Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
страница1/4
Дата публикации26.11.2014
Размер0.69 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 30.08.2013


Учебно-методический комплекс

по модулю Б3.КВ7 Именные части речи

Факультет филологический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль 050110 Филологическое образование

Кафедра русского языка

Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н. А.

Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_30__» _____08______2013г.



  1. Программа модуля «Именные части речи»


Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: 050110 Филологическое образование

Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н.А.

Москва-2013

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса

Цель: исследование актуальных проблем морфологии (на материале именных частей речи).

Задачи:

  - углубление знаний, полученных в основном курсе современного русского языка об именных частях речи;

- формирование умений выявлять различия между лексическим и грамматическим значением слова;

- приобретение навыков работы с учебной и научной литературой, посвященной изучению грамматических категорий именного слова в современном русском языке;

- овладение нормами устной и письменной речи, изучение особенностей формообразования именных частей речи.

Объем в ЗЕ: 3
Время изучения: курс III семестр 7
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

Основы языкознания, Современный русский язык Фонетика)

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Современный русский язык, Типология членов предложения в современном русском языке, Структура и семантика многочленного сложного предложения.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей 

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  1. Морфологический разбор именных частей речи: характеристики лексемы и словоформы.

  2. Знание теории полевой структуры частей речи.

  3. Знание грамматических особенностей именных частей речи и умение создавать связный текст, пользуясь механизмами словоизменения в современном русском языке.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных

3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция


Тема 1

Объем именных частей речи. Синкретичные явления в системе частей речи

Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

Компетенция


Тема 2

Имя существительное

Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

Компетенция


Тема 3

Имя прилагательное

Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 4

Имя числительное




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 5

Местоимение




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 6

Склонение именных частей речи




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 7

Аналитические тенденции склонения имен




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 8

Принципы морфологического анализа имен




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный


2. Объем модуля и виды учебной работы

Форма обучения заочная

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа







Лекции

2

40

7

Практические/семинарские

4

62

7

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен


+







Общий объем часов по дисциплине

6

102




3. Содержание модуля/ дисциплины

Краткое содержание курса

Общие сведения. Оппозиции внутри самостоятельных частей речи. Противопоставление имен и глаголов. Противопоставление местоименных и неместоименных слов. Противопоставление имени существительного как имени предмета и всех остальных признаковых частей речи. Синкретичные явления в системе частей речи. Причины синкретизма.

Теория полевой структуры частей речи. Теория поля в грамматике (В.Г. Адмони). Ядро и периферия именных частей речи.

Теория трех рангов Отто Есперсена.

Объем именных частей речи.

Морфологические разряды и их отношение к частям речи.

Имя существительное. Продуктивные тенденции в развитии категории рода. Продуктивные тенденции в развитии категории числа. Синтаксические (грамматические) и семантические падежи (Е. Курилович), восполняющие падежи (Н.Ю. Шведова).

Имя прилагательное. Отличие грамматических категорий имени прилагательного от имени существительного.

Имя числительное. Своеобразие значения имени числительного. Специфика морфологического оформления числительного. Вопрос о неопределенно-количественных словах русского языка в современной грамматике.

Местоимение. Традиционный и современный подход к словарному составу местоимения как части речи.

Склонение именных частей речи. Теория русского именного словоизменения А.А. Зализняка. Классификация по типам склонения в зависимости от набора падежных флексий. Основные типы парадигм. Нестандартные и вариантные окончания. Современные тенденции в области склонения существительных. Дефектные парадигмы. Современные тенденции в области склонения числительных.

Несклоняемые именные части речи. Продуктивные типы образования аналитических признаковых наименований.

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Общие сведения

2

4







20

2.

Имя существительное













22

3.

Имя прилагательное













20

4.

Имя числительное













20

5.

Местоимение













20

3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Общие сведения

Понятие о частях речи. Состав самостоятельных частей речи. Состав служебных частей речи.

Оппозиции внутри самостоятельных частей речи.

Синкретичные явления в системе частей речи. Теория поля в русской грамматике.


Лекция 1. Введение.

  1. Система частей речи в современном русском языке.

  2. Противопоставление имен и глаголов.

  3. Теория полевой структуры частей речи.

Занятие 1. Система частей речи в современном русском языке.


2.

Грамматические категории имен существительных и прилагательных

Словоизменительные и классифицирующие категории существительных.

Согласовательные классы существительных.

Продуктивные тенденции в развитии категории рода и числа.

Морфологические категории прилагательных.

Склонение прилагательных.




Занятие 2. Категория рода у одушевленных и неодушевленных существительных. Согласовательные классы.


Основные понятия

Грамматическое значение, грамматическая форма, часть речи, грамматическая категория, морфологическая парадигма, падеж, типы падежей, число, род, склонение, лексико-грамматический разряд, теория поля, аналитические тенденции в морфологии.

  1. Календарно-тематический план

Факультет филологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю « Именные части речи»

Форма обучения очная

Курс III

направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование Профиль Филологическое образование


Общие сведения

24

2

2




20




Имена существительное и прилагательное

44




2




42




Имя числительное

20










20




Местоимение

20










20






  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Факультет филологический

Специальность/ направление: Педагогическое образование Профиль Филологическое образование

Курс 3

направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Педагогическое образование

Типы грамматических категорий

доклад

*













Система частей речи в современном русском языке

реферат




*










Содержательная ценность категории рода имен существительных

эссе







*







Склонение и особенности употребления собирательных числительных

доклад










*




Лексико-грамматические разряды местоимений

проект













*



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю культура делового общения Факультет филологический
Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современной деловой речи
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю Философия художественного...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 «Поэтика прозы М. М....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю Техника выразительного чтения...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв5 Ономастика Факультет филологический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю «Мастерство А. П. Чехова-прозаика»...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Современные методы коррекции и реабилитации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 9 Нарушение речи у слабослышащих детей Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический
Цель: приобретение студентами углубленных знаний о жизни и творчестве М. А. Шолохова одного из классиков русской литературы ХХ века....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск