М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»





Скачать 239.9 Kb.
НазваниеМ. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Дата публикации07.12.2014
Размер239.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
МКОУ «Сузунская средняя

общеобразовательная школа № 2»

М.Ю.Лермонтов

«Герой нашего времени»

Выполнила

Бауэр Ульяна,

ученица 9 «в» класса.

Учитель -

Самсонова

Татьяна Николаевна.

Сузун

2013

Оглавление



  1. Введение 3

  2. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»

Глава первая. История написания романа 4

Глава вторая. Особенности композиции 6

Глава третья. Мастерство Лермонтова в изображении героев романа 8

Глава пятая. Образ главного героя 11
Глава шестая. В.Г. Белинский о романе 15

  1. Заключение

  2. Список литературы


Введение

Герой нашего времени

представляет собой несколько рамок,

вложенных в одну большую раму,

которая состоит в названии романа и

единстве героев.

В. Белинский
«Герой нашего времени» — замечательное творение гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, которое по праву считается одним из лучших произведений русской литературы. В «Герое нашего времени» Лермонтов продолжает развивать тему, начатую в его ранних стихотворениях, о судьбе своего поколения, о трагедии современников в условиях тягчайшей действительности, наступившей после поражения декабристского восстания. Лучшие люди России были уничтожены, их идеи растоптаны. Наступило тяжелое время реакции, когда за любую прогрессивную мысль людей ждала страшная кара, когда человек незаурядных, недюжинных способностей не мог найти применения своим могучим силам, своему таланту. Поэтому в своем романе М. Ю. Лермонтов пытался объяснить причину такого бездействия в обществе, разоблачить виновных в нем, а также разрешить вопрос, волновавший многих передовых людей того времени, — что же нужно предпринять, чтобы изменить создавшееся положение, чтобы сделать жизнь людей счастливой и радостной? Раскрывая «историю души человеческой», Лермонтов с определенной ясностью показал трагическое положение сильной личности в обществе 30-х годов ХIХ века, создал правдивую картину русской действительности.

Для меня “Герой нашего времени” — роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает, предоставляя читателю возможность самому решить, что верно, а что нет.

Реферат состоит из вступления, основной части, где речь идет о романе М.Ю. Лермонтова «герой нашего времени», и заключения.

Для работы были использованы статьи В.Г. Белинского, статьи Зурова, а также книги о романе Андреева-Кривина и Щеблыкина.

Глава первая. История написания романа
В 1836 г. Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. По примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х гг., Лермонтов изобразил другого современника – гвардейского офицера Печорина - на широком фоне столичной жизни.

Наступил 1837 год. За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ. Работа над романом прервалась. После ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу. На Кавказе был задуман новый роман. Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Тамани, на побережье Черного моря, чуть не погиб. Его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили, что молодой офицер прислан для того, чтобы их выследить. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию. На обратном пути, в Ставрополе, он встретился и подружился с сосланными декабристами. Все это обогатило его множеством необыкновенных, ярких впечатлений. Встречи с новыми людьми вдохновили его на создание живых образов своих современников.

Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 г.Последовательность написания повестей точно не установлена. Предполагают, что ранее других (осенью 1837 г.) написана «Тамань», затем «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч. »Не исключено, что «Тамань» была написана последней, а «Фаталист» - после «Максима Максимыча». Первые произведения были задуманы как отдельные фрагменты из записок офицера. Потом возник замысел «длинной цепи повестей», еще не объединенных в роман, но уже связанных общими героями – Печориным и Максимом Максимычем.

Первой была опубликована «Бэла» в «Отечественных записках» (1839) с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе», который подчеркивал связь новеллы с романтической «кавказской литературой», популярной в 1830-х гг. Между тем произведение Лермонтова было написано в принципиально иной художественной манере – вопреки традиции живописно-риторических описаний.

Повесть «Фаталист» была напечатана в «Отечественных записках» (1839). Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1842-1905), «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленой с А. А. Хастатовым», дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым». Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова

С. А. Раевского о том, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. А. Столыпин. Было высказано и предположение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем со школьным приятелем автора: «…взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет».

В ноябре 1839 г. в редакционном примечании к публикации «Фаталиста» сказано: «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что

М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, - и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе».

К моменту издания «Тамани» («Отечественные записки», 1840) работа над романом была завершена. По свидетельству мемуаристов, сюжет повести основан на действительных событиях, участником которых оказался сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани осенью 1837 г.

В апреле 1840 г. было опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени». Оно действительно состояло из ряда отдельных новелл, открывавшегося «Бэлой» и завершающегося «Фаталистом». В следующем, 1841 г. Состоялось второе издание романа, в которое было включено предисловие, помещенное по техническим причинам не в начале, а перед второй частью.

Первоначальное заглавие романа, известное по рукописи, - «Один из героев начала века».

Глава вторая. Особенности композиции
«Герой нашего времени» - роман, состоящий из пяти повестей и рассказов, объединенных главным действующим лицом – Григорием Александровичем Печориным, очень интересным и необычным человеком, хотя в то же время таким же, как и все, со своими пороками, страстями, чувствами, желаниями, странностями, мыслями.

Содержание романа позволяет восстановить историю жизни Печорина. Если держаться последовательности событий, развивающихся в повестях и рассказах «Героя нашего времени» то они расположены примерно так: Печорин, может быть, за дуэль выслан из Петербурга на Кавказ. По дороге к месту его новой службы он задерживается в Тамани, где происходит его случайное столкновение с контрабандистами («Тамань»). После какой-то военной экспедиции ему разрешают пользоваться водами в Пятигорске, затем за дуэль с Грушницким («Княжна Мэри») его отправляют под начальство Максима Максимыча в крепость. Отлучившись на две недели в казачью станицу, Печорин переживает историю с Вуличем («Фаталист»), а по возвращении в крепость происходит похищение Бэлы. («Бэла»). Е. Т. Удодов высказывает ряд убедительных и интересных соображений в поддержку именно такого понимания фабульной последовательности в романе Лермонтова: сначала происходит то, о чем рассказывется в «Фаталисте», а затем уже истории с Бэлой. Из крепости Печорина переводят в Грузию, затем он возвращается в Петербург. Спустя некоторое время, вновь очутившись на Кавказе, по дороге в Персию, Печорин встречается с Максимом Максимычем и офицером – автором путевых записок («Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает (Предисловие к «Журналу Печорина»). В чем же главная особенность композиции этого романа?

Лермонтов сознательно ломает порядок этих событий, и рассказывает о них не в хронологической последовательности. Такой принцип компоновки материала позволял с наибольшей полнотой и объективностью раскрыть противоречивый образ Печорина. В каждой из повестей герой показывает себя с абсолютно разных сторон. Он помещен в разные жизненные ситуации, события, меняется его образ жизни. И в каждой из повестей он предстает перед нами абсолютно разным, но в то же время абсолютно одинаковым человеком.

Такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер.

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «… история души человеческой, - как заявляет автор предисловия к «Журналу Печорина», - хотя бы самой мелкой души едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она… писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». 1

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части. Каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая же часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех сторон. Предисловие автора, написанное в ответ на разноречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения.

Глава третья. Мастерство Лермонтова в изображении героев романа
Повесть «Бэла» начинается путевыми записками. Их автор – русский офицер, странствующий «с подорожной по казенной надобности», смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека: «…и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика». 2

Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Однако он перебивается описанием Крестового перевала. Рассказ Максима Максимыча осложнен и тем, что в первую его часть включено повествование Казбича о том, как он спасался от казаков, во вторую – автохарактеристика Печорина. Этой композиции повести соответствует её стилистическая сложность. Каждое действующее лицо имеет свою речевую манеру. Максим Максимыч не может понять странные, «необыкновенные» поступки Печорина, объяснить их тем более, поэтому Максим Максимыч не пытается пересказать рассуждения Печорина, а только фиксирует его поступки.

Во второй повести, связывающей «Бэлу» с «Журналом Печорина» и озаглавленной «Максим Максимыч», старый штабс-капитан уже ничего не рассказывает. «Мы молчали. Об чем было ещё говорить?... Он уж рассказал мне о себе все, что было занимательного…». 3Теперь Максим Максимыч сам является действующим лицом, а рассказывает о нем автор. Все внимание читателя устремляется на Максим Максимыча. Его поведение, его слова, жесты получают индивидуальный отпечаток и отмечаются наблюдательным автором. Но все же важнейшим средством в этой повести в характеристике Печорина является психологический портрет.

В повести «Максим Максимыч» единственный раз автор романа сталкивается с Печориным лицом к лицу. Его портретную характеристику Лермонтов не счел возможным вложить в уста Максима Максимыча или какого-либо другого героя своего романа. Он позаботился о тщательной мотивировке встречи автора с героем романа, чтобы от его имени нарисовать точный психологический портрет человека, судьбой которого читатель заинтересовался в повести «Бэла».

Появлению Печорина предшествует описание его щегольской коляски и избалованного лакея. Надменность слуги резко контрастирует с нескрываемой радостью Максима Максимыча, с его нетерпением поскорее увидеть Печорина.

Прежде чем приступить к характеристике Печорина, Лермонтов особо предупреждает читателя: «Теперь я должен нарисовать его портрет».4

Такое внешне точное и вместе с тем психологически проникновенное воссоздание портрета действующего лица было подлинным открытием в истории литературы. Достаточно сравнить этот портрет с любым портретом в прозе Пушкина, чтобы убедиться, что Лермонтов пошел по пути дальнейшей детализации, дальнейшего более углубленного психологического анализа внешнего облика и внутреннего содержания своего героя. Он подбирает в определенной последовательности внешние детали и сразу же истолковывает их в физиологическом, социологическом и психологическом плане.

В повестях «Журнала Печорина», написанных от первого лица, появляется третий рассказчик, третье по счету авторское «я» - сам Печорин, судьбой которого читатель заинтересовался еще в рассказе Максима Максимыча и значительность которого оценил по портретной характеристике, данной наблюдательным автором.

Стиль «Журнала Печорина» во многом близок к стилю авторского повествования в «Бэле» и «Максиме Максимыче». Еще Белинский отмечал: «…хотя автор и выдает себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи – удивительное сходство».5

«Тамань» - остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть во всей книге – по-новому и в реалистической манере продолжает традиции романтических разбойничьих повестей; вместе с тем в эту маленькую повесть вплетается распространенный в романтической балладе мотив русалки, ундины, но и он переведен в реальный жизненный план: ундина превращается в обольстительную контрабандистку.

Читатель вместе с Печориным начинает понимать, что девушка-контрабандистка только разыграла роль страстно влюбленной русалки, чтобы освободиться от непрошеного гостя офицера. Когда оказывается, что тем временем слепой мальчик обокрал Печорина, грустно ироническое восклицание Печорина подводит правдивый и горький итог всему происшествию: «…Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!...»6.

В. Г. Белинский высоко оценил «Тамань»: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом; она вся в форме; если выписывать, то должно бы ее выписать вся от слова до слова; пересказывание ее содержания даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели».7

В «Тамани» Лермонтов повертывает сюжетную ситуацию «Бэлы» иной стороной. «Бэла» и «Тамань» - повести, которые просматриваются одна через другую. Мысль Лермонтова понятна – если возрождение героя невозможно с помощью любви дикарки, вырванной из естественной среды, то, может быть, погружение самого героя в дикий, полный опасности мир «честных контрабандистов», некое подобие того же естественного состояния, окажется спасительным для Печорина.

Вторая повесть, входящая в состав «Журнала Печорина», «Княжна Мери», разрабатывает тему героя времени в окружении «водяного общества».

Описание кавказской природы, быта и нравов посетителей Кавказских Минеральных Вод в этой повести своеобразно сочетаются с ироническим, если не сатирическим, изображением жизни дворянского «водяного общества», в окружении которого и в столкновении с которым показан Печорин.

Княжна Мери и ее мать княгиня Лиговская, ее родственница Вера и второй муж Веры, Семен Васильевич, - все это люди того круга, к которому принадлежит и Печорин; он связан с ними общими петербургскими и московскими знакомствами и воспоминаниями.

В повести «Княжна Мери» Печорин выступает перед читателем не только как мемуарист-рассказчик (как в «Тамани» и «Фаталисте»), но и как автор дневника, журнала, в котором точно фиксируются его размышления и впечатления. Это позволяет Лермонтову с большой глубиной раскрыть внутренний мир своего героя.

Дневник Печорина открывается записью, сделанной 11 мая, на другой день после приезда в Пятигорск. Подробные описания последующих событий составляют как бы первую, «пятигорскую» часть повести. Запись от 10 июня открывает вторую, «кисловодскую» часть его дневника. Во второй части события развиваются стремительнее, последовательно подводя к кульминации повести и всего романа – к дуэли Печорина с Грушницким. За дуэль с Грушницким Печорин попадает в крепость к Максиму Максимычу. Этим и заканчивается повесть.

Таким образом, все события «Княжны Мери» укладываются в срок немногим больший, чем полтора месяца. Но повествование об этих немногих днях дает возможность Лермонтову раскрыть изнутри противоречивый образ Печорина.

Именно в «Княжне Мери» наиболее глубоко показаны безысходное отчаяние, трагическая безнадежность эгоиста Печорина, умного и даровитого человека, искалеченного средой и воспитанием.

Прошлое Печорина, если не говорить о более раннем замысле «Княгини Лиговской», в пределах «Героя нашего времени» мало интересует Лермонтова. Автор почти не занят вопросом о становлении своего героя. Лермонтов не считает даже нужным сообщить читателю, что делал Печорин в Петербурге в продолжение пяти лет, прошедших после возвращения его с Кавказа и до нового появления во Владикавказе («Максим Максимыч»), по пути в Персию. Все внимание Лермонтова обращено на раскрытие внутренней жизни своего героя.

Глава пятая. Образ главного героя

Главный герой романа - Печорин. С ним мы знакомимся в первой же повести романа, но знакомимся не напрямую, а узнаём о нём из уст Максим Максимыча. Затем в повести “Максим Максимыч” нам о Печорине рассказывает сам автор, а потом мы читаем “Журнал Печорина”, где, как мне кажется, полностью и всесторонне раскрывается характер и душа Печорина. Так что же представляет собой этот человек?

Печорин – молодой человек, живший сначала в Петербурге, но которому надоела, наскучила и приелась эта однообразная жизнь. И он, подобно Онегину, ищет различные способы изгнания своей скуки. Мы можем сказать, что Печорин – нравственный калека, но он, не родился таким, так как на характер человека влияют социальные условия и среда, в которой он находится. Печорин от природы остроумный, глубокомыслящий человек, с отзывчивым сердцем и твёрдой волей. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Если проследить и проанализировать взаимоотношения Печорина с другими героями, то в любых из них проявляются различные стороны и черты характера этого героя, а также чувства его. Так, взаимоотношения с доктором Вернером складывались на почве взаимопонимания, искренности, открытости и доверия. С Максим Максимычем – дружественные отношения. Но не нужно думать, что в повести “Максим Максимыч” Печорин резко изменился, что, казалось бы, подтверждается сухостью его разговора. Достаточно вспомнить, зачем едет Печорин в Персию, чтоб понять его. В отношениях с Грушницкими у Печорина сначала возникает зависть, затем ненависть и злоба, но проявляются и положительные качества его характера. Так, например, перед дуэлью он первый выражает готовность примириться с противником. Все самые лучшие душевные качества Печорина проявились и вылились в отношениях с Верой. Печорин любил Веру, потому что только она понимала его совершенно. Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. Но сам Печорин понял, что любит её, только тогда, когда потерял её. И тогда он скачет за уехавшей княгиней и, видя, что не догонит далеко умчавшееся счастье, падает на траву и плачет, как ребёнок. Белинский писал: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит её страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные цветы небесной любви».8

Печорин – богато одаренная личность. Жесткий и смелый характер Печорина только как результат угнетенности его духа внешним роком, враждебным широкому развитию личности. Лермонтову пришлось приложить немало усилий, чтобы избежать противоречий в характере Печорина.

Печорин зол. Его жизнь, его существование при соприкосновении с другими жизнями проявляют себя как разрушающее начало: погибла Бэла, погиб Грушницкий, чуть было не застрелился Вулич, несчастна Вера, трагически завершается любовь княжны Мери к Печорину. Но задача образа Печорина и романа в общем, как раз и заключается в том, чтобы, показав трагедию личности, тем самым возбудить дух борьбы.

Образ Печорина раскрыт в романе с разных сторон, однако ведущим композиционным принципом романа является принцип концентрированного углубления в мир душевных переживаний героя. Расположение глав в романе также подчиняется этому принципу. В первой главе ("Бэла") мы узнаем о Печорине из уст его сослуживца штабс-капитана Максима Максимыча, во второй ("Максим Максимыч") герой дан в восприятии автора. Это как бы внешняя сторона, доступная извне. А вот журнал Печорина дает возможность увидеть "загадочную личность" изнутри.

