Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года),





Скачать 455.93 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года),
страница1/4
Дата публикации15.09.2014
Размер455.93 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089

от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).

На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю,

из них уроков внеклассного чтения 10, уроков развития речи 10 (сочинений 4).

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.





УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН








п/п


НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ


Всего часов

ДАТА

1

Введение

Писатели о роли книг в жизни человека и общества.


1




2

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки).


1




3

Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло.

Сказки как вид народной прозы. Образ невесты-волшебницы, ее духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль бабы Яги в сказке.


1




4

Герои сказки « Иван- крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа.

Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания.


1




5

Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо».


1




6

Р.р. Рассказ - характеристика сказочного героя.

«Иван - крестьянский сын - защитник родной земли».


1




7

Вн./чт. Народные представления о справедливости, добре зле в сказках о животных и бытовых сказках.



1




8

Древнерусская литература

Возникновение древнерусской литературы.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».


1




9

Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».


1




10

Из литературы 18 века

Научные истины в поэтической форме в стихотворении

М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».


1




11

Из литературы 19 века

Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».


1




12

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Чтение и анализ басен.

1




13

Вн./чт. Баснописцы 18 века.


1




14

Особенности сюжета, языка сказки В.А. Жуковского. «Спящая царевна», Особенности сюжета. Герои Литературной сказки.


1




15

Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок».

1



16

А. С. Пушкин.

Сюжеты и образы народных сказок в Прологе.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов.


1




17

Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Истоки рождения сюжета. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко.


1




18

Р/р. Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие» сюжеты.


1




19

Р/р. СОЧИНЕНИЕ №1.

Отзыв на самостоятельно прочитанную литературную сказку.


1




20

Вн./чт. А. Погорельский

«Чёрная курица». Нравоучительное содержание сказки.

1






21

22


М. Ю. Лермонтов.

«Бородино» (1837) — отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения.

Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика - солдата в поэтическом повествовании.



2




23

Н. В. Гоголь.

Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

Сюжет и герои повести.


1




24

Р/р. Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». Особенности языка повести.


1





25

Н.А. Некрасов.

Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге». Особенности

композиции. Авторские рассуждения о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.


1




26

Вн./чт. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении.


1




27



И. С. Тургенев.

« Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению людей.


1




28

Духовные и нравственные качества Герасима.

1




29

Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.


1





30

Р/р. СОЧИНЕНИЕ №2.

По повести И.С. Тургенева «Муму».


1




31

Л. Н. Толстой.

« Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Мысль писателя о дружбе народов. Жилин и горцы.




1




32

Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.


1




33

А. П. Чехов

«Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.


1




34

Вн./чт. Рассказы Антоши Чехонте.


1




35

Р/р. Речь персонажей как средство их характеристики в рассказах А.П. Чехова.


1




36

А.А. Фет.

Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни.


1




37

Ф.И. Тютчев.

Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…».


1




38

Вн./чт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.


1



39

Р/р. СОЧИНЕНИЕ №3.

Обучение анализу лирического произведения

( на материале стихотворений русских поэтов 19 века).


1



40

И. Бунин

«Косцы». Человек и природа в рассказе.


1




41

В.Г.Короленко

«В дурном обществе». Вася и его отец.


1




42

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.


1




43

Вн./чт. Труд и талант в рассказе А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр».Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом.


1




44

С.А. Есенин.

Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении «Я покинул родимый дом».

1




45

П.П. Бажов

«Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое.

Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы.



1




46

К.Г. Паустовский

«Тёплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке.


1




47

Вн./чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы».


1




48

С.Я. Маршак

Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки.


1




49

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».


1




50

А.П. Платонов

«Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.


1




51

В.П. Астафьев.

Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.


1




52

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».


1




53

К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

А. Твардовский « Рассказ танкиста».

Война и дети.


1




54

Вн./чт. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.


1



55

Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.(И.А. Бунин, Н.М. Рубцов, Дон-Аминадо).



1




56

Р/р. Сопоставительный анализ стихотворений. Д. Кедрин «Алёнушка» и А. А. Прокофьева «Алёнушка».


1



57

Вн./чт.

Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в стихотворениях русских поэтов 20 века.


1




58

Р/р. СОЧИНЕНИЕ №4.

Обучение анализу лирического произведения

( на материале стихотворений русских поэтов 20 века).


1




59

С. Черный.

«Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа.



1




60

Из зарубежной литературы

Р. Стивенсон

« Вересковый мед». Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков. Фольклорные традиции в поэзии писателя.


1




61

Д. Дефо.

«Робинзон Крузо». Герой на острове. Тема путешествия в литературе.


1




62

Г. X. Андерсен.

«Снежная королева». Кай и Герда. Мастер слов и сказок.


1




63

М. Твен.

« Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Система воспитания и обучения. Гимн детству.


1




64

Д. Лондон.

«Сказания о Кише». Повествование о мужестве, смелости, благородстве.


1




65

Подведение итогов года. Задание для летнего чтения.


1




66- 68

Резервные уроки.

3



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Курноскиной Ольги Николаевны, учителя русского языка и литературы высшей категории мкоу сош №10 г. Черкесска
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Минобразования РФ №1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 11 классы под редакцией...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconРабочая программа по литературе. 11 класс. Пояснительная записка
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconРабочая программа по мировой художественной культуре составлена на...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Минобразования...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconРабочая программа По предмету «История» 6 класс
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России №1089 от 5 марта...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconРабочая программа по литературе составлена на основе: Федерального...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconПояснительная записка. Данная рабочая программа ориентирована на...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconСтроевая подготовка
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по литературе...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconВкус жизни: подросток в социуме
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconЛуч надежды в наркотическом мире
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), iconРабочая программа по литературе в10 11 классах составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск