Скачать 49.63 Kb.
|
Урок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные мотивы, темы, образы» (проектная технология). К моменту изучения данной темы старшеклассники уже имеют представление о современной коми поэзии, так как в среднем звене на уроках внеклассного чтения «Тема Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская тема в коми поэзии» они обращались к произведениям С.Попова, Г.Бутыревой, В.Кушманова, А.Ванеева, Н.Мирошниченко, О.Чупрова, А.Расторгуева, В.Тимина и других. Перед учащимися 10 класса стоит задача более трудная: необходимо обобщить знания по вопросу, систематизировать материал. Наиболее эффективной в данном случае будет проектная технология, которая способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: интеллектуальной, познавательной, информационной, коммуникативной - и позволяет в конкретном случае добиться следующих целей: - формирование умений и навыков исследовательской работы; - формирование коммуникативных умений и навыков; - применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; - развитие познавательной активности учащихся; - развитие умения обобщать, систематизировать материал, делать выводы; - развитие умений и навыков анализировать поэтический текст; - развитие мотивации учебной деятельности; - воспитание интереса к изучению коми литературы; - воспитание эстетических чувств учащихся; - воспитание самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества. Вид данного проекта – информативно-исследовательский с элементами творческого. Форма работы – коллективная. За 2-3 недели до урока (на изучение темы отводится 2 часа, по необходимости - 3) учитель сообщает тему и цели проекта. Формируются 4 группы по 5-6 человек. Учитель предлагает исследовать творчество А.Ванеева, В.Кушманова, О.Чупрова, Н.Мирошниченко в соответствии с примерным планом работы: 1. Краткие сведения о поэте, о его жизненном и творческом пути. 2. Основные мотивы, темы и образы творчества поэта (можно подготовить материал по одному из сборников). 3. Выразительное чтение стихотворений разной тематики и анализ 1-2 стихотворений по выбору учащихся. Учащиеся определяются с выбором автора. В группах обсуждаются возможные источники информации и формы представления результатов, по желанию назначаются ответственные за выполнение того или иного задания. Учитель в случае затруднения помогает старшеклассникам в поисках необходимого материала (гимназическая и Национальная библиотеки, Интернет). См. Приложение. Самостоятельная работа в группах ведется во внеурочное время. Учитель выступает в роли консультанта и помощника на всех этапах подготовки проекта, в том числе и на этапе изучения старшеклассниками литературы и сбора и систематизации материала, обсуждения вопроса о форме конечного продукта. На защиту проекта каждой группе отводится 20 минут. Учащимися представляются разные формы конечного продукта: компьютерная презентация, доклад с иллюстрациями, устный журнал, поэтическая композиция, телепередача. Во время коллективного обсуждения и оценивания результатов работы группы и участия каждого в проекте учитывается: - степень участия каждого ученика в подготовительной групповой работе, - степень участия каждого ученика в презентации, - качество выступления каждого ученика во время презентации, - качество презентации группы, - качество оформления итогового продукта. Для объективного оценивания коллективной проектной деятельности учитель и учащиеся опираются на ряд критериев: - соответствие проекта цели и теме; - глубина и полнота раскрытия темы; - соблюдение фактологической точности; - последовательность изложения материала; - ясность и убедительность выступления, глубина и обоснованность выводов; - речевое оформление мыслей. Учащимся предлагается ответить и на такие вопросы: - Какие проблемы возникли у вас во время подготовки проекта? - Чему вы научились во время подготовки проекта и его защиты? - Необходима ли была предзащита проекта? В конце урока старшеклассники сопоставляют творчество поэтов. В помощь могут быть предложены следующие вопросы: - Совпадают ли основные темы и мотивы творчества поэтов? - Какие темы, мотивы и образы являются традиционными для поэзии? Что нового привнесли в поэзию авторы прочитанных вами произведений? - В чем неповторимость, яркость стиля каждого из поэтов? Подготовленные учащимися проекты могут быть использованы для написания реферата или исследовательской работы, для уроков внеклассного чтения по литературе в среднем звене. Приложение Источники информации 1. Ганова Е.Ф. Я родился под Северной звездой: Творческий портрет народного поэта Республики Коми А.Ванеева. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2003. – 144 с. 2. Демин В.Н. На небе звезда…: Введение в теорию и историю коми поэзии. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1995. – 288 с. 3. Латышева В.А. Классики и современники: Статьи о литературе. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2005. – С. 99-113. 4. Литература Республики Коми: Хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Коми / Авторы-составители: Е.Ф.Ганова, А.В.Горская. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004. – 352 с. 5. Мартынов В.И. Литераторы земли Коми. – Библиографический словарь-справочник. – Сыктывкар: издательство «Эском», 2000. – 224 с. 6. Энциклопедический словарь школьника. Коми литература / Сост. В.Н.Демин, В.Н.Головина. – Сыктывкар, 1995. – 368 с. Сборники стихотворений
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок занимает один час литературы в 11 классе и может проводиться в конце учебного года при изучении темы «Современная русская литература»... | Календарно-тематический план Поэтические индивидуальности серебряного века. Символизм. В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Поэзия В. Я. Брюсова. Основные темы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами... | Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы | ||
Урок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение) Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов | Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать... | ||
Урока: урок-исследование. Проблема Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т.... | «Текст» Очень увлекательным получился урок внеклассного чтения «Волшебница зима» во 2 классе | ||
Урок по теме «Музыкальные образы» Цели: обобщить и систематизировать знания по теме «Музыкальные образы»: знать основные виды музыкальных образов в классической музыке... | Урок внеклассного чтения в 4 классе Формировать навыки разбора лирического произведения и словесно-образного рисования | ||
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова Его поэзия хрестоматийна. Она часто издаётся, изучается учёными-литературоведами и заучивается учениками. Однако некоторые особенности... | Урока: Героические образы в музыке и живописи Цель: Пронаблюдать, как разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают героические... | ||
Урок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Царевна- лягушка» Методы работы- объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой | Конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории... План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе | ||
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» Тема моей работы – «Современная бард-рок поэзия». Я считаю, что эта тема в настоящие дни актуальна как никогда, т к рок-музыка набирает... | Урок внеклассного чтения в 9 классе Пауло Коэльо в своих произведениях и в своей жизни решает проблему выбора жизненного пути, соотнести жизнь и литературу |