Скачать 73.45 Kb.
|
Департамент образования и науки Приморского края краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА» Провела: учитель начальных классов Осикова Елена Александровна г.о. Спасск - Дальний 2011 г. Тема: « Хлеб – всему голова» Цель: - формирование жизненных ценностей на примере бережного отношения к хлебу. Задачи: образовательная: - помочь детям задуматься о необходимости бережного отношения к хлебу; - закрепить знания детей об этапах производства хлеба; развивающая: - расширять кругозор детей; - развивать психические процессы: память, речь, внимание, познавательный интерес; воспитывающая: - воспитывать в детях уважение к труду хлеборобов; бережного отношения к результатам этого труда – к хлебу – одной из важнейших сторон нравственного воспитания детей. Оборудование: 1. Сноп пшеницы. 2. Каравай хлеба с солонкой (на рушнике). 3. Изделия из муки ( батон, калач, пряники, бублики, булки ) на столе (скатерть). 4. Сарафан и кокошник для девочки. 5. Запись песни «Русское поле» ( муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф). 6. Пословицы: «Каравай хлеба не свалится с неба», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Хлеб – всей жизни голова». 7. Иллюстрации хлебного поля, комбайна, …8. Красные пояса (для мальчиков). 9. Гербарии хлебных колосков.10. Баночки с зёрнами пшеницы, ржи, ячменя, с мукой. 11. Плакаты: «Хлеб – наше богатство! Берегите его!» и «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность! Им не сори!» 12. Словарные слова: квашня, каравай, комбайн, мелькомбинат, блокада. Ход занятия. Под музыку «Русское поле» входят гости, родители. Девочка в сарафане встречает их с караваем хлеба на рушнике и говорит слова: «Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!» Ведущий: -Есть в мире ценности, значение которых не преходяще. Это воздух, земля, вода, солнце и человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб – древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. - Сегодня на занятии, тема которого «Хлеб – всему голова», мы поговорим о хлебе. Узнаем, почему люди его так любят, ценят и относятся к нему бережно. Словарная работа (по ходу занятия): Квашня - деревянная кадка для замешивания теста. Каравай - большой круглый хлеб. Комбайн - специальная машина для уборки зерна. Мелькомбинат- предприятие для изготовления муки. Блокада- окружение города войсками противника, с целью не дать возможности оказать помощь со стороны и тем самым принудить жителей города сдаться. Ведущий: - Издавна хлеб берегли, в честь него слагали песни, говорили о нём, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб- батюшка. С тех далёких времён дошёл до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем. Он стал символом достатка и счастья. И этим счастьем люди спешат поделиться со всеми. Чтецы: - Вот он - хлебушко душистый, Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришёл. -В нём – здоровье, наша сила, В нём чудесное тепло. А сколько рук его растило, Охраняло, берегло. Ведущий: - Хлеб нам дорог, как главный продукт питания. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Есть хлеб – человек сыт, здоров. Нет хлеба – человек голоден. В хлебе есть все питательные вещества, которые необходимы для жизни человека. - У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!» Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Слушание песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Л. Зыкиной. Беседа по содержанию песни. Вывод: на Руси из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась любовь к хлебу. - Есть и другие пословицы о хлебе (хоровое чтение): «Каравай хлеба не свалится с неба» «У кого хлебушко, у того и счастье». - Как вы понимаете их смысл? Ведущий: - Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём. - Проснутся утром люди, и кто-нибудь спешит купить хлеба к завтраку. - Мчатся по улицам машины, а на них крупными буквами выведено «Хлеб». - Тысячи людей во всех концах нашей Родины заняты то посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой хлеба. - Что же такое хлеб? Почему он занимает важное место в жизни людей? Чтец: - Растёт в поле пшеница, рожь, ячмень – это хлеб. И мука из зёрен – это хлеб. И то, что из муки сделано, тоже называют хлебом. Ведущий: - Сейчас вы прослушаете стихотворение, а потом должны будете ответить на вопрос: - Какие работы проделывают люди, чтобы получить хлеб? Чтецы: - Только снег сошёл в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб» (хором) Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб» (хором) Вот зерно течёт рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб» (хором) Пусть кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб» (хором) Ведущий: - Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб. - Ребята! Так какие работы проделали люди, чтобы получить хлеб? Работа с иллюстрациями на стенде. Дети: 1. Вспахали землю. 2. Посеяли зерно. 3. Летом убрали урожай комбайнами.4. Свезли зерно на мелькомбинат. Получили там муку.5. Испекли на пекарне хлеб. 6.Привезли хлеб в магазин. Выложили на прилавок.7. Мы его купили, принесли домой, выложили на стол. Вывод. Благодаря работе людей разных профессий и появляется у нас на столе пышный хлеб. Ведущий: - О тяжёлой работе пекаря расскажет нам мама Г. Н., которая уже много лет работает на пекарне. Печёт для нас хлеб. Чтец: - Тем, кто хлеб печёт чуть свет, Шлёт пшено на кашу, Тем, кто землю глубоко Острым плугом пашет, - Им спасибо говори, Их за хлеб благодари. Ведущий: - Тот, кто выращивает хлеб или печёт его, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства учитесь ценить труд других. Песня «Золотое зёрнышко» (дети поют хором). Ведущий: - Пришла пора провести «Хлебную викторину». 1. Что называют хлебом? Колосья, зёрна, печёный хлеб. 2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным хлебом? Чёрный – ржаной хлеб. 3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? Блины. 4. В какой сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто–то пшеницу мять да топтать? «Конёк – горбунок». 5. Почему пряник печатный? На нём есть напечатанная картинка или надпись. 6. Кто не велел в русской народной сказке садиться на пенёк и есть пирожок? Маша в сказке «Маша и медведь». 7. Назвать хлебобулочные изделия. 8. Как называют круглый хлеб? Каравай. Физминутка. Ведущий: - Давайте поиграем в старую русскую народную игру «Каравай, где бывал?» Правила игры: Выбирается «каравай». Он становится в центр круга. Дети ходят по кругу и спрашивают у него хором: «Каравай, каравай, где бывал? Каравай, каравай, что видал?» Каравай отвечает: «Я на небе бывал, я месяц видал» Дети говорят: «Каравай, каравай, ты другого выбирай» На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где бывал, что видал. Он отвечает. Повторяться нельзя (солнце, звёзды, тучи, облака, ветер, радуга, заря.) Если повторяется, дети ему хором говорят: «Каравай, каравай, то не правда! Ай–ай-ай!» Чтец: - Был хлеб всегда в почёте на Руси - Её просторов главное богатство! Его ты хочешь цену знать? Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы. (В. Суслов.) (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г чёрного хлеба): Ведущий: - Ребята. Жители города Ленинграда пережили в годы войны страшную блокаду(словарная работа). - 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Это 2,5 года! Но не сдались! В это время пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители (старики, женщины, дети) – вот эти 125 г. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесных опилок, отрубей и других примесей. Эта была вся еда на весь день. Больше есть, было, нечего. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять! Звучит песня «Священная война». Ведущий: - Но около полумиллионов ленинградцев умерли во время блокады от голода. В этом городе на Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…». Она адресована девочке Тане Савичевой, которая умерла от голода. - Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим фактам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, чтобы выжить. И они умирали. А в наше время мы бережём и ценим хлеб? Дети (читают хором): Хлеб – драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери. Ведущий: - Обращайтесь с хлебом бережно. Никогда не выбрасывайте его. Помните, что несколько дней хлеб не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите. А если не съели, посушите и пейте чай с сухариками или ешьте с супом, борщом. А ещё из кусочка хлеба можно сделать вкусный бутерброд. Практическая часть. На столе кусочки хлеба, колбасы, сала, сыра,…Дети делают себе бутерброды. Можно угостить гостей. Чтец: - Хлеб наш «насущный»- святые слова, Так говорили и деды, и прадеды. Он в нашей жизни всему голова- Сила великая хлебушку дадена. Надо беречь хлеб-щедрость Земли, Силу страны, дар великой природы. (Д. Леднев.) Итог занятия. Ведущая: - Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе. - Так почему в народе говорят: «Хлеб – всему голова», «Хлеб - наше богатство»? - Как мы его будем беречь? |
Конспект занятия для детей подготовительной группы по познавательному... Цель: познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб) | Хлеб всему голова О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Хлеб всему голова», компьютер, экран, проектор для просмотра слайдов презентации, карточки с названиями видов зерновых культур,... | Афгано-таджикская граница Отрезанная голова смотрела на спецназовцев Ильи Бойцова с немым укором. Голова мужчины была насажена на невысокий, метра полтора,... | ||
Рассмотрено Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... | Научный Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали... | Методологические основы менеджмента Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... | ||
Понедельник, 20 мая 2013г Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... | "Лучший менеджер 2012 года" Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью... | ||
Программа повышения квалификации Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... | Понедельник, 27 мая 2013 г Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... | ||
Аспирантура факультета экономики Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... | Программа военно-патриотической направленности «моя малая родина» России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность... | ||
Внеклассное мероприятие "Бизнес-класс" Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... | Тема№1 История экономики как наука Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда (приложение 1).... |