ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».-М: «Просвещение», 2008 г. и рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.
Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь, тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 19, 20 веков.
В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Программа курса включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни)
Ведущая проблема курса 6 класса - художественное произведение и автор, характеры героев. На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом. Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в программе В.Я.Коровиной (стр. 86).
Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ №
| Название раздела
| Количество часов
| Программа В.Я.Коровиной
| Рабочая программа
| 1
| Введение
| 1
| 1
| 2
| Устное народное творчество.
| 2+1
| 2+1
| 3
| Из древнерусской литературы.
| 1
| 1
| 4
| Из литературы XVIII века.
| 3
| 3
| 5
| Из русской литературы XIX века.
| 26+3
| 26+3
| 6
| Из русской литературы XX века.
| 15+4
| 15+4
| 7
| Из литературы народов России
| 1
| 1
| 8
| Из зарубежной литературы.
| 9+4
| 9+4
|
| ИТОГО
| 70
| 70
|
Средства обучения:
Толковые словари по русскому языку;
Словари литературоведческих терминов;
Раздаточный и дидактический материал;
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
Печатные пособия;
Тексты произведений;
Портреты писателей и поэтов;
Видеофильмы;
Таблицы по литературе.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 1) Программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».-М: «Просвещение», 2008
2) Полухина В. П. и др. Литература:6 кл.: Учеб.: в 2 ч./Под ред. В. Я. Коровиной.-М.:Просвещение, 2008
3) Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл.- М.: Прсвещение, 2004
4) Полухина В. П. Литература: 6 кл.: Методические советы/ Под ред. В. Я. Коровиной.-М.:Просвещение, 2008
5) Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебнику-хрестоматии В. П. Полухиной.-М.: Вако, 2006
6) И. И. Аркин. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя.- м.: Просвещение, Учеб. Лит.-2000
7) Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей –словесников по программе В. Я. Коровиной: 6 класс/ Под общей ред. Г. И. Канакиной, Г. В. Пранцевой.- М.: ВлАдос, 2003
8) Кашкевич Н. В. Литература. Тестовые задания. 6класс.- «Издат-школа ХХ1 век», 2002
9) Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ сост. М.Е. Кривоплясова. –Волгоград: Учитель, 2007
№
| Тема урока
| Дата
| Введение
| 1.
| Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.
|
| Устное народное творчество
| 2.
| Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
|
| 3.
| Пословицы и поговорки народная мудрость. Загадки
|
| 4.
| Р. Р. «Русский фольклор». Подготовка к устному сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»
|
| Из древнерусской литературы
| 5.
| Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».
|
| Из русской литературы 19 века
| 6.
| И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха».
|
| 7.
| И. А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». Критика невежд.
|
| 8.
| И.А.Крылов «Осёл и Соловей». Комическое изображение знатока
|
| 9.
| А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
|
| 10.
| А.С. Пушкин. «Зимнее утро» Тема и поэтическая идея стихотворения
|
| 11.
| А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении. «И.И. Пущину». «Зимняя дорога». Тема жизненного пути
|
| 12-13.
| А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка».
|
| 14
| Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин «Выстрел».
|
| 15.
| А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства.
|
| 16.
| Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»
|
| 17-18.
| Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям
|
| 19.
| Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
|
| 20.
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи», «Три пальмы».
|
| 21.
| Антитеза как основной композиционный приём. Лирика Лермонтова.
|
| 22.
| И.С.Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.
|
| 23.
| И.С.Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.
|
| 24.
| Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения характеров
|
| 25.
| Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева
|
| 26
| А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила
Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
|
| 27.
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте.
«Железная дорога»
|
| 28.
| Своеобразие композиции стихотворения
Н. А. Некрасова «Железная дорога»
|
| 29
| Урок внеклассного чтения. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Русские женщины». Декабристская тема в творчестве Некрасова
|
| 30
| Н.С.Лесков. «Левша». Понятие о сказе.
|
| 31
| «Портрет» Левши.
|
| 32
| «Портрет» Левши.
|
| 33-34
| Изложение на тему
«Левша в гостях у англичан».
|
| 35.
| А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и другие рассказы
|
| 36.
| А.П.Чехов «Толстый и тонкий».
|
| 37.
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я.П.Полонский, Е.А.Баратынский
А.К.Толстой.
|
| Русская литература 20 века
| 38.
| А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок».
|
| 39-40.
| М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши
|
| 41.
| Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
|
| 42
| Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
|
| 43.
| Р. Р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.
|
| 44.
| Урок внеклассного чтения. А.А.Лиханов «Последние холода». Дети и война.
|
| 45.
| В.П.Астафьев. Слово о писателе.
«Конь с розовой гривой».
|
| 46.
| «Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).
|
| 47.
| В.Г.Распутин.. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Нравственные проблемы рассказа
|
| 48.
| Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.
|
|
49.
| Р. Р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В.Распутина»
|
| 50.
| Н. М. Рубцов. Тема Родины в поэзии Рубцова
|
| 51.
| Фазиль Искандер.
«Тринадцатый подвиг Геракла».
|
| 52.
| Родная природа в русской поэзии 20 А.А.Блок. С.А.Есенин. Чувство любви к родной природе
|
| 53.
| А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу стихотворения.
|
| 54
| В. М.Шукшин. Слово о писателе. «Срезал». Особенности героев Шукшина. «Критики». Образ «чудика» в творчестве писателя.
|
| Из литературы народов Югры
| 55-56.
| Урок внеклассного чтения. Тарханов. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа
|
| Из зарубежной литературы
| 57.
| Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
|
| 58
| Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
|
| 59
| Урок внеклассного чтения. Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
|
| 60.
| Урок внеклассного чтения. М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»
|
| 61
| Ф. Шиллер Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести
|
| 62.
| Урок внеклассного чтения. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
|
| 63.
| Урок внеклассного чтения. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
|
| 64.
| Урок внеклассного чтения Юмор в произведении М. Твена
|
| 65-66.
| Урок внеклассного чтения А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц .
|
| 67
| Р. Р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»
|
| 68
| Р. Р. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».
|
| 69
| Проверка техники чтения
|
| 70
| Задания для летнего чтения
|
|
|