№
урока
|
Тема урока
| Кол-во часов
|
Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
|
1-2
| Введение. Русская литература XXвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.
| 2
| Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
| Запись тезисов лекции
Составление тезисного плана
| Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная)
Фронтальный опрос
| Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. Развитие устной монологической речи учащихся. Составление тезисного плана.
| Прочитать стр.5-16, составить тезисы. Стр. 28-30
(биография Бунина) + самостоятельно найденный материал.
Выразительное чтение фрагментов книги «Окаянные дни»
|
3.
| И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь.
| 3
| Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся.
| Письменный ответ на вопрос 2 (с.26)
Совершенствование навыков тезисной записи.
| Проверка тезисов. Фронтальный и индивидуальный опрос.
| Развитие умения анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения.
| Прочитать рассказ «Антоновские яблоки»
Анализ пейзажа в начале рассказа. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Вечер», «Седьмое небо надо мною…»
|
4.
| Поэтика «Остывших усадеб» в прозе Бунина.
|
| Совершенствование знаний, умений, навыков. Семинар.
| Письменный ответ на вопрос 4 (с.51)
Анализ рассказа «Легкое дыхание»
| Проверка письменных ответов.
Оценка анализа рассказа «Легкое дыхание»
| Развитие умения выделять художественные детали и навыков анализа.
| Прочитать с. 30-36. Написать мини-сочинение «Усадебная Русь И.Бунина»
Прочитать рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник»
|
5.
| Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
|
| Совершенствование знаний, умений, навыков.
| Работа с текстом рассказа.
| Ответы на вопросы. Оценка индивидуальных домашних заданий. Фронтальный опрос.
| Углубление знаний о реалистических и символических чертах художественной изобразительности.
| Прочитать с.38-51
Подготовить сообщение по биографии Горького
Домашнее сочинение по творчеству Бунина.
|
6.
| М. Горький. Судьба и творчество. Ранние произведения М.Горького.
| 4
| Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
| Выступления учащихся с сообщениями.»Горький в Казани», «Горький и Шаляпин»
| Фронтальный опрос.
Проверка хронологической таблицы жизни и творчества Горького.
| Умение составлять конспект урока.
| Прочитать с.54-58
Повторить сведения о романтизме.
Читать рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Индивид. Задания по рассказам «Челкаш», «Коновалов»
|
7.
| Драматургия М.Горького. драма «На дне» и система образов.
|
| Изучение нового материала. Творческое чтение. Информационно-рецептивный метод.
| Чтение по ролям драмы; составление словесных портретов героев.
| Проверка выразительности чтения
| Составление словесных портретов.
| Стр. учебника 70-75, ответы на вопросы 5,7
Инд.задание: «Жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки.
|
8.
| Спор о назначении человека. (Бубнов, Лука, Сатин)
|
| Комбинированный (работа с текстом, анализ эпизодов, определение позиции автора)
| Сообщения учащихся об обитателях ночлежки.
Критическая оценка поступков героев.
| Выполнение теста.
Фронтальный опрос. комментированное чтение текста.
| Умение критически оценивать поступки героев. Использование цитат для аргументированных ответов.
| Стр. 75-79(учебник), наизусть монолог Сатина о Человеке.
|
9.
| Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»
|
| Обобщение и систематизация знаний. Приемы и методы истолкования художественного произведения.
| Инсценирование финала пьесы.
Выразительное чтение (сценическое)
| Чтение наизусть монолога Сатина; комментированное чтение
| Умение ориентироваться в литературоведческих терминах; использование критической литературы; тезисы статей
| Тезисы статьи Горького «Несвоевременные мысли». Подготовиться к сочинению по творчеству Горького.
Чтение повестей А.Куприна.»Гранато вый браслет», «Олеся»
«Поединок»
|
10.
| Сочинение по творчеству М.Горького.
| 1
| Контрольный (оценка ЗУН) творческая самостоятельная работа.
| Написание сочинения.
| Составление плана (сложного, тезисного, цитатного)
| Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.
| Завершить работу дома.
Подготовиться к урокам по творчеству Куприна.
|
11.
| А.И.Куприн. Художествен ный мир писателя. Испытание любовью героев рассказа «Гранатовый браслет»
| 2
| Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
| Мини-сочинение: «О чем заставил меня задуматься рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет?
Сообщения учащихся.
Запись лекции учителя
| Характеристика героев; ответы учащихся на вопросы. Выразительное чтение фрагментов.
Фронтальный опрос. Сообщения учащихся.
| Навык анализа прозаического текста.
Комментированное чтение.
| Прочитать повесть А.Куприна «Олеся». Написать рецензию на это произведение.
Чтение статьи учебника на с.82-88, ответы на вопросы 1,2
|
12.
| Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся»
|
| Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа.
| Эссе «Что я узнал на уроках по творчеству Куприна?» Характеристика героев.
| Тесты, ответы учеников на вопросы, характеристика героев. Фронтальный опрос.
| Навык анализа прозаического произведения; комментированное чтение.
| Чтение учебника с.88-92
Ответы на вопросы 3,4
Подготовиться к сочинению по творчеству И.Бунина, А.Куприна.
|
13.
| Л.Н.Андреев. жизненный и творческий путь. Нравственно-философская проблематика повести «Иуда Искариот»
| 2
| Изучение нового материала. Иллюстративно-объяснительный, поисковый метод. Сообщение учителя, работа с учебником, беседа.
| Составление тезисов.
| Работа над тезисами. Фронтальный опрос, развитие речи.
| Навык работы с текстом, комментированное чтение.
| Прочитать повесть «Иуда Искариот»; ответить на вопросы 4,5
Индивидуальное задание: «В чем своеобразие андреевского стиля?»
|
14.
| Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими».
|
| Урок-исследование. Научно-поисковый метод.
| Анализ эпизодов повести. Ответы на вопросы.
| Мини-сочинение «Мой Иуда Искариот»
| Совершенствование исследовательских навыков, развитие устной и письменной речи.
| Прочитать рассказы «Вор»
«Первый гонорар»
«Баргамот и Гараська»
«Ангелочек»
|
15.
| Сочинение по творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева
| 1
| Контрольный (учет оценки ЗУН) . Творческая самостоятельная работа
| Написание сочинения; выражение личного отношения к написанному
|
| Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление
| Индивидуальное задание: «Серебряный век в литературе, живописи, музыке»
|
16.
| Серебряный век русской поэзии
| 1
| Изучение нового материала
| Сообщения учащихся; составление тезисов лекции
| Ответы учеников, чтение и анализ стихов, индивидуальные задания, записи в тетради. Составление схемы.
| Усвоение новых понятий – декадентство, символизм, акмеизм, футуризм; конспектирование;
Навык выразительного чтения, дискутирования.
| Инд сообщение: «Основные направления в русской поэзии начала XX века»
Наизусть стихотворение (по выбору) + анализ
|
17.-18
| Символизм и поэты-символисты.
В.Брюсов
К.Бальмонт
| 2
| Изучение нового материала. Лекция учителя. Сообщение учащихся.
| Эссе, сообщения учащихся, составление тезисов выступления
| Опрос по домашнему заданию,
Контроль за составлением опорных схем.
| Сформировать знания о новом течении; работа с критической литературой; совершенствовать навыки составления схем, выразительного чтения. Навык анализа лирического произведения
| Доклады по биографии и творчеству В.Брюсова, К.Бальмонта; чтение и анализ стихов; индивидуальные задания.
Учебник: с.124-136;139-147, вопросы 1,4,5
|
19.
| И.Ф.АнненскийСмысл поэзии И.Ф.Анненско го.
| 1
| Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение.
| Сообщения учащихся, анализ лирических произведений
| Запись лекции учителя, тезисы выступлений учащихся.
| Навык анализа лирических произведений. Умение выразительно читать стихотворения.
| Чтение статьи на стр.162-170
Ответы на вопросы 1,3,4
Наизусть одно стихотворение. Подготовиться к зачету.
|
20.
| Групповой зачет по поэзии Серебряного века.
| 1
| Урок учета ЗУН.
| Написание собственных текстов, составление хрестоматии, конструирование опорных схем.
| Письменный опрос (тест) Защита творческих работ (по группам)
| Знать символизм и его признаки; Индивидуализм Серебряного века; умение оперировать знаниями по темам; навыки анализа текста; создание своего текста.
| Индивидуальные задания по творчеству А. Блока
|
21.
| А.А.Блок. Жизненные и творческие искания.
| 5
| Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Объяснительно-иллюстративный метод.
| Сообщения учащихся. Составление конспекта урока.
| Составить хронологическую таблицу жизни и творчества А.Блока. Фронтальный опрос. Запись лекции.
| Знать творческий путь А.Блока. уметь составлять конспект урока.
| Подготовить рассказ о поэте.
Выучить стихотворение «На железной дороге»
|
22.
| Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.
|
| Совершенствование знаний и умений.
| Сопоставитель- ный анализ стихотворений Блока и Некрасова.
| Перечитать стихотворение «Тройка» и поэму «Железная дорога» Некрасова и сопоставить со стихотворением Блока «На железной дороге».
| Уметь производить сопоставительный анализ стихотворений
| Выучить наизусть стихотворение «Незнакомка»
Устный анализ стихотворения.
|
23.
| Россия и ее судьба в поэзии Блока.
|
| Комбинирован ный. Объяснительно-иллюстративный метод.
| Сообщение на тему «На поле Куликовом» как вершина исторической темы в творчестве Блока. Анализ стихотворения.
| Составить вопросы по данному сообщению. Устный анализ стихотворения «Россия». Ответы на вопросы.
| Навыки анализа стихотворений.
| Выучить стихотворение, посвященное теме России.
Сообщение «Эволюция темы Родины в лирике А.Блока»
Прочитать поэму «Соловьиный сад»
|
24.
| Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать»
|
| Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
| Сообщения учащихся. Анализ поэмы «Соловьиный сад»
Анализ сюжета и образной системы поэмы «Двенадцать»
| Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы.
| Умение анализировать сюжет стихотворного произведения; навыки выразительного чтения.
| Прочитать в учебнике главу о поэме.
Перечитать поэму, обратить внимание на композицию.
|
25.
| Символика поэмы «Двенадцать». Проблема финала.
|
| Совершенствование знаний и умений учащихся.рассказ учителя с элементами беседы.
| Задание по группам: раскрыть символичность образов в поэме, дать толкование их смысла.
| Опрос учащихся. Дискуссионное обсуждение финала поэмы с привлечением различных его трактовок.
| Навыки письменного отзыва о произведении.
| Чтение учебника. Подготовка к сочинению по творчеству Блока.
|
26.
| Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.
| 1
| Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
| Сообщения по темам: «Кризис символизма», «Акмеизм. Смысл его манифестов»
«Что такое футуризм?» «Новокрестьянс кие поэты». Составление конспекта урока.
| Тестирование. Ответить на вопросы по творчеству поэтов, преодолевших символизм.
| Сформировать знания о новых течениях;
Умение работать с критической литературой; составление схем, выразительное чтение.
| Чтение учебника
Сочинение-рассуждение «Футуризм – это только новое мышление или только форма?»
Индивидуальное задание к теме «Н.Гумилев. Поэзия и судьба».
|
27.
| Н.С.Гумилев. поэзия и судьба.
| 1
| Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы.
| Сообщения учащихся. Составление конспекта урока.
| Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Гумилева.
| Умение составлять конспект урока.
| Чтение учебника.
Выучить наизусть стихотворения «Жираф», «Кенгуру»
|
28.
| А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Любовная лирика.
| 3
| Изучение нового материала. Урок-лекция.
| Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве А.Ахматовой.
| Оценка ответов на вопросы в процессе анализа стихов. Запись плана лекции.
| Совершенствование умений и навыков анализа поэтического текста.
| Подготовить выразительное чтение стихов о Родине.
Подготовить сообщение «Тема любви и страдания в лирике А.Ахматовой» Составить конспект статьи учебника.
|
29.
| Тема Родины в творчестве Ахматовой.
|
| Совершенствование ЗУН. Урок-беседа. Комментированное чтение.
| Сообщения учащихся. Доклад, подбор цитат.
| Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы.
| Развитие умений и навыков связной речи, развитие логического мышления, умение цитировать.
| Прочитать поэму «Реквием»
Выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну.
|
30.
| А.Ахматова. поэма «Реквием»
|
| Урок обобщения и систематиза-
ции знаний, умений и навыков
| Цитирование. Работа с учебником.
|
| Развивать умение определять идею, композицию поэтического текста. Совершенствовать навыки целостного анализа текста.
| Биография М.Цветаевой. Групповые задания.
Учебник, с. 244-251.
Написать сочинение по творчеству А.Ахматовой.
|
31.
| М.Цветаева. Очерк жизни и творчества.
| 2
| Урок изучения нового материала. Смешанный, с использованием сообщений учащихся.
| Составление хронологической таблицы жизни и творчества Цветаевой; составление тезисов стать учебника.
| Проверка и оценка сообщений учащихся.
| Развитие умений и навыков связной речи
| Учебник, с. 254-264, составить конспект статьи
Подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине!...»
|
32.
| Тема России в поэзии Цветаевой.
|
| Урок совершенствования и углубления знаний.
| Составление плана статьи учебника.
| Оценка умений анализа текста.
| Совершенствование умений и навыков чтения поэтического текста.
| Анализ стихотворения М.Цветаевой (выбор учащихся)
Индивидуальные задания по творчеству Н.Тэффи и С.Черного.
|
33.
| А.Аверченко. «Сатирикон». «Дюжина ножей в спину революции»
| 1
| Изучение нового материала.
| Запись тезисов статьи учебника «Биография Аверченко». Выступление с сообщениями. Анализ отдельных эпизодов текста.
| Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения.
| Формирование навыков анализа юмористического текста
| Прочитать «Разгром» Фадеева.
Составить тезисный план по учебнику, с.283-285, сообщения о Пришвине и Волошине.
|
34.
| Литературные направления и группировки в 20-е годы XX века.
| 1
| Изучение нового материала. Лекция с использованием материалов учебника.
| Запись тезисов статей учебника (по вариантам)
| Оценка ответов на вопросы.
| Совершенствование навыков тезисной записи нового материала учебника. Развитие умения краткого изложения статьи учебника.
| Прочитать «Окаянные дни» И,Бунина.и «Несвоевременные мысли» М. Горького, сравнить их.
|
35.
| Публицистика. Анализ статей «Окаянные дни» Бунина и «Несвоевременные мысли» М. Горького.
| 1
| Урок совершенствования ЗУН. Исследовательский метод
| Работа с первоисточником, составление вопросов, нахождение тезисов статей, составление таблицы.
| Тестирование, индивидуальный и групповой опросы.
| Умение писать конспект статьи, развитие устной речи, умения слушать.
| Перечитать роман А.Фадеева «Разгром».
Индивидуальное задание: Написать реферат о жизни и творчестве А.Фадеева.
|
36.
| Возрождение традиций Л.Толстого в романе А.Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик.
| 2
| Изучение нового материала. Работа с книгой.
| Работа с текстом, поиск языковых и художественных средств.
| Тестирование, индивидуальные задания по карточкам
| Умение сжато пересказывать произведение, совершенствование навыков сопоставительного анализа.
| Письменная сопоставительная характеристика Мечика и Морозки.
Письменная характеристика Левинсона.
|
37.
| Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром»
|
| Комбинирован –ный урок. Проблемное изложение.
| Работа с текстом. Ответы на вопросы.
| Письменный опрос.
Фронтальный опрос.
| Умение анализировать эпизод, умение выразительно читать текст.
| Сочинение малой формы на тему: «Смерть Морозки» (анализ эпизода).
|
38.
| Изображение Гражданской войны в романе И.Бабеля «Конармия». Бесчеловечность и гуманизм революционного времени в книге.
| 1
| Изучение нового материала. Метод литературного поиска.
| Работа с учебником. Поисковая работа с художественным текстом.
| Тестирование. Эвристическая беседа.
| Умение находить в художественном произведении изобразительные средства, определять стиль писателя.
| Анализ любой новеллы.
|
39.
| Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы»
| 2
| Изучение нового материала.
| Работа над портретной характеристикой Д-503. Определение особенностей внешности И-330 и других героев.
| Проверочная работа на знание содержания произведения (тесты)
| Формирование навыков анализа антиутопии. Углубление знаний о многообразии литературных жанров.
| Задание по роману «Мы» (по группам)
1 – Как устроено счастливое общество будущего? О чем предупреждает писатель своим романом?
2 – Выделить эпизоды: «Формула счастья»; «Лекция о «музыке других», «Три изображения Благодетеля»
3 – сопоставить с «Историей одного города»
|
40.
| Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы»)
|
| Урок совершенствования ЗУН.
Метод изучения художественного произведения.
| Анализ прозаического текста. Запись выводов в таблицу.
| Викторина. Урок-практикум (групповые и коллективные задания).
| Умение объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять характеристику героя.
| Индивидуальные задания по биографии и творчеству В. Маяковского .
|
41.
| В.В.Маяковс-кий. Творческая биография. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского.
| 4
| Объяснение нового материала. Лекция с элементами беседы. Доклад ученика. Творческое чтение.
| Сообщение о кубофутуризме. Развернутые ответы на вопросы.
| Хронологическая таблица. Выступление учащихся с сообщениями.
| Развитие познавательных процессов.
| Составить план-схему биографии Маяковского
Тезисы статьи В.Маяковского «Как делать стихи»
Чтение стихотворений «Нате!», «А вы могли бы?»
|