МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал ФГБОУ ВПО
«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева» в г. Канске
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература
Канск
2012
УМКД составлен преподавателем филиала Т.А. Кривенко
Обсужден на заседании Совета филиала
«_03»_сентября_2012 г.
Председатель Совета филиала А.Л. Андреев
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
с другими дисциплинами специальности 050301.65 русский язык и литература
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
| Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
| Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала
| Основы специальной педагогики и психологии;
ВАФиГ;
Теория и методика обучения русскому языку и литературе; Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе .
| -
| 01/12 от 03.09.2012
| лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
| 6
| 2 Рабочая программа дисциплины
| 7
| Выдержка из стандарта
| 8
| Введение
| 9
| Содержание теоретического курса дисциплин
| 10
| Тематический план
| 11
| Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины
| 12
| Карта литературного обеспечения
| 14
| Технологическая карта рейтинга
| 17
| Методические рекомендации для студентов
| 19
| Банк контрольных заданий и вопросов
| 24
| Вопросы к зачёту
| 26
| Тематика рефератов
| 27
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для студентов очной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Банка контрольных заданий по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», каждое из которых представлено в нескольких вариантах для индивидуальной проверки знаний студентов.
Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы медицинских знаний и здорового образа жизни, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 661пед/сп (новый).
ОПД.Ф.06 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.
Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.
| 72
|
Введение
Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.
Курс «Основы медицинских знаний» входит в блок дисциплин обще профессиональной подготовки и является составной частью федерального компонента профессионально-педагогической подготовки по специальности 050301.65 «Русский язык и литература».
Содержание дисциплины «Основы медицинских знаний» входит в структуру блока обще профессиональной подготовки и тесно связано с предметами естественнонаучного цикла. Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и обще профессиональных дисциплин. Её изучение проводится на начальном этапе формирования специалиста.
Материал базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Возрастная анатомия и физиология», «Экология».
Глубокие социальные и экологические перемены нашего времени изменил традиционный образ жизни человека и среду его обитания. Это привело к снижению уровня здоровья и появлению новых заболеваний. Появилась необходимость в получении новых знаний и умений для того, чтобы адаптироваться в новых условиях. Выдвижение проблем здоровья в число приоритетных задач общественного развития предполагает овладение основами медицинских знаний студентами.
Основы оказания первой медицинской помощи являются знаниями, которыми в обязательном порядке должны владеть учителя школ и воспитатели детских учреждений, ответственные за здоровье своих подопечных. В момент опасности учитель или воспитатель ближе всего находится к ребенку, и их долг и обязанность оказать ему помощь, в том числе и первую медицинскую (доврачебную).
Цель преподавания дисциплины «Основы медицинских знаний»:
формирование знаний, навыков и умений оказания первой медицинской помощи детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях;
формирование у педагогов потребностей, мотиваций, привычек ЗОЖ;
формирование личностно-ценностного отношения к собственному здоровью, окружающей природе, частью которой является человек.
Приобретенные знания и умения позволят будущим педагогам освоить и выработать новые педагогические технологии, способные повысить эффективность учебно-воспитательной работы на базе здоровьесберегающей технологии в образовательной области.
Процесс изучения курса «Основы медицинских знаний» при заочном обучении осуществляется в основном через внеаудиторную самостоятельную работу.
Курс дисциплины «Основы медицинских знаний» рассчитан на один семестр и ведется в течение первого семестра.
Итоговая аттестация качества усвоения знаний – зачёт.
Содержание теоретического курса дисциплины МОДУЛЬ № 1
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях, травмах и повреждениях.
Основные признаки неотложных состояний при заболевании или поражении сердечно-сосудистой системы.
Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях сердечно-сосудистой системы. Первая медицинская помощь при острой сосудистой и дыхательной недостаточности (обморок, коллапс, кома). Первая медицинская помощь при повышении артериального давления, приступе стенокардии и инфаркте миокарда.
Основные признаки неотложных состояний и заболеваний дыхательной системы. Первая медицинская помощь при возникновении ложного крупа, приступа бронхиальной астмы.
Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях и заболеваниях органов пищеварения и выделительной системы. Основные признаки неотложных состояний и заболеваний органов пищеварения и мочевыделительной системы. Понятие об «остром животе». Оказание первой медицинской помощи при «остром животе». Первая помощь при рвоте, желудочно-кишечном кровотечении, печеночной и почечной коликах, диабетической коме.
Первая медицинская помощь при аллергических реакциях и судорожных состояниях. Причины и признаки возникновения аллергических реакций. Первая помощь при возникновении крапивницы, сенной лихорадки, сывороточной болезни, аллергической реакции немедленного типа. Причины и признаки возникновения судорожных состояний. Первая помощь при эпилептическом и истерическом припадках.
Первая медицинская помощь при острых отравлениях лекарствами и препаратами бытовой химии. Пути проникновения яда в организм. Характеристика ядов, действующих преимущественно на ЦНС, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, пищеварительную и мочевыделительную системы. Первая помощь при попадании яда на кожу, в пищеварительный тракт, дыхательную систему. Профилактика отравлений препаратами бытовой химии.
Подростковая наркомания, токсикомания, алкоголизм. Характеристики наркологических, токсикологических средств, чаще всего применяемых подростками. Достоверные признаки, свидетельствующие о применении подростками наркотических и токсикологических средств. Первая помощь при передозировке наркотических средств. Превентивные и профилактические меры.
Определение физиологических показателей организма человека. Определение числа дыхательных движений. Измерение артериального давления. Подсчет частоты пульса. Измерение температуры тела. Первая помощь ребенку при повышении температуры тела. МОДУЛЬ № 2
Уход за пострадавшими и больными
Физиологические пробы определения здоровья.
Проведение пробы Мартинэ.
Определение физической работоспособности.
Определение психологической устойчивости.
Меры воздействия на кровообращение.
Постановка банок и горчичников.
Баночный массаж.
Правила применения грелки, пузыря со льдом и компрессов (тепловых, холодовых, лекарственных).
Применение лекарственных средств.
Характеристика способов введения лекарственных средств в организм, их преимущества и недостатки:
введение в желудочно-кишечный тракт;
закапывание в глаза, нос и уши;
применение мазей;
ингаляции;
введение через прямую кишку;
инъекции.
Составление домашней аптечки. Правила хранения и пользования.
МОДУЛЬ 3
Профилактика инфекционных заболеваний
Профилактика кишечных инфекций.
Инфекционный процесс и его закономерности.
Этиология, эпидемиология, клиника и профилактика дизентерии, вирусного гепатита («А», «В», «С», «D» и др.).
Гельминтозы и их профилактика.
Этиология, эпидемиология и профилактика сальмонеллезов, стафилококков, токсикоинфекций, ботулизма.
Профилактика детских воздушно-капельных инфекций.
Этиология, эпидемиология, клиника и профилактика дифтерии, скарлатины, коклюша, менингита.
Этиология, эпидемиология, клиника и профилактика кори, краснухи, ветряной оспы, паротита, полиомиелита.
Профилактика грибковых заболеваний кожи, чесотки, педикулеза.
Этиология, эпидемиология, клиника и профилактика грибковых заболеваний кожи и ногтей, стригущего лишая, чесотки, педикулеза.
Профилактика инфекционных болезней, передающихся половым путем (БППП).
Этиология, эпидемиология, признаки и профилактика болезней, передающихся половым путем.
ВИЧ-инфекция.
модуль 4
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.
Формирование здорового образа жизни как биологическая и социальная проблема.
Факторы жизнедеятельности, влияющие на его формирование.
Философские, нравственные, этические аспекты здорового образа жизни.
Формирование культуры здоровья, медицинской активности.
Здоровье и факторы, его определяющие.
Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Норма и патология. Здоровье и болезнь. Переходное состояние. Критерии здоровья.
Движение, питание и здоровье. Режим и здоровье, его физиологическая основа.
Лекарства и здоровье. Культура и здоровье. Религия и здоровье.
Социально-психологические аспекты здорового образа жизни.
Этапы формирования здоровья. Здоровый ребенок в здоровой семье. Охрана здоровья женщины и ребенка. Декларация ООН о правах ребенка.
Формирование мотиваций и установок на ЗОЖ. Закрепление навыков ЗОЖ, воспитание ответственного отношения к себе и окружающему миру.
Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни.
Психологические аспекты здорового образа жизни.
Формирование мотиваций и установок на ЗОЖ. Мотивация и здоровье. Учение Г. Селье. Понятие о стрессе и дистрессе. Их роль и значение для сохранения и укрепления здоровья.
Медицинско-гигиенические аспекты здорового образа жизни.
Характеристика соматических и инфекционных заболеваний. Факторы, их определяющие. Первичная, вторичная и третичная профилактика заболеваний. Возрастные аспекты здоровья. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
№ п/п
|
Название модулей и тем
| Количество часов
| Всего
| Из них аудиторные занятия:
| Лекции
| Семинарские
| Лабораторные
| Самостоятельная работа
| I.
| Первая медицинская помощь при неотложных состояниях, травмах и повреждениях
| 12
| 2
| -
| 2
| -
| 10
| II.
| Уход за пострадавшими и больными
| 20
| -
| -
| -
| -
| 20
| III.
| Профилактика инфекционных заболеваний
| 20
| -
| -
| -
| -
| 20
| IV.
| Основы здорового образа жизни
| 20
| -
| -
| -
| -
| 20
|
| Итого
| 72
| 2
| -
| 2
| -
| 70
|
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
(наименование)
для студентов основной образовательной программы
специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
(наименование, шифр)
по очной форме обучения
Модуль
| Трудоемкость
в часах
| №№ раздела,
темы
| Лекционный курс
| Занятия (номера)
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
| Вопросы, изучаемые на лекции
| Часы
| Практические
| Часы
| Лабораторные
| Часы
| Содержание
| Часы
| Первая медицинская помощь
при неотложных
состояниях, травмах и повреждениях
| 12
|
|
|
| Оказание первой помощи при неотложных состояниях
| 2
|
|
| 1.Болезни цивидизации и здоровье человека.
2. Характеристика детского травматизма.
3.Первая помощь при передозировке наркотических средств
| 10
| собеседование, тест, защита презентаций
| Уход за пострадавшими
и больными
| 20
| -
|
|
|
|
|
|
| 1.Составление домашней аптечки.
2. Правила хранения и пользования лекарственными препаратами.
3. Физическая работоспособность и способы ее определения.
| 20
| разработка презентации по изучаемой теме, защита сообщения
| Профилактика инфекционных заболеваний
| 20
|
|
|
|
|
|
|
| 1.Иммунитет и способы его укрепления.
2. Профилактика инфекционных заболеваний.
3. Характеристика патогенных микроорганизмов
| 20
| разработка презентации по изучаемой теме, защита сообщения, составление схемы
| Основы здорового
образа жизни
| 20
|
|
|
|
|
|
|
| 1.Здоровый ребенок в здоровой семье.
2.Здоровый образ жизни и его составляющие.
3. Значение режима дня в сохранении здоровья ребенка
| 20
| Собеседование, защита презентаций
|
|
| Зачет
|
|
|
| Всего
| 72
|
|
| -
|
| 2
| —
| —
|
| 70
|
| ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
Наименование
дисциплины/курса
| Уровень / ступень образования
| Название цикла дисциплины в учебном плане
| Количество зачетных единиц/кредитов
| ОМЗ и ЗОЖ
| Специалист
| Цикл общепрофессиональных
| 2
| Смежные дисциплины по учебному плану
| Предшествующие: ВАФиГ, экология
|
| Последующие: Теория и методика обучения русскому языку и литературе; Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе .
|
|
МОДУЛЬ № 1
|
| Форма работы
| Количество баллов 40%
| min
| max
| Текущая работа
| Защита сообщений
| 10
| 15
| Разработка и защита презентаций ,
| 10
| 15
| Составление и защита таблицы
| 5
| 10
| Защита практического занятия
| 15
| 20
|
| Защита реферата
| 10
| 20
| Промежуточный рейтинг-контроль
|
|
|
| Итого
| 50
| 80
| |