Скачать 147.56 Kb.
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №28 Ломовцевой Людмилы Михайловны Тема урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа). Тип урока Урок открытия новых знаний. Цели урока (образовательные): -выделять из группы существительных существительные, которые имеют форму только множественного числа; - опознавать их в тексте и устной речи; - определять принадлежность к тематическим группам; - уметь употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией; - расширить словарный запас детей. Универсальные учебные действия: Регулятивные: -высказывать предположения на основе наблюдений; -формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения; -соотносить цели и результаты своей деятельности; -определять степень успешности работы. Познавательные: -выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий; -искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения; - группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные: -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. -уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Оборудование урока: авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы.
Приложение к уроку. 1. Отгадайте загадки:
2. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1 группа - парные предметы (бриджи, брюки, ползунки, сани, ворота, вилы, джинсы, колготы, клещи, лосины, ножницы, носилки, очки, шорты, штаны, шаровары) 2. группа - отрезки времени, явления природы (будни, сумерки, каникулы, хлопья, заморозки) 3. группа – вещества (брызги, объедки, опилки, дрожжи, духи, 4. группа – еда (пельмени, сухофрукты, сливки, спагетти, консервы, макароны, тефтели, фисташки) Слова для справок
3. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей». Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.) Карточка 1 Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы). Карточка 2 Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки). Карточка 3 На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы). Карточка 4 Одна из легенд гласит, что в XVI столетии владелец таверны, распол…женной недалеко от Неаполя, готовил для посетителей лапшу разных видов. Однажды его доч (ь) играла с тестом, сворачивая его в длинные тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Увидев «игрушки», находчивый хозяин св…рил трубочки, п…лил их специальным томатным соусом и дал новое блюдо гостям. Посетители таверны были в восторге. Это заведение стало излюбленным местом неаполитанцев, а ее хозяин, сколотив приличное состояние, вложил его в строительство первой в мире фабрики по производству необычной продукции. Звали этого удачного предпринимателя Марко Арони, а блюдо, конечно же, назвали _____________________ (макароны), сопоставив имя и фамилию «изобретателя». Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.) Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава). 4. Создайте страничку «Портфеля читателя» Задание: прочитайте текст, найдите существительное (существительные), употребляемые только во множественном числе, дайте толкование этому слову и сделайте иллюстрацию. Группа №1 Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом; Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят; В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят; Повар спит перед огнем; И огонь, объятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном; И покрыл окрестность бор…(В.Жуковский «Спящая царевна») Группа №2 Докторам хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат. Вставай! Иди! Гудок зовет, и мы приходим на завод. Народа - уйма целая, тысяча двести. Чего один не сделает - сделаем вместе, Можем железо ножницами резать, краном висящим тяжести тащим; молот паровой гнет и рельсы травой. Олово плавим, машинами правим. Работа всякого нужна одинаково. (В. Маяковский «Кем быть?») Группа №3 Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Брозды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… *** Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. *** Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд…( Пушкин А.С. Из романа «Евгений Онегин») Группа №4 Я шел зимою вдоль болота В галошах, В шляпе И в очках. Вдpyг по pеке пронесся кто-то Hа металлических Крючках. Я побежал скорее к речке, А он бегом пустился в лес, К ногам приделал две дощечки, Присел, Подпpыгнyл И исчез. И долго я стоял y речки, И долго думал, сняв очки: «Какие странные Дощечки И непонятные Крючки!» (Даниил Хармс. Я шёл зимою вдоль болота…») Портфель читателя ЗАДАНИЕ 6. «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»
Выпиши непонятные слова в ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Выясни и запиши их значение, если получится, попробуй нарисовать.
Прочитайте отрывок из книги «Современный русский язык» под редакцией Д.Э.Розенталя. Проведите исследование текста. Ответьте на следующие вопросы:
Обязательно отразите эти вопросы в своем выступлении. Свое выступление можете начать со слов: Мы, как эксперты, исследовали текст отрывка из истории о числе имен существительных и пришли к выводу, что в древнерусском языке было _______________ числа: ________________________. Потом _______________ число исчезло, а существительные из этого числа перешли в разряд _________________________________ . В русском языке их более ______________ . К ним относятся ______________________(приведите 1-2 примера устно) . Таким образом, проведя это исследование, мы пришли к выводу, что выдвинутая гипотеза об истории имен существительных только во множественном числе _________________ (доказана/ опровергнута). В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. В современном русском языке в эту категорию входят около 600 (шестисот) слов. Подавляющее большинство из них относятся к следующим категориям: существительные, обозначающие
|
Презентация к уроку, тесты по теме «Склонение существительных» Цели: развивать умение распознавать склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые существительные; имена существительные, имеющие форму... | 1. Множественное число имен существительных. Притяжательный падеж В английском языке существительные имеют два числа: единственное и множественное. В единственном и множественном числе употребляются... | ||
Урок русского языка 3 класс Тема урока: написание окончаний имен... Обобщить знания детей о написании окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ознавательная: формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном... | ||
Урока русского языка по фгос ООО в 5 классе по теме «Имена существительные,... Обращает внимание ребят на словарные слова, просит составить с ними словосочетания | Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,... Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с некоторыми формами образования множественного числа существительных | Программы вступительных испытаний по иностранным языкам Имя существительное. Образование множественного числа. Форма притяжательного падежа. Сочетание существительных с предлогами, выражающими... | ||
Урок №1 Класс: 2г тема: Закрепление множественного числа существительных... Цель: Ввести новую лексику, а также повторить и закрепить конструкцию He/She has и множественное число существительных | Урок в 5 а классе по теме «Это я!» «Страны и национальности»; повторение и использование в связной речи структуры «Have got», указательных местоимений, правил образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Грамота (от греческого grammata — 'чтение и письмо', формы множественного числа от gramma — 'буква, запись') — это умение читать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Конспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных» Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Общий род. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе. Имена существительные употребляемые только во... | ||
Функциональные особенности формы родительного падежа множественного... Работа выполнена на кафедре современного русского языка и методики преподавания федерального государственного автономного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История появления, развития и запись чисел: в Древней Греции, Египте, на Руси; Фигурные числа, совершенные числа, дружественные числа,... |