Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности





НазваниеГончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности
страница1/4
Дата публикации03.11.2014
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы»

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
Гончарова Л.Ф.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-методический комплекс для студентов

специальности
080107 «Налоги и налогообложение»



Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № 6 от 07 февраля 2011 года
Заведующий кафедрой ____________________И.С.Бессарабова


































Волгоград 2010




Содержание


Наименование раздела

Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины«Русский язык и культура речи»

3

1.1.

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенным в государственный образовательный стандарт

3

1.2..

Цели и задачи учебной дисциплины

4

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины

4

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

6

1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

7

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

20

2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса

20

2.2.

Рекомендации по работе с литературой

21

2.3.

Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими заданиями

22

2.4.

Советы по подготовке к экзамену (зачету)

22

Раздел 3. Материалы практических заданий по основным разделам курса, тесты.

23

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

26

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

28

.РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».




1.1.Требования образовательного стандарта по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи».

.


Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности русского литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Дидактические единицы

по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
ДЕ 1.Русский язык и его составляющие.

ДЕ 2.Особенности русского литературного языка.

ДЕ 3.Нормативность русского литературного языка варианты нормы.

ДЕ 4.Функциональные стили русского литературного языка.

ДЕ 5.Представительность каждого функционального стиля в профессиональной деятельности налоговика.

ДЕ 6. Профессиональное и социальное расслоение языка (жаргоны )

ДЕ 7. Критерии грамотной речи.

ДЕ 8. Специфика устных публичных выступлений в практической деятельности налоговика .

1.2. Цели и задачи преподавания курса




В настоящее время становится аксиомой тот факт; что речевая культура – один из важнейших компонентов профессионального становления в разных сферах человеческой деятельности, особенно тех, основу которых составляет необходимость общения с людьми. К таким сферам относится профессиональная деятельность чиновников всех рангов.

В широком смысле все виды человеческой деятельности – это искусство общения. Но если коммуникативное невежество людей, профессиональная деятельность которых не связана с постоянным деловым общением, чревато неудобствами лично для них, то коммуникативная безграмотность служащих органов государственного и муниципального управления оборачивается гораздо более серьёзными издержками в системе социальных отношений.

В повседневной деятельности чиновников всех категорий возникает множество ситуаций, требующих оперативного выбора способа, стиля, форм общения (приём, беседа, консультирование, публичное выступление), призванных воздействовать на окружающих с тем, чтобы скорректировать их поведение, склонить к определенным действиям и поступкам, изменить их мнения и взгляды, принять то или иное решение.
Следовательно, на одно из первых мест в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» выходит умение четко формулировать те или иные положения, обосновывать свою точку зрения, убеждать, доказывать, отстаивать собственные позиции, вести диалог – то есть культура речи, речевое умение, риторическое мастерство.

Основная задача преподаваемой дисциплины – помочь студентам, имеющим языковую подготовку на уровне программ средней школы, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, овладеть основополагающими знаниями о русском языке и культуре речи, познакомиться с основами теории красноречия, особенностями вербального и невербального делового общения.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.


Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» полифункциональна: одна из задач которой - обобщить и систематизировать знания студентов, полученные в школе. Кроме того, детальное изучение специфики научного стиля способствует формированию прикладных навыков (необходимых практически во всех спецдисциплинах) по составлению и оформлению научных работ (конспектов, рефератов, тезисов, курсовых и дипломных работ).

Постижение специфики официально-делового стиля позволяет усвоить общие правила составления всех типов документов, овладеть правилами деловой переписки. Особый акцент делается на изучении языковой специфики официально-делового стиля, лингвистических правил, положенных в основу составления того или иного типа документов.

Вместе с тем курс носит и пропедевтический характер, создавая терминологическую, языковую и речевую базу для изучаемого в следующем семестре предмета «Административная риторика», в рамках которого более детально рассматривается официально-деловой стиль применительно к профессиональной деятельности управленца, исследуется специфика официально-делового стиля в законодательных, констатирующих и распорядительных документах.
Актуальность изучения предмета «Русский язык и культура речи» для студентов специальности «Налоги и налогообложение» не вызывает сомнений.

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

- владеть нормами литературного языка;

- уметь ориентироваться в речевой ситуации, обоснованно используя один или несколько функциональных стилей, соответствующих условиям коммуникации;

- иметь опыт редактирования профессионально значимых текстов;

- владеть основными приемами анализа профессионально значимых текстов;

- иметь навыки составления разного типа документов и деловых бумаг;

- уметь выявлять ошибки в официальной документации и корректировать их в соответствии с конкретной ситуацией речевой коммуникации;

- иметь навыки работы с деловой корреспонденцией

.1.4. Тематический план дисциплины «Русский язык и культура речи» по специальности «Таможенное дело» на 2010-2011 учебный год








2 семестр




Наименование тем

семинары



Русский национальный и русский литературный язык.

2



Языковая норма. Разновидности нормы.

2



.Устная и письменная разновидности литературного языка.

2



Языковая и речевая культура в профессиональной деятельности таможенника .

2



Функциональные стили современного русского литературного языка.

4



Специфические особенности научного стиля. Жанры научного стиля. Оформление научных работ. Научный стиль в профессиональной деятельности налоговика .

4



Специфические особенности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Официально-деловой стиль в профессиональной деятельности таможенника . Язык официально-деловой корреспонденции.

2



Особенности публицистического стиля.

2



Разговорные структуры в речи .

2



Культура устных публичных выступлений. Античный риторический канон. Понятность, информативность, выразительность публичной речи.

4



Специфика дискуссионной речи. Основные виды аргументов. Софизмы и уловки в профессионально значимых спорах.

2



Специфические особенности профессионально значимых информационных и убеждающих публичных выступлений в профессиональной деятельности налоговика

4



Ролевые игры «Тренинг», «Тестирование».

2




Итого

34




Форма контроля

зачет



1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины


Семинарские занятия.

СЕМИНАР 1. РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК.

  1. Формы существования русского национального языка.

  2. Общая характеристика составляющих русского национального языка.

  3. Литературный язык как высшая форма функционирования русского национального языка.

  4. Специфические особенности русского литературного языка.

ЛИТЕРАТУРА (выходные данные см. в общем списке литературы по курсу):

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.. Русский язык и культура речи.
СЕМИНАР 2. ЯЗЫКОВАЯ НОРМА. РАЗНОВИДНОСТИ НОРМЫ.

1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

2 Императивные и диспозитивные нормы.

3. Нормативные аспекты устной и письменной речи.

4. Орфоэпические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические

нормы и возможные ошибки, связанные с ними.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.

  2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.

  3. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка:

Словарь-справочник.

СЕМИНАР 3. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РАЗНОВИДНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.

  1. Речевое взаимодействие.

  2. Основные единицы общения.

  3. Устная и письменная разновидности литературного языка.

  4. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.

  3. Культура русской речи: Учебник для вузов.

  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.


СЕМИНАР 4. ЯЗЫКОВАЯ И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННИКА.

  1. Профессиональная речь таможенника .

  2. Официально- деловой стиль – основа профессиональной деятельности таможенника .

3. Критерии грамотной профессиональной речи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.
СЕМИНАР 5-6 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Функциональные стили – варианты языка, используемые в разных речевых ситуациях.

2. Специфические особенности каждого из стилей.

3. Взаимодействие функциональных стилей в деловом общении.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Клюев Е.В. Речевая коммуникация.

  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка.


СЕМИНАРЫ 7-8. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ.

  1. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

  2. Особенности функционирования научного стиля, подстили. Жанры научного стиля.

  3. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

  4. Научный стиль в профессиональной деятельности таможенника .

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка.

  2. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи.


СЕМИНАРЫ 9.. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ.

  1. Официально-деловой стиль – основа профессиональной деятельности таможенника .

  2. Сфера функционирования официально-делового стиля.

  3. Стилевые и языковые черты официально-делового стиля.

  4. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации.

  5. Особенности реализации официально-делового стиля в таможенной деятельности.

  6. Язык и стиль официальной документации. Официально-деловое письмо.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи..

  2. Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка.


СЕМИНАР 10. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.

  1. Отбор языковых средств в публицистическом стиле.

  2. Описание, повествование, рассуждение как основные способы подачи языкового материала.

  3. Способы и приемы актуализации языкового материала в публицистическом тексте.

  4. Жанровая дифференциация в публицистическом стиле.

  5. Профессионально значимые жанры публицистики.

  6. Функциональные и стилевые особенности публицистики.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Владимиров И.В. Искусство публичной речи.

  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.

  3. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия

  4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.

.

СЕМИНАР 11. РАЗГОВОРНЫЕ СТРУКТУРЫ В РЕЧИ.

  1. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного

языка.

  1. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

  2. Профессиональная речевая культура.

  3. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.

  2. Сопер П.Л. Основы искусства речи.



СЕМИНАР 12-13. КУЛЬТУРА УСТНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.

  1. Риторика как раздел науки о языке, посвященный культуре устных публичных выступлений.

  2. Риторический канон Аристотеля. Разделы античной риторики.

  3. Риторика в России ( Ломоносов, Кошанский, Сперанский ). Общая и частная риторика.

  4. Античный риторический канон как методологическая основа публичного выступления.

  5. Этос, логос, пафос – три составляющие культуры устных публичных выступлений.

  6. Особенности устной публичной речи.

  7. Риторическая составляющая в профессиональном становлении таможенника .


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Апресян Г.З Ораторское искусство.

  2. Аристотель. Риторика.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.

  4. Волков А.А. Основы русской риторики.

  5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.

  6. Кохтев Н.Н. Риторика.

8 . Михальская А.К. Основы риторики.

9. Юнина Е.А., Согач Г.М. Общая риторика.
СЕМИНАРЫ 14. СПЕЦИФИКА ДИСКУССИОННОЙ РЕЧИ. ЭРИСТИКА.

  1. Типы дискуссионной речи: спор, дискуссия, полемика.

  2. Характеристика понятия «спор».

  3. Классификация споров.

  4. Доказательство и аргументация в споре.

  5. Логическая и психологическая сторона аргументации.

  6. Культура спора. Этика поведения участников.

  7. Софизмы и уловки в спорах. Методы их нейтрализации.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Раздел 5, гл. 1, 2, 3.

  2. Мельник И.В. Уловки споров.

  3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.

  4. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация.

  5. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора.

  6. Стешов А.В. Как победить в споре.

  7. Шенберг В.А. Полемика как способ духовного противоборства.


СЕМИНАР 14-15. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И УБЕЖДАЮЩИХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.

1.Специфика информационных выступлений.

2.Профессионально значимые жанры информационных выступлений.

3. Специфика убеждающих выступлений.

4.Профессионально значимые жанры убеждающих выступлений.

5.Модельные характеристики профессионально значимых жанров.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимова Т.В., Гимпе6льсон Е.Г. Современная деловая риторика.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.

  3. Сопер П. Основы искусства речи.

  4. Юнина Е.А., Согач Г.М. Общая риторика.


СЕМИНАР 16. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА», «ПЕРЕГОВОРЫ».

В основе данного итогового семинара – продуцирование профессионально значимых выступлений в условиях заданной ситуации различных типов деловых бесед и переговоров. с последующим анализом и аналитическим сопоставлением полученных текстов с образцами, приводимыми в учебной литературе.

Темы, выносимые на самостоятельное изучение:
В целях повышения орфографической и пунктуационной грамотности студентов для

самостоятельной проработки отобраны темы, традиционно представленные

наибольшим количеством ошибок на вступительных экзаменах по русскому языку и частотностью

ошибок в сфере деловой коммуникации.

Организация самостоятельной работы студентов(58 часов).

График самостоятельной работы



п/п

Тема

Вопросы, выносимые а СРС

Содержание СРС

Форма контроля СРС

Учебно-методическое обеспечение*

1

2

3

4

5

6

1

Правописание корней с чередующимися гласными. Правописание приставок.


Правописание приставок.

СМ,УМ

КО

ДЛ9

2

Правописание НН и Н в прилагательных и причастиях.



Правописание НН и Н в причастиях.

СМ,УМ

КО

ДЛ9

3

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами.


СМ,УМ

КО

ДЛ9

4

Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.


Различение частиц НЕ и НИ.


СМ,УМ

КО

ДЛ9

5

Правописание сложных производных предлогов.


Отличие производных предлогов от простых предлогов в сочетании с именами существительными

СМ,УМ

КО

ДЛ9

6

Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

СМ,УМ

КО

ДЛ9

7

Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

СМ,УМ

КО

ДЛ9

8

Языковая норма. Разновидности нормы.

. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

СМ,УМ

КО

ОЛ 8

9

.Устная и письменная разновидности литературного языка.

Устная и письменная разновидности литературного языка.


СМ,УМ

КО

ОЛ 8

10

Культура устных публичных выступлений. Античный риторический канон. Понятность, информативность, выразительность публичной речи.

Риторика как раздел науки о языке, посвященный культуре устных публичных выступлений.


СМ,УМ

КО

ОЛ 8

11

Специфические особенности профессионально значимых информационных и убеждающих публичных выступлений в профессиональной деятельности налоговика .

Специфика убеждающих выступлений.


СМ,УМ

КО

ОЛ 8

12

Ролевые игры «Деловая беседа», «Переговоры».

Ролевые игры «Деловая беседа», «Переговоры».

СМ,УМ

КО

ОЛ 8


* В качестве рекомендуемой литературы для самостоятельного повторения орфографии

и пунктуации могут быть использованы любые пособия по русскому языку для старшеклассников

и поступающих в вузы.

В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы.

Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений:

СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию;

ПКР – подготовка к контрольной работе;

УМ – изучение учебного материала;

СК – изучение учебного материала и составление конспекта;

ПДР – подготовка реферата;

СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций;

РОР – рецензирование и оценка письменных работ;

ДИ – участие в разработке деловой игры;

ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта);

АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д.

Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений:

Б – беседа индивидуальная или с группой;

КО – контрольный опрос;

КР – контрольная работа;

РПР – рецензирование письменных работ студентов;

З – заслушивание на занятиях подготовленных работ;

ОБС – обсуждение на занятиях результатов.

Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает указание перечня литературы, средств обучения, необходимых для выполнения заданий.

Учебно-методическое обеспечение оформляется как ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Формой отчетности являются контрольные работы, в которых студентам предлагается

ответить на вопросы, выполнить различного рода тестовые задания, написать текст, вставив

в него пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. В качестве контроля могут

также проводиться диктанты или изложения с грамматическим заданием по вынесенным на

самостоятельную проработку темам.

Вопросы к ЗАЧЕТУ.

  1. Основные формы существования русского национального языка.

  2. Соотношение национального и литературного языка.

  3. Специфические особенности литературного языка.

  4. Норма в языке. Разновидности нормы.

  5. Функциональные стили современного русского литературного языка.

6. Специфика представленности функциональных стилей в профессиональной деятельности социолога.

  1. Критерии грамотной речи.

  2. Сфера функционирования официально-делового стиля.

  3. Характеристика научного стиля, подстили.

  4. Жанры научного стиля. Оформление научных работ.

  5. Характеристика публицистического стиля. Специфика и мотивация отбора языковых средств.

  6. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Специфика разговорного стиля.

  7. Основные способы организации языкового материала в речи.

  8. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

  9. Критерии грамотной речи.

  10. Выразительные средства русского языка. Тропы, фигуры.

  11. Специфика и функции языка официально-деловой коммуникации.

  12. Приемы унификации языка служебных документов.

  13. Специфика устных публичных выступлений. Риторический канон.

  14. Типологическая классификация речей по цели.

  15. Профессионально значимые жанры информационной речи.

  16. Воздействующие выступления в сфере профессиональной деятельности.

  17. Специфика риторического расположения. Типы начал и концовок речи.

  18. Специфика и разновидности информационной речи.

  19. Логическая и психологическая сторона убеждающей речи.

  20. Специфические особенности воодушевляющей речи.

  21. Профессионально значимые жанры делового общения.

28. Взаимодействие функциональных стилей в речевой практике.

.1.6 Список литературы


Базовые учебники
1)    Русский язык и культура речи / Под. ред. В.Д. Черняк. М.: Высшая школа, 2006.

2)    Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

3)   Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2008.

4) Русский язык и культура речи / Под редакцией проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2008.
 Основная литература
1.Аристотель. Риторика: Античные риторики (любое издание).

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов-на-Дону, 2006.

3.Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 2006.

4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 2006.

5.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Самара, 2007.

6..Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М. – 2006.

7.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 2006.

8.Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие. – М., 2007

9. Русский язык и культура речи / Под редакцией проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2008.

Дополнительная литература

  1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Самара, 1995..

  2. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 1996.

  3. Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие. – М., 1995

  4. Мельник И.В. Уловки споров. – М., 1991.

  5. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие. – М., 1996.

  6. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

  7. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. – М., 1996.

  8. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. – Минск, 1992.

  9. Розенталь Д,Э, Русский язык правила и упражнения.-М2006

  10. Стешов А.В. Как победить в споре. – Л., 1991.

  11. Юнина Е.А., Согач Г.М. Общая риторика. – Пермь, 1992.

Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля:

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тематика текущих контрольных работ варьируется в зависимости от уровня подготовленности группы. Так, в лингвистически сильных группах в качестве контрольных работ практикуется

стилистический анализ профессионально ориентированных научных, публицистических текстов,

разного рода документов, образцов деловой переписки. В более слабых группах предлагается

ответить на теоретические вопросы по пройденным темам и разделам, привести образцы функцио-

нальных стилей, попытаться самим описать какое-либо явление в разных стилях. Для всех типов

групп практикуются творческие задания, в основе которых – продуцирование собственных текстов (в рамках заданной темы) с последующим их анализом. Аналогичная дифференциация и в

  1. контрольных работах, посвященных культуре устных публичных выступлений. Сильным студентам предлагается проанализировать выступления или статьи известных политиков, государственных и муниципальных служащих, социологов.

  2. Более слабым студентам - ответить на теоретические вопросы по изученному материалу, дифференцировать по цели образцы статей видных ученых, политиков, социологов или публичные выступления разных ораторов и т.п.

Итоговый контроль осуществляется в форме ролевых игр «Тренинг», «Тестирование», в основе которых – моделирование ситуаций, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности психолога, и продуцирование текстов, соответствующих тем или иным ситуациям.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Необходимым условием для получения зачета – автомата является написание и

защита рефератов по одной из тем, предложенных преподавателем, либо по теме, выбранной

самим студентом. Обязательного списка тем рефератов не существует, поскольку в

каждом конкретном случае тема обсуждается и утверждается индивидуально со студентом

в соответствии с его интересами и пожеланиями. В качестве темы может быть выбрана

любая проблема, касающаяся культуры устной и письменной речи, профессиональной речевой

компетенции психолога, культуры устных публичных выступлений, одним словом – все то, что

действительно привлекло внимание студента, вызвало живой интерес и стремление изучить проблему глубже.

. .

Вопросы для проведения внутрисеместровой аттестации:
ВАРИАНТ 1

  1. Составляющие русского национального языка. Русский литературный язык.

  2. Специфика научного стиля Научный стиль в профессиональной деятельности таможенника.

  3. Понятие нормы в языке и речи.

  4. Античный риторический канон.

  5. Специфика информационной речи.

  6. Объективные параметры характеристики аудитории.


ВАРИАНТ 2

  1. Соотношение русского национального и русского литературного языка.

  2. Жанры научного стиля.

  3. Специфика официально-делового стиля..

  4. Субъективные параметры характеристики аудитории.

  5. Специфика убеждающей речи.

  6. Типология речей по цели.


ВАРИАНТ 3.

  1. Официально-деловой стиль в профессиональной деятельности таможенника .




  1. Жаргон и арго, их место и роль в национальном языке.

  2. Описание, повествование, рассуждение как основные способы организации языкового материала в тексте.

  3. Лингвистическая и риторическая составляющая профессиограммы таможенника .

  4. Учет особенностей аудитории в ходе устного публичного выступления.

  5. Специфика риторического расположения (композиция).



.РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.


Данный учебно-методический комплекс ставит своей целью оказание помощи студентам факультета государственного и муниципального управления, обучающимся по специальности «Социология», в организации их самостоятельной работы по овладению системой знаний, умений и навыков по дисциплине «Русский язык и культура речи. .УМК содержит ряд справочной информации, которая может быть полезна студентам. Вместе с тем необходимо помнить о важности самостоятельной систематической работы с научной и учебно-методической литературой. Делать это необходимо регулярно, не откладывая до сессии.

Особое внимание в комплексе уделено реализации в речевой коммуникативной практике в сфере делового профессионального общения функциональных стилей русского литературного языка.

Конечно же, большинство студентов интересует необходимый и достаточный минимум для успешной сдачи зачета по изучаемой дисциплине. В связи с этим рекомендуем особое внимание уделить следующим разделам:

Русский национальный и русский литературный язык.

Нормативность русского литературного языка Разновидности нормы.

Функциональные стили русского литературного языка и их реализация в профессиональной деятельности социолога.

Культура устных публичных выступлений. Типология речей по цели.

Специфика деловой коммуникации. Этика деловых отношений..

2.2. Рекомендации по работе с литературой


Базовыми для данного УМК являются следующие учебные пособия:

1)    Русский язык и культура речи / Под. ред. В.Д. Черняк. М.: Высшая школа, 2006.

2)    Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

3)   Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2008.

4) Русский язык и культура речи / Под редакцией проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2008.
Именно эти пособия мы можем рекомендовать как оптимальные, но, безусловно, не единственные. Библиографический список содержит довольно обширный перечень пособий. Дополнительными источниками могут служить:
1.Аристотель. Риторика: Античные риторики (любое издание).

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов-на-Дону, 2006.

3 Стешов А.В. Как победить в споре. – Л., 1991

4Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 2006.

5.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 2006.

6.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Самара, 2007.

7.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М. – 2006.

8.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 2006.

9.Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие. – М., 2007

10.Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие. – М., 1996.

11.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

  1. Сопер П.Л. Основы искусства речи.(любое издание)


.

2.3 Разъяснение по поводу работы с тестовой системой курса


Поскольку дисциплина «Русский язык и культура речи» связана с лингвистикой, стилистикой, риторикой, ее изучение невозможно без прохождения комплексных тестов. Тестирование проводится с целью выявления уровня усвоения материала учащимися.

2.4. Советы по подготовке к зачету


Фундамент знаний закладывается на лекционных и семинарских занятиях, а также при подготовке к ним. Буквально с первого сентября необходимо выработать серьезное отношение к конспекту по русскому языку и культуре речи. Он должен в полном объеме содержать определения и анализ основных лингвистических и стилистических закономерностей.

Помните, что овладение навыками лингво - стилистического анализа профессионально значимого текста является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала. Учебник нужно не просто читать, а изучать; основой запоминания является понимание, знание забывается – понимание никогда; повторение – важнейшее средство, предотвращающее забывание; необходимо выработать привычку систематической самостоятельной работы, «натаскивание» к зачету дает слабый и поверхностный результат.

Для успешной сдачи зачета студент должен знать достаточно солидный объем материала, ориентироваться в лингвистических терминах, уметь применять теоретические навыки для оптимизации профессионально значимой деловой коммуникации. Не откладывая процесс подготовки на последние три дня перед зачетом, следует с первых семинарских занятий готовить себя к итоговому контролю. Будет очень хорошо, если вы заведете для себя личный словарь-справочник и будете регулярно пополнять его новыми материалами. При подготовке к зачету на первое место выходит умение студента выполнять практические задачи, основа которых – лингвистическая и риторическая составляющие профессиограммы будущего работника таможенных служб. При освещении теоретических вопросов культуры речи всегда более эффектно выглядит ответ, иллюстрируемый примерами. Этот факт должен быть обязательно учтен при подготовке к зачету. Особое внимание следует уделить базовым темам курса. И не надо забывать, что подготовка к зачету начинается с первого дня изучения дисциплины

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. Ф. 07 Для студентов очной
Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи
...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconПрограмма для студентов 1 курса озо специальности 030501. 65 «Юриспруденция»...
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности 030501. 65 "Юриспруденция"
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconПрограмма для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности "Менеджмент организации"
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...

Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconТюменский государственный университет
Разумкова Н. В. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050104. 65...
Гончарова Л. Ф. Русский язык и культура речи учебно-методический комплекс для студентов специальности iconКонспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности
Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск