Скачать 266.82 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СД.01 «Методика преподавания хоровых дисциплин» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование) Специализация «Руководитель народного хора» Содержание
Пояснительная записка Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» относится к циклу специальных дисциплин и предполагает изучение теоретических основ музыкального воспитания и детского хорового исполнительства, знакомство с различными формами и методами хоровой работы. Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания. Целью курса является подготовка студента к будущей профессиональной деятельности, подготовка не только артиста, но и высококвалифицированного руководителя народного хора, владеющего методикой работы с хором любого возраста, обладающего хорошим музыкальным вкусом. Задачи курса - научить студента работать с народным хором - познакомить с множественным количеством книжных, музыкальных изданий; -научить подбирать репертуар для будущей работы с самодеятельными и профессиональными народными, фольклорными коллективами; - узнать главные источники педагогического репертуара, такие как аудио-, видео- носители; - познакомить с расшифровкой, аранжировкой произведений. В задачи предмета входит работа и изучение методики работы: а) сценическим народным ансамблем, хором; б) сценическим фольклорным ансамблем; в) самодеятельным народным ансамблем, хором; г) самодеятельным, самобытным фольклорным коллективом; д) самодеятельным детским народным ансамблем; е) сценическим детским ансамблем; ж) самодеятельным детским фольклорным коллективом. В результате изучения курса «Методика преподавания хоровых дисциплин» учащийся должен:
Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» находится в тесной связи с практикой работы с творческим коллективом, поэтому теоретические положения должны сочетаться с практическими формами обучения, направленными на определение необходимых методов и приемов работы с коллективом. Учебно-тематический план
Тематический план и содержание учебной дисциплины во многом тождественны и взаимно дополняют друг друга. Они способствуют более углубленному практическому освоению репертуарного списка, совершенствованию исполнительских навыков будущих руководителей творческих коллективов и артистов хора. Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» изучается студентами колледжа на протяжении двух семестров. Часовой объем предмета составляет 72 часа 6 семестр-36 часов 7 семестр- 36 часов Самостоятельная работа студентов- 18 часов. Содержание учебной дисциплины Тема 1 Работа с видео и аудио материалами. Подбор репертуара в соответствии с высоким художественно-идейным содержанием. Основные требования к подбору репертуара:
Развитие кругозора и нравственное воспитание детей через репертуар. Экспедиции с целью собирания песенно-информативного материала по фольклору. Тема 2 Особенности и достоинства певческо-хоровой формы эстетического воспитания. Объективные предпосылки успешной работы хора. Комплектование хорового коллектива. Проверка музыкальных данных и певческих способностей. Тема 3 Вокально-хоровая работа:
Тема 4 Особенности и значение концертной деятельности в жизни детского хора. Основные принципы построения концертных программ. Проблемы концертной деятельности:
Тема 5 Расшифровка народных песен - как один из методов редактирования. Экспедиции. Прослушивание записей. Перенос с аудио носителей в нотный вид. Аранжировка. Тема 6 Прослушивание аудио носителей с целью подбора репертуара для самодеятельного хора. Тема 7-8 Обработка народных песен – как один из методов редактирования: а) для детского коллектива б) для мужского коллектива в) женского коллектива г) смешанного коллектива Хоровая аранжировка. Умение упрощать или усложнять фактуру хора. Тема 9 Экспедиции с целью собирания песенно-информативного материала по фольклору. Тема 10 Прсмотр видео записей с концертом Кубанского казачьего хора, Хора им. Пятницкого, Оренбургского народного хора. Тема 11-12 Проблемы концертной деятельности:
Тема 13 Характеристика народных музыкальных инструментов: сопелка, дудочка, гармонь, баян, свирель,трещетки,дудочка. Их роль в исполнительской деятельности. Тема 14-16 Создание хора и организация его работы. а) Подготовительный период. б) Организация и агитация Комплектование хора. Цели и задачи коллектива. Выбор художественно – творческого направления и определение задач хора. Начальный этап работы Тема 17 Репертуар профессиональных народных коллективов. Обработка и аранжировка с целью приобретения определенного педагогического репертуара. Подбор репертуара в соответствии с высоким художественно-идейным содержанием. Основные требования к подбору репертуара:
Развитие кругозора и нравственное воспитание детей через репертуар. Тема 18 Организация учебно – воспитательной работы в хоре. Атмосфера художественно – творческих открытий. Организация народного хора, певческое воспитание. Организация самодеятельного народного хора – путем привлечения любителей белорусской народной песни. Методы организации зависят от конкурентных условий и целей. Отбор исполнителей с учетом наличия у них творческих способностей. Формирование певческого состава по составу голосов и необходимых музыкальных инструментов Тема 19-20 Организация занятий в хоре. Разнообразие форм работы на хоровом уроке (вокально-техническая работа, слушание, анализ, индивидуальная работа и т.д.). Работа над новым репертуаром. Общение. Певческая установка. Создание условий для занятий хором. Ознакомление с санитарными правилами работы хора. Организация самодеятельного народного хора – путем привлечения любителей белорусской народной песни. Методы организации зависят от конкурентных условий и целей. Отбор исполнителей с учетом наличия у них творческих способностей. Формирование певческого состава по составу голосов и необходимых музыкальных инструментов Тема 21 Манера пения и правильное голосоведение в хоре. Единая манера звукообразования Выявление вокально-технических возможностей будущего вокалиста является обязательным условием: диапазон голоса, качество звука, чувство ритма, музыкальная память, дыхание, использование специальных выразительных средств голоса. Индивидуальный подход заключается в отработке у исполнителя рефлекторных действий голосового аппарата, которые способствуют правильному исполнению. Основные направления методики вокального обучения. Характеристика певческих голосов в народном хоре. Регистры, диапазоны, тесситуры в народном хоре, певческая постановка, певческое дыхание и опора звука Тема 22 Обзор методической литературы. Дыхательная гимнастика. Работа над ансамблем. Роль дыхательной гимнастики в вокальной работе с хором. Дыхательные гимнастики В. Шереметьева, И. А. Стрельниковой, Э. М. Чарели. Их цели и задачи. Тема 23 Интонационная выразительность, артикуляция и дикция и применение их в вокально – хоровой работе. Певческая дикция и артикуляция (гласные и согласные звуки при пении). Главный принцип народного вокального исполнительства – сила звука. Специфика певческой дикции. Гласные и согласные звуки в народной певческой школе, исполнение их мастерами народных песен. Тема 24 Сценическая подготовка и режиссура народной песни. Работа над художественно – выразительным исполнением. Музыкально – образное мышлении. Музыкально – выразительные средства. Определение основной идеи и режиссерских задач. Разработка сюжетной канвы, отдельных мизансцен. Связь народно-обрядового календаря с современным праздничным действием Тема 25 Прослушивание аудио, видеоматериалов а) самобытный фольклорный ансамбль б) сценический народный ансамбль Тема 26 Жанры народной музыки. Общее и различия. Их взаимосвязь. Герасимов О.М. Народная музыка Мари: традиции и современность Самобытная форма музыкального исполнительства. Региональная народная манера исполнения. Народный хоровой коллектив – исполнительское и творческое единство. Тема 27 Понятие о сценическом действии. Народная хореография. Определение основной идеи и режиссерских задач. Разработка сюжетной канвы, отдельных мизонсцен. Связь народно-обрядового календаря с современным праздничным действием. Тема 28 Принципы формирования репертуара. Исполнительская деятельность. Репертуар как средство художественно-эстетического воспитания участников коллектива, творческий образ коллектива. Принципы подбора репертуара, разновидности тематики, жанров, соответствие исполнительскому направлению коллектива, доступность вокально-технического уровня коллектива. Тема 29 Обзор репертуарных сборников и методической литературы.
7. Традиционная культура Урала. Этноидеографический словарь. – Выпуск 1. Народный календарь. – Выпуск 2 Свадьба. Традиционные зимние увеселения молодежи Среднего Приобья. 8. Аудиоприложение «Песни Среднего Приобья». Тема 30 Организация работы с детским народным ансамблем, хором. Вокально-хоровая работа. Вокальная работа в самодеятельном народно-хоровом коллективе (цели и задачи хормейстера). Воспитание певческих навыков участников коллектива: певческой постановки, певческого дыхания, близкого разговорного звука, пение в грудном, головном и смешанных регистрах. Основные методы певческого исполнительства – метод обучения и метод копирования народных вокально-технических навыков. Тема 31-32 Подбор репертуара для мужского народного коллектива. Фраенова Е. М. Хрестоматия русской народной музыки. Казачьи песни / составил Ю.Бирюков. – Москва, 2004 Подбор репертуара для женского народного коллектива. Фраенова Е.М. Хрестоматия русской народной музыки. Вестник Российского фольклорного союза – 2002, №1 Вестник Российского фольклорного союза – № 2-4, 2002; №1-4, 2003 Вестник Российского фольклорного союза – №1, 2004; №2, 2004 Тема 33 Методы редактирования и обработка песенного материала. Определение жанрово-стилевой принадлежности, особенностей бытования и функционирования песни. Роль средств выразительности песни в раскрытии ее смысла, основной идеи. Редактирование поэтического песенного текста. Замена архаичных слов. Аранжировка. Тема 34 Прослушивание аудио материалов собранных во время экспедиций. Тема 35 Просмотр видео материалов концертов Кубанского казачьего хора и хора им. Пятницкого. Тема 36-38 Исторические корни, характеристика русского народного пения. Краткие исторические сведения о развитии хорового искусства. Становление профессионального хорового исполнительства на основе церковно-певческих традиций. Первые профессиональные и любительские руководители хоровых коллективов. Первые профессиональные хоры в России их руководители, их творческая работа в своей стране и за рубежом. Темы семинарских занятий
Темы практических занятий
Требования к самостоятельной работе:
Требования к уровню усвоения программы, формы текущего и промежуточного и итогового контроля: С целью определения полноты и прочности знаний студентов и умения применять их на практике предусмотрен периодический контроль, проводимый в виде семинарских и практических занятий, самостоятельных работ и устного опроса после освоения каждой темы. По некоторым темам учащиеся могут подготовить рефераты, доклады, а также курсовые работы. В конце 6 семестра студенты сдают экзамен, предусматривающий знание всего объема курса в соответствии с тематическим планом Вопросы к экзамену
Библиографический список Основной
Дополнительный
|
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания детей. Программа по учебной дисциплине «Методика преподавания... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... «Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Столь разносторонняя, многоаспектная деятельность требует владения многими профессиональными музыкальными умениями и навыками, среди... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Учебно-методический комплекс основан на общих задачах курса учебной программы «Чтение хоровых партитур» и авторской разработки «К... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических... | ||
Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Лопушенко С. Н., председатель предметно-цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» «гоу спо сызранского колледжа искусств и культуры... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110 Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению:... Документальная основа умк |