Скачать 47.22 Kb.
|
Внеклассное чтение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс) Фролова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литература, ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики, Санкт-Петербург Цель урока: трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель» 1. Начало урока Сегодня у нас внеклассный урок по повести Н.В.Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя. Эпиграф : И веря; и не веря вновъ Мечте высокого признанья, Он проповедует любовь Враждебным слогом отрицанъя. Н.А.Некрасов 2. Рассмотрим портрет Н.В.Гоголя и ответим на вопрос: « Чем же он так необычен?» Теперь обратимся к портрету. Вы видите необычный портрет Гоголя, он отличается от тех портретов, которые вы: видели в своих хрестоматиях по литературе. Чем же он так необычен? В начале 1829 г.Н.В. Гоголъ приезжает в Петербург. Вскоре фортуна к нему была благосклонна. В 1831 г. в крупных журналах публикуется первое издание "Вечеров,..", знакомство с профессором Петербургского университета Плетневым, через него - с Жуковским, с Пушкиным, а в Москве, где был поездом, с историком Погодиным, Аксаковым и актером Щепчиным. Это состояние удачливости, везения отразилось в венецианском портрете: молодой человек в завитых волосах и модном галстуке, с легкой улыбкой – чутъ - чутъ от Хлестакова. Но странная история случилась с этим портретом. Он исчез на несколько десятков лет. В 1860 году его узнал актер Каратыгин у издателя и библиографа Ефремова в кабинете среди портретов известных. Ефремов предполагал, что это - портрет самого Венецианова, его ввела в заблуждение подпись художника. Каратыгин сказал, что Гоголь именно таким приходил на репетицию "Ревизора". 3. Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя
4. Жизненные источники повести Петербург 30-40 годов. Письма Н.В.Гоголя к матери (о жизни в Петербурге) Приложение: письмо от 30 апреля 1829 г. письмо от 2 февраля 1830 г. письмо от 2 апреля 1830 г. 5. Возникновение сюжета повести «Шинель» (канцелярский анекдот) Приложение: Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….» 6. Разберемся в прочитанном (работа с текстом). Вопросы задаются учащимся заранее. Узнав жизненные источники повести и как возник сюжет, разберемся в прочитанном: 1/ Каким образом Гоголь показывает обезличенностъ Акация Акакиевича? В чем видит ее причину? 2/ Чем стала шинелъ в жизни Акакия Акакиевича? Почему? Проследить за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель. 3/ Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет имени, ни фамилии? Где он служит? Как соотнести эту особенность изображения с маленькой деталью: отсутствием лица у генерала, изображенного на табакерке портного? Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице: ''Одно значительное лицо недавно сделалось значительным, а до того был незначительным лицом»? 4/ Почему в бреду «сквернохульничая», Башмачкин постоянно обращается к "значительному лицу» («ваше превосходительство»), а после смерти мстит не грабителям, а генералу? 5/ Гоголь пишет: ''Нужно знать, что Акакий Акакиевич объяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решителъно не имеют никакого значения». Перечитайте с этой точки зрения две сцены - разговор Башмачкина с Петровичем и разговор с генералом во время аудиенцию. Какие чувства вызывает у вас в этих сценах Башмачкин. Какова при этом его роль косноязычия? 6/ Какова роль фантастики в повести? Писатель Б.Б.Набоков считал, что, человек, которого приняли за бесшинелъный призрак Акакия Акакиевича,- ведь это человек, укравший у него шинель. Полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была антитезой ,- человека, укравшего шинель». В пользу В.В. Набокова говорят такие детали: «шинель с Акакия Акакиевича снимают какие-то люди с усами, причем один из них приставил ему к самому рту кулак величиною с чиновничью голову». В конце повести коломенский булочник видит привидение с преогромными усами с и такими кулаками, «какого и у живых не найдешь». Можно ли, по- вашему, согласиться с мнением Набокова или у вас есть другие соображения и доказательства? 7/ Исследовательская работа по сходству и различию анекдота и повести «Шинели» Подводя итог, проведем небольшую исследовательскую работу отмети сходство и различие анекдота и «Шинели»
7. Домашнее задание Написать сочинение по теме «Трагическая судьба маленького человека по повести Н.В. Гоголя «Шинель» |
Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя. Письменная работа Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сатирическое и эпикодраматическое в сборнике «Миргород» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В статье говорится о воспитательном потенциале повестей цикла Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», изучающихся в 5-6 классах... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: кратко познакомить учеников с фактами биографии Н. В. Гоголя, его циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Конспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс) Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя... | ||
Образ воды и водной стихии в системе гоголевской художественной архаики... Охватывают проблемы развивающегося социума, связанные с природными, сакральными, антропологическими и др комплексами человеческой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с основными фактами биографии... | ||
Название организации Волге (концерты, литературно-музыкальные вечера, выставки книг и картин, вечера памяти известных нижегородцев) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий. Сорочинская ярмарка. Майская ночь, или Утопленница | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». «Майская ночь, или Утопленница». «Заколдованное место» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение народных представлений, поверий в повести «Ночь перед Рождеством». Работа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, мы прочитали рассказ «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого. Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что такое рассказ. Давайте... | Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского... Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повесть «Шинель» входит в сборник «Петербургские повести». Это третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом.... | Реферат Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков: Разные грани общей судьбы.... М. А. Булгаков настойчиво в течение всей своей жизни обращался к личности Н. В. Гоголя и его произведениям; как связаны между собой... | ||
Урок 12 Тема: «Цикл с постусловием» Запишите конструкцию цикла с предусловием. В каких случаях применятся цикл с предусловием? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Вечер накануне Ивана Купалы»,... |