Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе »





Скачать 47.22 Kb.
НазваниеРассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе »
Дата публикации26.09.2014
Размер47.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Внеклассное чтение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)
Фролова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литература, ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики, Санкт-Петербург
Цель урока: трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1. Начало урока

Сегодня у нас внеклассный урок по повести Н.В.Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя.
Эпиграф :

И веря; и не веря вновъ

Мечте высокого признанья,

Он проповедует любовь

Враждебным слогом отрицанъя.

Н.А.Некрасов
2. Рассмотрим портрет Н.В.Гоголя и ответим на вопрос: « Чем же он так необычен?»

Теперь обратимся к портрету. Вы видите необычный портрет Гоголя, он отличается от тех портретов, которые вы: видели в своих хрестоматиях по литературе. Чем же он так необычен?

В начале 1829 г.Н.В. Гоголъ приезжает в Петербург. Вскоре фортуна

к нему была благосклонна. В 1831 г. в крупных журналах публикуется первое издание "Вечеров,..", знакомство с профессором Петербургского

университета Плетневым, через него - с Жуковским, с Пушкиным, а в Москве, где был поездом, с историком Погодиным, Аксаковым и актером Щепчиным. Это состояние удачливости, везения отразилось в венецианском портрете: молодой человек в завитых волосах и модном галстуке, с легкой улыбкой – чутъ - чутъ от Хлестакова. Но странная история случилась с этим портретом. Он исчез на несколько десятков лет. В 1860 году его узнал актер Каратыгин у издателя и библиографа Ефремова в кабинете среди портретов известных. Ефремов предполагал, что это - портрет самого Венецианова, его ввела в заблуждение подпись художника. Каратыгин сказал, что Гоголь именно таким приходил на репетицию "Ревизора".
3. Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя



Название цикла

Что в нем отражается в цикле

Авторское отношение к циклу

1 цикл «Вечера на хуторе…..»

Показана светлая жизнь, народные мечты о вольности

Благо

2 цикл « Миргород»


В нем присутствуют два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего

Благо и зло

3 цикл «Петербургские повести

Гибель поэзии и творчества; пошлость и гнусность, задавившее высокое в русском человеке, возрождение возможно только после смерти

Зло


4. Жизненные источники повести Петербург 30-40 годов. Письма Н.В.Гоголя к матери (о жизни в Петербурге)
Приложение: письмо от 30 апреля 1829 г.

письмо от 2 февраля 1830 г.

письмо от 2 апреля 1830 г.

5. Возникновение сюжета повести «Шинель» (канцелярский анекдот)
Приложение: Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….»

6. Разберемся в прочитанном (работа с текстом). Вопросы задаются учащимся заранее.
Узнав жизненные источники повести и как возник сюжет, разберемся в прочитанном:
1/ Каким образом Гоголь показывает обезличенностъ Акация Акакие­вича? В чем видит ее причину?
2/ Чем стала шинелъ в жизни Акакия Акакиевича? Почему? Проследить за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель.
3/ Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет имени, ни фамилии? Где он служит? Как соотнести эту особенность изображения с маленькой деталью: отсутствием лица у генерала, изображенного на табакерке портного? Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице: ''Одно значительное лицо недавно сделалось значительным, а до того был незначительным лицом»?
4/ Почему в бреду «сквернохульничая», Башмачкин постоянно обраща­ется к "значительному лицу» («ваше превосходительство»), а после смерти мстит не грабителям, а генералу?
5/ Гоголь пишет: ''Нужно знать, что Акакий Акакиевич объяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, кото­рые решителъно не имеют никакого значения». Перечитайте с этой точки зрения две сцены - разговор Башмачкина с Петровичем и разговор с генералом во время аудиенцию. Какие чувства вызывает у вас в этих сценах Башмачкин. Какова при этом его роль косноязычия?
6/ Какова роль фантастики в повести?

Писатель Б.Б.Набоков считал, что, человек, которого приняли за бесшинелъный призрак Акакия Акакиевича,- ведь это человек, укравший у него шинель. Полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была антитезой ,- человека, укравшего шинель».

В пользу В.В. Набокова говорят такие детали: «шинель с Акакия Акакиевича снимают какие-то люди с усами, причем один из них приставил ему к самому рту кулак величиною с чиновничью голову». В конце повести коломенский булочник видит привидение с преогромными усами с и такими кулаками, «какого и у живых не найдешь».

Можно ли, по- вашему, согласиться с мнением Набокова или у вас есть другие соображения и доказательства?
7/ Исследовательская работа по сходству и различию анекдота и повести «Шинели»

Подводя итог, проведем небольшую исследовательскую работу отмети сходство и различие анекдота и «Шинели»

Анекдот

Повесть «Шинель»

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

2. Утрачен предмет роскоши

2.Утрачен предмет первой необходимости. Поэтому шинель становиться как бы действующим лицом. Недаром повесть названа «Шинель»

3. Лепажевское ружье- показатель некоторого достатка

3. А шинель? Написать ответ







4. Ружье пропадает по недосмотру владельца

4. А шинель? Написать ответ

5. В анекдоте оказался возможным благополучный конец: помогли товарищи

5. А в «Шинели»? Могут ли, в состоянии ли помочь товарищи? Написать ответ

6. Тема локальная, ограниченна, не выходит за определенные пределы, анекдот короток.

6. Тема «Шинели» - просто ли рассказ об утраченной вещи? Написать ответ



7. Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Трагическая судьба маленького человека по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconСочинение по творчеству Н. В. Гоголя. Письменная работа
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сатирическое и эпикодраматическое в сборнике «Миргород»
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье говорится о воспитательном потенциале повестей цикла Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», изучающихся в 5-6 классах...
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: кратко познакомить учеников с фактами биографии Н. В. Гоголя, его циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconКонспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс)
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconОбраз воды и водной стихии в системе гоголевской художественной архаики...
Охватывают проблемы развивающегося социума, связанные с природными, сакральными, антропологическими и др комплексами человеческой...
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с основными фактами биографии...
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconНазвание организации
Волге (концерты, литературно-музыкальные вечера, выставки книг и картин, вечера памяти известных нижегородцев)
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий. Сорочинская ярмарка. Майская ночь, или Утопленница
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». «Майская ночь, или Утопленница». «Заколдованное место»
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение народных представлений, поверий в повести «Ночь перед Рождеством». Работа...
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, мы прочитали рассказ «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого. Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что такое рассказ. Давайте...
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconСмоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского...
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повесть «Шинель» входит в сборник «Петербургские повести». Это третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом....
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconРеферат Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков: Разные грани общей судьбы....
М. А. Булгаков настойчиво в течение всей своей жизни обращался к личности Н. В. Гоголя и его произведениям; как связаны между собой...
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconУрок 12 Тема: «Цикл с постусловием»
Запишите конструкцию цикла с предусловием. В каких случаях применятся цикл с предусловием?
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем отражается в цикле Авторское отношение к циклу 1 цикл «Вечера на хуторе » iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Вечер накануне Ивана Купалы»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск