Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…»





Скачать 262.5 Kb.
НазваниеИсследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…»
Дата публикации31.10.2014
Размер262.5 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Не то, что мните вы, природа…»
(сопоставление произведений русских и чувашских поэтов)

Выполнила ученица 11 класса

МБОУ «Комсомольская СОШ№2»

Комсомольского района

Чувашской Республики

Научный руководитель:

Басырова Ильхамия Хайдеровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Комсомольская СОШ№2»

Комсомольского района

Чувашской Республики

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3

Цели и задачи…………………………………………………………… 4

Сопоставление стихотворений поэта XIX века и современного поэта……… 5

Сравнение стихотворений Василия Познанского «Божество поэта» и «Умирающая ива»……………………………………………… 6

Отражение экологических проблем в произведениях русских поэтов… 7

Изображение природы в стихотворениях поэтов Чувашии .. ………… 11

Экологические проблемы Комсомольского района………………… 13

Заключение………………………………………………………. 15

Список использованных источников…………………………………… Приложения .. ..…………………………………………………………… 17

Введение.
В Российской Федерации 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Проблема экологии не надумана, и ее решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики».

В настоящее время вопрос экологии стоит в мире очень остро. Человеческая деятельность приводит к необратимым процессам ухудшения экологической ситуации.

Тема "Не то, что мните вы, природа.."многогранна. Она вбирает в себя публицистику, прозу, поэзию, устное народное творчество, то есть все виды передачи художественного слова. Остановлюсь в своей работе на произведениях русских поэтов и поэтов чувашской литературы. Литература в России никогда не была забавой для «скучающих эгоистов», она была и есть «совесть народа». И в наше непростое время именно писатели подняли свой голос в защиту российской земли от беспощадного ее разрушения и уничтожения: «Потери, исчисляемые в тех или иных единицах измерения, в гектарах затопленных или подвергшихся эрозии земель, в тоннах, кубометрах и кубокилометрах загрязненных вод и отработанных газов, выброшенных в атмосферу, в реки, озера, - все это может быть подсчитано и определено. А потери духовные? Их ни одна из наук не определит, и, пожалуй, только литература способна о них сказать», – пишет С. Залыгин. 
По данным ученых, ежегодно в атмосферу поступает около 26 миллиардов тонн оксидов углерода, 190 миллиардов тонн оксидов серы и так по каждому из используемых человеком элементов химии. Эти цифры изменяются с каждым годом в сторону их увеличения.
Катастрофически сокращаются леса на планете. Нерациональные вырубки лесов и пожары привели к тому, что во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились лишь на 10-30% территории.
Для отечественной литературы, начиная со «Слова о полку Игореве» (а в устном эпосе еще раньше), тема духовно-нравственного отношения человека к природе была одной из самых главных. ХIХ век сделал пейзаж важнейшим звеном художественных исканий писателей и их героев. Но, тем не менее, в творчестве русских классиков природа – вечная данность, неисчерпаемый родник духовного наслаждения. А в наше время пейзаж приобрел смысл остросоциальный, наполнившись «чувством тревожным по отношению к природе и тем смыслом, который заключает в себе современная экология» (С. Залыгин). Речь идет о той отечественной литературе, которая появилась уже в наше время и приобрела статус высокой нравственности. Для нее сохранение природы стало символом сохранения и развития самой России.
Положение, сложившееся в новой русской истории, продиктовывало активизацию деятельности человека по освоению природных ресурсов («Мы не можем ждать милости от природы». Этот мичуринский лозунг превратился в экономический закон в ХХ веке).
Проблем у русской поэзии(как чисто экологических, так и духовно-нравственных) по сей день множество, хотя и не сказать, что они не исследовались нашей наукой и критикой. В новое время эти проблемы оказались чрезвычайно актуальными. Интересно изучить влияние большой русской художественной и публицистической прозы на творчество национальных писателей, в том числе и на чувашских. Этими обстоятельствами обусловлена актуальность избранной нами для исследования проблематики.
На основе этого мной сформулированы задачи исследования:
 осмыслить опыт русской поэзии в изображении экологического состояния окружающей среды через опыт Н.Некрасова,Л.Крупатина,В.Познанского,М.Андреева и др.
 проанализировать роль художественного слова в формировании общественного мнения по вопросам экологической ситуации в России
- определить характерные особенности национальной поэзии(преимущественно чувашской на примере произведений К.Иванова,Александра Яльмарова, Геннадия Матвеева, Галины Елисеевой (Белгалис)и др ……
– проблемы экологии природы осмысливаются в контексте идей экологии духовного состояния общества. Предметом исследования стали произведения русских и чувашских поэтов.
Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавании русской и отечественной национальной литературы в средней школе,
Пейзажи «Тургенева, Гончарова да и Пушкина, и Лермонтова – это великое мастерство, но вот нынче-то, когда я их читаю, мне все-таки хочется сказать: «Нам бы ваши заботы!». Нынче это для меня голубая и труднодостижимая мечта – любоваться пейзажами… Не очень-то вот так помечтаешь, если мои читатели живут в районе Чернобыля или на бывших берегах бывшего Аральского моря! И даже не живут, но все еще – логике вопреки - существуют» (С. Залыгин). Однако, проблемы, поставленные выдающимися русскими художниками, остались на уровне самой литературы, а чиновники не только не прислушались к голосу народа и писателей, но в противоречие им приняли чудовищные программы дальнейшего разрушения российской природы, загрязнением важнейших водных бассейнов (например, Байкала), поворотом северных рек на юг и т.д. Это был поход, организованный против России и русского народа.
В заключении излагаются выводы, отмечается, что пейзажные зарисовки, картины русской природыкроме их классического содержания, приобрели новый статус в защиту идей сохранения русской деревни и русской природы.

В произведениях как русских, так и чувашских авторов мысли о природе и человеке связываются с нравственными и жизненноважными поисками их народов, их духовно-эстетическими представлениями о мире, его прошлом, настоящем, будущем.


Цели и задачи:

 осмыслить опыт русской поэзии в изображении экологического состояния окружающей среды через опыт Н.Некрасова, Л.Крупатина, В.Познанского, М.Андреева,М.Дудина и др.
 проанализировать роль художественного слова в формировании общественного мнения по вопросам экологической ситуации в России
- определить характерные особенности национальной поэзии(преимущественно чувашской на примере произведений К.Иванова,Александра Яльмарова, Геннадия Матвеева, Галины Елисеевой (Белгалис)и др ……
– проблемы экологии природы осмысливаются в контексте идей экологии духовного состояния общества. Предметом исследования стали произведения русских и чувашских поэтов.
- привлечь внимание читателей, слушателей к проблеме окружающей среды;

  • привить умение видеть и сохранять вокруг себя красоту, любовь к природе и родной земле;

  • воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.



Сопоставление стихотворений поэта XIX века и современного поэта.

Если еще в начале XIX века поэты восхищались и гордились красотой. Упоительными звуками природы, то сегодня наряду этими чувствами появляется плач, гнев и призыв.


Вот, например, читая отрывок из поэмы Некрасова, душа поет и ликует, на душе светло, легко и радостно:
Всё так спокойно; кругом тишина, Сосны вершинами машут приветно, Кажется, шепчут, струясь незаметно, Волны над сводом зелёных ветвей: «Путник усталый! бросайся скорей В наши объятья: мы добры и рады Дать тебе, сколько ты хочешь, прохлады». Полем идёшь - всё цветы да цветы, В небо глядишь - с голубой высоты Солнце смеётся... Ликует природа! Всюду приволье, покой и свобода;



Дорого-любо, кормилица-нива! Видеть, как ты колосишься красиво, Как ты, янтарным зерном налита Гордо стоишь высока и густа!

То, отрывок стихотворения Леонида Крупатина «Прощальный круг над пепелищем» – это укор всем «тлям двуногим»:

Прощальный круг  над пепелищем
Проходит стая журавлей,
Не узнавая обгоревших
Лесов, болот, лугов, полей!
Они летят чтоб не вернуться!
Нас покидают насовсем!
Их крик сейчас похож на плач!
Нет! Он похож на реквием:
Ах! Как жестока ты Россия,
Страна у северных широт!
Была для нас когда-то  Раем!
КладОвой всех земных щедрот!
Гнездовья край и размноженья…
Но только вот не в это лето!
Всё, что хорошее мы знали,
Ты опрокинула всё это!..
Здесь гибло летом всё живое
В пожарах, смогах и в дыму!
Плескалось шквалом море горя,
Но ни дождинки ко всему!
Мои птенцы узнали пламя, 
Ещё не вставши на крыло…
Их мать крылами укрывала,
Но пламя жадно их взяло!..
Вы, люди очень провинились
Перед Природою и Богом!
Теперь расплата наступает!
Вы пожалеете о многом!


В XIX веке все-таки человек и природа находятся в дружеских отношениях, человек все еще «на Вы» к природе. Но уже тогда один из героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был твердо убежден: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник”. И на рубеже веков происходит изменение отношений человека к природе - люди возомнили себя хозяевами природы…

К этой проблеме со своим призывом подходят поэты и писатели разных народов. Поэты и писатели не могут оставаться в стороне от таких важных проблем. Современные пииты все чаще обращаются к актуальной теме XXI века - взаимоотношений человека и природы. Они, творческие натуры, глубоко сопереживают за сегодняшнее состояние природы.

Сравнение стихотворений Василия Познанского

«Божество поэта» и «Умирающая ива».

Если сравнивать два стихотворения «Божество поэта» и «Умирающая ива», где один и тот же поэт описывают иву, то легко заметить, как «по-разному» он это делает. Можно проследить, как радостные и светлые тона стихотворения Василия Познанского «Божество поэта» сменяются грустными, печальным звуками, звуками плачущей ивы стихотворения «Умирающая ива» другого современного писателя.

Если в стихотворении «Божество поэта» Василия Познанского – это восхищение красотой природы, радость за эту неземную красоту, которую он описывает с нежностью и трепетом:

Над замерзшей речкой

Ивушка склонилась.

Рядом тополь свечкой,

К небу елка взвилась.

Серебристый иней,

Так их приукрасил,

Все в узорах синих,

Все в морозной власти.

Я ступаю нежно,

Даже не шурша,

Чтобы не исчезла вся эта краса.

Появился солнца блик

Засверкало розовым.

Есенина, я понял миг

С его пьянющим сторожем…
То, в следующих строчках автор полон печали, он глубоко скорбит и сожалеет, что так происходит, он показывает, что не только ива, но и вся природа - ветер и речка негодуют поводу гибели ивы:

«Умирающая ива»

У реки надломленная ива

Умирает гордо и красиво,

Соком раны проявляя муки.

Никому на свете не мешала,

На дожди ветвей своих упала,

Словно на безжизненные руки.

У листвы, уже немного жухлой

Ликованье свежести потухло,

Как глаза людские потухают

С угасаньем разума и тела.

Порождает злоба злое дело,

Бессердечность жалости не знает…

Легкий ветер кружится, вздыхает,

Чует он, как ива умирает,

Видит он как речка почернела…
Отражение экологических проблем в стихотворениях русских поэтов.

Наверное, нет ни одной экологической проблемы человечества, о которой не рассказал бы поэт своему читателю, о вырубке лесов пишет Михаил Андреев. Он опечален тем, что деревья вырублены, и вальщики леса не задумываются, что кедровник – это не только материал для карандаша, но и жилище зверей. А что станет со зверьком, когда его лишат «крыши над головой»? Ответ, к сожалению, не утешителен:

Кедровник начисто срубили,

А были кедры хороши!

Когда рубили, говорили,

Что рубят на карандаши.

Сквозь бурелом кустарник мелкий

Топорщит мятые листы.

Ушли испуганные белки,

Умчались с ними колонки.

Дымят встревоженные дали.

Ворчит обугленная гать.

Карандашей – то настрогали,

А что же ими рисовать?
Эту же тему описывает Николай Некрасов в поэме «Саша», действительно хочется плакать, как только представляешь эту картину вырубки леса:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой, нахмуренной ели

Красные грозды калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились -

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон побежал,

В тёмную нору забилась лисица,

Машет крылом осторожнее птица,

В недоуменье тащат муравьи

Что ни попало в жилища свои.

С треском ломали сухой березняк,

Корчили с корнем упорный дубняк,

Старую сосну сперва подрубали,

После арканом её нагибали

И, поваливши, плясали на ней,

Чтобы к земле прилегла поплотней.

Так, победив после долгого боя,

Враг уже мёртвого топчет героя.

Много тут было печальных картин:

Стоном стонали верхушки осин,

Из перерубленной старой берёзы

Градом лилися прощальные слёзы

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.
А современная поэтесса Тамара Шашева хочет донести всем людям, которые очень часто из-за своей халатности, являются виновниками пожаров в лесу, о последствиях такого проступка:

Костер.

Костер, забытый, под золой не полыхал огнем.

Хоть был, казалось, не живой, дремала искра в нем.

Гуляка-ветер озорник, проснувшись поутру,

Губами смелыми приник к дремавшему костру […]

И грива жаркая огня взметнулась к той поре […]

… И вырастал пожар…

Он рос и силу набирал без лишней суеты:

Огонь-убийца пожирал деревья и кусты […]

Бежало в панике зверье, теряя малышей […]

И задыхаясь на бегу, и падая в дыму…
В следующих строчках она призывает всех читателей, чтобы они были всегда внимательны по отношению к природе, чтобы были в ладу как с собою, так и с природой, чтобы всегда оставались с человечьим сердцем:

Земли родной храня красу, покой лесов храня,

Ты ради баловства в лесу не разводи огня,

Чтоб чьи-то души не украв, с собою быть в ладу,

Чтоб искра твоего костра не принесла беду.
О другой не менее важной проблеме информационного общества – загрязнение водоемов нефтью и другими токсичными веществами и его последствиях пишет Анатолий Иванович Тихомиров в стихотворении «На реке Чапаевке»:

Черными лентами окаймлены берега,

Запах тяжел, испаренья густеют без ветра,

В траурных пятнах притоплены рыбьи бока,

Ходит в пленке

Волна многоцветного спектра.

Нефтью пропитана, утка лежит под кустом

В слипшихся перьях, словно в промасленной робе…

С первых же строчек этого стихотворения веет трауром, и перед глазами рисуется картина вымирания всего живого. Но вроде есть разноцветный тон «волна многоцветного спектра», спектр цветов должен быть красивым… Но, нет, в нашем случае спектром цветов является нефть, которая разлита по реке. А эту картину создаем мы сами, ведь нефтяники не думают о последствиях, когда затопляют такие речки, как Чапаевка, выкачивая нефть из скважин.

Важно то, что таких речек как Чапаевка, которые изо дня в день «пьют» токсичные вещества, сотни и даже тысячи. Автор не описывает одну речку, он рассказывает о сотнях загрязненных нефтью рек.

Этой же теме посвящено стихотворение Андрея Андреевича Вознесенского, но речь идет уже о жемчужине Сибири – озере Байкал.

«Озеро»

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мертвое море — священный Байкал».

И на себе почувствовал взор,

будто я моря убийца и вор.

Слышу — не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты — хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

«Байкал — заповедная совесть страны».

Плыл я па лодке краем Байкала.

Вечер посвечивал  вполнакала.

Ну, неужели наука солгала

над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории -

«Эти, Байкал загубили которые»?

Надо вывешивать бюллетень,

как себя чувствует омуль, тюлень,

чтобы никто никогда не сказал:

«Мертвое море — священный Байкал».

Андрей Вознесенский совершенно прав, говоря что «Байкал загубили», потому что такое чистое озеро, к сожалению, сегодня переполнили и фенолами, и тяжелыми металлами, и нефтепродуктами, актуальной остается и тема сохранения флоры и фауны, защита морской живности от браконьерства.

В данном же стихотворении речь идет не только о загрязнении, но и о уменьшении числа осетровых, которые задыхаются и гибнут сотнями и тысячами. Есть несколько причин, одна из них, указываемая автором – это плотины, которые мешают рыбами «идти на нерест». Да существует реальная проблема – проблема исчезновения осетровых. В свое время аналогичная проблема была со стерлядью: в 80 - 90-ые годы в Волге было большое количество стерляди, но уже через вое вроблема ая шении числаблике - матшке рек.ритории онных работ составлятием 48 организаций, посаж10-20 лет картина изменилась. Количество рыбы резко сократилось. Сегодня важно такого поворота событий с осетровыми:

«Стоны Волги»

Не во всем он понятен и прост,

Не во всем он приятен.

Мир, который ты любишь до слез,

Не без язв, не без пятен.
Ты желаешь любви и добра,

Справедливости, общего лада.

А природу берут на «ура»

Или исподволь – с помощью яда.
Что же сделали мы, как же так,

Почему, трепеща плавниками,

Осетров перелетных косяк

Вдруг скрывается за облаками?!
Выйдя с Волгой один на один,

Необдуманно и неумело,

Мы ее топорами плотин

Разрубили – для пользы, для дела.
И горят фонари – синяки,

И несет от воды гуталином,

И летят осетров косяки,

Но уже – перестроившись клином!
Головой о холодный бетон

Бьется Волга – ей некуда деться!

И до слуха доносится стон,

И мое разрывается сердце.
…Сообщит в черной раме строка

(Будет день всенародного горя!)

Что в России скончалась Река –

На руках у Каспийского моря.

В погоне за достатком, материальным благополучием, человек уничтожает самое дорогое, не зря в произведении Виктора Астафьева «Царь-рыба» писатель поставит в символическую борьбу человека-браконьера с царь-рыбой. Это только один из примеров, когда человек идет против природы, а сколько их было, и, к сожалению, будет, если человек, не прекратит такого общения с природой!

Вышеописанные тема откликаются и в двух следующих произведениях, в которых речь идет о проблеме реки, протекающей в нашей республике – матушке Волге. Стихотворения Николая Егоровича Палькина:


Ну ладно бы, скажем, чужие,

Ну ладно бы, скажем, враги,

А то ведь свои, коренные,

Играют судьбою реки.

Ну ладно бы, скажем, пришельцы

Вершили злодейство свое.

А то ведь свои же умельцы

Терзают и травят её.

Твердим, что мы сами с усами,

Твердим, не желая понять:

Не кто–нибудь, сами ведь, сами

Мы подняли руку на мать.

И смотрим едва ль не с восторгом,

Отринув и совесть и страх,

Как наша любимая Волга

Страдает у нас на глазах.

По воле какого же беса,

На красное выйдя крыльцо,

 

Следим, как обмывки прогресса

Летят в дорогое лицо?

Поверь я в нечистую силу,

Решил бы, что это она

Стремясь обессилить Россию

Всю муть поднимает со дна.

Да что ж это, братцы такое?

Мертвеет живая вода.

Беда ведь не только с рекою,

А с нами со всеми беда.

Пожалуй, и ждать–то недолго,

Когда упокоится мать.

И будем в печали над Волгой

Мы все, как над гробом, стоять.

Ни плач, ни мольбы, ни угрозы,

Ни поздно предъявленный счет,

Ни горьких раскаяний слезы –

 - Ничто нас тогда не спасет.



Изображение природы в стихотворениях поэтов Чувашии.

Встречая описание экологических проблемы Волги, которая является рекой и моей малой Родины, в творчестве русских писателей, мне стало интересно, а как же чувашские поэты изображают эту тему в своих стихотворениях. Классик чувашской поэзии в своей поэме «Нарспи» описывает приход весны: кругом радость, веселье - оживает вся природа от зимней спячки:

Лаской землю отогрела

Снова милая весна.

Снова свет смеется белый,

Пробуждаясь ото сна.

Ожил лес, стоит на воле

В пышной зелени ветвей.

Зацветает новью поле,

Красотой гордясь своей.

Многоцветные просторы

Вешним запахом пьянят.

И повсюду птичьи хоры

Песней вольною звенят.

В небе, полная веселья,

Льется жаворонка трель,

И пастушеской свирелью

Голубой поет апрель […]

За селом журчит, не молкнет

Мелководная река.

Солнце в ней дробит осколки

Сквозь листочки лозняка.

Высь колебля голубую,

Вдаль течет она света,

И, сама собой любуясь,

В воду смотрится ветла.

А в стихотворении «Соколиная скала» Александра Яльмарова все же можно уловить тонкий намек на сохранение и сбережение природы, здесь речь идет о заповеднике, то есть об уже охраняемой территории:

Я из дому вышел спозаранку,

Расступалась утренняя мгла.

Над долиной тихой Черемшанки

Мне открылась гордая скала.

Широко раздвинулись Ильмены,

Синь озер простерлась на восток.

От покосов тонкий запах сена

До меня доносит ветерок.

Как душа волнуется глубоко,

Отзываясь этой красоте.

Каждый год весной гнездится сокол,

Там на неприступной высоте!

Чтоб не нарушать его покоя,

Чтоб не захотел он улететь,

Существует правило такое:

Не стоять здесь долго, не шуметь…

Заповедны здесь не только недра –

Под охраной воды и леса.

Встань поутру, и под песню ветра

Ты услышишь птичьи голоса.

А следующее стихотворение называется Заповедник «Присурский», автором которого является уроженец Урмарского района Матвеев Геннадий Германович. Этот заповедник находится на территории нашей республики, основная часть которого расположена в Алатырском районе:

Заповеднику «Присурский» Мы желаем долгих лет. Рассвет жизни, возраст детский, Но милее сердцу нет.

Все живое под охраной! - Велит рябчик с герба нам. И животным, и растеньям Будь ты другом, не врагом.

Леса, воды, воздух чистый - Для здоровья это клад. Сохраним все это честно - И он станет райский сад.

Заповеднику «Присурский» Мы желаем много лет. Край ты древний, край чувашский, И роднее сердцу нет.

Для избегания и предотвращения экологических проблем к своему читателю обращается современная поэтесса член Союза писателей Чувашской Республики Галина Алексеевна Елисеева (Белгалис):

[…] Чтоб долог был Природы век –

Ты будь разумен, Человек!

Если ветку ты сломаешь,

Быть беде тут обещаешь[…]

Древесина загнивает

И быстрее пропадает,

И соседние тогда

Погибают иногда.

Кто болеет - тот стареет...

Лес здоровый молодеет!

Ветви-руки не ломайте,

Всячески оберегайте.

Лес откроет нам все двери –

Будет больше птиц и зверя,

Больше будет и цветов,

Разных ягод и грибов,

Реки наши и озера

Будут чистыми, без спора.

Не озера – родники –

Земли нашей – тайники!

Чаще лес вы посещайте,

Но красиво отдыхайте!

Если музыка играет –

Птицам в гнездышках мешает:

Ждут они в гнезде птенцов,

Этих глупеньких мальцов.

Музыка пугает птиц –

Злу такому нет границ.

Каждый житель растревожен,

Что подумать о вас может?

Умейте слушать тишину,

Хотя б минуточку одну […]

Все поют в лесу нам песни,

Что на свете есть чудесней!

Мы все гости в том лесу –

Сбережем же ту красу!

[…] Будет Человек красивым

Светлым Духом, его силой!

Лик Планеты будет светел,

Если счастливы все дети!

Экологическая обстановка Комсомольского района.

«А какая же экологическая обстановка царит в нашем районе?» - именно этим вопросом я начала задаваться читая статьи, публикации, произведения русских и чувашских поэтов о проблемах экологии в Чувашии. И ответ, к сожалению, неутешительный. Но относительно крупных городов, вполне благоприятная. Большая проблема – это несанкционированные мусорные свалки, загрязнение водоемов и их берегов, хищническое отношение к лесному богатству…

«В Комсомольском районе существенную проблему создают несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, представляющие экологическую угрозу окружающей среде. В прошлом году по поручению Россельхознадзора в районе обследованы все земли сельхозназначения. Установлено 23 свалки твердых бытовых отходов на площади 6,7 га, в том числе 15 несанкционированных свалок на площади 4,5 га»

«С целью установления степени загрязнения земель опасными веществами специалистами Управления отобраны и направлены на экспертизу в ФГУ «Нижегородский референтный центр» 33 пробы почв с земельных участков, на которых были размещены бытовые отходы. По результатам анализов проб почвы выявлено превышение содержания опасных тяжелых металлов (цинка, меди) выше допустимых норм на 4-х участках площадью 0,122 га» - информация Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике, данные на 2011 год, обнаруженные в ходе проверки Россельхознадзором. Да, именно такую информацию я нашла на сайте Росспотребнадзора.

Но помимо этого есть и другие важные экологические проблемы нашего района (данные на конец XX века из книги А.Д.Дмитриева, Экология Чувашской Республики):

Площадь эродированных земель в нашем районе оставляет 31,4 тысяч га, а объемы противоэрозионных работ составляет 5,7 тысяч га. А содержание гумуса составляет 6,6%. Важно заметить, что содержание гумуса в почве за 20 лет, (на 1985 год) уменьшилось на 0,3%.

Внесение минеральных удобрений в районе составляет 4874 тонны.

Площадь сельхозугодий, обработанных химическими препаратами составляет 8,5 тысяч га и биологическими препаратами - 0,6% на территории Комсомольского района.

Подземные воды используются в количестве 1410 тыс. кубических метров, потребление поверхностных вод составляет 30 тыс. кубических метров. Эксплуатация очистных сооружений осуществляется с отступлением от технологии очистки, что снижает эффективность их использования. Так, по материалам проверки, установлено. Что в Комсомольском районе из 3 очистных сооружениях неудовлетворительная эффективность отмечена на 2. Объем сточных вод составляют – 0,178 млн. кубических метров, мощность очистных сооружений достигает 0,183 млн. кубических метров.

Площадь Комсомольского района, занятая лесами составляет 22,9%.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу на территории Комсомольского района составляет более 6,5 тысяч тонн в год!

А это уже фрагмент публикации статьи «Кому чистота в тягость» В.Мальцева республиканской газеты Советская Чувашия № 58 от 03.04.2012 года: «Бывая в некоторых населенных пунктах Комсомольского района, замечаю, как резко поменялась содержательная часть стихийных свалок. Очень много там разбросано пластика и всякого рода старых ламп, в том числе и ртутьсодержащих. Не надо далеко ходить за примерами. Достаточно посмотреть, что творится на муниципальной свалке у въезда в райцентр – село Комсомольское…».

Всякий человек, который дружит с природой, счастлив. «Дерево без корней не растет – сохнет оно и погибает. Природа – это наши корни, начало начал нашей жизни». Эти слова, сказанные известным чувашским писателем Михаилом Юхма, призывают нас к бережному отношению к нашей Земле.

А это стихотворение ученицы 10-б касса МБОУ «Комсомольской школы № 2» Кокшиной Юли, которая тоже неравнодушна к проблеме экологии в нашем районе, и поэтому призывает всех нас вспомнить одно из правил нравственности «Не навреди!»:

«Ты слышишь, человек-властитель…»

Ты слышишь, человек-властитель, 
Как птица там, в лесу поет? 
Да посмотри же ты, блюститель, 
Она же вся дрожит, ревёт. 
Она пощады нашей просит 
Ещё не время умирать. 
Она до дней своих так хочет 
Прожить и людям помогать. 
А что ты скажешь про животных? 
Как хочешь их ты защищать? 
Ведь сколько гибнет их хороших 
И будет много погибать…
Проснись же, человек, ты ото сна 
Услышь мою мольбу и речь, 
Открой свои прекрасные глаза, 
Не смей ты больше мне перечь!

Заключение.

Конечно же, нам приятно читать о неописуемой красоте, о безграничных голубых просторах нашей Родины.

Но все же важно знать и суровую реальность, какой бы печальной и горькой она не была, о чем и пишет Марк Львовский:

Мы хотим природу обмануть,
Под себя сильней её прогнуть,
Но она такого не простит,
И сполна за дерзость отомстит!

Бьём по ней ударом за удар,
И горят леса, в тайге пожар,
Загрязняем реки, льём мазут,
И война с природой там и тут.

И она болеет и молчит,
Просто мы не слышим, как кричит,
Язвами на теле прорастает,
За собой живущих увлекает!
Действительно, мы почему-то всегда привыкли видеть, только прекрасное: чистое море, цветущий луг, просторные поля… Я никогда бы не подумала, что теме экологии посвящены сотни стихов. Оказывается, глубоко ошибалась, потому что, собирая материал для данной работы, я обнаружила, что нет такой экологической проблемы, которая бы не описывалась в каком-либо произведении современных поэтов.

Сегодня каждый из нас, я думаю, понимает всю важность данной проблемы, но почему-то проявляет пессимистическое отношение. А это очень огорчает, ведь природа не будет разбирать, кто виновен, а кто нет, она будет бить по всем нам, а виноваты в этом будем только мы сами. Очень важно понять, что все вернется бумерангом, это только дело времени.

Человек должен понять, осознать, что такими темпами мы приближаем похороны природы, а, значит, и свои. Если человечество не изменит свое варварское отношение к природе, то вскоре действительно придет час расплаты.

Я думаю, что каждый из нас задумается, и начнет решать эту проблему с самого себя, с его родного дома, улицы, деревни…

Свою работу я хочу закончить словами из стихотворения русского поэта и писателя Михаила Дудина «Заклинание с полюса»:

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!






Список использованных источников.

1. Белгалис, Г. Какое дерево важнее? : стихи / Галина Белгалис ; [рис. С. В. Шамшеевой]. – Чебоксары, 2005. – 69 с.

2. Димитриев А.Д. Экология Чувашской Республики. Учебное пособие для 9 кл. средней шеолы. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1996. – 240 с.

3. Иванов К.В., Нарспи поэма, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2000, - 168 с.

4. Некрасов Н.А., Саша, стихотворения, Москва: «Детская литература», 1981. – 61 с.

5. Яльмаров А. Сурский привет, Чебоксары: Чувашское книжное издательство,, 1955.

6. Газета Советская Чувашия № 58 от 03.04.2012.

7. http://21.rospotrebnadzor.ru

8. http://www.proza.ru/2011/09/29/819

9. http://www.stihi.ru/2006/07/12-2119

10. http://er3ed.qrz.ru/dudin.htm

11. http://www.stihi.ru/2009/07/04/3065

12. http://www.litrossia.ru/archive/45/poetry/1073.php

13. http://www.bestreferat.ru/referat-61826.html

Приложение



Рисунок 1


Рисунок 2


Рисунок 3

Результаты анонимного анкетирования



Диаграмма 1



Диаграмма 2




Диаграмма 3


Диаграмма 4



Диаграмма 5



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconКонкурс «Моя малая родина: природа, культура и этнос» Научно-исследовательская...
Лабораторный практикум по технохимическому контролю чайного сырья и готовой продукции чайного производства
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconИсследовательская работа на тему
Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес и я решила исследовать эту...
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Что в имени тебе моем?...
Ведь имя дается при рождении и сопутствует человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой. Оказывается, каждое имя что-то...
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconРеферат на тему: «Тайны снега»
Энциклопедия «Что есть что?», «Природа», Германия (Россия), изд. «Слово», 1994г. 9
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconИсследовательская работа на тему: «Почему до сих пор не упала Пизанская башня?»
Башня входит в ансамбль Казанского Кремля и является архитектурным символом города. Это очень красивое сооружение, но главная ее...
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconИсследовательская работа на тему Районный конкурс «Памятники природы Оренбургской области»

Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconИсследовательская работа по теме : Метеориты
Известно, что тайны нужны, более того, необходимы науки, потому что именно нерешённые загадки заставляют людей искать, познавать...
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconИсследовательская работа на тему: «Le slang de la jeunesse française....

Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconИсследовательская работа по английскому языку на тему: «Английские...
Футбол – лидирующий вид мирового спорта. Кто не знает, что такое футбол, кто хоть раз в жизни не участвовал в азартных футбольных...
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» iconИсследовательская работа на тему: «Редкие и исчезающие растения нашего края»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сабинская средняя общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск