Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн»





Скачать 175.31 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Дата публикации16.10.2014
Размер175.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления
072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет дизайна


Программа дисциплины «Звукорежиссура»



для направления 072500.62 «Дизайн»

профиль «Графический дизайн», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн»

подготовки бакалавра


Автор программы:

Рымжанов Д. Н.,ассистент,

drymzhanov@hse.ru
Утверждена УС Факультета дизайна «5» сентября 2013 г.

Ученый секретарь Е.Н. Цховребадзе ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" по профилям «Графический дизайн», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн» изучающих дисциплину «Звукорежиссура».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС 072500.62 "Дизайн"

  • Образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн" «Телевизионный и кино дизайн»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" профили «Телевизионный и кино дизайн» утвержденным в 2012г.

1Цели освоения дисциплины.


Основными задачами курса являются формирование критериев подбора и создание фонограмм, умение корректно поставить задачу звукорежиссеру и умение контролировать работу с точки зрения соответствия ее художественному замыслу режиссера (даже при использовании услуг звукорежиссера), а так же контроль качества мультимедийной программы с точки зрения синхронизации фонограммы и видеоряда.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

    - понятия «звукорежиссура» в рамках мультимедиа;

    - физические основы теории звука;

    - основные понятия звукопередачи;

    - классификация микрофонов и их основные технические характеристики;

    - устройства внешней и виртуальной VST-обработки звуковых потоков;

    - теория звука в рамках реализации художественных задач;

    - критерии объективного и субъективного анализа фонограмм;

    - основы работы с устройствами временной задержки;

    - техника безопасности.

  • Уметь

  • - использовать звукотехнические средства для работы с мультимедийным продуктом;

    - создавать композицию звукового пространства в соответствии с конкретными проектными (экспликационными) задачами;

- использовать микрофонную технику в рамках поставленных задач.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

    - применения инструментов Adobe Audition ;

    - работы с микрофонной техникой;

    - создания звуковой (шумовой, музыкальной) композиции с последующей обработкой программными средствами;

    - применение инструментов сведения и мастеринга мультимедийного проекта.




В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Анализирует услышанный и просмотренный материал в контексте полученных теоретических знаний и практических занятий, может создать экспликацию и распланировать этапы будущей работы по выбранной тематике.

Лекции, практические занятия.

Способен находить организационно- управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность.

ОК-4

Текущие задания в виде рефератов, практических заданий, проектов, контрольных работ, тестов, ситуационных задач. Режиссура игрового фильма: постоянное выполнение письменных, сценических и экранных заданий с анализом и оценкой внутри мастерской (наблюдение, ремейк, однокадровый фильм, экранизация собственных этюдов и т.п.). Репортаж, учебная работа, видеопроект, курсовая работа с обсуждением и оценкой на всех этапах. Экзамен: 2, 4, 6,8 семестры. Зачеты (с оценкой)1,3,5,7 семестры. Экзамены и зачеты проходят в форме публичного обсуждения. Оценка по этому предмету косвенно отражает успешность студента в изучении ряда дисциплин гуманитарного и профессионального циклов.


Лекции, практические занятия.

Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

ОК-6

Текущие задания в виде эссе, практических заданий, проектов, контрольных работ, тестов, ситуационных задач. Режиссура игрового фильма: постоянное выполнение письменных, сценических и экранных заданий с анализом и оценкой внутри мастерской (наблюдение, ремейк, однокадровый фильм, экранизация собственных этюдов и т.п.). Репортаж, учебная работа, видеопроект, курсовая работа с обсуждением и оценкой на всех этапах. Экзамен: 2, 4, 6,8 семестры. Зачеты (с оценкой)1,3,5,7 семестры. Экзамены и зачеты проходят в форме публичного обсуждения. Оценка по этому предмету косвенно отражает успешность студента в изучении ряда дисциплин гуманитарного и профессионального циклов.


Лекции, практические занятия.

Разбирается в функциях и задачах учреждений и организаций, фирмах структурных подразделениях, занимающихся вопросами дизайна; готов пользоваться нормативными документами на практике.

ПК-5

Текущие задания в виде рефератов, практических заданий, проектов, контрольных работ, тестов, ситуационных задач.

Режиссура игрового фильма: постоянное выполнение письменных, сценических и экранных заданий с анализом и оценкой внутри мастерской (наблюдение, ремейк, однокадровый фильм, экранизация собственных этюдов и т.п.)

Лекции, практические занятия.

анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения

ПК-1

Умеет на основе анализа создать экспликационный документ, формирующий концептуальную структуру будущей работы, находит оригинальные способы решения нестандартных задач при организации и выполнении мультимедийного продукта.

Практические занятия, устный и аудиальный анализ источников.



3Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору студентиа.

Дисциплина предназначена для профилей «Дизайн среды», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн», настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Общая звукорежиссура

  • Дизайн звукового пространства

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- базовые знания истории звукорежиссуры;

- история кино;

- основы музыкальной культуры;

- уметь использовать текстовый редактор;

- уметь работать с научной и учебной литературой.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Основы производственного мастерства

  • Проектирование


4Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Теория звука в рамках мультимедиа

1

Физика звука

24

3




9

12

2

Звукопередача

24

3




9

12

3

Микрофоны

24

3




9

12

4

Устройства обработки звукового сигнала

24

3




9

12

5

Звукорежиссура как вид художественного творчества

24

3




9

12

6

Практическая звукорежиссура

24

3




9

12




Итого

144

18




54

72


5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры **

5 семестр

6 семестр

Текущий

(неделя)

Контрольная

работа



















Эссе










Реферат










Коллоквиум










Домашнее задание










Промежу­точный

Зачет

*







Экзамен








Итоговый

Зачет






*





5.1Критерии оценки знаний, навыков



Зачет. На зачете студент должен продемонстрировать знание теоретических основ данной дисциплины, ее основных разделов и направлений. Зачет проходит в форме опроса по билетам, по всем темам.

Экзамен. На зачете студент должен продемонстрировать умение и знание основ данной дисциплины, ее основных разделов и направлений. Экзамен проходит в форме просмотра и обсуждения практических работ выполненных студентами.

В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных понятиях теории звука, умениях применить теоретические знания в практическом задании, умение использовать различные устройства звуковой техники, навыки работы с коммутационным оборудованием, навыки применения микрофонов для решения конкретной задачи, навык создания звукового пространства мультимедийного произведения.



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

5.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль и итоговый.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Просмотр домашнего задания на 4ой неделе модуля

  2. Просмотр работ на зачете.

На промежуточный просмотр предоставляется домашнее задание по теме №2 «Принципы создания гармоничной композиции». Количество работ 10-15шт.

На итоговый просмотр предоставляются работы по всем заданиям курса.
На просмотрах оценивается: качество выполненных работ; наличие всех заданий и полнота их выполнения; гармоничность и образность созданных композиций; грамотность итоговой компоновки развески.
Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес зачета в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за зачет выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за зачет - 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.

В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


6Содержание дисциплины.




Раздел 1. Теория звука в рамках мультимедиа.
Тема 1. Физика звука.

Количество часов аудиторной работы – 12 часов

Самостоятельная работа – 12 часов
Изучение разделов теоретической физики. Частота звука. Строение слухового аппарата. Звуковой диапазон частот. Виды звуков. Тембр. Обертона на примере струны. Формы звуковых колебаний. Синтез. Динамический диапазон слуха. Пространство и звук. Звук в закрытом помещении.
Задание 1. Изучение и анализ мультимедийных произведений в контексте теоретических знаний.

Задание для самостоятельной работы:

Поиск стоячих волн, пучностей и разряжений звуковых частот 100, 220, 440 Гц. в помещении.

Форма отчетности: опрос по пройденным темам.


Тема 2. Звукопередача.
Количество часов аудиторной работы – 12 часов

Самостоятельная работа – 12 часов
Изучение разделов звукопередачи. Основные понятия. Преобразование звуковых волн в электрический ток. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Нелинейные искажения. Помехи в тракте звукопередачи. Динамический диапазон передачи.
Задание 1. Анализ и поиск решений для реализации корректной работы схем коммутации звукового оборудования.
Задание для самостоятельной работы:

Подключение устройств коммутации и звукопередачи по предложенным схемам и по поставленной задаче.

Форма отчетности: Проверка корректности подключенных схем.


Тема 3. Микрофоны.
Количество часов аудиторной работы – 12 часов

Самостоятельная работа – 12 часов
Изучение разделов теории и применения микрофонной техники. Основные технические характеристики. Классификация микрофонов. Стереофония.
Задание 1. Выбор и применение микрофона на практике. Звукозапись.

Задание для самостоятельной работы: Анализ записанного материала.

Форма отчетности: Прослушивание записанных студентом звуковых материалов.
Тема 4. Устройства обработки звукового сигнала.
Количество часов аудиторной работы – 12 часов

Самостоятельная работа – 12 часов
Изучение и практическая работа с устройствами. Микшерный пульт. Автоматические регуляторы динамики (громкости). Частотная коррекция. Пространственная обработка. Ревербератор. Аналого-цифровое преобразование (АЦП).
Задание 1. Применение полученных знаний для обработки записанных голосов, шумов.
Задание для самостоятельной работы:

Обработка записанных звуковых материалов средствами VST-редакторов.

Форма отчетности: Прослушивание записанных студентом звуковых материалов.

Тема 5. Звукорежиссура как вид художественного творчества.
Количество часов аудиторной работы –12 часов

Самостоятельная работа – 12 часов
Изучение понятий звуковой теории в контексте художественного творчества. Основные понятия звукорежиссуры. Звуковое решение аудиовизуальной программы. Звуковая экспликация. Синхронная запись шумов и голосов. Музыка в аудиовизуальной программе. Шумы в аудиовизуальной программе.

Задание 1. Анализ мультимедийных произведений для понимания заложенного технического и творческого решения.
Задание для самостоятельной работы:

Подбор отрывков фильмов для оценки и самоопределения стилистического вкуса студента.

Форма отчетности: Коллективное прослушивание и анализ собранных студентом материалов.
Тема 6. Практическая звукорежиссура.
Количество часов аудиторной работы – 12 часов

Самостоятельная работа – 12 часов
Изучение разделов и применение на практике полученных знаний. Оценка качества фонограмм. Субъективная оценка качества фонограммы. Объективный контроль качества звукозаписи. Монтаж фонограмм. Передача речи совместно с музыкой и шумами.

Задание 1. Создание звукового пространства для мультимедийной программы
Задание для самостоятельной работы:

Корректное сведение мультимедийного продукта в единый контейнер mp4, avi.

Форма отчетности: Показ сведенного материала.


Литература по разделу:

Базовый учебник


1. Звукорежиссура мультимедиа: Курс лекций Рымжанов Д. Н. , 2012 г.

Основная литература:


2. А. А. Деникин «Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа»Издатель: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина.

Год: 2012.

3. В. Динов. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. Учебники для вузов. Специальная литература, 2012 г

Дополнительная литература:




  1. Розенталь А. «Создание кино и видеофильмов от А до Я», М., 2004,


  2. Франк Г. Я. «Звукорежиссура видеофильма», СПб., 1994,

  3. Франк Г. Я. «Звук как зрительная ассоциация», СПб., 1993,

  4. Воскресенская И. Н. «Звуковое решение фильма». М., 1984,

  5. Гуревич С. Д. «Динамика звука в кино», СПб., 1992,

  6. Болтаев М. Н. «Абу Али ибн Сина (Авиценна)», М., 2002,

  7. Кислевич Д. М. «Между завтра и вчера», М., 2006,

  8. Петренко Н. Ю. «Как сохранить слух», М., 2005.



Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.


7Образовательные технологии.


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

8.1Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде прослушивания и просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий:

1. Изучение и анализ мультимедийных произведений в контексте теоретических знаний.

2. Анализ и поиск решений для реализации корректной работы схем коммутации звукового оборудования.

3. Выбор и применение микрофона на практике. Звукозапись.

4. Применение полученных знаний для обработки записанных голосов, шумов.

5. Подбор отрывков фильмов для оценки и самоопределения стилистического вкуса студента.

6. Корректное сведение мультимедийного продукта в единый контейнер mp4, avi.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

      1. Частота звука.

      2. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.

      3. Тембр. Обертона на примере струны.

      4. Пространство и звук.

      5. Звук в закрытом помещении.

      6. Преобразование звуковых волн в электрический ток.

      7. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ).

      8. Нелинейные искажения.

      9. Помехи в тракте звукопередачи.

      10. Динамический диапазон передачи.

      11. Классификация микрофонов.

      12. Стереофония.

      13. Микшерный пульт.

      14. Автоматические регуляторы динамики (громкости).

      15. Частотная коррекция.

      16. Пространственная обработка. Ревербератор.

      17. Аналого-цифровое преобразование (АЦП).



9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1 Базовый учебник.


  1. Звукорежиссура мультимедиа: Курс лекций Рымжанов Д. Н. , 2012 г.

9.2Основная литература:


2. А. А. Деникин «Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа»Издатель: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина.

Год: 2012.

  1. В. Динов. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. Учебники для вузов. Специальная литература, 2012 г

9.3 Дополнительная литература:




  1. Розенталь А. «Создание кино и видеофильмов от А до Я», М., 2004,


  2. Франк Г. Я. «Звукорежиссура видеофильма», СПб., 1994,

  3. Франк Г. Я. «Звук как зрительная ассоциация», СПб., 1993,

  4. Воскресенская И. Н. «Звуковое решение фильма». М., 1984,

  5. Гуревич С. Д. «Динамика звука в кино», СПб., 1992,

  6. Кислевич Д. М. «Между завтра и вчера», М., 2006,

  7. Петренко Н. Ю. «Как сохранить слух», М., 2005.



10Материально-техническое обеспечение дисциплины.


Для проведения дисциплины необходима оборудованная аудитория для звукозаписи, прослушивания записанных работ в звуковом формате, а также для демонстрации мультимедийных программ, компьютерный класс РС для самостоятельной работы студентов, микрофон, внешняя звуковая карта, микшерный пульт, наушники.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Материаловедение» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Фотографика» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Рисунок» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Живопись» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Материаловедение» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Пропедевтика» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Пропедевтика» для направления 072500. 68 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Трехмерная графика и анимация» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 072500....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Моделирование методом наколки» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн",...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «3D моделирование и анимация» для специальности 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Менеджмент и маркетинг в дизайне» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconВ. М. Марков история и методология
Рабочая программа учебной дисциплины «История и методология дизайн-проектирования» предназначена для студентов направления 072500....
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Основы режиссуры и операторского мастерства»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Компьютерное проектирование в дизайне одежды»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск