Скачать 93.22 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 Урок русского языка в 11 классеПодготовка к ЕГЭ по теме «Синтаксис»Работу выполнила: Минеханова Олеся Гайсовна, учитель русского языка и литературы II квалификационной категории Бавлы, 2009 г. Цель урока:
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторяем раздел науки о языке «Синтаксис». Это нам поможет успешно решать задания ЕГЭ по синтаксису. Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в вашей жизни. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому предмету, во многом определяется тем, насколько вы подготовлены к нему. Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу, пополним свой лексический запас. Ребятам раздаются карточки со словами. Нужно переписать и проставить ударения, а затем правильно прочитать. Граждане, гражданин, гражданство, абонировать, аккомпанировать, бальзамировать, мускулистый, мускулистый, грушевый, кедровый, лавровый и лавровый, лозунговый и лозунговый, фосфористый, развитой – малоразвитый, возрастной – великовозрастный, характерный – разнохарактерный. Познакомимся с новыми словами, которые записаны на доске. Как вы понимаете значения этих слов? Учащиеся пытаются дать толкование словами. Далее учитель, помогая учащимся правильно сформулировать свои мысли, дает толкование слов. Ученики записывают в словари. Деликатный 1. Вежливый, мягкий в обращении; 2. затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения (деликатный человек). Имманентный – присущий природе самого предмета, внутренний (имманентная причина). Лояльный – держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального, как бы безразличного отношения к кому-чему нибудь (соблюдать лояльность).
- Теперь мы переходим с основной части нашего урока: повторяем изученное по теме «Синтаксис». Учитель: Что такое синтаксис? Ученик: Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. Учитель: Что такое словосочетание? Ученик: Словосочетание – это два и более слов, связанные между собой по смыслу. Например, прилежный ученик. В словосочетании есть главное слово и зависимое. Главные члены предложение не являются словосочетаниями. Учитель: Какие способы связи словосочетаний вы знаете? Ученик: Согласование, Управление, Примыкание. Согласование – это когда слова имеют одну и ту же форму. Например, белая скатерть (ж.р., ед.ч., им.п.). Управление – зависимое слово стоит в определенном падеже. Например, читать книгу (в.п.). примыкание – оба слова связаны между собой только по смыслу. Например, очень хорошо. Учитель: Какие типы предложений вы знаете? Ученик: Предложения бывают простые и сложные. Учитель: Чем различаются простое и сложное предложение? Ученик: В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном предложении два и более грамматических основ. Учитель: Назовите основные виды сказуемых? Учитель: Простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное. Ученик: Запишите предложения, определите виды сказуемых, подчеркните грамматическую основу (Учащимся раздаются карточки с предложениями). 1. Он начнет учиться. 2. Он будет учить. 3. Он дал слово молчать. 4. Мы одержали победу. 5. Он перестал заниматься. 6. Он готов помочь. 7. Ты обязан знать. 8. Он совсем задрал нос. 9. Он задрал голову кверху. 10. Я рад вас слышать. (1, 5, 6, 7, 10 – составные сказуемые; остальные сказуемые простые). Учитель: Назовите сложные предложения по разновидности? Ученик: Предложения бывают сложноподчиненные, сложносочиненные, бессоюзные. Учитель: Чем они различаются? Ученик: Если обе части предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов – сложносочиненное предложение. Если части неравноправны, соединены при помощи интонации и союзного слова – сложноподчиненное предложение. Если части соединены только интонацией – бессоюзное предложение. Учитель: Что вы можете рассказать о знаках предложения в сложных предложениях? Ученик: В сложносочиненном предложении запятая ставится между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами и, да, но, а, или, либо, то-то и т.д. В сложноподчиненном предложении запятая ставится, если придаточные присоединяются к главной части при помощи союзов что, как, будто, когда, почему, чтобы и др. Учитель: Запишем предложения под диктовку, определим их вид, расставим знаки препинания и объясним их.
(1 – сложносочиненное предложение, 2 – сложноподчиненное предложение, 3 – бессоюзное сложное предложение) IV. Проверка знаний. Отработка умений и навыков. Запись в тетради. 1. Укажите верную характеристику предложения: Но тот, кто его освоил, становится неуязвим: он может нападать и защищаться. А. Сложноподчиненное предложение. Б. Сложное с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью В. Бессоюзное предложение. Г. Сложное с бессоюзной и союзной (сочинительной) связью. 2. Установите соответствия между столбцами:
3. Определите тип каждого предложения (один из вариантов лишний).
А. Простое предложение Б. Сложносочиненное В. Сложноподчиненное Г. Бессоюзное сложное Ответы: 1 – б 2 – 1в, 2г, 3а, 4б 3 – 1а, 2в, 3г, б – лишний. Учитель: Самыми сложными в группе А являются задания, в которых ответ представлен как некоторый набор простейших ответов (например А26, А27), причем с формальной точки зрения может быть несколько верных. В этих заданиях необходимо выбрать не просто верный, но наиболее полный.
Я пригласил вас (1) господа (2) с тем (3) чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. (Н.В.Гоголь) А. 1,2 Б. 3 В. 1,2,3 Г. 1,3 Ответ: 1-в
Я пришел (1) не чтобы помешать вам (2) а (3) наоборот (4) чтобы помочь. А. 3,4 Б. 2 В. 1,2,3,4 Г. 2,3,4 Ответ: 2 – г
Чтобы идти вперед (1) чаще оглядывайтесь назад (2) ибо иначе вы забудете (3) откуда вы пришли (4) и куда вам надо идти. А. 1,2,3,4 Б. 1,3 В. 1,3,4 Г. 1,2,3 Ответ: 3 – г
Чистота - залог здоровья. Когда мы узнали, что пыль и грязь мешают здоровью, то стали всегда убирать свой класс. Санитары следят за чистотой, никто не сорит. Мы каждый день после уроков влажной тряпкой протираем каждую мелочь в классе, подметаем весь второй этаж. Наш школьный врач сказал, что санитары – помощники врача. У нас есть аптечка. Мы можем оказать первую помощь.
Рифы – это колонии мелких микроорганизмов, полипов, которые селятся на любом твердом образовании дна: камнях, скалах и даже затонувших кораблях. А. Сложное с подчинительной и сочинительной связью. Б. Сложноподчиненное В. Бессоюзное сложное Г. Сложносочиненное
Когда говорили о литературе (1) или решали какой-нибудь вопрос (2) то по его лицу видно было (3) что это его нисколько не интересует (4) и что давно он не читал и ничего (5) и читать не хочет. А. 1,2,3 Б. 2,3 В. 2,3,4 Г. 2,3,4,5
В четыре часа дня мы уже зажгли керосиновые лампы (1) и (2) казалось (3) что лето окончилось навсегда (4) и земля уходит все дальше в глухие туманы. А. 1,3 Б. 1,2,3 В. 2,3,4 Г. 1,2,3,4
Было довольно темно (1) и (2) когда он прикатил в дачный городок (3) Машенька уже не надеялась (4) что он приедет. А. 1,2,3,4 Б. 1,2,3 В. 3,4 Г. 1,3,
Ответы: 1 – Б (сложноподчиненное) 2 – Б (2,3) 3 – Б (1,2,3) 4 – А (1,2,3,4) 5 – 3 6 – 4 7 – 3 VI. Итог урока. Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. Сегодня на уроке мы с вами систематизировали наши знания по синтаксису. VII. Домашнее задание.
Выполнение домашнего задания
Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максимыча. (сложноподчиненное предложение) Не помню, где я слышал эту притчу, но очень люблю её. (сложноподчиненное предложение) Какой короткой сделалась дорога, которая казалась всех длинней. (сложноподчиненное предложение) За окном брезжил рассвет, и кричали петухи. (сложносочиненное предложение) Изредка пропоет комар, да ветерок качнет вершину. (сложносочиненное предложение) Разноцветные листья насыпаны в лесу, и между ними ждешь увидеть грибы. (сложносочиненное предложение) Дождя нет, и земля опять суха как перец. (сложносочиненное предложение) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо. (бессоюзное сложное предложение) Стало совсем почти светло, лыжня далеко была видна впереди. (бессоюзное сложное предложение) Хотел рисовать – кисти выпадали из рук. (бессоюзное сложное предложение) Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, окаймленное по бокам синевато-серыми увалами. (бессоюзное сложное предложение) 2. (1)… (2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным образом на компьютере обрабатываются и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двойной системе счисления. А10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго предложения текста.
Ответ 2 А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. 1) 1,3,4 2) 1,4 3) 2,3 4) 1,2,3 Ответ 4 |
Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | Конспект урока по химии в 8классе «Типы химических реакций» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная... Темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу | ||
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к егэ. Грамотная... О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа | Конспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | Методические рекомендации по организации и проведению педагогической... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок Подготовка к егэ (урок русского языка) 11 -а т. М. Балашова... Мастер-класс «Проектные технологии в учебном процессе «Деловые бумаги личностного характера» | ||
Урок русского языка в 9 классе Тема : Подготовка к гиа. Обучение сжатому изложению Цель: Показать комплексную работу с текстом, итогом которой будет сжатое изложение по этому тексту | Урок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь» Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М |