МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал ФГБОУ ВПО
«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева» в г. Канске
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература
Канск
2012
УМКД составлен преподавателем филиала Е.К.Шваргоновой
Обсужден на заседании Совета филиала
«_03»_сентября_2012 г.
Председатель Совета филиала А.Л. Андреев
Протокол согласования рабочей программы дисциплины
«История Журналистики»
с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
| Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
| Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала
| Современный русский литературный язык
Теория языка
Риторика
Литературоведение Введение в теорию журналистики
Основы рекламы и связи с общественностью.
Техника и технология современных СМИ
| -
| 01/12 от 03.09.2012
|
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
| 6
| 2 Рабочая программа дисциплины
| 7
| Выписка из стандарта
| 8
| Введение
| 9
| Содержание теоретического курса дисциплин
| 11
| Тематический план
| 12
| Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины
| 13
| Карта литературного обеспечения
| 15
| Технологическая карта рейтинга
| 17
| Методические рекомендации для студентов
| 19
| Банк контрольных тестов
| 20
| Вопросы к зачету
Тематика рефератов
| 26
28
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «История журналистики».
Банка контрольных тестов по дисциплине «История журналистики» для индивидуальной проверки знаний студентов.
Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентами компетенций в области «История журналистики»
Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые этапы истории журналистики и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.
Методического пособия «Журналы 18 века» по дисциплине «История журналистики» изданы в виде брошюры.
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТА
«История журналистики» относится к разделу дисциплин по выбору, дополняющих по содержанию обязательные дисциплины предметной подготовки федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301 Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).
Настоящая рабочая модульная программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Введение Место дисциплины в реализации основных задач ОПП: дисциплина «История журналистики» относится к циклу дисциплин специализации. Типовая программа не предусмотрена. Рабочая программа дисциплины специализации «История журналистики» соответствует действующему учебному плану специальности 050301 – Русский язык и литература.
Содержание дисциплины «История журналистики» интегрировано в структуру блока дисциплин специализации.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
-Современный русский язык и культура речи
-Литературоведение
-Теория языка
-Риторика
-Введение в теорию журналистики.
-Техника и технология современных СМИ
-Основы рекламы и связи с общественностью Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП:
дисциплина «История журналистики» является спец.дисциплиной профессиональной образовательной программы по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, в рамках изучения которой осуществляется специальная подготовка учителя для преподавания русского языка и литературы в учреждениях среднего (полного) общего образования.
Данная дисциплина перекликается с дисциплинами культурологического, исторического цикла, профессиональными дисциплинами социально-культурной деятельности.
Журналистика является частью мировой культуры и занимает важное место в развитии общества. Являясь одним из феноменов культуры, она сама активно воздействует на духовную и материальную культуру, на ее формирование.
В силу всего этого изучение истории журналистики представляет собой одну из ключевых задач и одно из важнейших условий формирования будущих словесников, преподавателей русского языка и литературы и является неотъемлемым компонентом их университетского образования наряду с фундаментальными дисциплинами исторического и филологического характера, с историей литературы, языковедческими дисциплинами, с науками, которые связаны с изучением общественных процессов, с экономикой, философией, культурологией и правом.
Учебный курс предполагает изучение основных сведений, необходимые студентам для освоения дисциплины, но, безусловно, не исчерпывает тему. Желательно знакомство с дополнительной литературой и оригинальными произведениями ведущих журналистов каждой эпохи.
Цель преподавания дисциплины заключается, с одной стороны, в расширении культурного и исторического кругозора обучаемых за счет усвоения новых знаний, а с другой – в умении анализировать, сопоставлять факты, формировать свой взгляд на исторические процессы, связанные развитием отечественной и зарубежной журналистики.
эссе.
В результате изучения курса студент должен знать учебный материал, предусмотренный данной программой, уметь анализировать деятельность зарубежных средств массовой информации, знать историю их создания и развития, иметь представление о лучших образцах зарубежной журналистики, уметь анализировать зарубежные концепции журналистики.
Основные задачи курса следующие:
ознакомить будущих учителей русского языка и литературы с историей рождения, развития и становления отечественной и зарубежной журналистики;
показать значимость истории журналистики как учебной дисциплины, уяснить ее самостоятельность и связь с другими дисциплинами;
дать представление об основных русских и зарубежных концепциях журналистики;
познакомить с главными средствами массовой информации России и ведущих зарубежных государств, с историей их создания и развития, разъяснить, кому они принадлежат, какие взгляды отражают;
познакомить с главными информационными империями мира;
проанализировать, какую роль играют главные средства массовой информации в общественно-политической жизни своих стран;
познакомить студентов с мировыми тенденциями развития журналистики.
Технология процесса обучения по дисциплине «История журналистики» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета.
Содержание теоретического курса дисциплины МОДУЛЬ 1. История отечественной и зарубежной журналистики Тема 1. Основные этапы истории отечественной журналистики Возникновение и развитие журналистики в XVIII в. Журналистика начала XIX в. Журналистика и публицистика 1840-1850-х гг. Журналистика 1860-х гг. Журналистика 1870-1880-х гг.
Журналистика России начала XX в. Журналистика в условиях тоталитарного режима во второй половине 20-х - 30-х гг.
СМИ в годы Великой Отечественной войны. Советская журналистика в период социально-политического реформирования советского общества во второй половине 50-х - начале 80-х гг.;
Журналистика в условиях становления государственного суверенитета России.
Тема 2. Основные этапы истории зарубежной журналистики
История журналистики в античном мире и средневековой Европе. Возникновение и развитие журналистики в Западной Европе XVII-XVIII вв. Зарубежная периодическая печать в XIX в. Современная зарубежная журналистика. Журналистика в современном обществе и ее взаимодействие с экономикой, государством, политикой, церковью.
Журналистика различных регионов мира в условиях информационной революции.
Тематический план
изучения дисциплины «История журналистики»
по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
№ п/п
|
Название модулей и тем
| Количество часов
| Всего
| Из них аудиторные занятия:
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| Самостоятельная работа
| I.
| История отечественной и зарубежной журналистики
| 63
| 6
| 4
| 2
| -
| 57
| 1.
| Основные этапы истории отечественной журналистики
| 31
| 3
| 2
| 1
| -
| 28
| 2.
| Основные этапы истории зарубежной журналистики
| 32
| 3
| 2
| 1
| -
| 29
|
| Итого:
| 63
| 6
| 4
| 2
| -
| 57
|
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины
____________________________ История журналистики ____________________________
(наименование)
для студентов основной образовательной программы
специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
(наименование, шифр)
по заочной форме обучения
Модуль
| Трудоемкость
в часах
| №№ раздела,
темы
| Лекционный курс
| Занятия (номера)
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
| Вопросы, изучаемые на лекции
| Часы
| Семинарские
| Часы
| Лабораторные
| Часы
| Содержание
| Часы
|
| 1. История отечественной и зарубежной журналистики
| 31
32
| 1.Основные этапы истории отечественной журналистики
|
Возникновение и развитие журналистики в XVIII в. Журналистика начала XIX в. Журналистика и публицистика 1840-1850-х гг. Журналистика 1860-х гг. Журналистика 1870-1880-х гг. Журналистика России начала XX в.
| 2
|
СМИ в годы Великой Отечественной войны.
| 1
|
—
| —
| Журналистика в условиях тоталитарного режима во второй половине 20-х - 30-х гг. Советская журналистика в период социально-политического реформирования советского общества во второй половине 50-х - начале 80-х гг.;
| 28
| Выполнение рефератов, обзор литературы по теме вопроса, вопросы к зачету.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.Основные этапы истории зарубежной журналистики
| История журналистики в античном мире и средневековой Европе. Возникновение и развитие журналистики в Западной Европе XVII-XVIII вв.
| 2
| Зарубежная периодическая печать в XIX в.
| 1
| __
| __
| Современная зарубежная журналистика. Журналистика в современном обществе и ее взаимодействие с экономикой, государством, политикой, церковью.
Журналистика различных регионов мира в условиях информационной революции.
| 29
| Выполнение тестов, подготовка выступлений по теме, изучаемой внеаудиторно, обзор литературы по теме вопроса, зачет
|
|
| зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 63
|
|
| 4
|
| 2
| —
| —
|
| 57
|
|
КАРТА литературного обеспечения дисциплины
(включая мультимедиа и электронные ресурсы)
«История журналистики»
для студентов образовательной профессиональной программы
специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
(наименование, шифр)
по __заочной_ форме обучения
№
п/п
| Наименование
| Наличие
место/
| Количество экз.
| Обеспеченность
|
| Обязательная литература
|
|
|
|
| Модуль №1
|
|
|
| 1
| Корконосенко С.Г. Основы журналистики:
учебник.- М.: Аспект Пресс, 2008. Доп. Мин.
обр. РФ.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) /
ч/з
| 20
| 1
| 2
| Прохоров Е.П. Введение в теорию
журналистики: учебник.- М.: Аспект-Пресс,
2009. Доп. Мин.обр.РФ.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) ч/з
| 25
| 1,2
| 3
| Ворошилов В.В. Теория и практика массовой
информации: учебник.- СПб.: Михайлова В.А., 2008.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з
| 20
| 1
|
| Дополнительная литература
|
|
|
| 1
| Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.-М.:Аспект, 2009
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з
| 25
| 1,2
| 2
| Ким М.Н. Новостная журналистика: учебник.- СПб: Михайлова, 2005.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з
| 20
| 1
| 3
| Шваргонова Е.К. История журналистики. Контрольно-измерительные материалы для самоконтроля 2012.
| Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з
| 30
| 1,5
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
Наименование
дисциплины/курса
| Уровень / ступень образования
| Название цикла дисциплины в учебном плане
| Количество зачетных единиц/кредитов
| История журналистики
| Специалист
| Цикл предметных дисциплин. Дисциплина специализации
| 2
| Смежные дисциплины по учебному плану
| Предшествующие: Введение в теорию журналистики
| Последующие: Основы рекламы и связи с общественностью, Стилистика, Практикум по
| Речевой культуре
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1
|
| Форма работы
| Количество баллов 80%
| min
| max
| Текущая работа
| Выполнение тестов
| 13
| 18
| Подготовка медиа-презентации по теме, изучаемой внеаудиторно
| 8
| 14
| Подготовка рефератов по теме, изучаемой внеаудиторно
| 8
| 14
| Обзор литературы по теме вопроса
| 9
| 16
|
| Обзор электронных СМИ
| 10
| 18
| Итого
| 48
| 80
| |