Во второй части романа ("Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист") читатель знакомится с главным действующим лицом из дневниковых записей, где события и характер героя предстают в своем непосредственном самовыражении. При этом автор отступает от хронологической последовательности (все происходящее во второй части романа предшествовало событиям, изложенным в главах "Бэла" и "Максим Максимыч") с тем, чтобы углубить психологическую характеристику героя.

Расположение повестей обусловлено также и необходимостью ввести второстепенные персонажи, которые нужны для решения основной задачи, стоявшей перед автором, - для объективного, многостороннего изображения героя. Сначала Печорин сталкивается с простыми, естественными в своих чувствах людьми - с Бэлой, Максимом Максимычем, контрабандисткой (это первые три новеллы), затем - с людьми своего круга ("Княжна Мери", "Фаталист").

История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных записках героя - со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Но этого мало для создания объемного образа: Лермонтов вводит в повествование других рассказчиков, не "печоринского" типа - Максима Максимыча, странствующего офицера. Наконец, в дневнике Печорина приведены и другие отзывы о нем: Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера.

Столкновения между Печориным и другими персонажами позволяет с особенной четкостью показать отличие Печорина от них, его ущербность по сравнению с ними и одновременно бесспорное его превосходство, и основная функция всех персонажей романа состоит в том, чтобы раскрыть центрального героя. Это лишний раз подчеркивает его эгоцентризм. Печорин занят только самим собой. Он проявляет власть над чужой душой (Бэла, Мери, Вера), управляет чувствами других людей (Грушницкий, Мери), испытывает собственную волю (Вулич, казак из "Фаталиста").

Григорий Александрович Печорин для нас - вполне определенное лицо, узнаваемая индивидуальность, неповторимо яркая и самобытная, но притом какие-то линии его портрета - зыблющиеся, колеблющиеся. Портрет героя не является изображением только его внешности. Лермонтов дает при этом и индивидуально-психологическую характеристику. Портрет строится по определенной схеме: вначале даются внешние признаки, затем - признаки, характеризующие внутренную сущность персонажа: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными... его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера... С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб,на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза...»9. И эти колебания, порождающие эффект неопределенности, должны быть осознаны как структурно необходимый, эстетически значимый элемент художественного создания, как его самоценное слагаемое. Неопределенное не подлежит превращению, по воле интерпретатора, в определенное, в проясненное, не подлежит замене или отмене; оно продуктивно само по себе.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России встречалось немного. И тем не менее в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя 30-х годов, того трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления восстания декабристов.

Этот характер рано начал беспокоить творческое сознание Лермонтова ("Странный человек") как отражение противоречивой сложности передовой дворянской интеллигенции, не примиряющейся с окружающей пошлостью жизни и не находящей выхода из своего тупика. Персонаж, названный Печориным, впервые появляется в повести "Княгиня Лиговская" (1836), но дан он неразвернуто, преимущественно в конфликте с молодым чиновником-разночинцем. "Ранний" Печорин не обладает ни превосходством над окружающей средой, ни глубиной, точностью самоанализа, что так свойственно центральному персонажу последнего прозаического произведения Лермонтова. И все же замеченный тип скучающего и мыслящего аристократа, презирающего общество и в то же время тянущегося к нему, продолжал возбуждать Лермонтова. Уже в 1837 году Лермонтову становится ясно, что это один из самых загадочных и самых характерных типов современной действительности. Образ, предназначавшийся сначала для художественного воплощения автобиографической канвы, стал наполняться содержанием, имеющим отношение к самой жгучей проблеме века: человек и его время.

Печорин - это аристократ, осознавший пустоту своей жизни и порывающийся к деятельности, но в пределах своего сословного круга, притом к деятельности чисто эмпирической, не вытекающей из какой-то четко осмысленной системы убеждений. Возможно, это и определяет трагедию Печорина как личности. Однако именно это состояние (стремление к деятельности без ясно осознанных целей) делает образ Печорина типичным для передовой русской молодежи 30-х годов. Данное заключение вытекает из статьи Герцена "О развитии революционных идей в России" (1856), где все сказанное о Лермонтове можно отнести скорее к Печорину, нежели к самому Лермонтову. По словам Герцена, Лермонтов «... не видел возможности борьбы или соглашения... никогда не знал надежды, он не жертвовал собой, ибо ничто не требовало этого самопожертвования10. Он не шел, гордо неся голову, навстречу палачу, как Пестель и Рылеев, потому что не мог верить в действенность жертвы; он метнулся в сторону и погиб ни за что».

«Метнулся в сторону» - это путь одиночки, однако гордого и сильного, с недюжинной жаждой дела. Таким и был Печорин, во многом «двойник» автора, а точнее, по словам И. П. Щеблыкина, - «персонаж, в котором сконцентрированы думы Лермонтова о сущности и перспективах мыслящей личности 30-х годов XIX века, стремящейся избавиться от скуки, отыскать сферу приложения своих сил».11

Невозможность достижения этих целей наложила печать трагедийности на характер Печорина, она же составляет и "тайну" его бытия, представляющую собой причудливые сочетания несочетаемого: глубокий ум - с курьезными промахами; "вулканическую" волю - с бездеятельностью; порывы добрых чувств - с наклонностями к жестокости и злобе; высокий, "философский" настрой мыслей - с прозаизмом поступков, нередко пошлых по своей сути.

Печорину свойственны типичные противоречия передовых людей его поколения: жажда деятельности и вынужденная бездеятельность, потребность любви, участия и эгоистическая замкнутость, недоверие к людям, сильный волевой характер и скептическая рефлексия. Противоречия и составляли, как известно, суть идейных поисков передовых русских людей 30-х годов. В этом познается типичность образа Печорина, реализм его изображения.

Глава шестая. В.Г. Белинский о романе

«Герой нашего времени» относится к числу книг, которые, пройдя через столетия, сохраняют свою притягательную силу и продолжают волновать умы и сердца многих поколений.

Такие критики как: О. И. Сенковский, С. О. Бурачко, С. П. Шевырев, о больше всех статей и рецензий написал В.Г. Белинский.

В статье Белинского о романе Лермонтова можно выделить следующие главные положения, связанные с характеристикой личности Печорина. Во-первых, Печорина не за что обвинять в эгоизме, считать безнравственным извергом и злодеем. Он сам знает о своих пороках и говорит о них смело, желчно и откровенно. Печорин имеет благородную привычку смотреть действительности в глаза, называть вещи своими именами. В нем есть сила духа и могущество воли; недра его души глубоки и богаты.

Во-вторых, главное в характере Печорина - не эгоизм. Он сам глубоко презирает себя за эгоистические порывы. Сущность его щедро одаренной натуры - благородство. Искренние слезы Печорина в открытой степи, поведение его на дуэли убедительнее всего это доказывают. Всем сердцем Печорин жаждет чистой и бескорыстной любви, готов ценою жизни обрести веру, обрести смысл существования.

В-третьих, понять Печорина можно, только поняв время, в которое он живет, обстоятельства, в которые он поставлен жизнью. Печорин - носитель пороков эпохи, но одновременно и жертва своего времени.

Роман о Печорине не злая ирония, а одно из тех произведений, «в которых отразился век, и современный человек изображен довольно верно12». Печорин - один из тех, о ком пишет Лермонтов в «Думе», к кому обращает свое энергическое воззвание. «Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем времени».

В-четвертых, эпоха безвременья, героем которой был Печорин, губит все лучшее в людях с еще большей жестокостью, чем в онегинское время - двадцатые годы. Поэтому, если судьба Онегина драматична, то судьба Печорина трагична. Неразрешимые противоречия эпохи обрекают лермонтовского героя на более мучительные, чем у Онегина, страдания.

В-пятых, Печорин отличается от Онегина не только тем, что живет в другое время. Он гораздо талантливее Онегина, в отличие от равнодушного, вечно хандрящего пушкинского героя. Печорин энергичен, деятелен, бешено гоняется за жизнью. В герое Лермонтова сильнее склонность к самоанализу, заставляющая его горько обвинять себя.

Утверждая, что книга Лермонтова «спрыснута живою водою поэзии», Белинский той же живой водой окропил и свою статью. Вот как образно, поэтично пишет критик об отношении Печорина к Бэле: «Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он выпил за раз, не оставив в нем ни капли, а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его»13. Такая метафоричность всего текста статьи дает благодатнейший материал для эмоционально ярких, облагораживающих душу раздумий.

Мнение Белинского отображает общее мнение его современников по поводу этого романа. Прежде всего, Белинский восхищался художественным талантом Лермонтова, тем единством мыслей и умозаключений, которые нашли свое место в подобной сложной композиции романа и ее ролью в раскрытии характера Печорина. Им была высоко оценена реалистическая сторона «Героя нашего времени», ведь Лермонтов не создает идеальный и ничем не запятнанный образ главного героя – наоборот, он изображает реального, живого человека, который мучается противоречиями и не является образцом идеального нравственного поведения.

Заключение

«Герой нашего времени» относится к числу книг, которые, пройдя через столетия, сохраняют свою притягательную силу и продолжают волновать умы и сердца многих поколений.

Таким образом, проанализировав роман, можно сделать вывод, что «Герой нашего времени» - первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь как процесс. Произведение не случайно представляет собой цикл повестей, сконцентрированных вокруг одного героя. Хронология жизни героя нарушена, но четко выстроена хронология повествования: читатель постепенно постигает мир главного героя романа, Григория Александровича Печорина, от первоначальной характеристики, которую дает Максим Максимыч, через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина». Второстепенные герои также нужны прежде всего для того, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. Итак, главная задача М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» - рассказать «историю души человеческой», увидев в ней признаки эпохи. В предисловии к «Журналу Печорина» автор подчеркнул, что в образе героя дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

«Герой нашего времени» - это закрытый тип романа (т.е. интенсивный), т.к. сосредоточен на жизни одного человека, одного конфликта, одной ситуации. Роман изображает жизнь как процесс, сюжет не завершен, поэтому «Герой нашего времени» имеет открытый финал.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» прочно вошел в историю русской реалистической прозы и был признан нашими писателями и критикой как одно из самых совершенных созданий в истории классической литературы.

Список литературы

  1. Андреев-Кривин С.А. Всеведенье поэта. М. «Советская Россия»,1978.

  2. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. С.-Петербург. 1840. Две части. (Фрагменты, касающиеся повести "Тамань")

  3. Белинский В.Г. Роман «Герой нашего времени». М. Газетная статья, 1840.

  4. Белинский В.Г. Избранные статьи. М. Детская литература, 1980.

  5. Белинский В.Г. Статьи и рецензии. М. Издательство академии наук СССР, 1971.

  6. “Герой нашего времени”//Лермонтовская энциклопедия/Гл. ред. В.А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

  7. Зуров Л. Ф. «Тамань» Лермонтова. М. Газетная статья, 1961

  8. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». М. Детская литература,1976

  9. Щеблыкин И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.

  10. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00034101184864099639/%C3%DC

  11. http://www.coolreferat.com/Тема_поэта_и_поэзии_в_лирике_Лермонтова

  12. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00044601184864021539/woid/00089901184773069424/

1 М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». С. 78

2 М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». С. 40

3 М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». С. 70

4 М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». С. 73

5 В.Г. Белинский. Статьи и рецензии. С. 12

6 М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». С. 89

7 Виссарион Белинский «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова.

8 В.Г. Белинский. Статьи и рецензии. С. 22

9 М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». С. 73

10 А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах. С. 89

11 И.П. Щеблыкин. «Лермонтов. Жизнь и творчество». С. 127

12 В.Г. Белинский. Статьи и рецензии.

13 В.Г. Белинский. Статьи и рецензии.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconЛитература «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов (итоговые вопросы...
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconРеферат на тему: „Михаил Юрьевич Лермонтов”
«мирового порядка», трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман...
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconРеферат по литературе на тему: «Система образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков...
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Противоречивость характера и одаренность Печорина
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconАнализ лексического и морфологического строя пейзажных зарисовок...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лермонтов М. Ю. «Родина», «Выхожу один я на дорогу»- наизусть. «Герой нашего времени»- читать
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема судьбы и случая в повести «Фаталист»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconЮрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из гениальных, высокоодаренных писателей России ХIХ века. Его лирика отразила важнейшие перемены...
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconЛитература: учить «Родина» Лермонтов, сочинение по творчеству Пушкина,...
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconКакие типичные черты духовного облика поколения Лермонтов объективирует...
Пороков в полном их развитии. Какие типичные черты духовного оскудения показал автор в герое?
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconПлан: лермонтов и печорин автор и герой история изучения романа М. Ю лермонтова
Лермонтов и печорин автор и герой
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconМ. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" и ненавидим мы, и любим мы...
Развивающая создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития...
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconПримерные темы рефератов по литературе
...
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconТемы рефератов к экзамену по русской литературе
«Герой нашего времени»: образ Печорина в романе. Реалистическое и романтическое в характере героя
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» iconТема урока: «Образ Печорина в эпизоде «Погоня» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск