Этапы работы над рефератОМ





Скачать 62.18 Kb.
НазваниеЭтапы работы над рефератОМ
Дата публикации15.11.2014
Размер62.18 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Урок 2

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ

 Работа над рефератом должна проходить в несколько этапов.

1. Выбор (или согласование) темы реферата с преподавателем.

Это важнейший этап. «Выбирайте ту тему, в которой вы лучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали (или она вам очень интересна), по которой существует необходимое количество литературы».

Тема должна быть грамотно сформулирована с литературной точки зрения и, кроме того, очерчивать чёткие рамки рассмотрения темы: не слишком широкие и не слишком узкие. Например, тему «Николай I» или «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир», или «Соединенные Штаты Америки» в рамках реферата в достаточной мере раскрыть невозможно: слишком расплывчаты границы, неясно, какую проблему рассматривать.

2. Составление примерного плана основной части реферата.

План тоже лучше согласовывать с преподавателем. Проконсультируйтесь: верно ли вы понимаете смысл темы, обсудите с ним примерное содержание будущего реферата. В задачу учителя-научного руководителя входит: оказывать учебно-методическую и организационную поддержку, помочь избежать компиляций (комбинирования чужих слов и идей), «подгонки» фактических данных под ключевую идею, грамотно использовать противоречивые источники и публицистическую литературу, критически относиться к информации, неподдающейся проверке.

«Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе учащегося, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.»

3. Подбор и изучение литературы и других библиографических источников, параллельное составление списка использованной литературы.

Библиографические изыскания (поиски источников по каталогам, картотекам в библиотеках, просмотр списков литературы в конце книг, статей соответствующей тематики, изучение библиографических указателей и др.) помогают определить степень разработанности конкретной темы, определённого направления или отдельного вопроса, а также подобрать необходимые для написания работы источники.

Какие-то источники может подсказать вам преподаватель, во многом поможет библиотекарь.

Итак:

-вы знаете свою тему,

-знаете, из каких частей должен состоять реферат,

-вкратце ознакомились с имеющимися источниками, сделали закладки в нужных местах,

-определились с планом: знаете, какие вопросы и в какой последовательности вам предстоит осветить в процессе написания реферата.

 Если вы работаете в читальном зале библиотеки, заготовьте отдельный лист для каждого раздела. По ходу  переработки источников конспективно излагайте своими словами (или цитируйте) материал источников именно на том листе, к какому разделу относится данный материал. Таким образом, у вас соберутся не систематизированные, но раскиданные по разделам вашего плана материалы. Точно так же стоит поступать в случае работы сразу за компьютером: набирайте текст, заполняя разделы своего плана, набрав их заголовки в первую очередь.

В конце реферата ученик обязательно должен привести список литературы (сюда же относятся и сайты Интернета), которая была им использована при подготовке и написании работы. Кроме того, в самом реферате отдельные положения должны быть подкреплены ссылками на соответствующие источники; ссылка на источник должны быть также от каждой приведенной в работе цитаты (об этом говорится в следующем уроке). Поэтому надо сразу же делать библиографическую запись источника, который вы использовали, формируя список использованной литературы (на листе бумаги, либо на компьютере), сразу озаглавив его: Список использованной литературы. Окончательный вид он примет только к завершению работы над черновиком, и может быть потом подкорректирован на этапе редактирования текста.

Однако при выписывании дословных цитат из источников уже в черновике следует помечать после цитаты кратко фамилию и название этого источника, а также, в случае печатного документа, – страницу, с которой взята данная цитата. По окончании работы, когда список будет выстроен в должном порядке и пронумерован, можно будет грамотно оформить ссылки, не затрачивая большого труда для повторного просматривания источников, выискивая процитированные сайты или страницы документов.

4. Анализ и систематизация собранного материала: написание черновика основной части.

К данному этапу у вас уже должен быть «костяк» черновика реферата: все разделы плана заполнены найденными в источниках положениями, фактами, доказательствами и т.д. Теперь приступаете к написанию каждой главы в отдельности, начиная с первой.

Материал следует излагать, соблюдая логику: сначала выдвигаете положение (утверждение, мысль), а затем приводите доказательства, факты. Или излагаете материал в хронологическом порядке, если тема требует этого.

На компьютере вы просто можете менять абзацы местами, делая вставки, пояснения, перефразирования, добиваясь логичности и последовательности. В рукописном варианте (при наличии полей, которые непременно надо оставлять)  можно нумеровать абзацы, делать вставки на полях, обозначать перестановку абзацев стрелочками, но лучше все-таки после всей этой работы написать новый черновик с учетом всех изменений, оставляя поля. Ведь вам еще показывать вашу работу преподавателю, а ему трудно будет разобраться в буреломе ваших пометок, и некуда будет вписать свои поправки.

Не следует перегружать текст большим количеством цитат. Учитесь пересказывать чужую мысль своими словами, не искажая её смысла.

В конце каждого раздела (главы) следует сделать вывод. Все главы в целом должны достаточно полно раскрывать тему.

Стиль изложения реферата не должен быть слишком наукообразным. Если используете сложные термины, поясняйте их значение (в скобках рядом, либо в сноске внизу страницы). Это покажет проверяющему, что вы понимаете, о чем пишете, а не переписываете бездумно. Подкрепляйте утверждения примерами, фактами. Старайтесь писать точно, грамотно, кратко, не отвлекаясь от основной темы. Разделяйте текст на абзацы: каждую новую мысль (утверждение, факт, пример) начинайте с красной строки. Не допускайте повторений одних и тех же мыслей, а также одних и тех же слов – подбирайте синонимы.

(Если вам жаль расставаться с некоторыми повторяющими друг друга по смыслу выписками – приберегите их для введения или заключения – не выкидывайте безвозвратно.)

5. Написание введения и заключения.

После написания основной части введение и заключение написать гораздо легче. Что именно должны содержать оба эти раздела – описано в первом уроке.

Говоря во введении о задачах, которые автор реферата ставит перед собой, следует исходить из названий глав (разделов): задачи и разделы должны соответствовать друг другу. Просмотрите все выкинутые из основного раздела выписки и формулировки: может быть, они окажутся к месту: например, во введении при изложении рассматриваемой проблемы или в заключении, где требуется повторить все выводы, сделанные в конце каждой главы, но другими словами.

Помните, что введение – это не вступление к сочинению – это введение в данную письменную работу, прочитав которое человек мог понять, что это за работа, о чем, зачем написана, как автор решил подойти к рассмотрению темы, какова структура данной работы, какие источники в ней использованы.

Заключение же – единственный раздел реферата, где, подытожив и обобщив (сделав общий вывод)  все рассмотренное, автор может высказать свое мнение о теме, о проблеме и т.д.

Введение, основная часть и заключение должны полностью соответствовать друг другу.

5. Оформление списка использованной литературы и ссылок на источники после цитат в реферате. (Об этом в следующем уроке)

6. Редактирование реферата

Проверяете еще раз последовательность и вразумительность изложения, исправляете ошибки, неточности, опечатки, удаляете повторы, убираете все лишние отступления от темы, устраняете тавтологию, поясняете всё непонятное, улучшаете неудачные фразы и т.д.

7. Составление содержания (второй лист реферата).

Все заголовки и подзаголовки разделов реферата в Содержании должны точно соответствовать заголовкам работы внутри текста, также точно должны быть обозначены страницы их расположения.

Если Приложения в работе однородные (только рисунки, только фото, только диаграммы и т.п.), то в оглавлении пишется «Приложения», а внутри приложений каждый новый рисунок, диаграмма и т.п. нумеруются (например: рис.1, рис.2 или диаграмма 1, диаграмма 2). А если в Приложениях перемежаются, например, текстовые материалы и изобразительные, то в Содержании пишется: «Приложение 1», «Приложение 2», и так далее.

8. Обсуждение черновика с преподавателем.

         9. Окончательное оформление реферата начисто.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этапы работы над рефератОМ iconОглавление Введение Общие положения Этапы работы над рефератом
Одной из форм самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов колледжа является написание и защита реферата
Этапы работы над рефератОМ iconРеферат Этапы работы над рефератом
Реферат (от лат rеfеrо "сообщаю") краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких...
Этапы работы над рефератОМ iconПояснительная записка основные этапы работы над рефератом выбор темы...
В то же время, одним из видов заданий при проведении промежуточной аттестации, успешно применяемый в нашем техникуме, является выполнение...
Этапы работы над рефератОМ iconМетодические указания для студентов/ Е. С. Дорощук, Л. М. Пивоварова...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Этапы работы над рефератОМ iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Этапы работы над рефератОМ iconГрафик работы над рефератом
Регистрация на сайте гимназии; размещение на сайте названия темы реферата (до 6 октября включительно)
Этапы работы над рефератОМ iconУтверждается на заседании методического объединения. В процессе работы...
Требования, устанавливаемые настоящим Положением, основаны на Уставе Учреждения и направлены на урегулирование отношений, возникающих...
Этапы работы над рефератОМ iconРекомендации по написанию и оформлению учебного реферата
Написание реферата является разновидностью самостоятельной работы учащихся в процессе изучения предмета "Информатика и икт". Данный...
Этапы работы над рефератОМ iconПравила работы над рефератом реферат
Реферат – сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме – изложение, в котором выражается и отношение к этой...
Этапы работы над рефератОМ iconРеферат (1999г.)
«археологическое» исследование психики, пласт за пластом приближаясь к исходным первопричинам. В связи с этим при выборе темы реферата...
Этапы работы над рефератОМ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формирование и закрепление основных возможностей работы в среде Power Point; освоить этапы работы над проектом с использованием...
Этапы работы над рефератОМ iconРабота над рефератом
Это наиболее распространенная форма самостоятельной работы студентов. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать...
Этапы работы над рефератОМ iconМожет быть предложена как педагогом так и обучающимя. Во втором случае...
В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых старшеклассниками, реферат имеет регламентированную структуру,...
Этапы работы над рефератОМ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Укрупнение дидактических единиц П. М. Эрдниева (Этапы работы над новым материалом и закрепления изученного)
Этапы работы над рефератОМ iconСубкультура, ее основные направления и позиции
Вступление. Цель работы над рефератом «Субкультура, ее основные направления и позиции» 3
Этапы работы над рефератОМ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология развития социального компонента образовательной компетенции (Обучение проектно-исследовательской деятельности; этапы работы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск