Скачать 94.38 Kb.
|
от «______» ____________2013 г. 2013/2014 учебный год ЛИТЕРТУРА 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа по литературе в 8 класcе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. - Москва: «Просвещение», 2009 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации). Количество учебных часов по предмету -70 ( 2 часа в неделю) Предмет изучается на базовом уровне. Учебно-методический комплект для учителя:
Учебно-методический комплект для учащихся:
Данная программа ориентирована на содержание учебника- хрестоматии для 8 класса: в 2 ч. Москва, Просвещение, 2010. Авторы Коровина В.Я, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Допущено Министерством образования и науки Россйской Федерации/ М.:,Просвещение, 2010/ Настоящая рабочая программа учитывает специфику 8 а класса, ученики которого имеют 100 % обученности по литературе, круг чтения учащихся выходит за рамки школьной программы; достаточно сформированы познавательная и учебная мотивации учащихся, но уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности разноуровневый. Явно преобладают внутренние мотивы над внешними, наличие стремления к успеху в учебной деятельности и реализации учебных мотивов в поведении у нескольких учеников, внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности, учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко, явное преобладание внешних мотивов над внутренними, избегание неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов, отсутствие активности в поведении по реализации учебных мотивов. Учитывая особенности контингента обучающихся, отведено определенное количество часов на изучение элементов содержания программы. . Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Цель изучения литературы в 8 классе – помочь формированию и развитию личности подростка, приобщение к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса Учащиеся должны знать:
-народная песня, частушка, предание (развитие представлений); -житие как жанр литературы (начальное представление); -мораль, аллегория, дума (начальное представление); -понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); -поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); -прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); -конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); - герой-повествователь (развитие представлений). Учащиеся должны уметь:
.Ключевые знания, умения и навыки, которые учащиеся получат за учебный год, соотносятся с Государственным образовательным стандартом. Содержание курса Введение. Русская литература и история. Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне: « В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темненькая…». «Вдоль по улице метелица метет». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Из древнерусской литературы Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествия и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские дети и купеческие сыновья. Из литературы ХУ111 века. Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль»( сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Из литературы Х1Х века. И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика общественного договора. Мораль басни. Басня «Обоз».Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория. К.Ф.Рылеев. Автор драм и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Теория литературы. Дума ( начальное представление). А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева»( отрывки). Роман «Капитанская дочка». Гринев- жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Теория литературы. Историзм художественной литературы ( начальные представления). Роман. Реализм романа. «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в содержании произведения. М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный и мятежный, сильный дух героя. Образы монастыря и образы природы, их роль в произведении. Теория литературы. Поэма ( развитие представления). Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме. М.Е.Салтыков _ Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, «История одного города «( отрывок). Художественно – политическая сатира на современные писателю пороки. Пародия на официальные исторические сочинения. Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Теория литературы. Рассказ ( развитие представления). Художественная деталь ( развитие представления). Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословиями и и внутри сословий. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Поэзия родной природы. А.С.Пушкин « Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев »Осенний вечер». А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» ( из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы ( развитие представления). Из русской литературы ХХ века. И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя. А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Теория литературы. Сюжет и фабула. А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон».Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. М.Зощенко. «История болезни». М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина. А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утвержде6ие доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов и военных будней в стихотворениях М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова. В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. отражение военного времени. Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский «Снег», Д.Мережковский «Родное», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке». Из зарубежной литературы. У.Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта».Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности.»Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Ж.Б.Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» ( обзор с чтением отдельных сцен). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Теория литературы. Классицизм. Сатира ( развитие понятия). Д.Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера» Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. В.Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Тематическое планирование
|