Тема урока : «Красота в умелых руках»





Скачать 59.13 Kb.
НазваниеТема урока : «Красота в умелых руках»
Дата публикации17.09.2014
Размер59.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
3 класс

Тема урока: «Красота в умелых руках»

Исполнение простейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узора у круге)
Учебная цель: закрепить знания о произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Обобщить знания учащихся об изученных жанрах русского.
Воспитательная цель: воспитание чувства патриотизма, гордость за землю на которой живут и работают мастера золотой хохломы, углублять представление об изобрании природы родной земли в орнаментальной композиции.
Оборудование: выставка рисунков ребят, репродукции.
Учебная цель: обобщить знания учащихся об изученных жанрах русского декоративного искусства по технике обработки материалов.

Выставку организовать у доски.
Ход урока
I. Организация учащихся для занятия: вводное слово учителя, создание эмоционального настроя.
- В одной сказке Андерсена волшебница дала поэту свои очки и слуховой рожок – и все вещи вокруг него ожили и заговорили. Вот так и мы проходим мимо удивительных вещей и ничего не замечаем.

Вот серая и красная глина, липовая и березовая чурочка, куски жести, цветные нити и овечья шерсть. На первый взгляд совсем простые обычные вещи.

Но есть на свете мастера-волшебники, в руках которых эти предметы могут «заговорить» на своем особом языке – языке красоты.

Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу. Грубый серый кусок глины, не привлекает внимания, а в ловких руках гончара он превращается в красивый сосуд. Липовая чурочка в руках художника становится расписной ложкой, лист жести – удивительным подносом.

Сегодня на уроке мы обобщим знания о народном декоративном искусстве и научимся расписывать.

(С древних времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном мире).
II. Обобщение изученного будет проходить в форме заочного путешествия.
Беседа: 1) Вспомните, какие виды произведений изобразительного искусства вы знаете?

(живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)

2) К какому виду относятся эти предметы (показываю на выставку)?

(подносы Жостово, ложки, вазы)

3) Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках. Орнаментальными узорами украшают афиши, стенгазеты, плакаты.
Написать:
НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ

«Резьба по дереву» «Гончарные изделия» «Художественная роспись дерева»

(Гжель) (Загорская, семеновская матрешка)
Стенд «Страна прекрасного»
В части великой путешественнице

Отгадай, о какой игрушке речь в загадке:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Какая это игрушка?

(Вот они подружки, сидящие в друг дружке – нарядные, веселые русские модницы, известные во многих странах мира).
Давайте вспомним, как выполняется матрешка?
Берут кусок липы. Задумывается форма матрешки, потом точат на токарном станке, раскрашивают анилиновыми красками и покрывают бесцветным лаком узор.
По типу росписи матрешек различают Зогорские, Семеновские, Палхов-Майданские. Кто пойдет расскажет?
Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку, яркий платок и передник. Скромная роспись по краям.
Семеновская матрешка расписана яркими декоративными цветами. Холодноватый колорит (желтый, зеленый, фиол, красный).
В селе Палховский Майдан на матрешку сначала наводят контур тушью, а потом украшают цветами и ягодами. Соседство теплых и холодных тонов.
Матрешка в наши дни – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом.

Её увозят во все страны мира. Русская матрешка стала великой путешественницей.
Летим в город Киров

Нас заинтересовала история глиняной барыни. Почему эту игрушку назвали Дымковской?

В селе Дымково издавна занимаются лепкой игрушек из глины. Вылепленные игрушки сушат, затем обжигают в печи. От огня игрушка становится прочной и легкой. Затем мастера покрывают их ровным слоем мела, разведенного на молоке. Затем раскрашивают орнаментом, включая лишь пять элементов: круги, точки, волнистые линии, прямые вертикальные и горизонтальные линии.

В росписи используются яркие, насыщенные краски: красная, желтая, зеленая, синяя, черная.

В наши дни любят Дымковскую игрушку и взрослые и дети, по образцам дымковской игрушки мы учимся лепке и росписи по глине.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЦВЕТОЧНЫЙ МИР ЖОСТОВО
Недолог розы срок:

чуть расцвела –

увяла!

Знакомство с ветерком едва свела –

увяла!

Недели не прошло, как родилась она,

Темницу тесную разорвала – увяла!
Царицей цветов в жостовских подносах является роза. Как выполняются такие красивые подносы?

С давних пор в подмосковном селе Жостово изготавливают расписные лакированные подносы созданные руками народных умельцев, они прославились повсюду.

Сначала из листа жести «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные. Потом поверхность подноса обрабатывают и покрывают краской. И по цветному фону художники рисуют узоры. Мягкой кистью они рисуют маслеными красками розы, георгины, маки, незабудки. Затем поднос лакируют и работа закончена.
Завершаем наше путешествие в гости к золотой ХОХЛОМЕ
Как за Волгой Яр Хмель

Над кусточком вьется

Перевился Яр Хмель

На нашу сторонку

Как на нашей сторонке

Житье пребогато:

Серебряные листья,

Цветы золотые.
Искусство хохломской росписи родилось очень давно в старинном селе Хохлома. В старину оно было большим торговым центром, откуда во все края России развозили расписную деревянную посуду. Здесь издавна занимались ложкарно-посудным делом. Богатый лесом край и удобный водный путь.

Мастера рубили поленья на чурки, что называлось «бить баклуши». Затем вытачивали или выдалбливали ложки, совки, посуда. В другой деревне уже мастера-красильщики превращали белый товар в расписной золотой.

Быстро, еле касаясь, ведет мастер рисунок мягкой кистью. И с кончика стекает, четкий орнамент.
Какие цвета применяют хохломские мастера?
Самые затейливые узоры называют «кудрина».

Травка превращается в крупные кудри–завитки. Цветы и завитки–кудри всегда золотые; словно перья сказочной птицы загораются на черном или красном фоне.

Пожелание добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И сними в ваш дом приходит красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

ЗНАТЬ СЛОВА

  1. Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из растительного, животного, геометрических фигур.

  2. Стилизация – упрощение форм дек.

  3. Узор – рисунок, представляющий собой сочетание линий, цветов, тканей.

  4. Бордюр – узкий узор в полосе.

  5. Розетка – узор в круге.

  6. Мотив – простейшая составная часть декоративного узора.


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ
С дымковской игрушкой вы знакомы еще с детского сада. Делали глиняные расписные игрушки в слободе Дымково и продавались в Вятке на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гуляние.
Вспомните, как вы выполняли из глины игрушки?

Брали глину, раскатывали на шарики, из них делали «блины» и сворачивали ловким движением придавая нужную форму игрушки. После лепки сушат несколько дней, обжигают в муфельной печке. А затем наводили узоры несложной формы, составленные из клеток, полосок, кружков, овалов, точек.
III. Объяснение материала и самостоятельная работа.
Сейчас мы побываем в роли хохломских мастеров и будем расписывать посуду, выполненную вами на уроках труда из папье-маше.

Давайте поближе познакомимся с росписью хохломы. Приготовились слушать?

(На большом листе ватмана показываю элементы травного узора, как рисуется травка-осочка, подбираю цвет под хохлому).

Прежде чем начинать расписывать на посуде вам необходимо на альбомном листе кистью и краской сочинить свой орнамент, или он будет состоять из одной травки, или сочетаться с ягодками малины. Вы поднимаете руку, я проверяю ваш эскиз, а затем вы переносите сразу же цветом красным, золотым можно зеленым узор.

Начинать будем расписывать с блюдца, а затем кружку. Итак, приступаем к работе.
IV. Итог работы
Закрепление изученного.

Викторина:

- По какой республике мы сегодня путешествовали?

- О каких жанрах декоративно-прикладного искусства вы вспоминали?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : «Красота в умелых руках» iconУрок по программе В. С. кузина Учитель начальных классов Кривица...
Хохломы; формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета; развивать воображение,...
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconУрок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве...
Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconПрограмма «Бумажные чудеса» (1 4 классы)
Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками, используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные...
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconТема урока: Истинная красота человека
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconЗдоровье планеты в моих руках
Природа не только безумно интересна, она, к сожалению, еще и невероятно хрупка. И ее разнообразие, красота и полноценность зависит...
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconУрок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока:...
Цель урока: углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной...
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconУрок внеклассного чтения по сказке оскара уайльда «мальчик-звезда»
Цель урока: помочь учащимся проникнуть в смысл сказки, выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека,...
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Что есть красота» (Повторение и закрепление знаний, умений и навыков)
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconТема урока Кол- во
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство...
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconТема урока Кол- во
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство...
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconТема урока: «Когда появилась одежда?» Технологии
«когда», «одежда», «появилась», «зачем», «нужна», «назначение», «защита», «красота», «функциональность»
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconВсе в твоих руках… Вопросы учащимся: Скажите, пожалуйста, так что...
Работа по достижению личностных результатов и формированию ууд в рамках освоения учащимися программы курса орксэ
Тема урока : «Красота в умелых руках» icon11 класс
Цель урока: Проследить, с помощью каких языковых и выразительных средств достигается красота данного художественного текста
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconУрок внеклассного чтения Тема: Красота вокруг нас
На основе анализа образов символов уметь раскрывать авторскую позицию, идею произведения
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconТема. В твоих руках весь мир!
Цель: организация взаимодействия участников образовательного процесса в рамках гражданско-правового образования
Тема урока : «Красота в умелых руках» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск