Скачать 107.55 Kb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия «Новоскул» РЕФЕРАТ на тему: «Как учились в Древнем Новгороде» Выполнил: ученик 1 класса Александров Максим Руководитель: учитель начальных классов Бойко Наталья Валерьевна Великий Новгород 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 3 2. Основная часть . 3 2.1. Первые школы. 3 2. 2. Когда начинали учиться. 4 2.3. Школьные принадлежности. 5 2. 4. Как учили писать . 6 2. 5. Как учили считать. 6 2.6. Онфим отдыхает. 7 3. Заключение. 8 4. Список литературы . 9 5. Приложение. 12 1. Введение.В этом году я пошёл в школу. У меня каждый день четыре урока, кружки. А наша учительница однажды рассказала, что мы теперь все учимся бесплатно, а были времена, когда учиться могли не все, образование было платным. Дома я спросил об этом маму. Она рассказала, что я буду учиться 11 лет, а она училась 10 лет. Моя прабабушка закончила семилетку и очень этим гордилась, ведь мать моей прабабушки вообще была безграмотной и не могла даже подписываться. Во времена мамы моей прабабушки учеба была платной, детей крестьян не учили. А потом мы пошли в музей и нам рассказали, что наш город Великий Новгород особенный. В средние века, в отличие от других городов и даже Европы, у нас было грамотное население. В нашем городе ведутся раскопки. Археологи нашли берестяные грамоты. Несколько грамот были написаны мальчиком Онфимом. Это списывание текста, диктанты, записка к другу. Значит он их написал, когда учился в школе. Тогда я решил узнать, как же учился мальчик Онфим. Цель: узнать, как учился мальчик Онфим. Задачи:
2.1. Первые школы. Новгородцы были грамотнее русских людей из других областей Руси, поэтому в Новгороде обилие берестяных грамот. Берестяные грамоты были найдены ещё в 10 русских городах. Но в Новгороде их нашли больше всего! Берестяные грамоты прямо свидетельствуют о том, что в Новгороде Великом читать и писать умело все население – ремесленники, купцы, бояре, крестьяне, князья, дружина. И в былинах написано о том, что образование в древнем Новгороде было обычным явлением. Владели грамотой и Садко, и Василий Буслаев, и дружинники обоих героев, и горожане, и крестьяне. В 1030 году Ярослав Мудрый велел собрать 300 детей от старост и попов, чтобы «учить их книгам». Так появилась в Новгороде первая школа. В ней учили грамматику, риторику и диалектику, как в Западной Европе того времени. Через 300 лет Новгород являлся центром образования, ведь именно сюда был отправлен в 1341 г. малолетний тверской князь Михаил Александрович «грамоте учиться». В Древней Руси следили за обучением матери. Это была их обязанность. 2.2. Когда начинали учиться. «Исстари водилось, что стукнуло 6 лет – надо грамоте учиться. Юных новгородцев обучали чтению, письму, пению, игре на гуслях - с 7 лет, а в аристократических семьях - с 5 лет. Кто в училище идет, кто дома с грамотеем каким-либо учиться. А девочки – никуда не ходят: дома с братьями или от братьев учатся». Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Школа называлась училищем. Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей. За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть! Содержать училища могли только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине. 2.3. Школьные принадлежности. Для урока у меня есть учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, даже компьютер. А что носил с собой в школу Онфим? В Древней Руси не было бумаги. Люди использовали для записей кости, глину, пергамент и бересту. В Новгороде чаще всего использовали бересту. Береста – это кора берёзы. Её вымачивали и процарапывали буквы острой палочкой. На бересте писать трудно. Ученики учились писать на церах. Цера – деревянная дощечка с углублением для воска. На них писали «писалом». «Писало» - палочка с острым концом для письма и лопаткой для исправления ошибок. В нашем новгородском музее мне дали пописать на вощеной дощечке «писалом». Я попробовал писать древнерусские буквы. Они оказались труднее, чем наши. Я несколько раз стирал и снова писал. Я понял, почему детей учили писать сначала на дощечке, а потом на бересте. На вощеной дощечке свои ошибки можно стирать! Коли на бересте учиться, бересты не напасёшься. В Новгороде, была найдена деревянная азбука — дощечка с нацарапанными на одной ее стороне 36 буквами древнерусского алфавита. Такие азбуки изготовлялись ремесленниками и продавались по доступной цене. У Онфима была такая азбука, чтобы учить буквы. Азбуку отец Онфима мог купить, а мог сделать сам, если был хорошим мастером. Для учения у Онфима была своя укладка: «вся железом изузорена, ключ в замке повернёшь – звон пойдёт, и крышка сама собою подымается. Подарил её Онфиму тятенька береста держать – и чистые, и с уроками». Там и азбука лежала, и цера. 2.4 Как учили писать. Обучение письму начиналось с нацарапывания на вощеной дощечке «писалом» элементов букв - палочек, перекладин, овалов и затем уже букв. На грамотах школьника Онфима видно, что сначала писали буквы, затем писали слоги и соединяли слоги в слова. Способ учения грамоте по складам был хорошо известен по свидетельствам XVI-XVIII вв., он существовал у нас в XIX и даже в начале XX в. О нем часто рассказывали писатели, изображавшие первые шаги в овладении грамотой. Все знают, что буквы на Руси назывались так: а-"аз", б-"буки", в - "веди", г- "глаголь" и т.д. Ребенку было очень трудно осознать, что "аз" означает звук а, "буки" - звук б. И только заучивая слоговые сочетания "буки-аз"- ба, "веди-аз"- ва, ребенок приходил к умению читать и понимать написанное. Когда дети могли писать на вощеных дощечках без ошибок, переходили к письму на бересте. Несколько «берестянок» сшивалось в «тетради». Археологи нашли грамоты Онфима, где он учился писать. Всего почерком Онфима написано 12 грамот. Буквы в исполнении Онфима выглядят достаточно чётко, не похоже, что он осваивает их впервые. Наверное, это упражнения для закрепления при переходе с церы на бересту, писание на которой требовало специальных навыков. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Известно, что в старину обучение носило в основном церковный характер. Чтению учились по псалтыри и часослову. 2.5 Как учили считать. Учиться считать начинали со счета на пальцах, затем учились писать числа. Для счета использовали абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например, вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д. Многие из найденных берестяных грамот Онфима представляют собой упражнения в написании цифр. Цифру 1 изображали буквой а, цифру 2 - буквой в, цифру 3 - буквой г и т. д. Чтобы отличить цифры от букв, их снабжали особыми значками - черточками над основным знаком, однако так делали не всегда. Грамота № 202 (см приложение). На ней изображены два человека. Их поднятые руки напоминают грабли. Число пальцев-зубцов на них - от трех до восьми. Рядом с надписью грамоты № 203 снова изображены две схематические человеческие фигуры. И снова у них на руках противоестественное количество пальцев - три или четыре. Очевидно, Онфим еще не умеет считать. Грамота № 206 содержит попытку записи даты (SЧСА), скорее всего, это неудачно списанное SѰОА (6771 год, то есть 1263 от Рождества Христова). В отличие от букв, цифрами Онфим, по-видимому, ещё не владел. Наверное поэтому, он рисовал разное количество пальцев на руках у изображаемых им человечков Мы числа пишем специальными знаками цифрами, а славяне писали цифры так же как буквы, только со специальным значком. 2.6 Онфим отдыхает. В минуту отдыха от занятий Онфим обращается к рисункам. На неумелых, но по-своему выразительных картинках мы видим лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага. « Грамота № 200 почти целиком заполнена рисунком маленького художника. Маленький художник мечтал о доблести и о подвигах. Он изобразил некое подобие лошади и всадника на ней, который копьем поражает брошенного под копыта лошади врага. Около фигуры всадника помещена пояснительная надпись: "Онфиме". Мальчик Онфим нарисовал свой "героизированный автопортрет". Таким он будет, когда вырастет: мужественным победителем врагов Новгорода, смелым всадником, лучше всех владеющим победоносным копьем. Что же, Онфим родился в героический век новгородской истории, в век Ледового побоища и Раковорской битвы, в эпоху великих побед Александра Невского. И на его долю наверняка с лихвой досталось схваток и подвигов, свиста стрел и стука мечей. Но, помечтав о будущем, он вспомнил настоящее и на свободном клочке бересты рядом с "автопортретом" написал: "абвгдежзиiк"»2. На другой бересте он изобразил страшного зверя с торчащими ушами, с высунутым языком, похожим на еловую ветку или на оперение стрелы, с закрученным в спираль хвостом. И, чтобы замысел нашего художника не остался непонятым возможными, ценителями, он дал своему рисунку название: "Я звере" - "Я зверь". Под другим человечком он подписывает: «Павле». Это одни из самых древних известных нам детских рисунков. А я в тетрадях не рисую. Но у нас есть в классе ученики, которые в тетрадях делают рисунки ручкой. Мама сказала, что они очень быстро считают, а потом им скучно ждать остальных. Я тоже скоро научусь считать быстро. В 1952 г. на Неревском раскопе была обнаружена грамота № 46, сначала поставившая всех в тупик. В этой грамоте нацарапаны две строки, правые концы которых не сохранились. В первой строке следующий текст: "нвжпсндмкзатсцт...", во второй- не менее "содержательная" надпись: "ееяиаеуааахоеиа...". «Что это? Шифр? Или бессмысленный набор букв? Не то и не другое. Напишите эти две строки одну под другой, как они написаны в грамоте: НВЖПСНДМКЗАТСЦТ... ЕЕ ЯИАЕУААА ХОЕИ А... - и читайте теперь по вертикали сначала первую букву первой строки, потом первую букву второй строки, затем вторую букву первой строки и вторую букву второй строки, затем вторую букву первой строки и вторую букву второй строки и так до конца. Получится связная, хотя и оборванная фраза: "невежя писа, недума каза, а хто се цита..." - "Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает..." Хотя конца и нет, ясно, что того, "кто это читает", обругали. Не правда ли, это напоминает известную школярскую шутку: "Кто писал - не знаю, а я, дурак, читаю"? Представляете себе этого недоросля, который придумывал, как бы ему незамысловатее разыграть приятеля, сидящего рядом на школьной скамье?» Заключение. Работая над этой темой, я узнал много нового и интересного об истории Новгорода и как учились славяне. Я выяснил, что первая школа была открыта в Новгороде в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Я узнал, что учились писать сначала на церах, а потом на бересте. Наша учительница тоже нас сначала учила писать карандашом, чтобы можно было стирать ошибки, а потом уже разрешила писать ручкой. Я узнал, что школы назывались – училища – от слова «учить». Там учили только мальчиков из бедных семей. Мальчики из богатых семей учились дома. Меня удивило, что девочек не учили в школах. Интересно почему? Об этом мне еще предстоит узнать. А еще я понял, что мальчик Онфим из 12 века очень похож на моих одноклассников: учится писать, считать, от скуки рисует. Но ему было труднее учиться, чем нам. Три года учиться читать? Это ужасно скучно! Я – житель Великого Новгорода и я постараюсь не подводить своих предков и быть таким же усердным в учении, как и мальчик Онфим из далекого прошлого. Список литературы
Приложение.- берестяные грамоты.- школьные принадлежностиТолковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.ШведовойУКЛАДКА, -и, ж. 1. см. уложить. 2. То. что уложено, сложено в каком-н. порядке. 3. Вид, способ прически. У. с завивкой. 4. Небольшой сундук (обл. и устар.).- Писало. Образцы XI - XII веков- Новгородская азбука- рисунок Онфима- грамота 202- азбука Онфима- Найденная 19 июня на тринадцатом Троицком раскопе в Великом Новгороде двусторонняя цера (вощеная табличка для письма) не содержала никакого текста. |
Реферат на заданную тему: Вариант I возникновение банков на Древнем... Галаган А. Д. История предпринимательства российского: от купца до банкира. М.: «Ось-89», 1997 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Девять месяцев назад пришли мы в этот класс. Здесь мы с вами поднимались трудными ступеньками по лестнице знаний. Учились читать,... | ||
Реферат должен быть изложен связно и логично. В соответствии со смысловыми... Рассмотрим, как пишется реферат-доклад на литературную тему с выключением обзора соответствующих источников | Контрольная работа по истории медицины на тему: «Производство и применение... Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика)”, Одесса, 2004 – 360 с | ||
«Рабство в древнем Риме» Планируемый результат – знать источники рабства, используя документ и иллюстрации описывать образ жизни рабов, называть характерные... | Реферат по физике на тему: «Естественная и искусственная радиоактивность» Сам же реферат я представляю как текст, не сильно выходящий за рамки школьного курса и наиболее понятно, на мой взгляд, объясняющий... | ||
Как правильно выполнить и оформить реферат реферат С другой – доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других источников. Рефераты учащихся чаще... | Реферат ученицы Тема: «История развития математики в Древнем Египте и Индии» Автор: ученица 10 «Л» класса моу сош №5 п. Айхала Мирнинского района Республики Саха (Якутия) Томилова Ирина | ||
Реферат по предмету: «История» на тему: «По следам мамонтов» Как выглядели мамонты? | Реферат На тему: Консолидация страхового и банковского бизнеса как... Взаимодействие банков и страховщиков как инструмент минимизации отрицательных последствий глобализации 11 | ||
Реферат по дисциплине "Концепции современного естествознания" на... Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к реферату должны предъявляться... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цар. 4: 1 Соответственно, в Библии, как и на всем древнем Ближнем Востоке, сироты и вдовы обычно упоминаются вместе, как олицетворение... | ||
Написание реферата. Памятка «докладывать, сообщать». Реферат имеет несколько значений (согласно Словарю иностранных слов, изд. «Русский язык», Москва, 1986 г.).... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дорогие ребята! Дорогие родители, учителя, наши гости! Вот и пришёл день прощания с начальной школой. Три года мы вместе с вами поднимались... | ||
Реферат по дисциплине: «Информатика и икт» на тему: «Полезные ресурсы Интернета» За последние десять лет Интернет превзошел популярность радио и телевидения как информационный ресурс и воспринят, как полезное и... | Написание реферата. Памятка. Историческая справка «докладывать, сообщать». Реферат имеет несколько значений (согласно Словарю иностранных слов, изд. «Русский язык», Москва, 1986 г.).... |