Основы медицинских знаний и здорового образа жизни





Скачать 304.17 Kb.
НазваниеОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни
страница1/3
Дата публикации16.11.2014
Размер304.17 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература

Канск

2012

УМКД составлен преподавателем филиала Т.А. Кривенко

Обсужден на заседании Совета филиала

«_03»_сентября_2012 г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

с другими дисциплинами специальности 050301.65 русский язык и литература


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

Основы специальной педагогики и психологии;

ВАФиГ;

Теория и методика обучения русскому языку и литературе; Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе .

-

01/12 от 03.09.2012

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2 Рабочая программа дисциплины

7

    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

9

    1. Содержание теоретического курса дисциплин

10

    1. Тематический план

11

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

12

    1. Карта литературного обеспечения

14

    1. Технологическая карта рейтинга

17

  1. Методические рекомендации для студентов

19

  1. Банк контрольных заданий и вопросов

24

  1. Вопросы к зачёту

26

  1. Тематика рефератов

27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для студентов очной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

  3. Банка контрольных заданий по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», каждое из которых представлено в нескольких вариантах для индивидуальной проверки знаний студентов.

  4. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области медицинских знаний и здорового образа жизни.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы медицинских знаний и здорового образа жизни, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 661пед/сп (новый).

ОПД.Ф.06

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.

72



Введение

Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.

Курс «Основы медицинских знаний» входит в блок дисциплин обще профессиональной подготовки и является составной частью федерального компонента профессионально-педагогической подготовки по специальности 050301.65 «Русский язык и литература».

Содержание дисциплины «Основы медицинских знаний» входит в структуру блока обще профессиональной подготовки и тесно связано с предметами естественнонаучного цикла. Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и обще профессиональных дисциплин. Её изучение проводится на начальном этапе формирования специалиста.

Материал базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Возрастная анатомия и физиология», «Экология».

Глубокие социальные и экологические перемены нашего времени изменил традиционный образ жизни человека и среду его обитания. Это привело к снижению уровня здоровья и появлению новых заболеваний. Появилась необходимость в получении новых знаний и умений для того, чтобы адаптироваться в новых условиях. Выдвижение проблем здоровья в число приоритетных задач общественного развития предполагает овладение основами медицинских знаний студентами.

Основы оказания первой медицинской помощи являются знаниями, которыми в обязательном порядке должны владеть учителя школ и воспитатели детских учреждений, ответственные за здоровье своих подопечных. В момент опасности учитель или воспитатель ближе всего находится к ребенку, и их долг и обязанность оказать ему помощь, в том числе и первую медицинскую (доврачебную).

Цель преподавания дисциплины «Основы медицинских знаний»:

  • формирование знаний, навыков и умений оказания первой медицинской помощи детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях;

  • формирование у педагогов потребностей, мотиваций, привычек ЗОЖ;

  • формирование личностно-ценностного отношения к собственному здоровью, окружающей природе, частью которой является человек.

Приобретенные знания и умения позволят будущим педагогам освоить и выработать новые педагогические технологии, способные повысить эффективность учебно-воспитательной работы на базе здоровьесберегающей технологии в образовательной области.

Процесс изучения курса «Основы медицинских знаний» при заочном обучении осуществляется в основном через внеаудиторную самостоятельную работу.

Курс дисциплины «Основы медицинских знаний» рассчитан на один семестр и ведется в течение первого семестра.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний – зачёт.

Содержание теоретического курса дисциплины
МОДУЛЬ № 1

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях, травмах и повреждениях.

Основные признаки неотложных состояний при заболевании или поражении сердечно-сосудистой системы.

Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях сердечно-сосудистой системы. Первая медицинская помощь при острой сосудистой и дыхательной недостаточности (обморок, коллапс, кома). Первая медицинская помощь при повышении артериального давления, приступе стенокардии и инфаркте миокарда.

Основные признаки неотложных состояний и заболеваний дыхательной системы. Первая медицинская помощь при возникновении ложного крупа, приступа бронхиальной астмы.

Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях и заболеваниях органов пищеварения и выделительной системы. Основные признаки неотложных состояний и заболеваний органов пищеварения и мочевыделительной системы. Понятие об «остром животе». Оказание первой медицинской помощи при «остром животе». Первая помощь при рвоте, желудочно-кишечном кровотечении, печеночной и почечной коликах, диабетической коме.

Первая медицинская помощь при аллергических реакциях и судорожных состояниях. Причины и признаки возникновения аллергических реакций. Первая помощь при возникновении крапивницы, сенной лихорадки, сывороточной болезни, аллергической реакции немедленного типа. Причины и признаки возникновения судорожных состояний. Первая помощь при эпилептическом и истерическом припадках.

Первая медицинская помощь при острых отравлениях лекарствами и препаратами бытовой химии. Пути проникновения яда в организм. Характеристика ядов, действующих преимущественно на ЦНС, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, пищеварительную и мочевыделительную системы. Первая помощь при попадании яда на кожу, в пищеварительный тракт, дыхательную систему. Профилактика отравлений препаратами бытовой химии.

Подростковая наркомания, токсикомания, алкоголизм. Характеристики наркологических, токсикологических средств, чаще всего применяемых подростками. Достоверные признаки, свидетельствующие о применении подростками наркотических и токсикологических средств. Первая помощь при передозировке наркотических средств. Превентивные и профилактические меры.

Определение физиологических показателей организма человека. Определение числа дыхательных движений. Измерение артериального давления. Подсчет частоты пульса. Измерение температуры тела. Первая помощь ребенку при повышении температуры тела.
МОДУЛЬ № 2

Уход за пострадавшими и больными

Физиологические пробы определения здоровья.

  • Проведение пробы Мартинэ.

  • Определение физической работоспособности.

  • Определение психологической устойчивости.

Меры воздействия на кровообращение.

  • Постановка банок и горчичников.

  • Баночный массаж.

  • Правила применения грелки, пузыря со льдом и компрессов (тепловых, холодовых, лекарственных).

Применение лекарственных средств.

Характеристика способов введения лекарственных средств в организм, их преимущества и недостатки:

  • введение в желудочно-кишечный тракт;

  • закапывание в глаза, нос и уши;

  • применение мазей;

  • ингаляции;

  • введение через прямую кишку;

  • инъекции.

Составление домашней аптечки. Правила хранения и пользования.

МОДУЛЬ 3

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика кишечных инфекций.

Инфекционный процесс и его закономерности.

Этиология, эпидемиология, клиника и профилактика дизентерии, вирусного гепатита («А», «В», «С», «D» и др.).

Гельминтозы и их профилактика.

Этиология, эпидемиология и профилактика сальмонеллезов, стафилококков, токсикоинфекций, ботулизма.

Профилактика детских воздушно-капельных инфекций.

Этиология, эпидемиология, клиника и профилактика дифтерии, скарлатины, коклюша, менингита.

Этиология, эпидемиология, клиника и профилактика кори, краснухи, ветряной оспы, паротита, полиомиелита.

Профилактика грибковых заболеваний кожи, чесотки, педикулеза.

Этиология, эпидемиология, клиника и профилактика грибковых заболеваний кожи и ногтей, стригущего лишая, чесотки, педикулеза.

Профилактика инфекционных болезней, передающихся половым путем (БППП).

Этиология, эпидемиология, признаки и профилактика болезней, передающихся половым путем.

ВИЧ-инфекция.

модуль 4

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.

Формирование здорового образа жизни как биологическая и социальная проблема.

Факторы жизнедеятельности, влияющие на его формирование.

Философские, нравственные, этические аспекты здорового образа жизни.

Формирование культуры здоровья, медицинской активности.

Здоровье и факторы, его определяющие.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Норма и патология. Здоровье и болезнь. Переходное состояние. Критерии здоровья.

Движение, питание и здоровье. Режим и здоровье, его физиологическая основа.

Лекарства и здоровье. Культура и здоровье. Религия и здоровье.

Социально-психологические аспекты здорового образа жизни.

Этапы формирования здоровья. Здоровый ребенок в здоровой семье. Охрана здоровья женщины и ребенка. Декларация ООН о правах ребенка.

Формирование мотиваций и установок на ЗОЖ. Закрепление навыков ЗОЖ, воспитание ответственного отношения к себе и окружающему миру.

Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни.

Психологические аспекты здорового образа жизни.

Формирование мотиваций и установок на ЗОЖ. Мотивация и здоровье. Учение Г. Селье. Понятие о стрессе и дистрессе. Их роль и значение для сохранения и укрепления здоровья.

Медицинско-гигиенические аспекты здорового образа жизни.

Характеристика соматических и инфекционных заболеваний. Факторы, их определяющие. Первичная, вторичная и третичная профилактика заболеваний. Возрастные аспекты здоровья. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»


№ п/п


Название модулей и тем


Количество часов

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Семинарские

Лабораторные

Самостоятельная работа

I.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях, травмах и повреждениях


12

2

-

2

-

10

II.

Уход за пострадавшими и больными


20

-

-

-

-

20

III.

Профилактика инфекционных заболеваний


20

-

-

-

-

20

IV.

Основы здорового образа жизни

20

-

-

-

-

20




Итого

72

2

-

2

-

70



учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

(наименование)

для студентов основной образовательной программы

специальности 050301.65 «Русский язык и литература»

(наименование, шифр)

по очной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

в часах

№№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Практические

Часы

Лабораторные

Часы

Содержание

Часы

Первая медицинская помощь

при неотложных

состояниях, травмах и повреждениях


12










Оказание первой помощи при неотложных состояниях

2







1.Болезни цивидизации и здоровье человека.

2. Характеристика детского травматизма.

3.Первая помощь при передозировке наркотических средств


10

собеседование, тест, защита презентаций


Уход за пострадавшими

и больными


20

-




















1.Составление домашней аптечки.

2. Правила хранения и пользования лекарственными препаратами.

3. Физическая работоспособность и способы ее определения.

20

разработка презентации по изучаемой теме, защита сообщения

Профилактика инфекционных заболеваний



20





















1.Иммунитет и способы его укрепления.

2. Профилактика инфекционных заболеваний.

3. Характеристика патогенных микроорганизмов

20

разработка презентации по изучаемой теме, защита сообщения, составление схемы

Основы здорового

образа жизни

20




















1.Здоровый ребенок в здоровой семье.

2.Здоровый образ жизни и его составляющие.

3. Значение режима дня в сохранении здоровья ребенка

20

Собеседование, защита презентаций







Зачет










Всего

72







-




2








70




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА



Наименование

дисциплины/курса

Уровень / ступень образования



Название цикла дисциплины в учебном плане

Количество зачетных единиц/кредитов

ОМЗ и ЗОЖ

Специалист

Цикл общепрофессиональных

2

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: ВАФиГ, экология




Последующие: Теория и методика обучения русскому языку и литературе; Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе .






МОДУЛЬ № 1




Форма работы


Количество баллов 40%

min

max

Текущая работа

Защита сообщений

10

15

Разработка и защита презентаций ,

10

15

Составление и защита таблицы

5

10

Защита практического занятия

15

20




Защита реферата

10

20

Промежуточный рейтинг-контроль










Итого

50

80
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconРабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации...
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Шардина Л. А., доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни icon
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских...
Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconДыхание по фролову
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 «Основы медицинских...
Педагогика и методика начального образования со специализацией обучение информатике в начальной школе
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconЭкзаменационные вопросы
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских...
Коссобудская Д. С., врач высшей категории Мурманского областного консультативно-диагностического центра
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структурно программа курса состоит из двух содержательных линий: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы обороны...
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconУниверсальные защитные устройства от электромагнитных излучений д...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни iconПрограмма вступительного экзамена по биологии
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск