Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 г. №1089);
- Примерной программы среднего(полного) общего образования по литературе(базовый уровень) – (сборник нормативных документов. Литература);
- Программы по литературе В.Я.Коровиной, адаптированной к Государственному стандарту (Программа по литературе 5-11 классы общеобр. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В.Я.Коровина – М.: Просвещение,2006). Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования. Программа реализуется на основе использования УМК:
Русская литература XX века: Учеб.для 11 кл ;в 2 ч./Под ред. В.П. Журавлева.-М, ; Просвещение, 2008г.
На изучение литературы отводится 3 часа в неделю, итого 99 часов за учебный год, в том числе в ней выделены 10 часов на контрольные работы, 5 из которых – сочинения. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Преобладающей формой текущего контроля знаний и умений являются сочинения на литературные темы, контрольные работы, в том числе и тестовые, зачеты.
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы на базовом уровне в 11 классе ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XX века;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Тематическое планирование
№
| Раздел программы
| Кол-во часов
| В том числе на
| Контрольные работы(сочинения, тестовые задания, рефераты, зачеты)
| 1
| ВВЕДЕНИЕ
| 1
|
| 2
| ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 В.
| 1
|
| 3
| ПИСАТЕЛИ-РЕАЛИСТЫ НАЧАЛА 20 –ГО ВЕКА.
| 15
| 2(1)
| 4
| СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
| 18
| 1(1)
| 5
| ЛИТЕРАТУРА 20-х ГОДОВ XX в.
| 6
|
| 6
| ЛИТЕРАТУРА 30-х ГОДОВ XX в.
| 29
| 4(2)
| 7
| ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА.
| 22
| 1
| 8
| ЛИТЕРАТУРА КОНЦА 20 ВЕКА – НАЧАЛА 21 ВЕКА
| 2
|
| 9
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
| 3
|
| 10
| ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
| 2
| 1(1)
|
| ИТОГО:
| 99
| 9(6)
| |