Скачать 112.46 Kb.
|
ГБ ООУ АО «Санаторно – лесная школа»
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по литературе 6 класс Составитель программы: Н.Н. Окаева, учитель русского языка и литературы 2013 - 2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы по литературе для средней (полной) общеобразовательной школы», Проекта образовательного стандарта основного общего образования по литературе» («Письмо Минобразования России от 12.08.2002 г. №13-51-98/14».), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой/ Сост. 8-11классы Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, Е.Н.Колокольцев, О.Б.Марьина - Москва:Дрофа, 2004. Место предмета в учебном плане ГБ ООУ АО «Санаторно-лесная школа» Учебный план отводит на изучение литературы в 6-ом классе 3 час в неделю, в год 108 часов. Уровень обучения базовый. Цель обучения: Способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Задачи обучения:
Особенности преподавания литературы в 6 классе. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Весь учебный материал подаётся под углом отражения конкретных исторических событий в художественном произведении. В центре внимания учителя и учащихся становится образ автора с его личностной нравственной оценкой человека в том или ином срезе истории, актуальной компетенцией на данном этапе является культурологическая компетенция в связи с тем, что учащиеся погружаются в ту или иную эпоху. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение; - различные виды пересказа; - заучивание наизусть стихотворных текстов.; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - написание сочинений на основе литературных произведений. Содержание тем курса Введение. Герой художественного произведения. Место подростка в жизни общества. Подросток –герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Л.Толстой) в художественной литературе. Представление учеников об отрочестве. Герои мифов, былин и сказок. Герои мифов, былин и сказок – богатыри. На заставе богатырской». Былины об Илье Муромце. А.Н. Островский «Снегурочка». Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Пролог. Идеальное царство берендеев. Юная героиня этой пьесы в стихах. Герой художественного произведения и его имя. Инсценирование отдельных явлений сказки. ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА В.А. Жуковский. Поэзия. «Лесной царь», «Вечер», «Дружба», «Загадки в стихах». Интерьер на страницах произведений о далеком прошлом. Жизнь героя и мир вещей. Игры и задания по работе со словарями. Незабываемый мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей ХIX века. С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова –внука». Герой произведения как читатель. «Буран». Психологическая точность восприятия урагана его свидетелями и жертвами. И.А. Крылов . Басни. «Два мальчика». Осуждение эгоизма и отсутствие благодарности. «Вороненок», «Мальчик и змея». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей. Суровые уроки басен И. А.Крылова и их мораль. В.Ф. Одоевский. Слово о писателе. «Пестрые сказки» и другие произведения писателя. «Дневник Маши». Сюжет и особенности повествования. Герой литературного произведения и описание его внешности. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Послания и их роль в творчестве поэта. «К сестре». «Юдину», «К Пущину», «Товарищам». Послания Пушкина как гимн дружбе. М.Ю.Лермонтов. Ранняя лирика. «Утёс», «Листок». Эпиграмма как жанр. «Панорама Москвы». Чтение фрагментов с комментариями. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. И.С. Тургенев «Бежин луг» Слово о писателе. «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Рассказы мальчиков у костра. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Мастерство портретных характеристик. Сравнительная характеристика Павлуши и Кости. Поэтический мир народных поверий в рассказах детей. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья и былички. Их различие. Тургенев – мастер пейзажа. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев. Н.А. Некрасов. «Школьник». Л.Н. Толстой «Отрочество». «Пустыня отрочества», сменяющая «золотое детство». Мысли, чувства и поступки Николеньки Иртеньева как героя трилогии. Пейзаж в повести «Отрочество». Мастерство описания. Ф.М. Достоевский «Мальчики» А.П. Чехов. «Хамелеон». Герой и сюжет. «Толстый и тонкий». Рассказы о подростках. Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы». Главы «Иванов», «Ябеда», «В Америку», «Экзамены». Анализ произведения. МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Автобиографическая повесть, состоящая из двух частей. Странствия Гека и Джима. Гек и Том в новой повести. Мастерство писателя. Природа на страницах повести. Жюль Верн «Таинственный остров». Таинственный остров « - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт- юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы в романе великого фантаста . Научно- фантастический журнал. Оскар Уайльд «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О.Уайльда. «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе. Ирония и веселая пародия на страницах рассказа. Юные герои и воинствующее Кентервильское привидение, их забавный поединок. Автор и его герой. Юмор и ирония автора. О. Генри «Дары волхвов». А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. ХХ век и культура чтения. Юным читателям ХХ1 века. Роль Художественной литературы в становлении характеров и взглядов подростка. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. Михаэль Энд. «Бесконечная книга» как символ активного чтения. А. А.Блок. «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом..» И.А.Бунин. «Детство», «Первый соловей». Лирический образ живой природы. К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка» Близость фольклорным образам Б.Л. Пастернак. «Июль» Творчество читателя – исполнителя стихов и прозы. Урок- концерт. А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника» М. Горький. «Детство» А.С.Грин. «Гнев отца» К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. Благородство гардемарина. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера. Фазиль Искандер. «Детство Чика». Герой и автор. Яркость изображения характера героя. Рассказ «Чик и Пушкин». Герой цикла рассказов по имени Чик. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ К. Симонов. «Сын артиллериста». Лирика и проза о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны. Песни военных лет. Кубанские поэты о Великой Отечественной войне. Песни о войне композитора Г.Пономаренко. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса Ученик должен:Знать/понимать:
Уметь: • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие; • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие; • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни; • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения; • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения; • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги); • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели; • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.; • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении. Перечень учебно-методического обеспечения. 1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 2. Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2008. 3. СD - ROM /Русская литература. Русская литература от Нестора до Маяковского Русская поэзия 17-20 вв. Пушкин в зеркале двух столетий. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 4. Презентации уроков. Список литературы Для обучающихся Учебники: Литература. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010г. Для учителя Обязательная
Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2008. Дополнительная. 1. Литература. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. Авт.-сост. О.А.Финтисова.- М.: Дрофа, 2007. 2. Литература в 6 классе Урок за уроком. Турьянская Б.И.-М.: «Русское слово», 2005 3. Нестандартные уроки по литературе 5-9 класс.– В.: «Учитель», 2004 Планирование составлено на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений и Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.
|
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного... «Письмо Минобразования России от 12. 08. 2002 г. №13-51-98/14»., программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11... | Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для средней... Программы по литературе для 5-11 классов( под. Редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение) в соответствии с буп – 2004 года | ||
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной... Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией... | Пояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для 7 8 класса... Она составлена на основе: федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы, примерной программы основного общего... | Учебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на... Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного... | Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на... Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного... | ||
Пояснительная записка в проекте Национальной доктрины образования... Рабочая программа по алгебре для 11 класса полной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе... Э. Д. Днепровым. Для реализации программы используется учебник ««Литература 10 класс» под редакциейЮ. В. Лебедева, Москва, «Просвещение»,... | ||
Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой... Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Образовательная программа танцевального кружка «Изюминка» возраст детей 7-10 лет Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Рабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка... Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования... | ||
Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | Пояснительная записка статус документа Рабочая программа по физике составлена на основе примерной общеобразовательной программы федерального компонента государственного... |