Содержание
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы………………………………………….…………………………….3
Цели освоения дисциплины………………………………………………3
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)…………………………………………………………….4
Рабочая программа учебной дисциплины…………………….…..........6
Структура и содержание дисциплины …………………………………12
Образовательные технологии…………………………………………….14
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)………………………………………………………………………….14
а) основная литература
б) дополнительная литература
в) словари
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……….21
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя………22
Методические указания для аспирантов……………………………….23
Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума ………………………………………………………24
1. Место дисциплины «Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка» в структуре основной образовательной программы Настоящий УМК дисциплины по выбору аспиранта Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка \ – модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам по выбору аспиранта, изучается на 1 и 2 курсах. Дисциплина обобщает и углубляет знания по фонетике, фонологии и лексикологии, а также служит базой для подготовки обучающихся к сдаче кандидатского экзамена по специальности.
«Фонетика, фонология» и «Лексикология» представляют собой самостоятельные разделы башкирского языкознания. Они имеют свой объект изучения, свою проблематику и специфические методы исследования. 2. Цели освоения дисциплины «Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка»
Целями освоения дисциплины «Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка» являются приобретение теоретических и практических знаний о внутренних (общих и частных) законах, действовавших в процессе устной и писменной речи; формирование системного подхода к рассмотрению языковых фактов и основных тенденций развития фонологии и лексикологии башкирского языка; формирование умений диахронического и синхронического анализа языковых фактов, наблюдаемых в процессе их развития. Данная дисциплина способствует расширению общелингвистического кругозора аспирантов, выработке научного мышления, ознакомлению с актуальными проблемами, наблюдаемыми в вышеназванной области современной тюркологии, русистики и общего языкознания.
Задачи дисциплины заключаются в изучении:
звукового строя и фонологической системы языка;
лексического состава изучаемого языка;
слова как лексической единицы;
словарного состава башкирского языка;
фразеологических единиц и их видов;
стилистических пластов башкирской лексики;
вопросов лексикографии и существующих словарей башкирского языка;
- сформировать научное представление о системе звукового строя, лексическом составе и фразеологии современного башкирского языка;
- создать у аспиранта целостного, основанного на современных научных концепциях, представления о происхождении и функционировании фонологической и лексической системы современного башкирского языка, о фонетических и лексических единицах и связях, возникающих между ними. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– готов к толератному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК 14);
– способность к диахроническому и синхроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития родного и русского языков (СК-1);
– способность выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы родного и русского языков в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);
– владеет основными понятиями о соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);
– способность определять взаимопроникающие связи родного и русского языка, а также типологические соотношения с другими языками (СК-4);
– способен ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, этапах его развития (СК-5);
– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
Знать:
предмет и задачи фонетики, фонологии и лексикологии;
основные понятия звукового строя башкирского языка и лексической семантики;
теоретический материал в объеме учебной программы по данной дисциплине;
основные характеристики слова;
фонологическую семантическую характеристику башкирского слова и семантическую характеристику современной лексической системы;
типов лексических и фразеологических единиц по структуре и лексико-грамматическому составу; систему и структуру родного языка, роль родного языка в современном обществе.
Уметь:
оперировать с базовыми теоретическими понятиями;
соотносить изученные теоретические положения с конкретными языковыми явлениями, затрагиваемыми этими положеними;
определить стилистическую, эмоционально-экспрессивную окраску слова, его структуру и происхождение, сферу употребления, лексическую активность/пассивность;
пользоваться толковыми, орфографическими, орфоэпическими и другими словарями, справочной литературой;
Владеть:
категориальным аппаратом фонологических и лексико-семантических исследований, методологическими принципами и методами научного описания;
навыками и приемами фонологического, лексико-семантического и лингвокультурологического анализа слов в контексте;
литературными нормами родного языка;
методикой разбора языковых явлений;
системой знаний об истории и современных тенденциях развития фонологии и лексикологии башкирского языка.
Демонстрировать способность использования в практической деятельности знаний законов фонологии и лексикологии. Самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с проблемами фонологии лексикологии башкирского языка и тюркских языков.
Рабочая программа учебной дисциплины
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
| по дисциплине «Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка»
| на
| 1 и 2 курсы
|
|
|
|
|
|
Рабочую программу осуществляет:
| лекции
|
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
| 1
| д.филол.н., профессор
| Учебных часов:
|
| Ишбаев К.Г.
| лекций (в т.ч. в интерактивных формах)
| 18
| семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)
|
| самостоятельная работа
| 18
|
| КСР
|
|
№
п/п
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
| Кол-во
часов
аудитор. работы
| Интерактивные методы обучения
| Межпредметные связи
| Инновационные методы в обучении
| Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам
| Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач
| Количество часов самостоятельной работы
| Форма контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Аспекты фонетики.
|
Лекция
Самостоя-тельная работа
|
2
2
|
Коллективная мыслительная деятельность
|
История История башкирского языка
Русский язык
Общее языкознание
Диалектология
|
Использование инте-рактивной доски
| а) основная лит.: №1, 3, 4, 5
б) доп. лит-ра:№23, 24, 43, 44
| Рефераты по выбору
|
| Провер-ка рабо-чих тетрадей
| 2
| Фонология. Система фонем башкирского языка.
| Лекция Самостоя-тельная работа
| 1
1
|
|
Русский язык
| Использова-ние инте-рактивной
доски
| а) основная лит.: №1, 2, 3, 4, 5
б) доп. лит-ра:№24, 32, 40, 43
| Рефераты по выбору
|
| Опрос
Провер-ка рабо-чих тетрадей
| 3
| Изменение фонем в потоке речи.
|
Лекция
Самостоя-тельная работа
|
2 2
|
Коллектив-ная мыслительная деятельность
|
Русский язык
|
| а) основная лит.: №1 б) доп. лит-ра:№23, 24, 43, 44
| Рефераты по выбору
|
| Выступ-ление с докла-дом
| 4
| Орфоэпия. Орфоэпические нормы башкирского литературного языка.
|
Лекция
Самостоя-тельная работа
|
2
2
|
Беседа
|
Русский язык
| Компьютер-ное тестирова-ние
| а)основная лит.:№1, 5
б) доп. лит-ра: №23, 24, 43, 44
| Рефераты по выбору
|
| Контрольная работа
| 5
| Современная башкирская графика. Орфография. Орфографические нормы башкирского литературного языка.
| Лекция
Самостоя-тельная работа
| 2
2
|
Дискуссия
|
Русский язык
|
| а) осн. лит-ра:№1, 4, 9
б)доп. лит.: №14, 24, 43, 47 | Рефераты по выбору
|
| Опрос, выступ-ления с докладами
| 6
| Лексикология. Семасиология.
| Лекция Самостоя-тельная работа
|
2 2
|
|
Русский язык
| Использование интерак-тивнойдоски, электронных учебников
| а) основная лит.: №1, 3
б) доп. лит.: №8, 18, 25, 33, 40
| Рефераты по выбору
|
| Опрос
| 7
| Башкирская лексика с точки зрения ее происхож-дения.
|
Лекция Самостоя-тельная работа
|
1
1
|
Групповое
обсуждение
|
История
| Использование электрон-ных учеб-ников
| а) осн. лит.: №1,2, 3
б) доп. лит.: № 23, 24, 43, 44
| Рефераты по выбору
|
| Провер-ка тетра-дей
| 8
| Социально-функцио-нальная характерис-тика башкирской лексики. Активная и пассивная лексика.
| Лекция Самостоя-тельная работа
| 1
1
|
Дебаты
|
История
Фольклорис- тика
| Использование электрон-ных учеб-ников,
Тести-рование
| а) основная лит№1,2, 3 б)доп.лит.:17, 23,24, 32, 44
| Рефераты по выбору
|
| Тестирование
| 9
| Функционально-стилевая и стилистическая характеристика башкирской лексики.
|
Лекция
|
2
|
Проблемная лекция
|
Русский язык
| Использова-ние инте-рактивной доски, электронных учебников,
Тестирова-ние
| а) осн. лит.: №1, 2
доп. лит.:4, 8, 11, 23, 44 | Рефераты по выбору
|
| Опрос
| 10
| Фразеология башкирского языка. Историческое формирование и развитие башкирской фразеологии.
|
Лекция
Самостоя-тельная работа
|
1 1
|
Кооператив-ное обучение
| Русский язык
| Использование инте-рактивной доски, электронных учебников
| а) осн. лит.: №1 б) доп.лит.: 19, 23, 38,44, 43, 40 | Рефераты по выбору
|
| Собеседование
| 11
| Башкирская лексикография как наука о теории и практике составления словарей.
|
Лекция Самостоя-тельная работа
|
2
2
|
|
Русский язык
| Использование интера-ктивной доски
тестирование
| осн. лит.: №1
б) доп.лит.: № 1, 12, 14, 23, 24, 43, 45, | Рефераты по выбору
|
| Тестирование
|
Структура и содержание дисциплины (модуля) Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Вид учебной работы
| Кол-во зачетных единиц*/уч.часов
| Аудиторные занятия
|
| Лекции (минимальный объем теоретических знаний)
| 1 ЗЕТ (18ч.)
| Внеаудиторные занятия:
|
| Самостоятельная работа аспиранта
| 1 ЗЕТ (18ч.)
| ИТОГО
| 2 ЗЕТ (36ч.)
| Вид итогового контроля
| Составляющая экзамена кандидатского минимума
|
Содержание лекционных занятий
№ п/п
| Содержание
| Кол-во уч.часов
| 1.
| Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Аспекты фонетики
| 2
|
|
|
| 2.
| Фонология. Система фонем башкирского языка
| 1
| 3.
| Изменение фонем в потоке речи.
| 2
| 4.
| Орфоэпия. Орфоэпические нормы башкирского литературного языка.
| 2
| 5.
| Современная башкирская графика. Орфография. Орфографические нормы башкирского литературного языка.
| 2
| 6.
| Лексикология. Семасиология.
| 2
| 7.
| Башкирская лексика с точки зрения ее происхождения.
| 1
| 8.
| Социально-функцио-нальная характерис-тика башкирской лексики. Активная и пассивная лексика.
| 1
| 9.
| Функционально-стилевая и стилистическая характеристика башкирской лексики.
| 2
| 10.
| Фразеология башкирского языка. Историческое формирование и развитие башкирской фразеологии.
| 1
| 11.
| Башкирская лексикография как наука о теории и практике составления словарей.
| 2
|
|
|
| Всего:
| 18
| Самостоятельная работа аспиранта
№ п/п
| Виды самостоятельной работы
| Кол-во уч.часов
| 1.
| Конспекты научно-методической литературы
| 4
| 2.
| Темы для реферата
| 6
| 3.
| Задания для самостоятельной работы
| 4
| 4.
| Подготовка к экзамену кандидатского минимума
| 4
| Всего:
| 18
|
Содержание дисциплины (модуля)
Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка
|