Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат





Скачать 317.45 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат
страница1/3
Дата публикации17.07.2013
Размер317.45 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №185

с углубленным изучением отдельных предметов

Мат – не наш формат

(к вопросу о происхождении и

употреблению обсценной лексики)


Выполнил:

Аршинов Алексей,

ученик 10-а класса

Руководитель:

Козлова М.И.,

учитель русского языка

и литературы
г. Нижний Новгород - 2012

Содержание:
Стр.

  1. Введение 3-5




  1. Основная часть «Мат – не наш формат» 6-17

    1. К вопросу о происхождении обсценной лексики

на Руси. 6-9

    1. Использование обсценной лексики в

современном обществе. 10-14

    1. Как противостоять «нашествию»

обсценной лексики в повседневной жизни. 15-17


  1. Заключение 18-20




  1. Список использованной литературы 21



  1. Приложение 22-27

  • Социологический опрос


Говорю же вам, что за всякое праздное

слово, какое скажут люди, дадут они

ответ в день суда: ибо от слов своих

оправдаешься, и от слов своих судишься.

Евангелие от Матфея



  1. Введение.


Рост культурного уровня населения делает культуру речи одной из актуальных проблем. Основы ее закладываются в детстве, в годы учебы. Главное внимание школа уделяет, прежде всего, правильности речи с точки зрения ее соответствия литературной языковой норме. Но какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров? Сквернословие стало "нормой" для современного если не носителя "великого и могучего русского языка", так его безропотного "слушателя".

С научной точки зрения "ненормативная лексика" заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причем сделать это в резкой и циничной форме. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества.

Именно поэтому я считаю, что тема моего реферата «Мат – не наш формат…» является на сегодняшний день наиболее актуальной. Актуальность выбранной темы заключается в том, что сквернословие стало частью жизни большинства россиян, ненормативная лексика «помолодела» и распространилась в абсолютно разные социальные слои общества. Если лет 20 назад употребление нецензурной брани было свойственно мужской части населения, причем более взрослой, то сегодня ругаются все: и женщины, и дети – независимо от пола, возраста, профессии, образования. Мат «несется» с экранов телевизоров, слышится из радиоприемников, «видится» на страницах книг, журналов, газет. Как не поддаться этому явлению – тотальному проникновению нецензурщины в нашу жизнь? Как противостоять мату? Почему ругаться матом стало модно, почему это находит оправдание не только у детей, но и у взрослых? Как «очистить» речь подростка, как убедить его, что употребление нецензурных слов отрицательно влияет на имидж человека, его культурный потенциал? Эти проблемы я и хочу обсудить в своей работе.

Раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом все еще приходится говорить? Почему проблема по-прежнему остается актуальной? Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он-де у нас в крови. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар.

Тем, кто так думает, нужно знать еще и следующее. Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Нельзя забывать, что слово – это уже совершенно конкретный поступок. Если человек циничен, то циничны его слова, поступки и вся жизнь. Русская пословица гласит: "От гнилого сердца и гнилые слова". Когда сердце человеческое развращается или наполняется обидой, недовольством, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Слыша брань от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии.

Интересны данные всероссийского опроса Фонда «Общественное мнение».

Большинство россиян - 64% - считают, что употреблять в речи нецензурные выражения недопустимо ни при каких обстоятельствах. Чаще других эту точку зрения разделяют женщины (72%) и люди старше 50 лет (76%). Треть наших сограждан (32%) все же уверены, что употреблять в речи нецензурные выражения иногда допустимо. Такую позицию 17% респондентов аргументирует, прежде всего, стрессом, когда необходимо выплеснуть сильные эмоции и разрядиться. А 6% утверждают, что важна не ситуация, а определенные условия, когда конкретное окружение допускает или даже стимулирует употребление ненормативной лексики, например, в "пьяной компании". 5% считают, что мат можно употреблять как выразительное средство для того, чтобы добиться большей экспрессии, взаимопонимания, да и вообще так проще выразить сложные мысли и чувства. Однако 1% опрошенных убеждено, что материться можно "повседневно", "в любых жизненных ситуациях", "всегда, и как еще!".
Впрочем, менее трети россиян (29%), по их утверждению, никогда не употребляют в речи нецензурные выражения. В то же время у 70% респондентов большинство знакомых употребляют в своей речи нецензурные выражения.
Исходя из изложенного выше, я определяю задачи:

  • Исследовать вопрос о происхождении нецензурной (обсценной) лексики на Руси;

  • Определить место нецензурных слов в современном языке;

  • Рассмотреть варианты противостояния употреблению нецензурных слов в повседневной речи.

В решении задач большую роль играют, в первую очередь, литературные источники, особенно духовная литература: книги, статьи, проповеди представителей духовенства. К вопросу о вреде, наносимом сквернословием, обращается и русская православная церковь. Православная религия, не разбираясь в научных проблемах воздействия бранных слов на здоровье и судьбу человека, издавна предупреждала верующих об опасностях злоупотребления этой пагубной привычкой. Без знания точки зрения представителей духовенства, в частности, отца Сергея Николаева, реферат будет неполноценным, поэтому изучение духовной литературы по данному вопросу стало одним из важнейших аспектов в моей работе.

В работе по теме моего исследования важны книги и статьи современного исследователя ненормативной лексики Геннадия Чеурина. К мнению, позиции этого автора я буду обращаться достаточно часто. Поэтому считаю необходимым сказать несколько слов об этом необыкновенном человеке.

Геннадий Чеурин – незаурядная личность, ведущий специалист информационно-аналитического отдела ООО «ТМО» «ИТАЛЛ», действительный член географического общества России, почетный полярник, проживает в городе Екатеринбурге, преподает в Центре Экологической Безопасности Екатеринбурга, в настоящее время проводит исследование на предмет влияния бранных выражений на человека.

2. Основная часть «Мат – не наш формат…»
2.1. К вопросу о происхождении обсценной лексики на Руси
Известно, что человек, независимо от того, хочет он этого или нет, согласен он с этим или нет, сам несет ответственность за свою жизнь, в которой его собственные высказывания играют решающую роль. Если смотреть глубже, то высказывания являются продолжением мысли, поэтому очень важно говорить о силе негативных и позитивных высказываний, о власти благословения и проклятия, последствиях этих высказываний. Чтобы сделать определенные выводы, необходимо изучить проблему употребляемых людьми речевых оборотов, попадающих под определение «мат», или обсценная лексика.

Обсценная лексика (непечатная брань, нецензурные выражения) или (от лат. obscenus — непристойный, распутный, безнравственный) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Лингвисты отделяют понятия ненормативная лексика и табуированная лексика от обсценной лексики, хотя нередко в бытовом общении под ненормативной подразумевают собственно обсценную лексику. Она является лишь одним из видов этих двух лингвистических феноменов.

Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат. Матерные выражения и обороты чужеродны в речи. Абсолютно свободно человек может обходиться без них. Формы речи человека не нуждаются в мате для описания, общения, изложения информации, повеления, но, замечая определенное влияние, которое производят эти высказывания, люди пристрастились к их употреблению. Откуда взялся мат в русской речи? Каково его происхождение?

Матерная брань уже в Древней Руси оценивалась как кощунство, оскверняющее и Матерь Божию, и мифологическую «Мать сыру землю», и собственную мать ругающегося. Однако ничего не помогало, поскольку матерные выражения сами имеют сакральное происхождение и были связаны с ритуальными функциями. На этом уровне матерная брань не только не имела кощунственного смысла, но была магической формулой, священным заклинанием (аналогичные формулы существуют и в буддизме).

Традиционно историю мата связывают с оккультными и языческими, сексуальными обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии. С приходом христианства как обряды, так и обозначавшие их «термины» попали в опалу и трансформировались в фольклор.

Наши знания об обсценной лексике сводятся, как правило, к знанию самих матерных слов. Сколько же всего слов составляет матерный русский язык? Считается, что их около сотни, в активном же словарном запасе находятся приблизительно 20 – 30. Но очень активно используются замены слов (блин, ё-моё, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёклмн и другие). Если говорить о более внимательном подходе к вопросу о происхождении матерной лексики, то существует три основные лингвистические версии привнесения мата в русский язык, основанные на исследованиях, проведенных в разное время различными историками и лингвистами. Рассмотрим их:

  1. русский мат – наследие татаро-монгольского ига (в последнее время эта версия подвержена критике со стороны ученых-лингвистов);

  2. русские матерные слова когда-то имели по два значения, впоследствии одно из значений вытеснило второе или слилось с ним воедино, превратив значение слова в негативное;

  3. мат был и есть неотъемлемой частью оккультных и языческих обрядов, существующих в разных языках у разных народностей.

Версия первая (повсеместно распространенная) гласит, что русский мат это тяжкое наследие монголо-татарского нашествия. Между тем, большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские. Три наиболее употребляемые слова непосредственно связаны с природой, поскольку относятся к главному ее процессу – размножению. Сегодня сложно представить себе то значение, которое придавалось половым органам тысячи лет назад, когда человечество было необразованно и малочисленно. Не исключено, что эти названия были первоначально табуированы не по этическим, а то магическим соображениям как «слова силы». Это, кстати, может объяснить присущую им мощь эмоционального воздействия. Парадокс еще в том, что неприличные слова обозначают вещи, предметы, которые по большей части сами по себе перестали считаться неприличными.

Бесспорным является то, что современные нецензурные слова уходят своими корнями в далекую языковую древность. Если взять культовое «слово из трех букв», то ему соответствует также слово «хер». Открыв словарь древнерусского языка, можем обнаружить, что «похерить» - значит перечеркнуть крест на крест, а «хер» - значит «крест»! Мы же привыкли считать, что слово «хер» в русском языке использовалось и используется для обозначения мужского полового органа. Но в этом не всегда было противоречие: в христианском философском символизме крест, на котором распяли Христа, рассматривается не как орудие позорной казни, а как триумф жизни над смертью. Таким образом, слово «хер» первоначально использовалось на Руси для обозначения слова «крест». Еще следует отметить, что буква «Х» изображалась в древнерусском языке в виде двух пересеченных линий совсем не случайно: Христос, христианство, христиане, храм, хер (крест). Есть мнение, что знаменитый оборот «Пошли вы все на х…»придумали защитники славянского язычества, они кричали эту фразу, ругаясь на христиан, пришедших насаждать свою веру. «Идите вы на хер!» - первоначально обозначало проклятие: «Пусть вас распнут, как вашего Бога!» (дословно: «Ступайте на крест!»). Затем религиозное значение этих слов было утрачено, поскольку с победой православия на Руси термин «крест» перестал иметь для народа пошлое, негативное значение.

Нет единой точки зрения, откуда произошло само слово «мат». В некоторых справочных пособиях можно найти версию, что «мат» - это разговор (в качестве доказательства этого предположения приводится выражение «кричать благим матом»). Но почему слово «мат» так похоже на слово «мать»?

Есть еще одна версия, связанная с тем, что слово «мат» пришло в русский язык после появления выражения «послать к матери». Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным. После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным.

Вообще, надо отметить, что практически до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к матерным и ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела или вообще были обыкновенными словами.
Так, например, глагол «блядити» в древнерусском языке имел значение "пустословить, обманывать". "Многие слова, считающиеся ныне оскорбительными, прежде такими не были. Матерные слова несли функцию обычных слов. Их можно в изобилии встретить в сочинениях протопопа Аввакума и патриарха Никона. А вот в письме запорожцев султану, написанному специально, чтобы оскорбить адресата, ни единого матерного слова нет.
Но в древнерусском языке был ещё глагол «блудити» - «блуждать». Словарь В. И. Даля выделяет два значения: 1) уклонение от прямого пути и 2) незаконное, безбрачное сожитие, «посему слова этого лучше в общежитии избегать». Существует версия вполне жизнеспособная, что произошло как бы слияние двух глаголов (блядити и блудити).
В древнерусском языке было слово «мудо», обозначающее «мужское яичко». Слово это было мало употребляемо и не имело непристойного оттенка. А потом, видимо, оно дошло до наших времён, превратившись из малоупотребительного слова в употребительное слово.
Эта версия рождает подозрение, что на Руси в древности и не ругались вовсе. Однако ругались, и ругались осознанно, даже более осознанно, чем сегодня.
В целом матерные выражения до военной кампании 1812 года в высшем светском обществе не находили ни поддержки ни одобрения. Однако, один из исторических документов свидетельствует о восхищенном открытии военного руководства среднего звена, которое вышестоящим, докладывало о неуставном обращении в окопной ситуации, оказывающем неожиданно эффективное влияние на слабо корректируемых мужиков. Видимо, с молчаливого или не очень согласия вышестоящего военного руководства, с того времени мат крепко закрепился в войсках как форма общения. Через офицерскую популярность мат стал общеупотребляемым городским сленгом.

Сила влияния этих слов подкреплялась не придуманным знанием форм языческих и оккультных обрядов, существовавших на Руси, в которых принимали участие современники. Практичность использования этих обрядов в быту выражалась в повторении части обрядовых оборотов как заклинаний при травмах, при хозяйственных процессах, проклятий врагов, наведения различных форм трудностей на неугодных.

Практически каждый из сегодня существующих матерных оборотов корнями уходит в тот или иной культ. И это не только славянское наследие. Такого рода действия были во многих языческих культах у разных народов, дошедших до наших дней, например у народов Африки. Ответ на вопрос: «Почему это так ярко отпечаталось в культуре русского языка?», будет в противостоянии язычества христианству, которое на территории распространения этого языка было многовековым. Сделав короткое отступление, заметим, что там, где христианство пришло более органичным, естественным образом, христианская культура легко и безболезненно вытеснила язычество. Восток на насилие (крестовые походы) ответил исламом. На территорию Руси христианство пришло не менее жестким путем и пожало противостояние язычества и синкретизм (появление похожих элементов культа в религии для ее более легкого восприятия вновь обращаемыми) в дальнейшем развитии религии.
Если говорить об оккультных (и входящих в них колдовских) обрядах, состоящих из физического действия и произносимых в определенной последовательности речевых оборотах, то практически те из них, которые направлены на принесение вреда или насильственного влияния (смерть, болезни, привороты, заговоры и т.д.) являются корнями широко употребляемых сегодня матерных выражений. Один из примеров - отправление в женский половой орган; как и аналогичный по смыслу связанный с мужским, не что иное, как проклятье, наводимое на смерть. Причина укоренения этой группы матерных выражений не что иное, как подсознательная жажда утверждения своего влияния или власть одного человека над другим. Заметим, что это особенно хорошо понимают подчиненные, работающие в учреждениях и на предприятиях пост советского пространства, где, как наследие безбожия, без мата не происходит ничего.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconМуниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «средняя...
Полное наименование оу: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconТема учебного материала
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат icon«Использование икт в процессе преподавания биологии и во внеурочной деятельности»
...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconАфанасьева О. В., Дж. Дули, Михеева И. В., Б. Оби, В. Эванс. 2-е изд
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconТема урока: «Деловое общение» (Раздел «Культура речи»)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconКонспект урока Цели урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconРабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень) Статус документа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconИтоговый отчет инновационной площадки моу сош с углубленным изучением...
Наименование учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconРассмотрено
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconПроекта: Опаленные войной (Красноярцы в годы вов)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат icon«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconОбщеобразовательного учреждения (по уставу)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconВизитка Проект «Опаленные войной. Красноярский край в годы вов»
Учебное учреждение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconУрок литературного чтения Шаханина Лариса Ивановна Тема: Братья Гримм «Заяц и Еж»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185 с углубленным изучением отдельных предметов Мат – не наш формат iconУрока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Вселенная»
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск