Тема Методический аппарат книг для чтения





Скачать 75.54 Kb.
НазваниеТема Методический аппарат книг для чтения
Дата публикации11.10.2014
Размер75.54 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
Практические занятия

4 семестр
Тема 1. Методический аппарат книг для чтения.
План
1. Анализ программы по чтению.

1.1. Задачи уроков классного чтения.

1.2. Требования программы к умениям и навыкам чтения, работе над

текстом, связной устной речи.

1.3. Виды творческой деятельности. Приемы развития творческих

способностей младших школьников.

2. Оформление и содержание книг для чтения.

“Капелька солнца” - 1 класс;

“Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс в 2-х частях;

“В одном счастливом детстве” - 3 класс в 2-х частях.

3. Вопросы и задания в книгах для чтения.

Литература





  1. Программы средней школы. Начальные классы. - М., 1994.

  2. Горецкий В.Г., Голованова Г.В., Климанова Л.Ф. “О новом цикле учебников по чтению “Родная речь” для начальной школы”. // Нач. шк. - 1993. - № 7. - С. 15.

  3. Горецкий В.Г. Новый учебник “Родная речь” Книга 1// Нач. шк. - 1991. - № 11.

  4. Горецкий В.Г., Голованова М.В. Распределение текстового материала учебника по чтению “Родная речь” // Нач. шк. - 1999. - № 10. - С. 62.

  5. Шпунов А.И. О новой “Родной речи” // Нач. шк. - 1993. - № 3. - С. 46.

  6. Ямпольская М.Л. О новом разделе из детских журналов “Еж” и “Чиж” в книге по чтению “Родная речь”// Нач. шк. - 1993. - С. 46.



Тема 2. Методика чтения сказок



План
1. Педагогическая ценность чтения сказок.

2. Классификация сказок, их жанровое своеобразие.

3. Специфика изучения сказок в начальных классах.

Литература


  1. Львов М. Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987. - С. 134-140.

  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М., 1984.

  3. Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки// Нач. шк. 1987. - № 4; 1987. - № 5; 1990. - № 3; 1991. - № 12.

  4. Байкиева Л.Г. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе работы над сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка “Серая шейка” // Нач. шк. - 1991. - № 11.

  5. Филиппенко З.И., Нефедова Л.К. Методика работы над языком “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина// Нач. шк. - 1992. - № 3.


Тема 3. Методика чтения басен
План
1. Басня как жанр эпической литературы.

2. Проблема анализа басни в 1-3 классах.

3. Особенности методики анализа басни.

Литература





  1. Львов М.Р., Рамазаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987. - С. 140-146.

  2. Григоренко В.А. Чтение басни И.А. Крылова “Ворона и лисица” // Нач. шк. - 1986. - № 12.

  3. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Ообенности изучения басни в 1-3 классах И.А. Крылова// Нач. шк. - 1988. - № 3.

  4. Дмитриева Е.Д. Использование звукозаписи при чтении басен И.А. Крылова // Нач. шк. - 1982. - № 3.

  5. Павлова Л.А. Живое слово учителя на уроках классного и внеклассного чтения // Нач. шк. - 1988. - № 3.

  6. Симанова О.Ф. Вспомни басни И.А. Крылова // Нач. шк. - 1988. - № 3.


Тема 4. Методика чтения стихотворений
План
1. Особенности стихотворной речи (ритм, рифма, строфа).

2. Специфика изучения эпических и лирических стихотворений.

3. Работа над художественно-изобразительными средствами языка.

Литература





  1. Львов М.Р., Рамазаева Т.Г., Светловская Н.Н., Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987. - С. 146-154.

  2. Андреева Л.В. Пути анализа лирического стихотворения // Нач. школа - 1994. - № 3.

  3. Асташов А. Особенности выразительного чтения лирических стихотворений // Нач. шк. - 1986. - № 10.

  4. Бортник Г.В. Орфоэпические особенности стихотворной речи и работа над ними// Нач. шк. - 1986. - № 10.

  5. Воробьева В.И., Помыткина Л.И. Подготовка учителя к беседе по картине // Нач. шк. - 1991. - № 2; 1993 - № 5.

  6. Глинская Е.Л. Чтение лирических стихотворений. - М., 1971.

  7. Гуро-Фролова В.Г. работа над выразительными средствами речи // Нач. шк. - 1991. - № 2.

  8. Илюшин А.А. Русское стихосложение. - М., 1988.

  9. Камалова М.Х. Как я работаю над произведением Н. Некрасова “Дед Мазай и зайцы” // Нач. шк. - 1989. - № 4.

  10. Коренюк Л.Ю. Изучение стихотворения А.С. Пушкина “Вот север тучи нагоняя...” // Нач. шк. - 1990. - № 1.

  11. Мали Л.Д. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений// Нач. шк.. - 1990. - № 7.

  12. Нефедова Л.К. Пушкинская строка в начальной школе// Нач. шк. - 1993. - № 6.

  13. Нефедова Л.К. Чтение пейзажной лирики во 2 классе // Нач. шк. - 1986. - № 9.

  14. Нефедова Л.К. Формирование у первоклассников представлений о пейзаже// Нач. шк. - 1985. - № 6.

  15. Нефедова Л.К. Знакомство младших школьников с фольклорными традициями в пейзажной лирике С. Есенина// Нач. шк. - 1991. - № 3.

  16. Обухова Э.А. Первая встреча с А. Блоком// Нач. шк. - 1986. - № 2.

  17. Сальникова О.Г. Стихотворение Ф.И. Тютчева “Весенние воды”// Нач. шк. - 1986. - № 3.

  18. Сидорова Л.А. Психологические и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений// Нач. шк. - 1989. - № 3.


Методика внеклассного чтения
Тема 5. Характеристика системы формирования типа правильной

читательской деятельности.
План
1. Специфика уроков внеклассного чтения на подготовительном, начальном, основном этапах формирования учащихся-читателей.

2. Краткая характеристика учебного материала к урокам внеклассного чтения (по этапам формирования учащихся-читателей).

3. Сущность метода чтения-рассматривания.

Литература


  1. Львов М.Р., Рамзаева М.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987. - С. 164-171.

  2. Светловская Н.Н. Детское чтение и некоторые особенности учащихся-читателей// Нач. шк. - 1993. - № 8.

  3. Обучение в 1 классе / Под ред. Б.И. Фоминых. - М., 1988.

  4. Обучение во 2 классе/ Под ред. Б.И. Фоминых. - М., 1988.



Дополнительная литература


  1. Якушина Л.Г. Подготовительный этап внеклассного чтения // Начальная школа. - 1980. - № 8.

  2. Кубасова О.В. Специфика урока внеклассного чтения переходного типа // Начальная школа. - 1984. - № 3.

  3. Джежелей О.В. Сущность и специфика домашних заданий к урокам внеклассного чтения // Нач. шк. - 1983. - № 7.


Тема 6. Виды руководства самостоятельным детским чтением.
План

1. Многообразие видов руководства внеурочным чтением.

2. Способы активизации познавательной деятельности школьников в работе

с книгой.

Литература


  1. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу. - М., 1982.

  2. Джежелей О.В. Светловская Н.Н. Учим читать книгу. - М., 1983.



Дополнительная литература


  1. Ефросинина Л.А. Работа с детской книгой в период обучения грамоте // Начальная школа. - 1983. - № 7.

  2. Садкова Л.Г. Организация “Уголка чтения”// Нач. шк. - 1984. - ; 3.

  3. Кубасова О.В. Управление по ориентировке в книгах// Нач. шк. - 1987. - № 10.


Методика изучения фонетики, грамматики,

словообразования и орфографии
Тема 7. Урок чтения в малокомплектной школе. Самостоятельная работа учащихся на уроках чтения в малокомплектной школе.
План

  1. Задачи самостоятельной работы учащихся на уроках чтения в малокомплектной школе.

  2. Виды самостоятельной работы по чтению.

  3. Характер заданий по чтению в малокомплектной школе.

  4. Урок чтения в малокомплектной школе.



Литература


  1. Айгишева А.В. Банк заданий к урокам чтения // Нач. шк. – 2004. – с. 80-82.

  2. Ипполитова Н.А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Нач. шк. Плюс До и После. – 1999. - №5.

  3. Кустерева В.А. Методика русского языка. 3-е изд., доп. и перераб. – М., 1982.

  4. Лебедева Е.П. Как избежать ошибок при подготовке и проведении урока литературного чтения. // Нач. шк. Плюс До и После. – 2006. - №5.

  5. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. Теория формирования типа правильной читательской деятельности – М., Магистр, 1993.

  6. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. – М., Академия, 2001.



Тема 8. Наглядность и использование учебно-наглядных пособий

(2 час)
План

1. Наглядность в применении к обучению чтению, языку и правописанию.

2. Основные виды наглядности: слуховая, речедвигательная, графическая и зрительная.

3. Таблицы и требования к ним.

4. Порядок использования таблиц.

5. Схемы и их использование.

6. Составление самодельных наглядных пособий.

7. Требования к тетради ученика.
Литература

1. Бунеева Е.В. Еще раз о работе с текстом на уроках чтения. // Нач. шк. Плюс До и После. – 1999. - №10, с.18-27.

2. Кустарева В.А. Методика русского языка. - М., 1982. - С. 244-251.

3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.

4. Морозова М.Я., Петрова Е.Н. Грамматические игры в начальных классах. - М., 1963.
Тема 9. Зачетное занятие по разделу «Методика классного и внеклассного чтения»
Цель: Выяснить уровень усвоения теоретического и практического материала по данному разделу.
Вопросы к зачету по разделу

«Методика классного и внеклассного чтения»

(2 курс, 4 семестр)
1. Образовательное, развивающее и воспитательное значение уроков классного чтения. Характеристика программы "Литературное чтение".

2. Особенности методического аппарата учебников по чтению "Родная речь".

3. Психофизиологические механизмы чтения.

4. Навык чтения; определение. Этапы формирования, проверка.

5. Правильность чтения. Приемы формирования правильности чтения.

6. Беглость чтения. Приемы, способствующие формированию беглости чтения.

7. Сознательность чтения. Способы объяснения значений слон (примеры).

8. Выразительность чтения. Основные средства выразительности. Приемы обучения выразительному чтению.

9. Этапы урока чтения; характеристика, содержание работы на каждом этапе.

10. Особенности восприятия художественного произведения учащимися начальной школы.

11. Методика различных видов работ с текстом на уроках чтения (стилистический эксперимент, подбор с обоснованием авторского выбора, составление плана, пересказ и т.д.). Приемы развития воссоздающего воображения на уроках чтения.

12. Методика изучения скачок.

13. Методика работы над басней.

14. Методика чтения стихотворений.

15. Работа над рассказом с учетом его разновидностей.

16. Статья и очерк на уроках чтения в начальных классах.

17. Методика изучения крупнообъемных произведений.

18. Специфика повторительно-обобщающих уроков чтения.

19. Подготовка и требования к уроку чтения.

20. Расскажите о принципах планирования уроков внеклассного чтения в начальных классах.

21. Перечислите основные требования к отбору литературы (книг и произведений) для занятий внеклассным чтением (по этапам).

22. Сопоставьте структуру занятия по внеклассному чтению, характерную для подготовительного этапа обучения, со структурой урока внеклассного чтения на начальном этапе. Объясните, в чем сходство и различие классноурочных занятий этих двух видов.

23. В чем состоит главная особенность уроков внеклассного чтения на основном этапе обучения?

24. Какие виды работ с выставкой книг организуются во 2 и 3 классах?

25. В чем отличие уроков внеклассного чтения от уроков классного чтения и обучения грамоте.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Методический аппарат книг для чтения iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема урока
Учебник «Родная речь»; выставка книг Э. Успенского; медиапроектор; фигурки зверей; заготовки для панно
Тема Методический аппарат книг для чтения iconТема урока: «Влияние электромагнитных колебаний на живые организмы»
Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности...
Тема Методический аппарат книг для чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбук биц г п. Мытищи. Это издание – первое в долгосрочном проекте по пропаганде книг и чтения «В мире книг»
Тема Методический аппарат книг для чтения iconУрок литературного чтения 2 класс Тема: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Оборудование: слайды, карточки для работы в группах, рисунки детей на тему «Осень», выставка книг
Тема Методический аппарат книг для чтения iconУрок литературного чтения во 2 классе. Тема : С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
Материалы и оборудование: Портрет С. Я. Маршаку, выставка книг С. Я. Маршака, карточки с заданием, маски
Тема Методический аппарат книг для чтения icon7 класс. Список книг для чтения летом
«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тема Методический аппарат книг для чтения iconАннотированный список книг, представленных в проекте
...
Тема Методический аппарат книг для чтения iconСколько книг на двух полках?
На одной полке а книг, а на другой б книг. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй?
Тема Методический аппарат книг для чтения iconСписок книг для чтения летом при переходе в 5 класс
А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», А. П. Платонов «Корова», «На заре туманной юности»
Тема Методический аппарат книг для чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В библиотеку привезли 1040 книг для начальной школы, по 16 книг в каждой пачке, и столько же пачек для старших классов, по 24 книги...
Тема Методический аппарат книг для чтения iconПояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе
Программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена...
Тема Методический аппарат книг для чтения iconПояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе
Программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена...
Тема Методический аппарат книг для чтения iconКурс по выбору "Физика в нашей жизни". 9-й класс
Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности...
Тема Методический аппарат книг для чтения iconСтандарт среднего (полного) общего образования по физике
Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности...
Тема Методический аппарат книг для чтения iconСписок книг для чтения в 8 классе
Из древнерусской литературы: «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Повесть о Шемякином...
Тема Методический аппарат книг для чтения iconСписок книг для самостоятельного чтения. 8 класс
Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск