Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории





НазваниеРабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории
страница1/2
Дата публикации28.09.2014
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ

__/Исмагилова Н.Ф./ руководителя по УВР «Шугуровская СОШ

им.В.П.Чкалова»

Протокол №_____ от МБОУ « ШугуровскаяСОШ

им.В.П.Чкалова» ________ /Гимаев Р.Р../

«____»________2013г. ___Гарифуллина Э.И/ Приказ №_____ от

«____»__________2013г. «____»_________2013г.

Рабочая программа

по литературе в 8 классе

учителя

высшей квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

«Шугуровская средняя общеобразовательная школа

имени В.П.Чкалова »

Гимаевой Румии Мирхатимовны

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение». 2009год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Данная учебная программа ориентирована на использование УМК: учебника-хрестоматии под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева и др. «Литература.8 класс. Учебная хрестоматия в 2 частях. М: «Просвещение», 2011г. Методическое обеспечение - И.В. Золотарева, Т.А. Крысова.

«Поурочные разработки по литературе.8 класс», М: «Вако», 2008 г.

Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю), что составляет 35 учебных недель по учебному плану школы на 2013-2014 учебный год.

Контроль знаний, умений учащихся по предмету планируется осуществлять через реализацию домашних заданий, устные и письменные ответы учащихся на уроке, выполнение контрольных и тестовых заданий, написание сочинений, выполнение индивидуальных заданий.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи обучения:

- приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе от средних веков до 20 века;

- овладение теоретико-литературными понятиями;

- формирование способности к анализу художественных произведений;

- умение пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы.

Содержание обучения литературе отобрано на основе компетентностного подхода. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Чтение становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство русского языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащихся. Литературное образование способствует формированию их речевой культуры. И русский язык и литература формируют на уроке коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует и с дисциплинами художественного цикла: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. На уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием на уроках литературы школьники обращаются к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, что формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, формирует активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предания, житие как жанр литературы, понятие о классицизме, историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, литературная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы; конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции, герой-повествователь.

Учащиеся должны уметь:

-видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

-обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографий писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

-различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и различие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно- историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения.


Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

2

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века.

35 (Р.р 7 Вн.чт.3)

Из русской литературы XX века.

20(Вн.чт. 2)

Зарубежная литература.

7 (Вн.чт. 2)

Из литературы народов России

1

Итого

70 (Р.р.7 Вн.чт. 7)


Содержание тем учебного курса.

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей. К историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. «Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Из жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги А. Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора». Мораль басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Осмеяние пороков: самонадеянности, зазнайства.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Тема расширения русских земель.

Теория литературы. Дума (начальное представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе, о его отношении к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«19 октября». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень избранных.

«История Пугачева» (отрывки) Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальное представлений). Роман. Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция : система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 8 классе учителя русского языка...
Заместитель директора по увр мбоу «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 5 классе Гатауллиной Г. А., учителя...

Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны...
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 5 классе Гильмановой Розы Акрамовны,...
Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 7 а классе составлена на основе...
Разработано Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы...
Разработано Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе в 7 в классе составлена на основе...
Разработано Борзыкиной Раисой Сергеевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе для 10 класса Хусаеновой Гузалии...
Приказа мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего...
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconКонспект урока литературы в 7,8 классе Учителя: Гусева Т. В., учитель...
Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по природоведению для 5 класса учителя высшей квалификационной категории
Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-фз “Об образовании в Российской Федерации
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по физике в 7 классе Челноковой Татьяны Павловны...
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного...
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconРабочая программа по литературе для 8 класса учительницы высшей квалификационной категории
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по литературе в 8 классе учителя высшей квалификационной категории iconКривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск