Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности





Скачать 69.88 Kb.
НазваниеРусский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности
Дата публикации15.09.2014
Размер69.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: Русский народный костюм – хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности.

Цели урока:

  1. Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.

  2. Возрождать утерянные традиции русской культуры.

  3. Формировать эстетические вкусы, эстетические убеждения.

  4. Развивать творческую активность и мышление учиться.

  5. Развивать художественные склонности и задатки.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история.

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: урок- путешествие.

Оборудование: ноутбук, проектор, наглядные пособия, презентация «Русский народный костюм – хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности», русская народная музыка «Барыня», русские народные костюмы. Художественные материалы (бумага, акварельные краски, гуашь, кисти, шаблоны фигур человека.)

Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающаяся образованность от дикости.

Ход урок.

1.Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок – у нас присутствуют гости и еще –этот урок мы проведем вместе с учителем истории, Татьяной Алексеевной.

На этом уроке мы познакомимся с истоками развития русского народного костюма, узнаем как он менялся со временем, совершив небольшое путешествие в историю.

Звучит музыка. Слайд №1.

Ученица читает стихотворение.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Учитель ИЗО:

-Надеюсь, вы уже поняли, что тема урока «Русский народный костюм – хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности ». (Открывается тема урока в презентации).

Слайд№2.

Посмотрите на слайды ( Слайды №3, 4. 5)

Скажите, в таких костюмах можно встретить людей на улицах? –Ответы учеников.

-Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас все устраивает в них?

Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде.

Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные костюмы? Когда их надевают?

Ответы учеников. ( В музеях, на старых фото, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, а еще на картинах художников.)

Слайд №4.

Красота русского костюма нашла свое отражение и в картинах художников. Некоторые из них перед вами – это картины Константина Маковского.

-А сейчас послушаем историю возникновения русского народного костюма.

Учитель истории:

Слайд №7, 8

-Русский народный костюм имеет богатую и длительную историю, его символика восходит к дохристианской эпохе, к языческим культам солнца, воды, земли. От его монументальности веет византийскими традициями.

 1 ученик.

В начале XVIII столетия с введением Петром I европейского костюма ношение народного костюма разрешалось только податному населению. Но вдали от двора и в провинциальных городах его продолжали носить. 

Крестьянский костюм менялся вместе с экономическим и промышленным развитием. Появились анилиновые красители, фабричные ткани, машинные кружева и готовая одежда. 

В отличие от народного костюма дворянское и городское платье создавались по законам европейской моды.
 2 ученик.

История моды знает несколько этапов обращения к мотивам народного костюма. Уже во второй половине XVIII века Екатерина II предприняла попытку придать национальный характер придворному платью. Реформы того времени регламентировали не только парадный, но и повседневный костюм. В основном они были направлены на поддержание отечественной мануфактуры и касались материй и пышности отделки платьев. Но в некоторых, особо торжественных случаях предписывалось появляться во всех собраниях в "русских платьях", да и сама царица "иного праздничного наряда не имела"...
 3 ученик.

Следующее обращение к русскому народному костюму имело спонтанный и патриотический характер. Отечественная война 1812 года с французами дала светским красавицам редкую возможность являться на балы в сарафанах и кокошниках. Сарафаны были сшиты из парчовой и бархатной ткани, а рубашки – из тончайшей кисеи и батиста. Это трогательное участие светских красавиц, несомненно, ускорило победу над французами.

В царствование Николая I был введен «дамский мундир» в русском стиле. По форме он мало походил на народный костюм, так как был сильно декольтирован и затянут в талии по моде того времени. Но традиционно состоял из двух частей – символизировавших рубаху и сарафан

Последний «бум» народного костюма происходил уже в 1970-е годы. «Фольклорные платья», цветные ситцы, вышивка, набойка были всемирно популярны и выходили «из-под пера» знаменитых кутюрье.
Слайд№9
Учитель истории:
 Русский стиль – это не только народный костюм. Он может быть интерпретирован разнообразно. Наследие русской стилистики и культуры, активно использовали и продолжают использовать в своих коллекциях известные модные дома и дизайнеры.

Слайд№10

Одним из первых продемонстрировал миру свою любовь к славянской культуре Ив Сен-Лоран. В 1976 году он создал коллекцию, полностью посвященную Древней Руси.

Своим творчеством именно Ив Сен-Лоран внес наиболее ценный вклад в закреплении славянского костюма в мировой моде, как эстафетную палочку передав любовь и восхищение культурой славянских народов другим творцам моды всего мира.

Слайд №11

Джон Гальяно остановил свой выбор на фольклорной русской тематике. Углубленность в тему народного костюма щедро подчеркивалось деталями: огромное количество вышивки и ручной работы, платья с кринолинами, рукава-фонарики, крестьянские блузы, корсажи, головные уборы, обувь на шнуровке с помпонами.

Слайд№12

Вячеслав Зайцев - кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, профессор, почётный гражданин Парижа и Иванова. Человек года в мире моды.
Учитель ИЗО:

Надеюсь, вы понимаете, что наш урок не обойдется без практической работы, поэтому сейчас вашему вниманию будут предложены варианты русских народных костюмов. Постарайтесь внимательно посмотреть.
. Слайды №16- 25

А теперь, чтобы ваши глазки отдохнули, а вы настроились на выполнение работы – физминутка!

Слайд№26.
Физкультминутка.
3.Практическая работа.

Учитель ИЗО:

Мы увидели с вами, какие есть русские народные костюмы, прослушали историю их возникновения. А теперь мы предлагаем вам, на основе полученных знаний, выполнить практическую работу, которая заключается в следующем: вам нужно будет, получив шаблон, попытаться создать русский костюм, используя орнаменты и цветовую гамму.

Слайд №27

Варианты орнаментов и цветового оформления даны на слайде (из презентации к уроку) и на наглядных пособиях. (Звучит музыка. Дети рисуют).

4. Подведение итогов и анализ урока.

Ребята, заканчиваем работу. А ну-ка, похлопайте в ладоши - кто все нарисовал. А кто не успел закончить работу – погладьте себя по голове и скажите «Ничего, дружок, в следующий раз я тоже успею закончить свою работу!»

Давайте посмотрим ваши работы, что у вас получилось.

Выставка работ учащихся. Определение лучших работ учащимися по критериям: аккуратность, цветовое оформление, орнамент. Лучшие работы дети отмечают цветными магнитами.

Учитель ИЗО:

Итак, наш урок подходит к концу и нам осталось подвести итоги:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что запомнилось больше всего?

Слайд№28

Да, действительно,

  • Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.

Мы благодарим всех ребят за активное участие на уроке.

  1. Домашнее задание

И как всегда, задание на дом.

- Придумать костюм для девочки или мальчика с использованием элементов и орнаментов русского народного костюма. Можно попробовать нарисовать себя в костюме прошлого или настоящего.


Использованная литература.

  1. Н.Новожилова, «Старинная тверская вышивка и народный костюм.

  2. Андреева Ю.А. «Энциклопедия моды», СПб, 2007г.

  3. Кирсанова Р.М., «Костюм в русской художественной культуре», М., 2005г.

  4. «Русский традиционный костюм, сост. Н.Соснина, И. Шангина, СПб,1998г.

  5. «Детям – о традициях народного мастерства». Осень: Учебно - метод. пособие в

2 ч/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой – М. Гуманит, изд.центр.ВЛАДОС, 2001г.

Андреева Ю.А. «Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг», СПб, «Паритет», 2006


Урок подготовили: Балакина Е.А., учитель ИЗО – 1 категория.

Годованец Т.А., учитель истории- 2 категория.
МБОУ Кулешовская СОШ №16 2014 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconРусский народный костюм как источник вдохновения для создания современного костюма
Образовательная: научить методам создания эскиза современного костюма на основе русского костюма
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconНародный костюм (костюм казака и казачки)
Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства моу сош №23 с. Воронцовка мо ейский район
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconНародный костюм
Приоритетный национальный проект «Образование» включает направление «Повышение уровня воспитательной работы в школах»
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconВикторина “my native place!”
Оформление: казачий народный костюм, домашняя утварь, оружие, фотографии Донского края, книги А. П. Чехова, М. А. Шолохова и т д
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconОткрытый урок по технологии в 7-б классе
Группа «Поморочки» подготовка проекта, информационного листа, буклета, презентации по теме «Северный народный костюм»
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: раздаточный материал «Народный костюм» приложение 1, доска, цветные карандаши у учащихся
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconКрасный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы,...
Школа №1122 г. Москвы находится в районе «Лианозово», где почти в каждой школе района есть свой музей. Так как в школе накоплен богатый...
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Народный костюм россии как культурное достояние народов мира (уроки народного творчества)
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconАннотация к рабочей программе по предмету
...
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconРеферат «животный мир пустыни источник вдохновения в создании сказочных...
Городская конференция научно-исследовательских работ учащихся в области искусства костюма
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconОбразовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Троицкий детско – юношеский центр»
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconПримерная программа дисциплины «История драматического театра»
Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности icon«Современный солдат хранитель традиций воинства русского»
Показать, что служить Отечеству, соблюдая традиции русского воинства, возможно и в наше время
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconОбразовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская»
Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения...
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconРеферата
Русский народный свадебный обряд: история, особенности и заимствования
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности iconИсходные положения Программы состоят в том, что образование выступает...
Социально-педагогическая среда как фактор формирования предпринимательского стиля мышления школьников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск