| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Философский факультет
Отделение востоковедения
Программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар
для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика»
подготовки бакалавра
Авторы программы: Демина Мария Олеговна E-mail: mdemina@hse.ru
Доцент кафедры цивилизационного развития Востока, кандидат философских наук Муртазин Марат Фахрисламович: mmurtazin@hse.ru; mmurtazin@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой Маслов А.А.
Рекомендована секцией УМС «___»__________ 2012 г
Председатель Маслов А.А._______________________________ (подпись) Утверждена УС факультета ______________________ «___»_________2012 г.
Ученый секретарь Макеева Л.Б.___________________(подпись)]
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Раздел №1. Арабистика Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра со специализацией «Арабский язык»
Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:
федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр»);
образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" по направлению подготовки 032100.62 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр») от 2010 года;
основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";
рабочего учебного плана Университета по направлению подготовки/специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра, утвержденного в 2012 г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Научные и исследовательские семинары «Введение в арабистику» являются:
- ознакомление студентов с историей формирования арабистических исследований в России;
- изучение методов и основных академических направлений изучения арабского языка и литературы, истории, культуры в отечественной науке;
- развитие навыков исследовательской работы с использованием источников на русском и английском языках;
- способность находить необходимую научную информацию в справочной и энциклопедической литературе.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Ознакомиться с историей формирования арабистических исследований в России;
изучить научные методы и основные академические направления изучения арабского языка и литературы, истории, культуры в отечественной науке;
развить навыки исследовательской работы с использованием источников на русском и английском языках;
приобрести способность находить необходимую научную информацию в справочной и энциклопедической литературе.
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности
базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных
дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии;
| ОНК-2
| Использует при изучении арабского языка и литературы, истории, культуры методы научного исследования, разработанные в отечественной арабистической науке.
| Ознакомление с научной деятельностью и научными трудами наиболее известных отечественных арабистов.
| владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном,
западном и восточном языках;
| ИК-1
| Излагает основное содержание научных методов и основных академических направлений изучения арабского языка и литературы, истории, культуры в отечественной науке
| Написание эссе и контрольных заданий на русском языке
| стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
| СЛК-2
| находит необходимую научную информацию в справочной и энциклопедической литературе.
| Подготовка и представление докладов к семинарам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих теоретическую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Введение в востоковедение
Социально-культурные традиции изучаемого региона
История изучаемого региона
Культурное развитие изучаемого региона
Логика
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Владеть базовым курсом арабского и английского языков
Знать средневековую историю Арабского Востока
Владеть основными логическими принципами исследовательской работы;
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Религиозные и философские традиции Востока
Этнология и этнопсихология стран Востока
Источниковедение и историография изучаемого региона
Актуальные проблемы востоковедения
История изучаемого региона
Основы арабской филологии
Литературная традиция изучаемого региона
Социально-экономическое развитие стран Азии
Социально-политическая культура стран Азии
Методология исторического исследования изучаемого региона
Духовная культура и интеллектуальная история изучаемого региона
Тематический план учебной дисциплины
[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
|
| Вводное занятие
| 4
|
| 2
|
| 2
|
| Предыстория русской арабистики.
| 4
|
| 2
|
| 2
|
| Возникновение русской арабистики
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Петербургская арабистика в первой половине 19 века.
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Петербургская арабистика во второй половине 19 века.
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Арабистика вне Петербурга до 1917 г.
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Арабистика в СССР 1917-1937 гг.
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Арабистика в СССР 1938-1948 гг. гг.
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Арабистика в СССР во второй половине 20 века.
| 14
|
| 6
|
| 8
|
| Арабистика в современной России 1991-2010 гг.
| 10
|
| 4
|
| 6
|
| Итоговое занятие
| 4
|
| 2
|
| 2
|
| ИТОГО ЧАСОВ
| 108
|
| 40
|
| 68
|
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
(неделя)
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эссе
|
| *
|
| *
| 4 тыс. знаков
| Реферат
| *
| *
| *
| *
|
| Коллоквиум
|
|
|
|
|
| Домашнее задание
|
|
|
|
|
| Промежуточный
| Зачет
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
|
| Итоговый
| Зачет
|
|
|
| *
| УСТНЫЙ ЗАЧЕТ
|
Критерии оценки знаний, навыков
Преподаватель выставляет текущие оценки за работу студента на семинаре, которая заключаются в докладе, содержащем изложение биографии, перечня научных трудов, или содержания наиболее значимого сочинения того или иного автора. Оценки за доклады выставляются за полноту и правильность представленной информации. По прохождению каждой из тем дисциплины преподаватель дает домашнее задание для самостоятельной работы студентов, которое заключается в том, чтобы студенты написали реферат по научной и справочной литературе, отражающем тематику научного поля деятельности, или одного из сочинений по арабистике известных востоковедов.
В конце 2 и 4 модуля студенты пишут письменную аудиторную работу - эссе объемом до 2 тысяч знаков, в котором дают обзор одного из этапов развития арабистики, пройденные в предыдущих 2 модулях. Результаты эссе оцениваются следующим образом:
Полнота изложения материала;
Соответствие фактическим данным по биографии ученого, названию основных трудов, основных сфер его научных интересов;
В конце всего курса проводится итоговый устный зачет, которые состоит из двух вопросов:
Рассказать о жизни и деятельности отдельного ученого.
Дать краткое изложение основного содержания труда отдельного ученого.
Итоговая оценка по курсу составляет как среднеарифметическая из общей текущей оценки и общей оценки за зачет.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Письменные работы студенты представляют через электронную почту, а разбор письменных работ происходит во время аудиторного занятия.
Содержание дисциплины
Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
|
| Вводное занятие
| 4
|
| 2
|
| 2
|
| Предыстория русской арабистики.
| 4
|
| 2
|
| 2
|
| Возникновение русской арабистики
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Петербургская арабистика в первой половине 19 века.
| 6
|
| 2
|
| 4
|
| Петербургская арабистика во второй половине 19 века.
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Арабистика вне Петербурга до 1917 г.
| 16
|
| 6
|
| 10
|
| Арабистика в СССР 1917-1937 гг.
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Арабистика в СССР 1938-1948 гг. гг.
| 12
|
| 4
|
| 8
|
| Арабистика в СССР во второй половине 20 века.
| 16
|
| 6
|
| 10
|
| Арабистика в современной России 1991-2010 гг.
| 10
|
| 4
|
| 6
|
| Итоговое занятие
| 4
|
| 2
|
| 2
|
| ИТОГО ЧАСОВ
| 108
|
| 40
|
| 68
|
Вводное занятие – 2 часа.
Цели и задачи дисциплины научный исследовательский семинар «Введение в арабистику». Понятия научной и исследовательской деятельности. Изложение требований к домашним заданиям, эссе, текущему и итоговому зачетам. Разъяснение критериев оценивания результатов работы студентов.
Написание эссе о курсовых работах за прошлые годы.
Арабистика – это весь комплекс дисциплин, главным образом историко-филологических, основанных на изучении арабских материалов и источников на арабском языке.
Предыстория русской арабистики. – 4 часа. Занятие 1. Киевская и Московская Русь - 2 часа.
Проверка письменных работ: Анализ представленных эссе, постановка и разъяснение целей и задач по написанию курсовых работ в текущем учебном году.
Упоминание об арабах в летописях. Записки торговцев и путешественников. Лингвистическое влияние арабских слов на словарный состав русского языка. Особенности передачи арабских имен в русских текстах. Занятие 2. – Описания арабских стран в русских сочинениях 16-17 вв. - 2 часа.
Афанасий Никитин, Михаил Григорьев (Гиреев), Федор Дорохин и их сочинения об арабах.
Сведения об арабах в хронографах и богословских трактатах, переведенных на русский язык.
Публицистические сочинения об арабах: Максим Грек, Ивашка Пересвет, Андрей Курбский.
«Научная» арабистическая литература 16-17 вв. на русском языке.
Возникновение русской арабистики. Занятие 1.Восемнадцатый век - 2 часа.
Деятельность Петра Первого по развитию востоковедения и арабистики.
Возникновение востоковедческих центров в Петербурге и Москве.
Связи российского востоковедения с зарубежными центрами.
Преподавание арабского языка в российских учебных заведениях. Издание книг на восточных языках.
Переводы Коран на русский язык. Переводы сказок «1001 ночи». Путевые записки в арабские страны в 18 веке: русские сочинения и переводы с западных языков.
Эпоха Екатерины Второй и развитие арабистики в России. Указ о терпимых религиях и создание Оренбургского магометанского собрания. Издание Корана на арабском языке. Занятие 2. Формирование центров русской арабистики - 2 часа.
Преподавание восточных языков в высших учебных заведениях в начале 19 в.: Харьков, Казань (Х.Д.Френ), Москва (А.В.Болдырев и его ученики), западные окраины России: Вильнюс (О.И.Сенковский, М.К.Бобровский); Тарту, Хельсинки.
Петербургская арабистика в первой половине 19 века. – 2 часа.
Занятие 1. - 2 часа.
Проверка письменных работ: Анализ представленных эссе.
Арабский язык в общих сводах двух первых десятилетий 19 века. Проект Азиатской академии. Основание Азиатского музея и работа Френа. Сенковский и его ученики. Тантави и финские ученые. Арабистика в общей печати.
Петербургская арабистика во второй половине 19 века.– 4 часа. Занятие 1. - 2 часа.
Деятельность Б.А. Дорна в Петербурге. Основание Факультета восточных языков: А.К.Казембек, И.Н.Березин, В.В.Григорьев.
Кафедра арабского языка и словесности: М.Т.Навроцкий, Арабская грамматика Навроцкого; шейх Тантави и другие арабы-преподаватели.
Занятие 2. - 2 часа
В.Ф.Гиргас и его роль в создании русской арабистики. В.Р.Розен – основатель новой школы русского востоковедения. Ученики Розена, неарабисты и арабисты: Н.Я.Марр, С.Ф.Ольденбург, В.В.Бартольд. П.К.Коковцев, Н.А.Медников.
Труды по арабистике: Хрестоматия по арабскому языку Гиргаса и Розена; Словарь к хрестоматии; Таблицы Медникова.
Арабистика вне Петербурга до 1917 г. – 6 часов. Занятие 1. - 2 часа.
Ослабление связей Тарту и Хельсинки с Петербургом. Арабистические работы провинции. Арабистика в Московском университете после Болдырева. Лазаревский институт восточных языков и Восточная комиссия. Занятие 2. - 2 часа.
Деятельность А.Е.Крымского. Его ученики и издания. В.А.Гордлевский. «Курс лекций по истории ислама» Крымского. Занятие 3. - 2 часа. Казанские арабисты: А.К.Казембек, И.Ф.Готвальд, Н.И.Ильминский, Г.С.Саблуков, Е.А.Малов
Арабисты в Средней Азии. Арабисты на Кавказе. Арабская колония в России.
Арабистика в СССР 1917-1937 гг. – 4 часа. Занятие 1. - 2 часа.
Состояние арабистики к 1917 г. Наличные пособия и издания. Новые формы и средства после 1917 г. Переводческая работа. Рост учебной литературы. Научная работа. Н.В.Юшманов, «Грамматика литературного арабского языка»; Я.С.Виленчик и его диалектальный словарь; В.И.Беляев.
Занятие 2. - 2 часа.
Московская арабистика: К.С.Кашталева, терминология Корана; К.В.Оде-Васильева и ее хрестоматия «Образцы новоарабской литературы»; В.В.Бартольд и его работы по арабистике и исламоведению.
Арабистика в СССР 1938-1950 гг. – 4 часа. Занятие 1. - 2 часа.
Утраты арабистики накануне и в годы Великой Отечественной войны: А.Э.Шмидт, К.С.Кашталева, Я.С.Виленчик, А.Е.Крымский, К.А.Иностранцев, П.К.Коковцев, П.К.Жузе, Д.В.Семенов, Н.В.Юшманов.
Центры арабистики после Великой Отечественной войны.
Занятие 2. - 2 часа.
Переводы. «1001 ночь», «Калила и Димна», «Варлаам и Иоасаф», «Повесть об Акире».
Учебная литература. «Строй арабского языка» Юшманова, «Синтаксис соврменного арабского языка» Семенова, «Арабско-русский словарь» Х.К.Баранова.
Научная работа. Лингвистика: труды Юшманова, Винникова, Церетели. История литературы: А.Е.Крымский и его история новой арабской литературы; «Арабская поэзия в Испании. История: Б.Н.Заходер «История восточного средневековья»; В.А.Гордлевский и его исследования путешествий Ибн Баттуты
Арабистика в СССР во второй половине 20 века.– 4 часа. Занятие 1. - 2 часа.
И.Ю.Крачковский и его научный вклад в развитие арабистики. Продолжатели арабистической школы И.Ю.Крачковского: В.И.Беляев, А.А. Долинина, О.Б.Фролова. Арабский отдел ЛОИВАН: Большаков О.Г., Халидов А.Б., Прозоров С.М., Пиотровский М.Б.
Занятие 2. - 2 часа. Арабистика в ИСАА МГУ: Ковалев А.А., Габучан Г.М., Фролов Д.В., Лебедев В.В., Видясова М.Ф.
Исследования по арабской литературе: Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я., Куделин А.Б.
Арабская лингвистика: Кямилев С.Х., Занятие 3. – 2 часа.
Формирование и развитие новых центров арабистики в СССР: МГИМО, (Баранов Х.К.) ВИИЯ, Баку, Ташкент, Ереван, Тбилиси, Киев.
Исламоведческие исследования 80-х годов.
Арабистика в современной России 1991-2010 гг. – 4 часа
Занятие 1 – 2 часа
Перемещение центра арабистики в Москву. Возникновение новых негосударственных вузов по подготовке арабистов. Перемещение акцентов арабистических исследований на исламоведческие. Занятие 2 – 2 часа. Арабистика в Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Махачкале. Исламское образование и изучение арабского языка как языка религиозной практики. Исламская переводная литература.
Итоговое занятие Занятие 1. - 2 часа.
Повторение пройденного материала. Подготовка к итоговому зачету.
Образовательные технологии
Методические рекомендации преподавателю
Методические указания студентам
Тематика заданий текущего контроля представлена в содержании дисциплины.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
В билете для зачета предполагается 2 вопроса:
Расскажите о жизни деятельности известного арабиста/арабистической школы или центра.
Назовите наиболее значимые арабистические произведения по одному из направлений: история, филология, лингвистика, источниковедение, переводы с арабского, исламоведение.
Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: основной задачей студентов является знание материалов предыдущего семинара и правильные ответы на вопросы преподавателя.
Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: после прохождения каждого раздела программы студенты выполняют самостоятельную письменную работу с изложением материала в форме анализа деятельности арабистической школы/направления/исследователя. В оценку включается:
Полнота объема работы, напр., не менее 2 тыс. знаков, или 500 слов.
Правильность упоминания имен и фамилий, названий трудов и сочинений.
Грамотность изложения на русском языке.
Преподаватель оценивает самостоятельную письменную работу студентов на основе присланных по интернету или через ЛМС текстов и проставляет оценки в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Описьм_самост .
Накопленная оценка за аудиторную работу и за самостоятельную письменную работу составляет 60% от общей оценки промежуточного и итогового контроля.
После прохождения первого раздела программы в конце 2 модуля студенты проходят промежуточный контроль, а после прохождения всего курса проводится итоговый зачет, который состоит из письменного и устного контроля.
В ходе письменного контроля студенты выполняют самостоятельную письменную аудиторную работу в форме изложения содержания деятельности арабистической школы/направления/исследователя. В оценку включается:
Полнота объема работы, напр., не менее 2 тыс. знаков, или 500 слов.
Правильность упоминания имен и фамилий, названий трудов и сочинений.
Грамотность изложения на русском языке.
Орфоэпические и грамматические ошибки в русском языке снижают работу на 1-2 балла на усмотрение преподавателя. Преподаватель может добавить 1-2 балла за качество и оригинальность представленного материала.
Оценка за письменную самостоятельную аудиторную работу Описьм_контроль составляет 20% от общей оценки промежуточного и итогового контроля. В ходе устного контроля студенты выполняют следующие виды работ:
Рассказ о жизни и деятельности известного арабиста.
Упоминают наиболее известные арабистические труды известного арабиста.
По итогам устного контроля преподаватель выставляет общую среднюю оценку за оба вида работы.
Оценка за устный ответ Оуст_контроль составляет 20% от общей оценки промежуточного и итогового контроля.
Общая итоговая оценка в конце 2 модуля по первому разделу дисциплины формируется следующим образом:
0.6*( Оаудиторная + Описьм_самост) + 0.2* Описьм_контроль+0.2* Оуст_контроль При оценивании итоговых результатов принята следующая шкала соответствия качественной и числовой оценок:
Для зачета:
Зачтено - 4-10 баллов (по 10-балльной шкале);
Не зачтено - 0-3 балла (по 10-балльной шкале);
Оценка «0» используется в случае, если студент не приступал к выполнению формы контроля, а также при обнаружении нарушений, предусмотренных Порядком применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в университете.
Накопленная оценка округляется арифметически в пользу студента, т.е. дробные величины от 0,5 и более – в сторону увеличения оценки до целого числа. Т.е. 5,5 = 6. Пересдача накопленной в модуле оценки не допускается.
Студент допускается к зачету/экзамену при любой оценке за работу в модуле. Если оценка в модуле низкая (0-3), то для выставления положительной результирующей оценки студент должен получить высокую оценку на зачете/экзамене, позволяющую получить соответствующий результат.
Например, если оценка за работу в модуле - 2, то при 100 % посещения студентом занятий оценка за зачет должна быть не менее 5 баллов. При наличии прогулов проходной балл на зачете/экзамене увеличивается пропорционально их количеству. Если при наличии у студента оценки за работу в модуле - 2 он получает на зачете/экзамене положительную оценку – 4 балла, ему назначается пересдача, так как итоговая оценка отрицательная, т.е. меньше 4 баллов.
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Для выставления итоговой оценки за работу в модуле используется рабочая ведомость преподавателя, которая может вестись как в бумажном, так и в электронном виде (рекомендуемый вариант), которая в любой момент времени должна быть доступна для контроля со стороны руководителя языкового направления, учебной части, заместителя заведующего Отделением по УМР, заведующего кафедрой и по первому требованию предоставляться для ознакомления студентам в части, касающейся конкретного студента, от которого поступает соответствующий запрос.
Выставление преподавателем оценок по своему усмотрению без учета вышеуказанных правил и формул не допускается.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается полнота и правильность выполнения домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Результирующая оценка успеваемости студента по дисциплине формируется из следующих компонентов: - текущей успеваемости, которая выводится из накопленного результата (аккумулирующего балла) работы за 4 модуля (1 год) на основе оценок за выполнение письменных и устных домашних и аудиторных контрольных работ, устных ответов (чтение и пересказ текстов и диалогов) по пройденному материалу (может формироваться путем суммирования оценок промежуточного контроля за все модули и текущего контроля за последний модуль);
- результирующих оценок промежуточного контроля по итогам 1-4 модуля
- оценок за зачёт (4 модуль);
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник
Крачковский И. Ю., Очерки по истории рус. арабистики, Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958;
Шарбатов Г. Ш., Арабистика в СССР (1917-1959). Филология, М., 1959;
Основная литература
Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925;
Крачковский И. Ю., Араб. географич. лит-ра, там же, т. 4, М.-Л., 1957;
Дополнительная литература
С. Д. Милибанд. Биобиблиографический словарь советских востоковедов.
С. Д. Милибанд. Востоковеды России. Биобиблиографический словарь (комплект из 2 книг). М.: Восточная литература, 2008
Лунин Б. В., Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане, Таш., 1958;
Востоковедение в Ленинградском университете, «Уч. зап. ЛГУ, сер. востоковедческих наук», 1960, № 296, в. 13;
Данциг Б. М., Изучение Ближнего Востока в России, М., 1968;
Смилянская И. М., Изучение в Советском Союзе истории арабских стран нового времени, «Народы Азии и Африки», 1968, № 3;
Программные средства
Дистанционная поддержка дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Ноутбук, аудиоплеер, видеопроектор.
|