Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»







Скачать 209.68 Kb.
НазваниеУрок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
Дата публикации23.09.2014
Размер209.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Цели: показать особенности жанра волшебной сказки на примере «Царевны-лягушки»; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; составить план сказки.

Оборудование: учебник литературы; сборники русских народных сказок; рисунки учеников.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

  1. Пересказ статьи «Русские народные сказки».

  2. Беседа по вопросам (с. 33).

II. Беседа по сказке «Царевна-лягушка»

В основе — вопросы 1—13 (с. 41). Комментарии учителя

К вопросам 2, 5, 8.

Завязкой сказки можно считать повеление царя сыновьям найти себе невест. Кульминация эпизод, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу и теряет Василису Премудрую. Развязка смерть Кощея, избавление героини от злых чар.

К вопросу 11.

В сказке «Царевна-лягушка» несколько троекратных повторений: у царя три сына; царь дает невесткам три задания; по словам старичка, Кощей заколдовал Василису — велел ей «три года лягушкою быть». Прием троекратного повторения играет роль магической формулы, благодаря которой сказка приобретает стройность, легко запоминается.

К вопросу 13.

Сказка «Царевна-лягушка» волшебная: реальность в ней переплетается с вымыслом. Это занимательная история о необыкновенных событиях и приключениях. В сказке есть чудесные превращения, предметы-помощники, преувеличенные препятствия.

III. Составление плана сказки и запись в тетради.

Примерный план

  1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.

  2. Сватовство старших братьев.

  3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.

  4. Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.

  1. Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.

  2. Третий приказ царя невесткам: явиться на пир.

  3. Василиса Премудрая на пиру у царя.

  4. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.

  5. Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».

  1. Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.

  2. Иван-царевич у Бабы-яги.

  3. Иван-царевич у Кощеева дуба.

  4. Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой.

IV. Реальность и вымысел в волшебной сказке

1. Слово учителя.

Любое произведение искусства — народного или авторского — так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого — реальность. Другое дело, что реальность преобразуется воображением, фантазией, мечтой, творческой мыслью художника. Попробуем определить, как это происходит в волшебной сказке «Царевна-лягушка».

2. Беседа.

  • Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле?

  • Какие события, явления, предметы носят фантастический, нереальный характер?

— Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке?

Комментарии учителя

Реальны в сказке бытовые ситуации: семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест; желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки. Достоверны чувства героев: досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость. Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека.

Вымысел касается частностей, которые делают сказку занимательной: превращения Василисы Премудрой и ее чудесные творения; животные, говорящие человечьим голосом и помогающие герою; волшебные предметы - клубок, показывающий путь, избушка на курьих ножках; игла, в которой спрятана смерть Кощея.

Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла, фан­тазии, носит древние мифологические черты.

Домашнее задание

  1. Подготовить пересказ эпизодов сказки.

  2. Ответить на вопросы и выполнить задания повышенной сложности 1—4 (с. 41—42).

Урок 12. Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка»

Цели: развивать навыки характеристики художественных образов на примерах образов Василисы Премудрой, Ивана-царевича, сказочных помощников и противников; показать, как отражаются в сказке народные идеалы; развивать навыки описания картин, монологической речи.

Оборудование: учебник литературы; сборники русских народных сказок; иллюстрации к сказке; рисунки учеников.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Пересказ эпизодов сказки в соответствии с планом.

II. Характеристика героев сказки «Царевна-лягушка»

1. Вступительное слово учителя.

Мы говорили о том, что в волшебной сказке реальность тесно связана с вымыслом, что вымысел делает сказку интересной, занимательной. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Вымысел оттеняет то, что народ считает нужным передать другим поколениям — свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т. е. свои идеалы. В сказках утверждаются идеалы добра, красоты, справедливости.

Посмотрим, как это происходит в сказке «Царевна-лягушка», какие герои являются носителями народных идеалов.

2. Характеристика героев сказки.

  • Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?

  • Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

  • Какие черты характера присущи этому герою?

  • Почему, хотя двигают ход событий поступки Ивана-царевича, сказка названа «Царевна-лягушка»?

  • Какие черты характера Василисы Премудрой вам нравятся и почему?

  • О чем говорит прозвище Василисы?

  • Как изображены отрицательные герои? Кто они?

  • Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?

  • Как вы можете охарактеризовать братьев Ивана-царевича и их жен?

3. Выводы.

Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет мило­сердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ.

Образ Василисы Премудрой — один из вариантов сказочного образа невесты-волшебницы. Эта героиня любима народом за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. О духовных данных Василисы Премудрой так писал А. М. Горький: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты».

Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».

III. Обсуждение вопросов повышенной сложности 1-2 (с. 41)

Комментарии учителя

В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.

IV. Работа с иллюстрациями к сказке «Царевна-лягушка»

Примечание. Учитель опирается на вопросы 3 и 4 (с. 41—42).

1. Рассказ по одной из иллюстраций на цветных вклейках:

рисунки В.М. Васнецова и И.Я. Билибина.

  • Такими ли вы представляли себе героев сказки?

  • Какие эпизоды сказки изобразил художник? Подберите
    подписи к иллюстрациям — слова из сказки.

  • Какая иллюстрация вам кажется более «сказочной»? Почему?

  • Какие краски использовали художники?

  • Как одеты герои сказки?

  • Как изображен интерьер — внутренне убранство помещений — на иллюстрации В.М. Васнецова?

  • Как изображена природа на иллюстрациях В.М. Васнецова и И.Я. Билибина?

2. Выявление роли деталей в рисунках.

  • Присмотритесь к деталям, небольшим предметам, изображенным художниками. Что это за детали? Как они выписаны?

  • Обратите внимание на обрамление иллюстраций И.Я. Билибина. Какова роль этого обрамления?

(Можно дополнить разговор об иллюстрациях рассказами по рисункам учеников к сказке «Царевна-лягушка».)

Комментарии учителя

Живопись художника В.М. Васнецова довольно реалистична. Если бы не подпись к картине, можно было бы принять изобра­женное за жанровую историческую сценку: музыканты радостно подыгрывают вдохновенной пляске девушки. Ее руки похожи на белых лебедей, которых мы видим в широком проеме окна. Ее поза горда и изящна, линии тела плавны, поступь легка. Ноги музыкантов, обутые в нарядные красные сапоги, тоже невольно приплясывают, вторя танцу героини.

В картине В.М. Васнецова, как и в сказке, использован прием троекратного повторения: проем окна украшен тремя арками; три летящих лебедя видны в левой части окна; по обе стороны картины изображено по три музыканта.

Декоративный орнамент использован в узоре ковра, росписи стен, в точеных ножках стола.

Рисунки И.Я. Билибина более декоративны, нарочито сказочны. Об этом говорит и характер изображения героев, и богатый орнамент. В то же время каждая деталь рисунков И.Я. Билибина выписана очень тщательно, очерчена контуром. В качестве обрам­ления художник использует и замысловатые растительные узоры, и изображения животных, птиц, рыб и даже жуков. Эти декоративные элементы придают рисунку еще большую «сказочность».

Домашнее задание

  1. Написать небольшое сочинение о любимом герое сказки «Царевна-лягушка».

  2. Прочитать «Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода».

Урок 13. Сказки народов мира. Арабские сказки

Цели: показать единство нравственных идеалов в сказках разных народов; познакомить учеников с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и типичными для вол­шебных сказок чертами; развивать навыки анализа текста.

Оборудование: сборники сказок народов мира; сборники арабских сказок; иллюстрации к сказкам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение сочинений по сказке «Царевна-лягушка».

II. Сказки народов мира

1. Вступительное слово учителя.

Сказки - неотъемлемая часть фольклора каждого народа. Именно с помощью фольклора, с помощью сказки можно понять, что человечество едино, что любой народ ценит смелость и трудолюбие, честность и доброту, находчивость и изобретательность. Сказки каждого народа, конечно, несут в себе национальный колорит, отражают природные, исторические особенности, но главное — утверждение человеческих идеалов — присуще всем народам.

Особый интерес в мире вызывали и вызывают арабские сказки. Это очень древние сказки, они шлифовались веками, их цветистый, вычурный язык, занимательность, яркость образов, восточная пышность привлекают и детей, и взрослых. Восток всегда притягивал к себе внимание европейцев, оставаясь заманчивым, непостижимым, загадочным.

Сказки из сборника «Тысяча и одна ночь» относят к XII веку. Исследователи фольклора считают, что сборник формировался на протяжении многих веков, а самые ранние записи датируют VIII веком!

Место действия и место рождения многих сказок - средне­вековый Багдад, один из красивейших и богатейших городов Востока, где сходились торговые пути, где шумели знаменитые восточные базары, на которых не только торговали, но и слушали сказителей, соревновавшихся в исполнении чудесных, фантастических историй. В волшебных сказках действовали и сильные мира сего: эмиры, султаны, визири, и простолюдины: торговцы, водоносы, прекрасные невольницы и сказочные существа: джинны, великаны ифриты, волшебные птицы и звери.

Сказки отличает занимательность в построении фабулы, изящество композиции, насыщенность повествования разного рода превращениями, описаниями чудес.

Всемирная слава «Тысячи и одной ночи» начинается в XVIII веке. Попав в Европу, сборник постепенно был переведен на многие языки. И сегодня «Тысяча и одна ночь» входит в десятку самых распространенных переводных изданий.

Сказки «Тысячи и одной ночи» вдохновили многих писателей на создание литературных сказок по мотивам восточного фольклора. Кстати, сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкин заимствовал из арабского фольклора.

Читая эти сказки, мы можем представить себе, как жили народы Востока, чем интересовались, о чем мечтали; узнаем их обычаи, нравы; получаем представление о древних восточных городах с великолепными дворцами и лачугами простонародья, о шумных восточных базарах, о деталях быта, условиях жизни, об отношениях между людьми; наслаждаемся необычным, цветистым, красочным, витиеватым языком сказок.

Один из самых известных и любимых героев «Тысячи и одной ночи» — Синдбад-мореход.

  1. Чтение статьи учебника «Сказки народов мира» (с. 42—43).

  2. Вопросы на закрепление материала.

  • Почему похожи сказки народов мира?

  • Герои каких сказок из сборника «Тысяча и одна ночь» вам известны?

  • Что вы можете сказать о значении таланта рассказчика и о роли сказок, зная историю Шахрияра и Шахразады?

III. Беседа по «Рассказу о первом путешествии Синдбада-морехода»

В основе — вопросы и задания 1—6 (с. 54).

Комментарии учителя

К вопросу 1.

Повествование о первом путешествии Синдбада — волшебная сказка: реальность в ней тесно переплетается с вымыслом, ее главная цель — увлечь слушателей интересным рассказом. Сказка начинается с зачина — характерного для арабских сказок обращения к слушателям. В сказке происходят необычайные события: остров, на котором отдыхали мореходы, оказался огромной рыбой (это причина дальнейших приключений героя); встречаются герои-помощники: конюх царя аль-Михрджана, сам царь, капитан корабля. В то же время большая часть приключений Синдбада воспринимается как необыкновенная, но вполне достоверная.

К вопросу 2.

Главная черта Синдбада — пытливый ум, стремление познать тайны окружающего мира.

Ему присущи любознательность, мужество, находчивость, чувство справедливости, доброта, талант рассказчика. Синдбад не лишен человеческих слабостей: юношей он бездумно проводил время, тратил нажитые отцом богатства. Почти все потеряв, он не опустил руки, а стал действовать — отправился в путешествие по морю с товарами. Синдбад находит выход в самых трудных ситуациях, в любых житейских невзгодах. Преодолеть трудности ему помогает Аллах, посылающий помощников, будь то деревянное корыто или милостивый царь. Но прежде всего Синдбада выручают собственная смекалка, сила духа, отвага.

К вопросу 4.

Люди, которых встречал во время своих приключений Синдбад, охотно помогали ему потому, что он был откровенен с ними, интересно рассказывал о необычайных событиях, вызывал сочувствие и доверие к себе, располагал к себе добрым отношением к людям. Судя по тому, что царь аль-Михрджан сделал Синдбада начальником морской гавани и своим приближенным, своим советником, Синдбад был умен, мудр, деятелен, трудолюбив, смекалист и находчив.

К вопросу 6.

Эпизод с гигантской рыбой-островом использован в преображенном виде в стихотворной сказке Ершова «Конек-горбунок»: там описывается «чудо-юдо рыба-кит».

Дополнительные вопросы и комментарии

  • Что заставило Синдбада отправиться в путешествие?

Юный Синдбад бездумно растратил богатства, оставленные ему отцом в наследство. Когда он понял, что своей беспечностью он поставил себя на грань бедности, он решил продать оставшееся и отправиться в путешествие по морю, чтобы торговлей в дальних странах вернуть себе благополучие.

  • Как вы понимаете слова поэта, вспомнившиеся Синдбаду: «По мере труда достигнуть высот возможно...»? (В них жизненная мудрость: богатства и благополучия достигает лишь тот, кто трудится, а рассчитывать на легкое обогащение — бессмысленное занятие.)

  • Обратите внимание на начало каждого абзаца. Почти все абзацы начинаются союзами «и» или «а». Какое значение имеет такое построение сказки? (Союзы «сшивают» ткань сказки не только между абзацами, но и внутри их. Это придает сказке особую плавность и ритмичность.)

Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы и выполнить задания повышенной сложности 1—3 (с. 54—55).

  2. Прочитать циклы «Волшебная лампа Аладдина», «Али-Баба и сорок разбойников» (по желанию).

  3. Сделать иллюстрации к рассказам о путешествиях Синдбада (по желанию).

Урок 14. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
Цели: дать представление о разнообразии малых жанров фольклора; показать роль пословиц и поговорок в речи и в художественных произведениях; показать отличие пословиц от поговорок.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам и заданиям 1-3 (с. 54-55).

II. Знакомство с малыми жанрами фольклора

1. Слово учителя.

Мы ближе познакомились с эпическими жанрами фольклора - былинами и сказками. Произведения этих жанров не только занимательны, но и поучительны. Они дают представление о том, как жили люди в старину, какими они были, что ценили, любили, о чем мечтали, как защищали Родину. С героями былин и народных сказок мы встречаемся в пересказах взрослых, на страницах книг, в произведениях литературы, живописи и музыки. Герои этих жанров живут в нашем сознании.

Существуют фольклорные жанры, с которыми мы встречаемся ежедневно, которые прочно вплелись в нашу речь, стали ее частью. Это малые жанры фольклора, прежде всего пословицы и поговорки. Они отличаются краткостью, емкостью, ритмичностью, а значит, легко запоминаются. Часто малым жанрам фольклора присуща рифмованность.

К малым жанрам фольклора относятся также загадки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, анекдоты, т. е. небольшие по форме произведения. Они создаются и рассказываются не только взрослыми, но и детьми. Получается, что и вы участвуете в сохранении и передаче народных произведений, а порой и в их создании, потому что каждое время рождает новые загадки, поговорки, анекдоты, отражаясь в них.

Сегодня речь пойдет о самых распространенных малых жанрах фольклора — о пословицах и поговорках.

Сами названия этих жанров говорят о том, что они принадлежат к активной лексике, что они присутствуют в нашей речи. Пословицы и поговорки — это меткие краткие высказывания, содержащие народный опыт, народную мудрость. Народ придумал множество самых разных пословиц и поговорок на все случаи жизни.

Чем же отличаются поговорки от пословиц?

Пословица — законченное высказывание, обычно оно представляет собой отдельное предложение: «Семь раз отмерь — один отрежь», «Одна голова хорошо, а две лучше», «Терпенье и труд все перетрут» и т. д.

Поговорка — часть высказывания, суждения, часть пословицы. Поговорки вплетаются в речь, обычно представляют собой неделимое словосочетание в предложениях. Например: «Родители с ним строги, а у бабушки он как сыр в масле катается», «Да он мне не близкий родственник — так, седьмая вода на киселе», «Поешь, милый, голод не тетка» и т. д. Последняя поговорка — часть пословицы «Голод не тетка — пирожка не даст». От этой подзабытой пословицы осталась лишь часть, превратившись в поговорку.

Пословицы заключают в себе какое-либо поучение, наставление, совет. Поговорки же украшают речь, делая ее более образной, яркой, доходчивой, привносят обобщающий смысл.

Мудрость русских пословиц и поговорок оценил еще М.В. Ломоносов, положивший начало изучению этого пласта народного творчества. А Л.Н. Толстой так охарактеризовал эти жанры: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто, слов мало, а чувства много».

2. Беседа.

  • Какие пословицы и поговорки вы знаете?

  • В каких ситуациях вы их употребляете?

  • Вспомните пословицы и поговорки, которые вы слышите в речи других людей: в семье, среди ваших друзей и знакомых.

3. Чтение и обсуждение статей учебника «Малые жанры фольклора» и «Пословицы и поговорки» (с. 55—57).

  • Какие жанры фольклора относят к малым жанрам?

  • Какова роль произведений малых жанров?

  • Как вы думаете, почему пословицы широко используются
    в речи?

  • Какие пословицы вам кажутся спорными?

  • Чем пословицы отличаются от поговорок по роли в речи, по завершенности?

III. Тематическое разнообразие пословиц и поговорок

1. Обсуждение вопросов и выполнение заданий учебника 1—6 (с. 59).

Комментарии учителя

К заданию 1.

Прочитаем пословицы и поговорки на с. 58 учебника-хрестоматии, дадим название каждой тематической группе, запишем по два примера из каждой группы в тетради, добавим свои примеры.

  1. «Любовь к Родине»: «Москва не сразу строилась»; «Без корня.и полынь не растет».

  2. «Образование»: «Азбука — к мудрости ступенька»; «Повторенье — мать ученья».

  3. «Трудолюбие и лень»: «Труд кормит, а лень портит»; «Маленькое дело лучше большого безделья».

  1. «Крестьянская работа»: «Сажай в грязь - будешь князь»; «Что посеешь, то пожнешь».

  2. «Природа»: «Зима лето пугает, да все равно тает»; «Лето собирает, а зима поедает».

  3. «Слово»: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»; «Слушай больше, а говори меньше».

К заданию 2.

  1. «Человек»: «Как аукнется, так и откликнется»; «Мягко стелет, да жестко спать»; «Чужую беду руками разведу, а к своей и ума не приложу».

  2. «Война»: «Солдат шилом бреется, дымом греется»; «Кому война, а кому мать родна».

К заданию 3.

В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич, не желая жениться на лягушке, говорит отцу: «Век жить — не поле перейти» (пословица). Лягушка утешает Ивана-царевича: «Утро вечера мудренее» (пословица). Старый старичок упрекает Ивана-царевича, спалившего лягушечью кожу: «Не ты ее надел, не тебе и снимать было!» (пословица). Иван-царевич приказывает избушке на курьих ножках: «Стань по-старому, как мать поставила» (поговорка).

К вопросу 4.

Причина появления пословицы «Поговорка — цветок, посло­вица — ягодка» — стремление народа разобраться в значении по­словиц и поговорок. В этом суждении пословице отведено главное место.

Поговорка - неполная пословица, ее часть, украшение речи, так же как цветок — еще не плод, а только его обозначение, начало, украшение растения. Пословица же — законченное высказывание, мудрость, облеченная в лаконичную форму, так же как ягодка — созревший плод.

К заданию 5.

(Учащиеся уточняют по словарю значение поговорок.)

1. «За семь верст киселя хлебать». (Ехать, отправиться куда-либо далеко без особой надобности.)

2. «Ни к селу, ни к городу». (Некстати, не к месту, невпопад.) Примеры предложений с поговорками

В театре часто можно встретить людей, одетых ни к селу ни к городу: в нарядных рубашках, но в джинсах и кроссовках.

Услышал он, что в прошлом году в том лесу много грибов со­бирали, вот и отправился за семь верст киселя хлебать.

2. Обсуждение пословиц о пословицах (вопрос 2 повышенной сложности, с. 59).

Дополнения: «От пословицы не уйдешь», «Красна речь пословицей».

Домашнее задание

  1. Выполнить задания повышенной сложности 1, 3 (с. 59).

  2. Написать небольшое сочинение по одной из пословиц (на выбор учеников).

  3. Нарисовать иллюстрации к загадкам.

Урок 15. Загадки

Цели: познакомить учеников с природой загадок; показать способы их происхождения; развивать навыки отгадывания загадок; развивать воображение и творческие способности учеников.

Оборудование: сборники загадок; иллюстрации к загадкам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

  1. Беседа по вопросам и заданиям повышенной сложности 1, 3 (с. 59).

  2. Чтение и обсуждение нескольких сочинений.

II. Изучение темы «Загадки»

1. Беседа по вопросам.

  • К какому малому жанру фольклора относятся предложения, записанные на доске:

Летом серый — зимой белый.

Без рук, без топоренка построена избенка.

(Это загадки.)

  • Почему вы так решили? Найдите отгадки. (В первой загадке предмет не назван, только описаны его признаки, это заяц.

Во второй — предмет назван иносказательно, это гнездо.)

  • Что общего у загадки с пословицей и поговоркой? В чем разница? (Загадка тоже малый жанр фольклора, она кратка и выразительна. Но если пословица содержит готовое поучение и мудрость, то загадка будит воображение, требует сообразительности.)

2. Слово учителя.

Загадки — очень интересный популярный фольклорный жанр. Он зародился в глубокой древности. Древние люди были уверены, что слово материально, что нельзя называть злые силы, иначе вызовешь их к жизни. Поэтому для обозначения таких сил они находили окольные названия, заменяли прямые обозначения косвенными.

Яркий пример сохранился в нашем языке. Самого крупного лесного зверя называют медведем, т. е. тем, кто знает, ведает, где мед. Если сравнить это название с названиями других зверей, мы увидим, чем оно отличается: наименование медведя иносказательно, описательно. Его еще называют Топтыгиным, Потапычем, Михайлой, хозяином. В русском языке нет другого подобного для обозначения животных, хотя некоторые животные имеют дополнительные названия, чаще всего по основным признакам: лиса — рыжая, Патрикеевна; заяц — косой; волк — серый.

3. Чтение статьи учебника «Загадки» (с. 60—61) и беседа по вопросам.

  • Почему о загадке говорят, что она «зерно поэзии»?

  • Каково назначение загадок? (Загадки испытывают сообразительность человека, помогают ему увидеть мир свежим взглядом, раскрыть поэзию, красоту, необычность мира.)

  • Каков главный признак загадки? (Конкретность. Любая загадка подразумевает один ответ, загадывается какой-либо один предмет или явление.)

  • Подберите к слову «загадка» однокоренные слова. (Отгадка, загадывать, гадание, гадалка и т. д.)

  • Каковы способы создания загадок?

Комментарии учителя

Загадка обычно строится на метафорической иносказательности, например:

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Часто загадка основывается на частном виде метафоры — оли­цетворении:

Стоит Антошка на одной ножке,

Кто ни пройдет, всяк поклонится.

(Гриб.)

Иногда загадка основывается только на описании свойств или признаков неназванного предмета:

Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз.)

В некоторых случаях загадывается сразу несколько предметов, явлений, близких в каком-либо отношении:

Поле не меряно, овцы не считаны, а пастух рогат.

(Небо, звезды и месяц.)

Распространенный прием построения загадки — отрицательное сравнение:

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы.)

Порой отгадать загадку помогает звуковой образ, звукоподражание:

Зубастый зверек
Грызет с визгом дубок. (Пила.)


В некоторых случаях только интонация отличает загадку от по­словицы, например:

Ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец. (Лентяй, неумеха.)

Бывают загадки, представляющие собой прямой вопрос:

Что на свете самое мягкое? (Рука, потому что ее подкладывают под голову, когда спят даже на мягкой подушке.)

  1. Чтение «Сказки-загадки» (с. 64-66) и обсуждение вопросов 1-2 (с. 66)

  2. Обсуждение вопросов и выполнение заданий учебника (с. 63)

Комментарии учителя

К вопросу 2.

В первом столбце — вопросы, а во втором — загадки, потому что в них есть иносказание, одно понятие заменяется другим.

К вопросу 3.

Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша, вермишель.)

Дерево: весной веселит (радует молодой зеленью), летом холодит (дает тень, отдых под своей кроной), осенью питает (дает плоды), зимой согревает (дрова).

Л Итог урока

Итак, загадке свойственны краткость, конкретность, метафоричность, иносказательное описание предмета. Чаще всего загадке присущи ритмичность, рифмованность, а иногда — форма вопроса.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы и выполнить задания повышенной сложности 1,2 (с. 64).

  2. Сочинить загадку или сказку-загадку.

  3. Вспомнить детские анекдоты.

  4. Индивидуальное задание: подготовить чтение по ролям сказки-анекдота (с. 68—69).

Дополнительный материал1*

Происхождение загадок

Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, черта, змеи и т. д. Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда он направляется, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. У охотника, уходящего на промысел, не следовало спрашивать: «Куда идешь?» Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой, бранился или шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать». Отсюда поговорка: «Не кудыкай, счастья не будет» (В.И. Даль). Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, «чтобы не навлечь на себя беды и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе», избегали употребления самого слова «медведь», называя его в иных местах «дедушка», например у русских колымчан, в других — «зверем», «хозяином», иногда называли его «он», «черный зверь». Отправляясь в тайгу, произносили заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать черному зверю меня». Сибирские охотники дикую свинью называли «низкоглядкой», т. е. той, которая смотрит вниз.

С этими «подставными» словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путем указания на какие-либо признаки, например: «Пошел по тух-туху, взял с собой тав-тавту, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела б меня храп-тахта» (Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей).

Когда-то в древности у народов, стоявших на низкой ступени общественного развития, загадки служили средством испытания «мудрости». Древний человек был заинтересован в том, чтобы был обеспечен удачный исход при военном столкновении, благополучный брак, удачная охота. Поэтому проводились испытания «мудрости» при выборе вождя, жреца, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой. В русском фольклоре сохранились следы такого рода значения загадок. Например, существовали сказки, в которых царевна обещала выйти замуж за того, чьи загадки она не сумеет отгадать.

С течением времени функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгадывая загадку, они испытывают большое удовлетворение. Загадка как бы по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В этом состоит большое познавательное и воспитательное значение загадок.


1См.: Баранов С.Ф. Русское народное поэтические тнорчсстио. М, 1962.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconКраткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята...
Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических...
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературы в 5 классе по теме «Русские народные сказки, их типы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconСказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка»
Введение. Книга о жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconТема урока Колич
Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна – лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный уровень Василисы Прекрасной
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconКлассный час во 2-3 классах
«Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил...
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сказка "Царевна Лягушка". Высокий нравственный облик Василисы Премудрой Беседа. Художественный пересказ. Составление плана Фонохрестоматия...
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-Лягушка» Герои сказки
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сказка «Царевна-лягушка». Идеальные герои народной сказки: мужество и верность Ивана Царевича, красота и премудрость Василисы. Символический...
Урок 11. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» iconУрок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Царевна- лягушка»
Методы работы- объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск