Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс»





Скачать 208.67 Kb.
НазваниеРабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс»
Дата публикации08.10.2014
Размер208.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»


г. САРОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждена на заседании Введена в действие

педсовета (протокол № 14 от26.06.13г.) приказом директора от 26.06.13г. № 98

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Лыжовой Татьяны Александровны

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРА.

10 КЛАСС»
Количество обучающихся – 55

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

к планированию уроков литературы в 10 классе.
Календарно-тематическое планирование литературы в 10-ом классе составлено по учебнику Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс» для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. Учебник состоит из 2-ух частей. Рекомендован Министерством образования и науки РФ (9-е издание, М. «Просвещение»,2007 г.)

Учебные занятия по курсу «Литература» рассчитаны на стандартную программу - 3 часа в неделю (102 часа в год).

Тематическое планирование составлено в соответствии с методическими указаниями авторов учебника. За основу взята программа литературного образования этого же автора, которая дает возможность учащимся постичь ее внутренние законы, познакомиться с литературным процессом.

Цели литературного образования определяют характер задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:

- сформировать представление о литературе как искусстве слова;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению художественных произведений:

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

В учебнике даётся адаптированное к восприятию учащихся 10 класса систематическое изложение курса истории русской литературы Х1Х века. Поскольку в новом федеральном стандарте литературного образования ключевые произведения русской литературы первой трети Х1Х века введены в программу 9 класса, изучение истории русской литературы Х1Х века в 10 классе начато с повторения пройденного материала, акцентируя внимание учащихся на проблеме назначения искусства слова и смысла литературного творчества в понимании русских писателей первой трети Х1Х века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

В центре внимания всех русских писателей-классиков Х1Х века стоит проблема воспитания духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию. От уровня её развития зависит уровень социальной организации общества. Все общественные недуги в конечном счёте определяются духовными болезнями современного человека. Такой гуманизм определяет и взгляд русского писателя на природу художественного творчества.


Программа:

Программа общеобразовательных учреждений.

«Литература». 5-11 классы. Базовый уровень.

Под редакцией В.Я Коровиной

10-е издание

Москва, «Просвещение», 2008 г.

Учебник: Ю.В.Лебедев. Литература 10 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений

Базовый и профильный уровни в 2-ух частях

Рекомендовано МО и Науки

Российской Федерации

10-е издание Москва, «Просвещение», 2010г.


Кол-во часов по программе – 136 (3 ч. в неделю)
Примерное тематическое планирование уроков литературы в 10 А классе

Кол-во часов



Тема урока

Опорные понятия

Внутрипредметные

Связи

Межпредметные

связи




Повторение 1-ой половины 19 века

Историко-литературный процесс

Вечные темы русской классики

Литература, история, язык




А.С. Пушкин. Художественный мир.













М.Ю. Лермонтов. Художественный мир.













Н.В. Гоголь. Художественный мир.










ТЕ Н Д Е Н Ц И И Р У С С КО Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы В Т О Р ОЙ П ОЛ О В И -НЫ 19 В Е К А (5 часов)




Общественно-культурная обстановка в России во 2-ой половине 19 века (60-е годы).

Литературный процесс. Литературная критика.

Историко-биографические связи писателей эпохи.

Исторические аспекты литературного развития.




Расцвет русского реализма во 2-ой половине 19 века.







Поэзия 2-ой половины 19 века.

Урок-семинар по теме (2часа)

Александр Николаевич Островский (6 часов)




Патриарх русской драмы. (Жизнь и творчество А. Н. Островского).

Семейно-бытовая коллизия.

Традиции отечественной драматургии в творчестве писателя.

Островский и русский театр.




«Имя-образ-судьба…»(драма «Гроза»).

Символика образа.










Город Калинов и его обитатели (система образов и сюжет пьесы).













Незаурядность характера Катерины. Споры с «тёмным царством». Драма «Гроза» в русской критике.













Эволюция драматургии А.Н. Островского. Обзор пьесы-сказки «Снегурочка» и драмы «Бесприданница».










Подготовка к написанию сочинения по творчеству А. Н. Островского




Сочинение по творчеству А. Н. Островского.










Иван Александрович Гончаров (9 часов)




«Обломов - капитальная вещь, какой давно не было».

Образная типизация. Символика детали.

Литературные предшественники Обломова.

Музыкальные темы в романе.




А. Штольц, по словам Гончарова, «мог быть близок Обломову». Почему?













На Выборгской стороне.













Зачётный урок по роману И.А.Гончарова «Обломов».













Подготовка к сочинению по роману. Урок-форум на тему: «Поговорим о любви, которая, по словам Данте Алигьери, «движет Солнцем и прочими светилами».

Образная типизация (О. Ильинская и А. Пшеницына). Символика детали.










Сочинение-анализ эпизода (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).










И.С.Тургенев (10часов)




Жизнь и творчество, личность И. С.Тургенева.













«Записки охотника».




Проблема русского национального характера в литературе.







Тургенев-романист («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»).

Социально-психологический роман. Принцип «тайной психологии»

Литературные реминисценции в романе.

«Говорящие» исторические даты в романе.




История романа «Отцы и дети». Смысл названия.













Базаров и Кирсановы.













Споры об искусстве и природе в романе «Отцы и дети».







Музыкальные темы в романе.




Нигилизм Базарова. Трагический образ главного героя.













Любовь и счастье в романе «Отцы и дети».













Базаров и родители. Смерть Базарова. Роль эпизода в раскрытии идейного содержания романа «Отцы и дети».













Борьба и споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».













Подготовка к сочинению по роману. Урок-семинар.












Классн Сочинение










Литература 60-х гг. 19в. Обзор (3часа). Н.Г. Чернышевский




Личность Н.Г. Чернышевского. Жизнь и творчество (Чернышевский в воспоминаниях современников).













Эстетика Н.Г. Чернышевского.













Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Творческая история, жанр, композиция; «новые люди» в романе. Теория разумного эгоизма.

Идеологический роман. Литературная утопия.

Роль традиционных сюжетов в романе.

Эстетические взгляды писателя в романе.




«Особенный человек» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?». «Высшие люди» и «Сны». Их роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа.










Ф.И Тютчев (4часа)




Жизнь и творчество, личность Ф.И. Тютчева. Пейзажная лирика.

Интеллектуальная лирика. Лирическая миниатюра.

Пушкинские мотивы в лирике Тютчева.

Музыкальные интерпретации стихов поэта.




Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева.













Сочинение-анализ стихотворения.










А.А. Фет (2часа)




Очерк жизни и творчества, художественный мир А.А.Фета. Основные темы и мотивы лирики.

Лирическая исповедальность. Мелодика стиха.

Лирика Фета в зеркале литературной пародии.




Н.А. Некрасов (7 часов)




Н.А. Некрасов: жизнь, деятельность, творчество.

Народность литературного творчества.










Размышления Н.А.Некрасова о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии.




Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова,

Некрасова.

Некрасовские мотивы в русской живописи.




Идеал человека в понимании Н.А.Некрасова.













Трагическое восприятие любви в лирике Н.А.Некрасова.

Трактовка темы просветляющей силы любви в русской лирике.







2-ое полугодие




Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Жанр поэмы в русской лирике.

Медитативная и гимническая интонации в поэме.







Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»




Пушкинская традиция в трактовке образа деревни и крестьянского быта.







Сатирические образы в поэме. Особенности сатиры Н.А.Некрасова.













Собирательный образ крестьянки в поэме. Изображение русского характера.













Развёрнутый ответ на вопрос по творчеству Н.А. Некрасова (с использованием клише).










М.Е. Салтыков-Щедрин (4часа)




Жизнь, творчество, личность М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки.

Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатирическая сказка.

Фольклорные мотивы в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.







«История одного города». Смысл названия, композиция, жанр.













Город Глупов и его обитатели.




Утопия в современной литературе.




Н.С. Лесков (3 часа)




Жизнь, творчество Н.С. Лескова.













Праведники Н.С. Лескова. (Обзор романа «Соборяне»).

Литературный сказ. Жанр путешествия.

Былинные мотивы в повести «Очарованный странник».

Язык и стиль сказа.




Повесть-хроника «Очарованный странник». Сказ Н.С. Лескова «Левша». Письменная работа по творчеству Лескова и Щедрина.










Ф.М. Достоевский (7часов)




Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского.

Полифония. Герой-идея. Тема «двойничества».

Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе писателя.

Язык и стиль Ф.М.Достоевского.




История создания романа «Преступление и наказание». Смысл названия романа. Беседа по содержанию 1-й части. Комментированное чтение фрагментов романа.




Трактовка темы «неподвижной идеи» в произведениях Пушкина и Достоевского.

Евангельские мотивы. Тема Воскресения. Тема страшного потустороннего мира.




Тема «униженных и оскорблённых» в романе. Образ Петербурга.

Образ Петербурга в романе.

Тема адовых мук у Данте Алигьери и Достоевского.







Пути, отвергнутые Р. Раскольниковым. Разумихин. Лебезятников. Лужин. Свидригайлов.













Смысл теории Раскольникова. Диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича.

Исповедальное начало в речи героя.










Роль эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в идейном понимании романа «Преступление и наказание». Причины преступления Родиона Раскольникова.

УРОК-ПРОПОВЕДЬ










Оппоненты Раскольникова (Соня, Порфирий Петрович, Разумихин и Дуня). Почему Раскольников явился с повинной?
















Художественные особенности романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказания».













Контрольное изложение с элементами сочинения «Сон Раскольникова».

Л.Н. Толстой (10 часов)




Жизнь, творчество, личность Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир». Изображение светского общества Петербурга. Салон А.П. Шерер.

Роман-эпопея. Диалектика души. Историософская концепция.

Тема бонапартизма в русской классике.

Исторические источники эпопеи.




Изображение светского общества Москвы, (Смерть Безухова. Атмосфера в доме Ростовых.)













«Черты природы», «мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские.













Жизненный поиск главных героев романа. Роль личности и народов. Осуждение войны в романе «Война и мир».

ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ.










Изображение войны 1807г. в романе «Война и мир». Показ её антинародного характера.













Стремление к духовной жизни главных героев романа. Спор Андрея и Пьера в Богучарове о смысле жизни. Настоящая жизнь в понимании Л.Н.Толстого.













Исторические взгляды Л.Н.Толстого и их отражение в романе «Война и мир». Начало войны 1812года в изображении Л.Н.Толстого. Когда и как война приобретает народный характер?













«Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Война 1812года. Конец войны 1812г. Образ Кутузова в романе.













Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги. Князь Андрей и Пьер в войне 1812г.













Роль эпилога в понимании идейного содержания романа «Война и мир». Проблематика романа «Война и мир»-роман-эпопея.

ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ.







А.П.Чехов (5часов)




«Человек должен быть не «маленьким» и не лишним, не чиновником, не унтером, не попрыгуньей, не душечкой, не Ионычем, а Человеком» (А.П. Чехов).













Рассказы о пробуждении человеческой души: «Степь», «Невеста», «Чёрный монах».













«Вишнёвый сад» как драматическое произведение.

Лирическая комедия. Бессюжетное действие. Подтекст. Символическая деталь.

А.П. Чехов и Л.Н. Толстой. Тема «маленького человека « в русской классике.







«Вишнёвый сад» - прощание с прошлым. «Здравствуй, новая жизнь!»













«Люди уезжают, уходят, прощаются, расстаются… Уходила и старая жизнь». «Вишнёвый сад» в контексте времени.













Урок-форум, посвящённый творчеству А.П.Чехова.













Из зарубежной литературы (обзор) Гёте «Фауст».













Обобщающий урок.

Что читать летом по программе 11 класса)









Дополнительная литература

1.Г.Л.Абрамович. Введение в литературоведение. М. «Просвещ.»,1975

2.А.И.Ривякин. История русской литературы 19 века. Первая половина. М. «Просвещ.»,1977

3.А.А.Жук. Русская проза. Вторая половина 19 века. Пособие для учителя. М. «Просвещ.», 1981

4.В.И.Кулешов. История русской литературы 19 века. 70-90 годы. М. «Высшая школа», 1983

5.Е.И.Богамолова, Т.К.Жаров, М.М.Кирова. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. М. «высшая школа», 1982

6.Н.А.Богомолов. Стихотворная речь. Пособие для учащихся старших классов. М.Интерпакс, 1995


Литературоведческие словари и справочники.

Книги по творчеству писателей.

Раздаточные материалы, тесты.

Видеофильмы по творчеству писателей.

Видеотека: художественное произведение на экране.

Карточки для дифференцированного контроля по литературе 10 класса (ч.1,2)


Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения обязательного минимума содержания образовательной области «Литература» выпускники должны:

Чтение и восприятие: прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжеты линии и события).

Чтение, истолкование и оценка:

1)анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов (сцен); средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речь действующих лиц); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображённому;

2)давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

3)применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;

4) знать факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

5) характеризовать творческую историю романов «Евгений Онегин», «Война и мир»;

6) объяснить связь произведений со временем написания и нашей современностью;

7) объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике; 8) соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); называть основные черты этих направлений.

Чтение и речевая деятельность:

1) владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

2) пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений, руководствуясь заданием (для характеристики образа – персонажа, основной проблемы особенностей композиции);

3) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;

4) составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему; 5) писать сочинения:

а) на литературную тему (о героях, художественном своеобразии и проблематике литературных произведений): рассуждения проблемного характера; характеристика героев; истолкование эпизода (сцены) небольшого стихотворения; рецензия на изученное произведение;

б) на свободную тему, близкую учащимся, в жанрах: рассуждение проблемного характера, письмо, дневниковая запись, очерк, путешествие;

в) выразительно читать изученные произведения, том числе, заученные наизусть (в соответствии с программой).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа Сергеевой Татьяны Евгеньевны учителя начальных...
Сергеевой Татьяны Евгеньевны – учителя начальных классов 1 квалификационной категории
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №108)
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа Малиной Елены Анатольевны учителя первой квалификационной...
Принята на заседании педсовета Утверждена приказом (протокол от 26. 06. 13 №14) директора от 26. 06. 13 №98
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учителя географии первой квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа №166» Советского района г. Казани Ильиной...
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconХудотеплой Светланы Николаевны, учителя первой квалификационной категории...
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,...
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа по литературе в 11 классе учителя первой квалификационной...
Программы курса. Авторы: В. И. Сахаров, С. А. Зинин. // М.: Ооо «тид «Русское слово – рс 2009; Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская...
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа педагога абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной...
Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» 3- е изд дораб и доп. – М:...
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа по литературе 7 класса Гильмановой Розы Акрамовны,...
Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа по литературе в 5 классе Гильмановой Розы Акрамовны,...
Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Евстрахова О. А., Волошенко Л. С., Худякова В. А., Сотникова И. В., Бузулукина Т. Н., Кривогузова Т. В., 2 учителя первой категории...
Рабочая программа Лыжовой Татьяны Александровны учителя первой квалификационной категории по курсу «литература. 10 Класс» iconРабочая программа по литературе в 5 классе Гатауллиной Г. А., учителя...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск