№ урока
| Тема урока.
Основное содержание.
Разделы программы «Здоровье»
| Кол-во
часов
|
Формы и виды контроля
|
Дата
|
Примечание
|
I четверть (25 часов)
|
|
Введение (1 час)
|
1
| Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
Тестирование.
| 1
| Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
|
|
|
Древнерусская литература (7 часов)
|
2
| Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
| 1
| Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
|
| ИКТ
|
3
| «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
| 1
| Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.
|
| ИКТ
иллюстрации
|
4
| Практикум. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения
| 1
| Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.
|
| ИКТ иллюстрации
|
5
| Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
| 1
| Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?
|
| ИКТ
иллюстрации
|
6
| Практикум. Художественные особенности «Слова…». Поэтическое искусство автора в «Слове…»
| 1
| Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».
Анализ образа автора.
|
| ИКТ иллюстрации
|
7
| Практикум. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»
| 1
| Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.
|
| ИКТ иллюстрации
|
8
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову о полку Игореве…»
| 1
| Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением.
Домашнее сочинение.
|
| ИКТ иллюстрации
|
Литература XVIII века (11 часов)
|
9
| Характеристика русской литературы ХVIII века.
Особенности русского классицизма.
| 1
| Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.
|
| Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
10
| Практикум. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
| 1
| Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
|
| Отрывок наизусть
|
11
| М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».
Жанр оды.
| 1
| Ода как жанр лирической поэзии.
Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания.
|
| Выраз. чтение отрывков из оды.
иллюстрации
|
12
| Вн.чт. Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
| 1
| Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении.
Ораторские интонации в стихотворении.
|
| ИКТ
Выраз. чтение.
иллюстрации
|
13
| Практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
| 1
| Выразительное чтение стихотворения «Памятник».
Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Наизусть
|
14
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Жанр путешествия.
| 1
| Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
| Пересказ глав
ИКТ
Иллюстрации
|
15
| Практикум. А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Особенности повествования, путешествия как жанра и его содержательного наполнения
| 1
| Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.
Анализ прочитанной главы.
|
| Пересказ главы;
ИКТ
Иллюстрации
|
16
| Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
| 1
| Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм;
Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение
|
| Пересказ
ИКТ
Иллюстрации
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
17
| Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей.
| 1
| Анализ стихотворения «Осень».
Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы.
|
| Пересказ
ИКТ
Иллюстрации Выраз. чтение
|
18
| Практикум. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
| 1
| Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.
|
| ИКТ
Иллюстрации
|
19
| Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя.
| 1
| Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением на примере одного-двух произведений. Подготовка шаблонов возможного начала сочинений и постановки проблем.
|
|
|
Литература XIX века (46 часов)
|
20
| Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Романтизм, реализм.
| 1
| Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками.
Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
|
| Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
21
| Практикум. Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.
| 1
| Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое».
Романтический образ моря.
Границы выразимого. Отношение романтика к слову.
|
| ИКТ
Иллюстрации
|
22
| Практикум. В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
| 1
| Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение, цитирование
|
23
| А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
| 1
| Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
|
| ИКТ
Иллюстрации
|
24
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения.
Действие I комедии.
| 1
| Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.
Утро в доме Фамусова.
|
| ИКТ
Иллюстрации
|
25-26
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии
| 2
| Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики.
Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения.
Фамусов-Чацкий-Софья.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Инсценирование
|
II четверть (24 часа)
|
27-28
| Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!»
Анализ III действия.
| 2
| Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование.
Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение.
Софья-Чацкий-Молчалин.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Инсценирование
|
29
| Р.р. Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода.
Анализ IV действия.
| 1
| « Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».
Прозрение героев.
Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.
Комментированное чтение.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Инсценирование
|
30
| Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
| 1
| Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект).
Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».
|
| Конспектирование статьи
|
31
| Р.р. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
| 1
| Сочинение
|
| ИКТ
|
32
| А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкин
| 1
| Сжатый пересказ статьи учебника;
просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
|
| ИКТ
Иллюстрации Выраз. чтение стихотворений.
|
30
| Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар».
| 1
| Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
Чтение наизусть.
|
33
| Семинар. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ.
| 1
| Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.
«На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений Чтение наизусть.
|
34
| Практикум. Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
| 1
| Раздумья о смысле жизни и поэзии.
«Пророк», «Памятник», «Бесы».
|
| ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
Чтение наизусть
|
35
| Практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
| 1
| Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста.
|
| ИКТ
|
36
| Контрольная работа
по романтической лирике начала ХIХ века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.
| 1
| Контрольные вопросы и задания.
|
|
|
37
| Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.
| 1
| Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко.
|
|
|
38
| «Собранье пестрых глав».
Лекция. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
| 1
| Ответы на вопросы.
История создания, композиция и сюжет, авторские отступления.
|
| ИКТ
|
39
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути.
| 1
| Работа с текстом.
Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.
Изображение поместного дворянства.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Отрывок наизусть
|
40
| Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
| 1
| Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Работа с текстом.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Отрывок наизусть
|
41
| Практикум. «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем.
| 1
| Ответы на вопросы.
Обучение анализу.
Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Отрывок наизусть
|
42
| Семинар. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».
| 1
| Лирические отступления и их роль в романе.
Энциклопедия русской жизни.
|
| ИКТ Конспектирование статьи В.Г.Белинского
|
43
| Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
| 1
| Домашнее сочинение
|
|
|
44
| Вн.чт. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Анализ произведения.
Трагедия.
| 1
| Проблема «гения и творчества».
Два типа мировосприятия персонажей. Нравственные позиции героев трагедии.
|
| ИКТ
Иллюстрации
|
45
| М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.
Анализ стихотворений.
| 1
| Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус».
Работа с алгоритмом анализа.
|
| ИКТ
Иллюстрации
Стихотв. наизусть.
|
46
| Практикум.
Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова.
| 1
| Работа с алгоритмом анализа лирического текста.
«Смерть поэта», «Поэт», «пророк», «Я жить хочу, хочу печали», «Есть речи значенье».
|
| ИКТ
Иллюстрации
Стихотв. наизусть.
|
47
| Практикум.
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.
| 1
| Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…».
|
| ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
|
48
| Семинар. Эпоха безвременья в лирике поэта.
| 1
| Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. «Дума»,
« Предсказание», «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.
|
| Выраз. чтение стихотворений.
|
49
| Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.
| 1
| Первый психологический роман в литературе. Роман
о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе.
|
| ИКТ
Иллюстрации
|
|