Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы





Скачать 128.2 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы
Дата публикации17.09.2014
Размер128.2 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка


d:\documents and settings\сош\мои документы\мои рисунки\учпрограммы\литбреш6008.jpg



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».-М: «Просвещение», 2008 г. и рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь, тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 19, 20 веков.

В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа курса включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни)

Ведущая проблема курса 6 класса - художественное произведение и автор, характеры героев. На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом. Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в программе В.Я.Коровиной (стр. 86).

Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ




Название раздела

Количество часов

Программа В.Я.Коровиной

Рабочая программа

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество.

2+1

2+1

3

Из древнерусской литературы.

1

1

4

Из литературы XVIII века.

3

3

5

Из русской литературы XIX века.

26+3

26+3

6

Из русской литературы XX века.

15+4

15+4

7

Из литературы народов России

1

1

8

Из зарубежной литературы.

9+4

9+4




ИТОГО

70

70


Средства обучения:

  1. Толковые словари по русскому языку;

  2. Словари литературоведческих терминов;

  3. Раздаточный и дидактический материал;

  4. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

  5. Печатные пособия;

  6. Тексты произведений;

  7. Портреты писателей и поэтов;

  8. Видеофильмы;

  9. Таблицы по литературе.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:


1) Программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».-М: «Просвещение», 2008

2) Полухина В. П. и др. Литература:6 кл.: Учеб.: в 2 ч./Под ред. В. Я. Коровиной.-М.:Просвещение, 2008

3) Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл.- М.: Прсвещение, 2004

4) Полухина В. П. Литература: 6 кл.: Методические советы/ Под ред. В. Я. Коровиной.-М.:Просвещение, 2008

5) Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебнику-хрестоматии В. П. Полухиной.-М.: Вако, 2006

6) И. И. Аркин. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя.- м.: Просвещение, Учеб. Лит.-2000

7) Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей –словесников по программе В. Я. Коровиной: 6 класс/ Под общей ред. Г. И. Канакиной, Г. В. Пранцевой.- М.: ВлАдос, 2003

8) Кашкевич Н. В. Литература. Тестовые задания. 6класс.- «Издат-школа ХХ1 век», 2002

9) Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ сост. М.Е. Кривоплясова. –Волгоград: Учитель, 2007




Тема урока

Дата

Введение

1.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.




Устное народное творчество

2.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.




3.

Пословицы и поговорки народная мудрость. Загадки




4.

Р. Р. «Русский фольклор». Подготовка к устному сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»




Из древнерусской литературы

5.

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».




Из русской литературы 19 века

6.

И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха».




7.

И. А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». Критика невежд.




8.

И.А.Крылов «Осёл и Соловей». Комическое изображение знатока





9.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.




10.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро» Тема и поэтическая идея стихотворения




11.

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении. «И.И. Пущину». «Зимняя дорога». Тема жизненного пути




12-13.

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка».




14

Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин «Выстрел».




15.

А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства.




16.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»




17-18.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям





19.

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»




20.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи», «Три пальмы».




21.

Антитеза как основной композиционный приём. Лирика Лермонтова.





22.

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.




23.

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.




24.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения характеров




25.

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева




26


А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила

Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…»




27.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

«Железная дорога»




28.

Своеобразие композиции стихотворения

Н. А. Некрасова «Железная дорога»




29

Урок внеклассного чтения. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Русские женщины». Декабристская тема в творчестве Некрасова




30

Н.С.Лесков. «Левша». Понятие о сказе.




31

«Портрет» Левши.




32

«Портрет» Левши.




33-34

Изложение на тему

«Левша в гостях у англичан».




35.

А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и другие рассказы




36.

А.П.Чехов «Толстый и тонкий».




37.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я.П.Полонский, Е.А.Баратынский

А.К.Толстой.




Русская литература 20 века

38.

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок».




39-40.

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши




41.

Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».




42

Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»




43.

Р. Р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.




44.

Урок внеклассного чтения. А.А.Лиханов «Последние холода». Дети и война.




45.

В.П.Астафьев. Слово о писателе.

«Конь с розовой гривой».




46.

«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).




47.

В.Г.Распутин.. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Нравственные проблемы рассказа




48.

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.





49.

Р. Р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В.Распутина»




50.

Н. М. Рубцов. Тема Родины в поэзии Рубцова




51.

Фазиль Искандер.

«Тринадцатый подвиг Геракла».




52.

Родная природа в русской поэзии 20 А.А.Блок. С.А.Есенин. Чувство любви к родной природе




53.

А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу стихотворения.




54

В. М.Шукшин. Слово о писателе. «Срезал». Особенности героев Шукшина. «Критики». Образ «чудика» в творчестве писателя.




Из литературы народов Югры

55-56.

Урок внеклассного чтения. Тарханов. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа




Из зарубежной литературы

57.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.




58

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.




59

Урок внеклассного чтения. Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.




60.

Урок внеклассного чтения. М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»




61

Ф. Шиллер Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести




62.

Урок внеклассного чтения. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».




63.

Урок внеклассного чтения. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».




64.

Урок внеклассного чтения Юмор в произведении М. Твена




65-66.

Урок внеклассного чтения А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц .




67

Р. Р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»




68

Р. Р. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».




69

Проверка техники чтения




70

Задания для летнего чтения






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка Статус программы: рабочая программа по литературе...
В 2 ч под ред. Коровиной В. Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для класса компенсирующего обучения....
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по русской литературе для...
Рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева....
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе...
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы...
Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)»
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований образовательных стандартов второго поколения и программы под ред....
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПрограмма по литературе Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса...
Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику В. Я. Коровиной 1 составлена на основе федерального компонента государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск