconУрока Литературное чтение 1 класс Тема урока: К. Д. Ушинский «Наше Отечество»
Учебник: «Азбука» в 2-х частях, 2-ая часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока по учебному курсу «Истоки» в 9 классе
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока Истоки в3классе. Тема урока: «Любовь добро, дружба единство»
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете ребёнок, мечтает его видеть талантливым, умным, удачливым,...
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока по курсу «Человек и мир» Класс 1 «Б» Учитель Лукьянова...
Ребята! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconУрока истоки Пояснительная записка Учебник
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:...
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconУрок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес
Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет)
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока по краеведению. Елховская школа Тема урока: «Святые места села Елховка»
Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена...
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока по истории по теме«По страницам истории Отечества...
Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconПлан-конспект урока технологии Класс Дата Тема раздела: Тема урока: Цели
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу
Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки
Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: отечество iconКонспект урока (9 класс) Тип урока
Тема урока: “Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск