Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия»





Скачать 140.11 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия»
Дата публикации14.11.2014
Размер140.11 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100.68 «Философия» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии

Программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар:

«Литература как объект гуманитарного знания»


для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Е.Е. Земскова, к.ф.н., доцент ezemskova@hse.ru

С.Л. Козлов, к.ф.н., профессор

М.Б. Велижев, к ф.н., профессор

Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 200 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 200 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________200 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар» на третьем году обучения (дисциплина относится к разделу Б.4 «Научно-исследовательские семинары ООП бакалавриата по направлению «Филология»).

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по специальности 032700.62 «Филология».


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются:


  • развитие у студентов эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы;

  • развитие у филологов-третьекурсников навыков исследовательской работы междисциплинарного характера;

  • овладение методикой выбора методологии междисциплинарного исследования;

  • углубление знаний в области методов биографического и компаративного филологического исследования;

  • развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований;

  • развитие навыков академического письма, подготовка текста курсовой работы.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать (в зависисмоти от избранного направления курсовой работы) основные приемы и методы изучения писательской биографии/компаративных и рецептивных исследований

  • Уметь использовать различные методы анализа текстов различного типа для собственных исследований.

  • Приобрести опыт подбора материалов, постановки задач, выполнения, презентации и обсуждения междисциплинарного исследования.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

СК-Б7




Планирование, подготовка и проведение исследования (курсовой работы). Сообщения и доклады об этапах работы в рамках семинара.

Профессиональные компетенции

способен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований

ИК - Б.3.1




Подготовка разделов курсовой работы: обзор источников, постановка проблемы, обзор научной литературы.

способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов 

ИК – Б5.3/7.1




Обсуждение проблемы исследования, формулирование гипотезы, проверка гипотезы.

Способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий

ИК - Б2.2, 5.2./3.1/4.2




Выступление с сообщением (докладом) по курсовой работе, участие в научной дискуссии по докладам коллег.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специальности 032700.62 «Филология» настоящая дисциплина является обязательной.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • История русской литературы

  • История литератур Европы и США

  • Социология литературы

  • Литература и история

  • Правила чтения: техники понимания и интерпретации литературных текстов



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание и опыт создания самостоятельного исследования (курсовой работы), не имеющего междисциплинарного характера

  • Знание базовых процедур первичной обработки любого литературного источника;

  • Владение способами поиска научной информации

  • Владение навыками комментирования и интерпретации художественных текстов.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Подготовка выпускной квалификационно работы бакалавра.


5Тематический план учебной дисциплины


Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Семиотика поведения как проблема биографии писателя

8




4

4

2

Основные подходы к биографии личности

8




4

4

6


Методы компаративного исследования: история рецепции

8




4

4

7

Типологическое сходство и влияние как основания для компаративного исследования

8




4

4

8

Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии

16




8

8

9


Доклады студентов по теме курсовой работы

24




12

12




Итого

72




36

36

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа































Эссе
















Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание




*







Подробный план курсовой работы (не менее 6000 знаков)

Итоговый

Зачет



















6.1Критерии оценки знаний, навыков


Критерии оценки устных выступлений ( сообщений, докладов, участия в дискуссии) Наличие четкой структуры выступления и логики изложения; Оригинальность; Доказательность аргументации; Умение услышать собеседника, отвечать на поставленный вопрос Стилистическая выдержанность устной речи; Владение нормами академического этикета.

7Содержание дисциплины




В семинаре участвуют студенты, избравшие для своих курсовых работ темы из области:

А) изучения писательских биографий

В) истории рецепции иностранной литературы в России, истории взаимовосприятия русской и европейских культур.
Тема 1: Семиотика поведения как проблема биографии писателя
Семиотика поведения и выделение интегрирующих элементов биографии. Проблема кодов, проблема лейтмотивов, проблема персональной символики. Семиотика поведения и выделение специфики жизненного выбора. Проблема типовых вариантов, проблема поэтики поведения.
Литература:


        1. Паперно И.А. Структура устной речи и проблемы моделирования поведения // Ученые записки Тартуского универистета. Серия: Лингвистика, семантика и семиотика. Вып. 481. 1979. С. 143— 163.

        2. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. С. 484–517.

        3. Культурные коды, социальные стратегии и литературные сценарии (круглый стол) // Новое литературное обозрение. № 82.



Тема 2: Основные подходы к биографии личности
Психологический подход к биографии личности. Проблема идентичности и проблема психобиографии. Социально-исторический подход к биографии личности. Проблема поколений.
Литература:


  1. Эриксон Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Пер. с англ. А. М. Каримского. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. (фрагменты)

  2. Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. № 30.

  3. Чудакова М.О. заметки о поколениях в современной России // Новое литературное обозрение. № 30.

Тема 3: Методы компаративного исследования: история рецепции
Основные этапы изучения западного влияния в русской литературе. Труды В.М. Жирмунского. Анализ статьи Ю.М. Лотмана «Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века» как матрицы изучения истории рецепции.
Литература:


  1. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л.: Наука, 1981.

  2. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство, 2002. С. 383-445.



Тема 4: Типологическое сходство и история влияний как основания для компаративного исследования

Проблемы изучения «мировой литературы» поверх национальных границ: от Курциуса до современных исследований. Кейс: «Байрон и Пушкин» Жирмунского. Сравнение как инструмент анализа культуры 20 века. Кейс: сравнительное исследование культуры СССР и Германии перед Второй мировой войной.
Литература:


  1. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л.: Наука, 1978.

  2. Кларк К., Шлегеля К. Ваимные образы. Сталинская Россия и нацисткая Германия - какими они видели друг друга // За рамками тоталитаризма. Сравнительные исследования сталинизма и нацизма. М.: Росспэн. 2011. С. 520-579.



Тема 5 Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии

Проблемы выбора материала и стратегии. Инструменты работы с библиографией (Zotero и др.). Продвинутый поиск по базам данных в подписке библиотеки НИУ-ВШЭ и в открытых источниках. Методы презентации.

Тема 6: Доклады студентов по теме курсовой работы
Выступление каждого студента с рассылкой материалов заранее, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех членов семинара.


8Образовательные технологии


Количество студентов в академической группе для изучения данной дисциплины не может превышать 20 человек. Основная цель работы НИС – программирование и контроль самостоятельной работы студента над курсовым проектом. Руководители НИС одновременно являются научными руководителями курсовых работ большинства студентов.

Индивидуальная траектория студента в рамках НИС (точки контроля):


  1. Выбор материала исследования.

  2. Формулировка темы исследования

  3. Выбор источников и научной литературы

  4. Выбор методологии

  5. Создание подробного плана исследования (домашнее задание – конец второго модуля)

  6. Доклад о промежуточных результатах исследования - третий или четвёртый модуль.



Работа в команде (точки контроля):


  1. Участие в дискуссии по темам 1-6

  2. Подготовленное участие в дискуссии по сообщениям и докладам коллег

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Выступления и участие в дискуссии являются как формой, так и средством контроля и аттестации студента.

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает посещение студентами занятий и их активность на занятиях, активное участие в дискуссиях, подготовленные дома устные комментарии к обсуждаемому тексту. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется как Оучастие.

Преподаватель оценивает выступления студентов с сообщением о плане исследования и доклад о результата исследования. рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за этот вид работы определяется как Овыступления.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по теку-щему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,5·Овыступления + 0,5·Оаудиторная;

Отдельного вида итогового контроля не предусмотрено. Оценка за итоговый контроль равна оценке текущего контроля. Результирующая оценка равна оценке текущего контроля.

Способ округления оценки текущего и итогового контроля: арифметический.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник



Базовый учебник отсутствует.
11.2. Дополнительная учебная литература
Эко У. Как написать дипломную работу Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с итал. Е. Костюкович. — М.: Книжный дом «Университет», 2003. — 2 изд. — 240 с. [электронный ресурс: http://philologos.narod.ru/texts/eco-dipl.htm]


11.2Основная литература





  1. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л.: Наука, 1978.

  2. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л.: Наука, 1981.

  3. Кларк К., Шлегеля К. Ваимные образы. Сталинская Россия и нацисткая Германия - какими они видели друг друга // За рамками тоталитаризма. Сравнительные исследования сталинизма и нацизма. М.: Росспэн. 2011. С. 520-579.

  4. Культурные коды, социальные стратегии и литературные сценарии (круглый стол) // Новое литературное обозрение. № 82.

  5. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. С. 484–517.

  6. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство, 2002. С. 383-445.

  7. Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. № 30.

  8. Паперно И.А. Структура устной речи и проблемы моделирования поведения // Ученые записки Тартуского универистета. Серия: Лингвистика, семантика и семиотика. Вып. 481. 1979. С. 143— 163.

  9. Чудакова М.О. заметки о поколениях в современной России // Новое литературное обозрение. № 30.

  10. Эриксон Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Пер. с англ. А. М. Каримского. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. (фрагменты)


11.3Дополнительная литература



Определяется кругом избранных тем курсовых работ

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


На занятиях используется ноутбук с выходом в интернет и проектор.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар (Политический...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма научно-исследовательского семинара Диалоги Платона «Софист»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030100. 68 «Философия»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Социальные...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03....
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар «Национальный...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар «Национальный...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconУчебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск