Классный час на тему





Скачать 272.17 Kb.
НазваниеКлассный час на тему
страница1/3
Дата публикации29.10.2014
Размер272.17 Kb.
ТипКлассный час
100-bal.ru > Литература > Классный час
  1   2   3


БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №77»


Классный час

на тему



Подготовил:

Учитель

православной культуры

средней школы № 2

О.Ф.Таничева
АЛЕКСЕЕВКА – 2011 ГОД

Цель:
Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Задачи:

  1. Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;

  2. Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;

  3. Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.


Оборудование: компьютер, рисунки рукописных книг, высказывания о грамоте, азбуке. На доске размещена выставка буквиц, на столе – выставка книг «Откуда азбука пришла».

Для 30 млн, живущих за рубежом, русский язык является родным. Кроме того, 180 млн человек его изучают. Таким образом, русский язык является языком глобального общения. 2007 год объявлен годом русского языка, что отражает его значимость для цивилизации. Не останемся в стороне от этих важнейших событий и поговорим начале создания русского языка.
Вступительное слово учителя. Раздаются цветные карточки: зеленые, красные, синие.

Синий цвет – у меня хорошее самочувствие, я с интересом жду начала занятия, хочу быть активным участником.

Зеленый цвет - у меня нормальное самочувствие, я поприсутствую и может быть, стану участником диалога;

Красный – внимание! Мое состояние здоровья удовлетворительное. Я посижу на занятии.
Объясняется условия работы: самые активные получают жетоны, призы. Ставится цель занятия.

Учитель:

Слайд 1

Как вы думаете: можно ли предста­вить себе жизнь без телевизора?

Трудно, но можно, наверное, скаже­те вы.— У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора: к ним домой не приходили театр, кино, митин­ги, спортивные соревнования. Если хо­тите проверить, спросите об этом дома.

А можно ли представить себе жизнь без электричества?

Очень трудно, наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди чи­тали и писали при свечах или при лучи­не. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лам­почки.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать толь­ко устно! Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистра­туре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т. п.

Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Теремок»…

Слайд 2

Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Наша встреча и посвящена первой азбуке, длинной длинной дороге славянских племен к письменности, к грамотности.

Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. С какого же года он стал отмечаться в нашей стране? Да, с 1987 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков.… Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
Братья Кирилл и Мефодий

Святые, равноапостольные, основатели славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни (современный город Салоники) (родились в XI веке). Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал пост военачальника. Сыновьям он дал прекрасное воспитание и образование. Константин, так звали Кирилла до пострижения в монашество, учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии, в том числе у Фотия, впоследствии патриарха Константинопольского.

Слайд 3 (Фотий и Г.Богослов)

Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова.

За свой ум и выдающиеся познания святой Константин был прозван Философом.

Слайд 4 (Князь Моравский)

В 862 году пришли к императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.

Сейчас мы на несколько минут превратимся в актеров.

(Инсценировка фрагмента повести В.Воскобойникова «Братья».)

Главные герои:

Послы

Патриарх Фотий

Император Михаил III

Константин
(На стуле сидит царь Михаил в окружении придворных, патриарх Фотий и Константин)

Учитель: Послы Моравского княжества от правителя своего пришли с просьбою. Просят принять!

Послы: « Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

1.Фотий (осторожно): Послать наших людей в земли Моравские надо обязательно…

2.Михаил (с сомнением): А нужны ли нам эти Моравы? Какая от них польза?

3.Фотий (спокойно): Польза в том, что враги- иноверцы окружают наше государство со всех сторон, а друзей становится все меньше. И когда целый народ предлагает нам дружбу, отдает себя добровольно под влияние нашей церкви, от этого нельзя отворачиваться.

4.Михаил: Ну, что ж… Давай пошлем учителей. Но кого? Назови мне имя способного человека.

5.Фотий: Я думаю, такой человек находится среди нас.

(Все смотрят туда же, куда и Фотий, - на Константина)

6.Михаил: В самом деле… (Константину). Кроме тебя и твоего брата, послать некого. Кто еще так хорошо знает язык славян!

7.Константин: В моравскую землю, к славянам, я пойду с радостью. (Внезапно). Но прав государь - будет ли от этого польза? (Все удивлены; Константин объясняет). Польза будет только в том случае, если у них есть грамота. (Смотрит прямо в глаза царю). Есть ли у них грамота?

(Михаил пожимает плечами, смотрит на митрополита).

8.Фотий (уверенно): Грамоты у них нет, государь. Народ их неучен и дик. Поэтому послы и пришли к нам за помощью.

9.Михаил: (Константину, лениво): А ты их своими речами просвещай…

10. Константин (тихо, но твердо): Просвещение народа без книг на его родном языке равносильно усилиям писать на воде!

11. Фотий (поддерживая Константина): Книги, писанные на языке славян, необходимы, государь.

12. Михаил: Я приказываю… Раз нет у славян грамоты, значит, надо ее составить. И книги, которые нужны, перевести с нашего языка на славянский. (Константину). Поручаю это тебе и твоему брату.

(Константин смиренно кланяется).

Учитель:

Так братья – проповедники стали и учителями. С 863 года ведет свое начало славянская письменность. В IX веке появилось сразу 2 азбуки – кириллица и глаголица.

Слайд 5 (кириллица и глаголица)

Ученик 1:

Глаголица

Глаголица — одна из двух славянских азбук. Название образовано от старославянского глаголъ — «слово», «речь». Почти полностью совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Строка древнего глаголического письма напоминает греческую скоропись, но буквенные начертания не имеют соответствий с греческими буквами. Считают, что некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма, однако своеобразие глаголического письма не позволяет уверенно связать его ни с одним из современных ему алфавитов и косвенно подтверждает предположение о том, что эта азбука изобретена одним из славянских просветителей и авторов славянской азбуки Кириллом (Константином Философом) ещё до отъезда Кирилла и его брата Мефодия в Моравию. Глаголица широко употреблялась в 60-х гг. IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, в которой используется в богослужебных книгах и ныне; изредка употреблялась и в Древней Руси.
Ученик 2:

Кириллица

Кириллица — одна из двух древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла (до принятия монашества — Константина), выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян. Вопрос о времени создания кириллицы и о ее хронологии, соотношении с глаголицей нельзя считать окончательно решенным. Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием («первоучителями славянскими») в IX в., ранее, чем глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что кириллица моложе глаголицы и что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 (или 855), была глаголица. Создание кириллицы датируют эпохой болгарского царя Симеона (893-927), вероятно, она была составлена учениками и последователями Кирилла и Мефодия на основе греческих (византийских) торжеств, уставного письма. Буквенный состав древней кириллице в целом соответствовал древнеболгарской речи.

Письменные памятники от эпохи создания кириллицы не сохранились. Не вполне ясен и состав букв первоначальной кириллицы, возможно, некоторые из них появились позднее. Кириллица употреблялась у южных, восточных и, очевидно, некоторое время у западных славян, на Руси была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Кириллица у восточных и южных славян имеет длительную традицию, что засвидетельствовано многочисленными памятниками письменности. Древнейшие из них датируются X-XI вв.

Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма — уставом с геометричностью в начертаниях букв. С конца XIII в. у южных славян и с середины XIV в. у восточных буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается количество сокращенных слов, этот тип письма называется полууставом. С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.

Учитель:

Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

Слайд 6

( Давайте вспомним эти книги)

Евангелие – это…

Псалтирь – это…(ответы учащихся)

Находясь в Риме, Кирилл заболел и незадолго до кончины (869 год) принял великий постриг, изменив свое прежнее имя Константина на Кирилла. Обращаясь к брату перед кончиной, Кирилл сказал очень трогательные слова.

Перед вами текст этого обращения. Восстановите текст, постарайтесь поставить слова на свои места.

Вот, брат, … и я на поле падаю,… окончив день свой… были мы с тобой… пахали одну (и ту же) борозду …парой в одной упряжке и…  . Ты же не смей... достичь спасения… оставить учительство свое…, ибо чем иным можешь ты лучше….
Слайд 7 (восстановленный текст на слайде)

«Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну (и ту же) борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же не смей... оставить учительство свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения».

Скончался Кирилл 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Святые мощи Кирилла покоятся в Риме, в церкви Святого Клúмента.

Слайд 8

Святой равноапостольный Мефодий пережил брата на 16 лет, свято выполняя его последнюю волю- продолжение перевода на славянский язык церковных книг. В апреле 885 года он скончался (возрасте 60 лет), оставив более 200 обученных им священников – славян. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском.

Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма.

Вспомним, что такое уставное письмо?

(Устав – это такое письмо, при котором буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами)

Слайд 9 (уставное письмо и книги)

Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале.

Перед вами две коробки, открыв их вы расскажите нам происхождение этих предметов и какого было их назначение.

( В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги – вместо пергамента - и маленький пузырек с чернилами. Школьник рассказывает, что перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент – особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

В другой коробке – пласт березовой коры и палочка.

Березовая кора – писчий материал. Надо очистить будущую березовую «страницу» от жесткой коры, распрямить, подсушить; заостренной палочкой – ее называют «писало» - можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.)
Посмотрите, сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час на тему iconКлассный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области»
Классный час на тему iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час на тему iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час на тему iconКлассный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение...
Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена
Классный час на тему iconКлассный час в 5 классе на тему «День народного единства: история праздника»
Классный час в 5 классе на тему «День народного единства: история праздника» (с использованием мультимедийной презентации)
Классный час на тему iconКлассный час на тему «друзья мои, прекрасен наш союз»
Подобрать пословицы, песни, видеосюжеты, литературные произведения на тему: «Дружба»
Классный час на тему iconКлассный час на тему: Классный Голубевва Н. В. 2010г. Цели
Цели: Познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «лекарствами с грядки»; повторить правила пользования лекарственными...
Классный час на тему iconКлассный час «Юморина» Кл
И сегодняшний классный час я постаралась подготовить так, чтобы к его концу в классе не осталось ни одного хмурого лица. Надеюсь,...
Классный час на тему iconКлассный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель...
Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда...
Классный час на тему iconКлассный час на тему «Мир профессий»
Учащиеся получили опережающее здание: найти материал о современных специальностях
Классный час на тему iconКлассный час на тему: «Урок мира. Толерантность»
Литература: Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24
Классный час на тему iconКлассный час на тему: «Догоняя время» Задачи
Помочь учащимся понять, осмыслить сущность правильной организации личного времени
Классный час на тему iconКлассный час на тему «Урок здоровья»
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
Классный час на тему iconКлассный час на тему «Поэты о Великой Отечественной Войне»
Знакомство с поэтами, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата
Классный час на тему iconКлассный час «Судьба и Родина едины!» для учащихся 5-х классов
Классный час, посвященный обсуждению проблем, которые позволят учащимся осознать свою сопричастность с историей большой и малой Родины,...
Классный час на тему iconКлассный час на тему «Я учу уроки»
Цель занятия: о занчение домашнего задания в учебной деятельности, и рациональные методы его выполнения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск