Скачать 225.81 Kb.
|
Виды нетрадиционных уроков 1.Урок - деловая игра, ролевая игра. 2.Урок - конференция, пресс- конференция 3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей 4.Урок - КВН 5.Урок взаимообучения учащихся 6.Уроки творчества 7.Урок – бенефис 8.Урок – творческий отчет (учащихся) 9.Урок – конкурс 10. Интегрированный урок 11.Межпредметный урок 12. Межвозрастной урок 13. Урок – консультация 14.Урок – аукцион 15.Урок - парадокс 16. Урок – экскурсия, заочная экскурсия 17. Урок – путешествие 18. Урок «Что? Где? Когда?» 19.Урок – зачет 20.Урок – литературная гостиная 21.Урок – музыкальный салон 22.Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже и т.д. 23.Урок на производстве, в поле, в лесу, у реки 24.Нерегламентированный урок 25.Урок «Спрашивай – отвечаем » и т.д. 26. Конкурсные уроки 27. Урок – семинарское занятие 28. Урок – бой (предметный) 29. Урок – практикум 30. Урок – смотр знаний 31. Урок – инсценировка 32. Урок обмена опытом учащихся по рациональной организации учебной деятельности 33. Урок – общение 34. Урок – творческая игра Признаки нетрадиционного урока: 1.Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) 2.Место проведения урока – не только кабинет в школе, это может быть цех завода, фабрики, музей, лес, поле и т.д. 3.Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы. 4.Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя. 5.Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий. 6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей и индивидуальных способностей и интересов. 7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности. 8. При подготовке к уроку использовать приём создания и организации работы инициативных групп, групп «специалистов» (из числа учащихся), занимающихся разработкой конкретных вопросов в соответствии со своими интересами. 9. В начале каждого полугодия вместе с учащимися наметить конкретные темы для нетрадиционных уроков, чётко сформулировать цели и задачи для каждого урока, определить инициативную группу для подготовки и проведения урока. 10. В подготовительный период учителю (с помощью учащихся – «специалистов») осуществлять помогающий контроль за деятельностью групп, быть консультантами по разным вопросам, проводить групповые и индивидуальные консультации, собеседования с учащимися. 11. Не отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартного урока, виды деятельности на уроке, предложенные учащимися. 12. Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме. Примечание. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно–воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся. Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения. Направления деятельности участников учебно – воспитательного процесса:
Примечание. Обращение к нетрадиционным урокам предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. Активные формы обученияЛекция – устное изложение учебного предмета или какой – нибудь темы, а также запись этого изложения. Семинар – групповое практическое занятие под руководством преподавателя, совместный поиск (учителя и учащихся) ответов на поставленные проблемы. Три правилаМетодики организации лекционно – семинарских занятийПервое правило. Нужна не учительская подсказка при овладении учащимися новыми знаниями, а совместный учителя и учащихся поиск. А поэтому лекция и семинар – это живой диалог между учителем и учеником, обсуждение выдвинутых проблем, неформальное живое общение всех участников учебно – воспитательного процесса. Второе правило. К проведению лекций и семинаров учащихся следует готовить в системе используемых учителем других форм обучения (урок, кружок, факультатив, консультация, собеседование и т. д.). Что значит «готовить учащихся»? – Это значит:
Третье правило. На подготовку к лекции, семинару отводить не менее двух недель. В подготовительный период учитель организует деятельность школьников с помощью следующих приёмов:
Цели и задачи лекции и семинара. Главные цели: усвоение новых знаний, обучение приёмам самостоятельного добывания знаний, приёмам самооценки и самокоррекции учебной деятельности. Дидактические цели. Зависят от типа лекции: Семинара: А) Вводная. Цель: целостное Определяются потребностями раскрытие содержания классного коллектива: материала, показ его связей А) Теоретическое и практическое с другими науками, обобщение изученного материала. С практикой. Б) Обучение школьников выступать Б) Вводно – установочная. С самостоятельными сообщениями, Цель: выделение главных, вести дискуссию, аргументированно ведущих идей темы, акцент отстаивать свои убеждения. Внимания учащихся В) Формирование суждений, оце - на этих идеях. Нок, нравственной позиции личности. В) Обзорная. Цель: углубление Г) Формирование умений убеждать содержания полученных знаний, других аргументами, логикой из – приведение их в систему. ложения, обнаруживая логические Г) Текущая. Цель: расширение и изъяны в суждениях собеседника. Углубление содержания по Д) Учить мужеству отказываться избранной тематике от ложной точки зрения во имя (т.к. учитель посчитал эту тему истины. Одной из самых важных по всему курсу). СтруктураЛекции СеминараОтражается в плане, с которым 1. Краткое вступительное словоучитель знакомит учащихся учителя: задачи семинара, в начале лекции. Основные проблемы Структурные элементы лекции: для обсуждения, связь данно го
Мотивация обучения. Доведение главные ориентиры в работе, уточ – плана до учащихся. нение индивидуальных и группо –
Учащихся по освоению лекционного 2. Выступления учащихся по проб – материала, который раскрывается лемам семинара: доклады, рефера – учителем совместно с учащимися. ты, выступления, замечания, допол
через формулирование учащимися рование, дискуссия диалогом (регу выводов, обобщений, вычленение лятивная). Главного в анализируемых 3. Заключительное слово учителя, проблемах. учащихся:
в целом, каждого участника ступлений, их оценка, коммента учебного процесса. Предложения рии. По совершенствованию Подведение итогов работы связыва работы на следующей лекции. ется с выполнением задач семинара (были сформулированы в начале семинара). Предложения по совершенствованию организации и проведения следующего семинара. Виды деятельности учащихся в период подготовки и проведения лекций и семинаров
В современной дидактике насчитывается более тридцати форм обучения Формы учебно – воспитательного процесса Основная форма Традиционные формы Сравнительно новые формы 1 Урок (традиционный, 1 Кружок 1 Лекция 45 – минутный) 2 Факультатив 2 Семинар Его типы (по Онищуку): 3 Учебная экскурсия 3 Консультация - урок усвоения новых 4 Научное общество 4 Собеседование знаний; 5 Общественный смотр знаний 5 Конференция - урок усвоения новых учащихся умений и навыков; 6 Трудовая практика 6 Зачёт - урок комплексного 7 Дополнительные занятия 7 Общественно по- применения ЗУН; с учащимися лезный производи - урок обобщения и систе- тельный труд матизации ЗУН; 8 Олимпиады, предметные 8 Экзамен (перевод - урок контроля и коррек- недели ной) ции ЗУН; 9 Предметные вечера, утренники 9 Интегрированные - комбинированный. (межпредметные) 2 Урок библиотечный, лекции и семинары урок внеклассного чтения. 10 Читательские конференции 10 Межвозрастные семинары, 3 Урок у 6 – леток 35-минут 11 тематический учёт знаний лекции, ный. 12 Домашние задания консультации 4 Урок, сдвоенный у старше- 13 Экзамен (выпускной) классников. 5 Урок 40-минутный Деловая игра по выявлению опыта слушателей
Задача группы: дать оценку предлагаемому учителями опыту, отобрать наиболее интересный опыт и «наложить» его на разработанную экспертной группой ПАМЯТКУ.
Задача лидера – родоначальника: организовать обмен опытом в группе по теме, определить наиболее интересный опыт (1 – 3 человека), помочь автору лаконично и целенаправленнно рассказать об опыте. Если автор опыта не захочет или не сможет этого сделать, родоначальник группы выступает сам, описывая и комментируя опыт.
Перестройка школьного образования – смещение внимания всех педагогических работников со знаний ученика – на самого ученика (как формирующуюся личность). Что необходимо делать учителю, чтобы реализовать идею совместного управления учебно – воспитательным процессом? Для этого необходимы:
Как достигнуть эффекта коллективности в организации учебно -воспитательного процесса?
3. Каждый ученик трудится на уроке в полную меру своих сил и обязательно достигает личного успеха. Для этого учитель создаёт ситуации успеха для каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Эффект индивидуализации достигается через дифференциацию обучения. А дифференциация связана с идеей диагностики способностей ученика и с созданием необходимых условий для обучения, воспитания и развития, которые формируют привычку у каждого ребёнка работать по способностям, с максимальной отдачей. Диагностика способностей и возможностей ребёнка проводится по двум направлениям:
Обучаемость определяется по таким параметрам:
Работоспособность ученика определяется в основном тремя факторами: а) физическим здоровьем; б) эмоциональным состоянием человека; в) интересом к происходящему. Одно из ведущих правил развития личности (по Занкову): Чтобы было развитие человека, необходимо добиться того, чтобы достижения в учёбе совпадали с уровнем обучаемости, для этого надо нагружать школьника чуть больше его возможностей.
Главная цель: учить общению, стимулировать творчество учащихся, развивать навыки самостоятельной работы по овладению умственными операциями, профориентация на педагогическую профессию. Методика подготовки: в конце учебного года (в мае) девятиклассникам предлагается 12 – 14 тем по литературе для самостоятельной работы над ними в течение летних каникул. Учащиеся читают произведения, обдумывают форму урока, который им предстоит дать в 10 классе по избранной теме. Сначала ребята работают сами (в период каникул), затем в планировании урока им помогает учитель, затем ученик, дающий урок, организует работу всего класса по подготовке к нестандартному уроку (главное в этой работе – каждый должен прочитать художественное произведение, вникнуть в его суть и проблемы и составить самостоятельное мнение о произведении). Методика проведения: конкурсные уроки проводятся самими учащимися в определённой последовательности в течение учебного года. Учитель только присутствует на уроке. После каждого урока – анализ и самоанализ урока: оценка деятельности класса в целом, каждого ученика и особо – оценка деятельности ученика, работавшего в роли учителя. В конце учебного года всем классом определяется победитель из числа учащихся, проводивших уроки. Виды уроков: уроки – спектакли, уроки – диспуты, дискуссии, уроки – беседы. Чаще всего такие конкурсные уроки представляют собой сплав искусств: литературы, музыки, живописи, сценического искусства.
Главная цель урока: воспитать мыслящего читателя. Методика подготовки и проведения урока – конференции. Уроки проводятся по программным и непрограммным произведениям, отличающимся остротой проблематики. Срок подготовки – месяц. Задания даются по рядам (класс делится на группы). В каждой группе – ответственные за подготовку. Подготовительный период. Работа с ответственными за подготовку: анализ отобранного материала, планирование урока, разработка системы вопросов для беседы с классом. Для всего класса – групповые консультации по основным проблемам художественного произведения. Весь класс соблюдает одно условие: ничего не читать по анализу данного произведения, чтобы составить о произведении своё собственное мнение. Методика проведения: ведут урок сами учащиеся (три человека), затем вместе с учителем они анализируют свою работу, опираясь на мнение класса (интересно было на уроке или не интересно). Домашнее задание: написать отзыв о произведении, аргументированно оценить деятельность учащихся, которые готовили и проводили урок – конференцию. 3. МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ, МЕЖВОЗРАСТНОЙ СЕМИНАР Каждому классу – определённое задание в соответствии с интересами и способностями школьников. Главный метод – ролевая игра с использованием ТСО, с включением элементов инсценировки. Подготовительный период: учащиеся старшего класса разбиваются на группы, концентрирующиеся вокруг «специалистов». Эти группы готовят материал по теме семинара, каждая группа – с учётом деятельности избранной специальности. Не вошедшие в эти группы ребята создают агитбригаду, пишут сценарий для её выступления и готовят маленький сатирический мини – спектакль. Роль учителя в подготовительный период: помощь в отборе материала, в написании сценария для агитбригады. Учащиеся младшего класса готовят вопросы «специалистам» по интересующим их вопросам. Структура семинара: урок ведёт учитель – «специалист». Вступительное слово «специалиста». Далее идут выступления и ответы на вопросы «специалистов». В заключение – выступление агитбригады. Итог: ответ на серию вопросов учащихся, на них отвечают не только «специалисты», а все желающие ученики, в ответах они опираются на те знания, которые получены при изучении соответствующих тем по предметам. Заключительная работа на семинаре: оценка деятельности «специалистов», определение победителя в конкурсах, объявленных до проведения семинара, в том числе для оформления кабинета, рекомендация литературы по теме семинара. Время на межвозрастной семинар – 1, 5 часа. 4. УРОК – СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ В 9 КЛАССЕ Цель урока – семинара: учить самостоятельной работе по отбору и обработке материала, расширять кругозор учащихся, способствовать сознательному усвоению знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся. I этап: совместно с группой учащихся разработка плана урока – семинара, подбор литературы. Деление класса на подгруппы. Каждая группа получает своё задание. II этап: самостоятельная работа групп над заданиями. Учащиеся работают с литературой, готовят наглядность, выпускают стенгазеты, плакаты, делают подборку интересных высказываний по теме семинара, готовят доклады, выступления. Во время этой работы учитель проводит индивидуальные и групповые консультации для учащихся по группам. III этап: проведение семинарского занятия. На начальном этапе руководит занятием сам учитель, позже – руководителем может быть хорошо знающий предмет ученик. Этот этап может быть спланирован по – разному. Готовясь к одному занятию, ребята подбирают ответы на вопросы, предложенные им учителем (в виде плана семинара), а на занятиях отвечают по желанию, дополняя ответы друг друга и опираясь на подготовленную самими наглядность. На других занятиях учащиеся выступают с заранее подготовленным докладами, сообщениями (при этом группы соревнуются в качестве подготовки). На третьих занятиях – к работе подключаются заранее назначенные оппоненты и рецензенты. IV этап: итоговая работа после семинара. Эта работа связывается с задачей углубления проработанного на семинаре материала. Выставка, выпуск стенгазеты, тематический зачёт и др. формы завершают изучение темы, по которой был проведён семинар.
Подготовительный период - 2 недели. Учащиеся делятся на 2 группы:первая группа – «специалисты», вторая группа – «корреспонденты» журналов, молодёжных газет, а также «редакция» телепередачи «В мире животных», «фотокорреспондент». Учитель организует индивидуальную работу с «игротехником»: выдаёт ему примерный перечень опросов, которыми будут обмениваться «специалисты» и «корреспонденты», помогает игротехнику в подборке не знакомых никому фактов по теме деловой игры, рассчитанных на возбуждение интереса присутствующих. Ведёт деловую игру «игротехник» - один из самых знающих предмет учащихся. Игротехник – связующее звено в работе двух групп, он не только организует взаимодействие между ними, разъясняет и корректирует вопросы к «специалистам», уточняет их ответы, его главная задача – создть условия для непринуждённого разговора, устранить на интеллигентной основе возникающие «острые» ситуации, с необидным юмором прокомментировать неубедительный ответ «специалиста» или не совсем тактичный вопрос «корреспондента».
Структура урока – КВН (Время подготовки определяется количеством часов для прохождения темы в целом).
7. УРОК – ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯГлавная цель: развитие интереса к природе, наблюдательности и любознательности школьников. Подготовительный период: всех учащихся разделить на группы по интересам, каждой группе даётся задание – подготовить рассказ о том или ином животном, растении. Рассказ готовит вся группа, на уроке рассказывает один ученик от группы, остальные дополняют его при необходимости. Каждая группа готовит небольшую инсценировку из жизни птиц, животных, которым плохо живётся в разорённых и загрязнённых водоёмах. Учитель помогает ребятам в отборе материала, в работе над инсценировкой, привлекая себе в помощники родителей учащихся и старших школьников. Структура урока – заочной экскурсии
Например: «Какие растения поля встретились вам на этой экскурсии?»
Такой урок чаще всего проводится после изучения ключевых тем курса природоведения. Главные цели урока: систематизация знаний по теме, развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы. Подготовительный период (неделя - 2 недели): класс делится на группы (команды), во главе каждой команды – капитан (его выбирают сами дети). Каждая команда получает задания: составить по два вопроса командам – соперницам, составить ребусы, шарады, викторины, приготовить рисунки по теме урока, подготовиться к их защите. Структура урока – конкурса:
Выступление членов жюри: определяются победители, награждаются книгами, открытками и др.
Тема: подготовка к сочинению на тему: «……………..»Главные цели: формирование умений по организации самостоятельной работы в процессе подготовки к сочинению. Подготовительный этап (отсроченное домашнее задание): выбрать тему, отобрать материал и т.д. Структура урока – консультации:
План работы на доске:
II. Осмысление темы сочинения: работа над выдвинутыми тезисами. Первый тезис: Второй тезис: Третий тезис: Четвёртый тезис: и т.д. В процессе осмысления темы сочинения учитель организует беседу в нужном направлении. Завершается разговор ВЫВОДАМИ, которые делает каждый самостоятельно, записывает в тетрадь, затем отдельные ученики (по желанию) зачитывают свои выводы (по выдвинутым тезисам), ребята совместно с учителем тактично (без категоричности) комментируют эти выводы, подкрепляя свои комментарии аргументами. III. РАБОТА НАД ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ Групповая самостоятельная работа учащихся . Учитель попеременно работает то в одной, то в другой группе. В результате обсуждения различных вариантов плана на доске появляется его оптимальный вариант. Учитель предлагает ещё раз обдумать этот общий вариант плана дома, внести, если будет необходимо, коррективы или принять полностью коллективно разработанный план. IV. Словарная работа. Работа над некоторыми орфограммами, пунктограммами, правилами цитирования (частично – коллективная работа, частично – индивидуальная по заранее составленным учителем карточками) V. Работа над эпиграфом: учащиеся зачитывают приготовленный дома материал, аргументируя свой выбор эпиграфа. VI. Самостоятельная работа учащихся над вступлением к сочинению с последующим редактированием его по группам. Учитель работает в группах. VII. Домашнее задание: написать черновик сочинения для последующего обсуждения его в классе. VIII. Подведение итогов работы: начинается с обращения к плану на доске (выполнен ли?), затем предлагается учащимся высказать своё мнение, насколько они удовлетворены совместной работой, что осталось не осмысленным, не понятым. Выясняется, кому нужны индивидуальные консультации в работе над домашним сочинением, назначаются конкретные сроки индивидуальных консультаций. Завершение урока – консультации: учитель благодарит всех ребят, которые активно помогали в подготовке и проведении урока. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,... | Урок формирования знаний Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным,... | Расписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11.... Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская... | ||
«Путешествие в город маленьких велосипедистов» Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Технологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование... | ||
Урок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию... Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок заочная экскурсия (урок, основанный на... | Урок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов» Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока... | ||
Москва Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Волков история христианства Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | ||
Тема: «Это моё право» Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Конспект занятия «Поездка на ярмарку» Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | ||
Город: Магнитогорск оу: мс(К)оу с(К)оши №4 Учитель Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Конспект занятия у бабушки в гостях Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день |