Инновационного педагогического опыта (ипо)





Скачать 96.09 Kb.
НазваниеИнновационного педагогического опыта (ипо)
Дата публикации02.10.2014
Размер96.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Зазнобина

Татьяна Изевна

Гимназия № 24 имени И.А.Крылова Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург,

199053, Средний пр., д. 20

Учитель

русского языка и литературы

21 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»


II. Сущностные характеристики опыта





  1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)




Интеграция традиционной методики и инновационных технологий на уроках литературы для формирования языковой личности школьника




2. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)


Произошедшие за последние годы в нашем обществе резкие изменения информационной и языковой среды, а также новые задачи по формированию коммуникативной компетенции учащихся в школе. Новые возможности преподавания, связанные с появлением ТСО нового поколения и распространением международного передового педагогического опыта.




3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникативно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)



Использование технологии творческих мастерских на традиционных уроках литературы позволяет создать условия для самостоятельного построения знаний и обретения навыков письменной и устной речи учащимися. А применение ИКТ (презентаций, электронных энциклопедий и поисковых систем Интернета) - для наиболее рациональной организации деятельности учащихся на уроке.




4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)


Трудоемкость подготовки к уроку велика лишь на стадии разработки методических и технических его компонентов. В дальнейшем же применении разработок и их тиражировании трудоемкость становится минимальной.

Созданные в ходе работы по интеграции инновационных технологий уроки систематизируют деятельность как учителя, так и учащихся, создавая у каждого ученика индивидуальные алгоритмы анализа художественного текста и написания собственных сочинений, давая учителю необходимый материал для наиболее эффективной работы как с классом, так и с группой учащихся, и для индивидуальной работы.

Риски могут быть связаны лишь с нарушением инструкций ОТ по работе с компьютером или с тем, что учитель не имеет представления о «проживании» в мастерской.




5.Условия реализации изменений

(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)


Для успешной реализации представляемого ИПО учителю необходимо свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, уважения, толерантности, а любой урок делать личностно значимым для  ученика. Кроме того, важно понимание учителем «сверхзадачи» каждого урока: не предложение готовой информации, а создание эвристической ситуации. Все это требует от учителя не столько большого опыта и высокого уровня профессионализма педагога, сколько стремления развивать и воспитывать уникальную языковую личность ученика посредством предмета.




6. Результат изменений


Как показывают результаты, применение ИПО способствует повышению качества обучения (о чем свидетельствуют успехи учеников на олимпиадах и конкурсах, на выпускных и вступительных экзаменах). Применение ИПО помогает более эффективно использовать учебное время на уроке, повышает интерес учащихся к предмету, способствует достижению воспитательных целей на уроке. Работа в группах формирует коммуникативную компетентность, взаимопомощь, ответственность, развивает навыки самостоятельной работы, творческие способности. Систематическое использование ИПО постепенно дает каждому ученику инструмент для аналитического чтения художественного текста, его самостоятельной интерпретации и развивает его речевую культуру.




7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте



1.Тайна слов «трилогия вочеловечения». Анализ лирического произведения на уроке литературы в 11 классе. Статья (разработка уроков). В сборнике: Методические разработки учителей-словесников

Василеостровского района. СПб, 2005

2. Автор и герой рассказа И.Бабеля «Соль». Методическая разработка уроков. В сборнике: Адреса передового педагогического опыта. СПб. АППО. 2008




8. Описание инновационного опыта учителя

(педагогическое эссе)

Наиболее сложной и одновременно интересной задачей, которая встает перед учеником в процессе изучения литературы в школе – постижение особенностей стиля и мировоззрения писателя, явленных в конкретном произведении. Научить осуществлять восхождение к смыслам художественного текста, мироощущению писателя, вчитываясь в строки его книг, понимать проблематику и грамотно судить о художественных достоинствах произведений – это значит оказать существенное влияние на мировоззрение самого читающего.

Поэтому первое задание на уроке – первая ступень восхождения читателя к вершинам смысла. В технологии «творческих мастерских» этот прием называют индуктором, в технологии «развития критического мышления» - вызовом, но как бы мы его ни называли, в моем наборе «педагогических инструментов» он необходим, как ключ, без которого не открывается ни одна «дверь», как во внутренний мир читателя, так и в святая святых текста. Чтобы направить течение мыслей в нужном русле (от логики – к образу), сначала необходимо погружение в собственный опыт, в стихию языка. Нужно просто начать писать, обо, как утверждает Л.С.Выготский, «пишущего может понять лишь пишущий».

Следующая важная ступень восхожденеия – чтение вслух. Как ранее подобранный ключ делает поворот в замке и открывает его, так чувства читателя открывают путь к дальнейшему постижению замысла писателя, так как только при «коротком замыкании» токов души текста и души читателя (как это называл Л.С.Выготский) возникает то, что мы привыкли называть феноменом искусства. Для того чтобы организовать эту читательскую реакцию, необходимо давать задание уже к первому прочтению. Художественный текст, особенно поэтический, же уже при первом чтении должно звучать. А.Белый утверждал: «Чтение глазами – варварство, потому что при этом исчезают звук, ритм и интонация как зерно смысла. Начала и концы смыслов – в интонации».

Чтобы сделать следующий шаг, нужно вчитаться в строки, попытаться понять, как автор создал интонацию, вызвал переживания. Для этого класс делится на группы или малые группы, один человек от группы выбирает то задание из предложенных на доске, которое захочется выполнить или покажется интересным, или важным. На доске размещены листы, на обороте которых содержаться формулировки примерных вопросов и заданий для анализа. На пути читательского постижения сути художественного текста важно осознать их взаимосвязь, важно обратиться к мастерству художника. Так произойдет открытие… открытие «двери» в мастерскую художника. При этом задания подбираются так, что любая из предложенных «дверей» приведет в то же смысловое пространство, но важно, чтобы каждый ученик все-таки «протоптал свою тропинку» к вершинам смыслов.

На заключительном этапе работы с художественным текстом должен произойти синтез переживаний, наблюдений, раздумий читателей. В зависимости от жанровой специфики произведения, уровня подготовки класса и других факторов формулировки заданий этого этапа могут варьироваться, но в любом случае они сопряжены с созданием собственного текста учащимися.

Таким образом (от первичного эмоционального восприятия – через осмысление особенностей формы – к постижению мироощущения автора) ученики делают то, что обычно называется анализом текста. Само слово «анализ» следует понимать не как разъятие и изучение целого по его частям, а в его первоначальном смысле. В древнегреческом языке оно обозначало «распутывание, освобождение», то есть восхождение ученика к новым знаниям, к новым познавательным способностям, к формированию собственного мировоззрения, то есть - к становлению личности.







































































Информационная характеристика опыта

Характеристика инновационного опыта

Обучение

1. Ценности и ценностные ориентиры

Личность ученика, деятельностный подход, коммуникативная компетентность как неотъемлемая составная способностей человека в современном мире

2. Цели и задачи

Обучение навыкам уместного применения основных понятий теории литературы, фактов биографии писателей и положений критических статей при изучении произведений художественной литературы

Развитие речевой культуры, навыков творческого письма и аналитического чтения, способствующего углублению эстетической реакции

Воспитание самостоятельно мыслящей личности, ориентированной на гуманистические идеалы, утверждаемые русской классикой

3. Управление образованием

-

4. Содержание образования

-

5.Технологии, в том числе и ИКТ

Технология творческих мастерских, технология проблемного обучения, информационные технологии: КТО, ИТО и др.

6. Средства

Материальные: проекционный материал и печатные издания

Идеальные: усвоенные ранее учениками знания и умения, эмоциональный и читательский, жизненный опыт. Педагогический опыт учителя, филологическое образование.

7. Методы

Проблемно-поисковый (эвристический), методы активного обучения, наглядные методы

8. Организационные формы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

9. Образовательная среда

Уроки русского языка, литературы, внеклассная работа по предмету.

10. Информационно-методическая среда

www.mon.gov.ru, www.fipi.ru, www.metlit.nm.ru, www.festival.1september.ru, www.spbappo.com,   www.schoolinfo.spb.edu.ru, sch24.spb.edu.ru и др.  

11. Информационные ресурсы

Методическая литература, ресурсы Интернета

12. Организационные ресурсы

Классно-урочная система обучения

13. Мотивационные ресурсы

 Самоактуализация (профессиональный рост) педагога в связи с тем, что качество образования учащихся напрямую зависит от стремлений учителя совершенствовать свою деятельность

14. Кадровые ресурсы

-

15. Научно-методические ресурсы

Повышение квалификации на курсах СПбАППО и ФИПИ

16. Материально-технические ресурсы

Типовой мультимедийный кабинет словесности

17. Нормативно-правовые ресурсы

-

Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений




Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Идея изменений (в чем сущность ипо: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении...
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Идея изменений (в чем сущность ипо: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении...
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Система приемов формирования...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Система работы по теме:...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconПоложение об обобщении инновационного и передового педагогического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования...
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconСистемный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического...
Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconТема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку»
Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта
«Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса» г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 44
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта
Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, 74-а
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка и мордовской литературы мбоу «Баевская...
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта
Моу «сош №63 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского района города Саратова Федченко Елены Александровны
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск