Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция





Скачать 113.68 Kb.
НазваниеШкольная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция
Дата публикации12.12.2014
Размер113.68 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Литература > Доклад
МБОУ «Основная общеобразовательная школа поселка Омсукчан»

Школьная научно – практическая конференция учащихся

Гуманитарная секция

Доклад по исследовательской работе:

«Слова-паразиты в речи учащихся нашей школы»

Автор: Гречушникова Екатерина,

ученица 5 а класса

Научный руководитель:

Попкова Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Омсукчан 2013 год

Содержание

Введение ____________________________________________ ____3 - 4

1. Теоретическая часть.

1. 1. Слова-паразиты и причины их употребления._____________________5

1. 2. Классификация речевых паразитов.______________________________6- ___7

1.3. Вывод по первой главе.__________________________________________8

2. Практическая часть

2.1. .Слова – паразиты в художественной литературе.____________________9

2. 2 . Исследование слов-паразитов в речи телеведущих.__________________10-11

2. 3. .Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников и работников школы ______ 12

2. 4. . Как избавиться от вредной привычки _____________________________ 13

2.5. Вывод по II главе. ______________________________________________14

Заключение _______________________________________________________ 15

Список литературы___________________________________________________16

Введение

Вы... это самое... того...

Когда вы говорите,

То значит, это... как его...

Ну, в общем, не тяните...

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

( Слайд 1) Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты.

(Слайд 2) Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я попыталась разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.

(Слайд 3) Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся слова-паразиты, определить наиболее употребляемые из них.

(Слайд 4) Задачи:

-установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;

-выяснить, что знают учащиеся школы о словах-паразитах, об их функции в речи человека;

-выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

-определить наиболее употребляемые слова-паразиты;

-выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

-дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

Объект исследования – речь учащихся школы .

(Слайд 5) Методы исследования:

-изучение теоретического материала о словах-паразитах,

-наблюдения за речью учащихся на уроках в неформальной обстановке;

- анкетирование и устный опрос учащихся .

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до меня не было.

1.1. Слова-паразиты и причины их употребления

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

(Слайд 6)Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

1.2. Классификация речевых паразитов

Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.

Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Слова - паразиты как части речи

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

1.3. Вывод

Проанализировав различную литературу, я сделала вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает. Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы: (Слайд 7)

  1. Недостаточный словарный запас ( говорящему не всегда удаётся

быстро найти нужное слово);

2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. Мода на некоторые слова.


  1. 1. Слова – паразиты в художественной литературе

В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Мне стало интересно, действительно ли это так? В пример я решила взять произведение Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении очень много слов-паразитов встречается как в диалогах героев, которые по замыслу автора неграмотные генералы, так и в словах автора.

«-Что же мы будем, однако, делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако, каналья не утопи нас!...».

«Одним словом, о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».

В результате анализа диалогов участников и слов автора я пришла к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.

2.2.. Исследование слов-паразитов в речи телеведущих

Среди учащихся нашей школы самым популярным телешоу является «Дом-2». Я заметила, что многие ребята пытаются в своей речи подражать популярным телеведущим этого шоу. Мне стало интересно, а почему именно «Дом-2»? Записав несколько выпусков этой программы на диктофон и проанализировав речь Ксении Анатольевны Собчак, я заметила, что в её монологах присутствуют все группы слов паразитов: звуки, частицы, вводные единицы, местоимения, местоименные наречия, переход из одной части речи в другую, модальные слова.

«Ну, что, Тигран, так, ты едешь сегодня вечером на работу, а Юля, она ведь беспокоится…….Вся ваша жизнь, понимаешь, она, как бы это сказать, доступна для обозрения всем телезрителям………Вероятно, не все понимают, как нам кажется, всю нелепость ситуации….. Лёша, в принципе ты можешь поехать на выходной, но мэ-э-э, как бы это сказать…., используй это с пользой.»

Отбросив из этих предложений слова- паразиты, я получила сухой, неэмоциональный, «неживой» текст, который больше похож на отчёт, а не на живое общение.

«Тигран, ты едешь сегодня вечером на работу, а Юля беспокоится. Вся ваша жизнь доступна для обозрения всем телезрителям. Не все понимают всю нелепость ситуации. Лёша, ты можешь поехать на выходной, но используй его с пользой».

На основании этого я сделала вывод, что ведущие данного телешоу пользуются популярностью среди молодого поколения, в том числе и из-за манеры своего общения с участниками проекта. Используя в своей речи слова-паразиты, они становятся к участникам и зрителям более ближе, и потому многие пытаются им подражать.

Однажды с бабушкой мы смотрели телепередачу, где выступал мужчина. Мы заметили , что он часто употребляет слово «так сказать» . За все его выступление, которое длилось примерно около 3-х минут, мы насчитали более 35 повторов данного выражения.

Мне кажется, этими повторами он заполнял паузы в своем выступлении.

2.3.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников и работников школы.

(Слайд 8) Очень часто на уроках в своем классе я замечаю: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?

Для проведения исследования мной составлена анкета «Слова–паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов–паразитов» и исследование «Употребление слов–паразитов разных возрастных групп».

В анкетировании принимали участие работники школы и ученики 3-9 классов ( 35 человек: 20-детей, 15-взрослых)

(Слайд 9) Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи» показали:

подростки (100%) употребляют в своей речи слова – паразиты, а учителя- (75%);

(Слайд 10) (55%) учащихся и (100%) учителей борются со словами паразитами; (5%) учащихся не борются, а остальные (40%) учеников не замечают их в своей речи.

(Слайд 11) Наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин»; «капец»; «ну»; « пипец», а среди учителей «а», «ну», «это».

Способы борьбы со словами-паразитами: (60%) учащихся и (100 %) учителей ответили- следить за речью; (0%) учащихся и (100%) учителей -читать художественную литературу; оставшиеся (40%) учеников затруднились ответить на данный вопрос.

2. 4. Как избавиться от вредной привычки?

Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, я попыталась определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников я провела такой эксперимент. Проанализировав результаты анкетирования, проводимого ранее, я выяснила, что слово-паразит «конечно» в нашем классе не употребляется. В качестве эксперимента я решила начать употреблять это слово в своей речи. В конце дня я заметила, что мой одноклассник стал изредка вставлять это слово в свою речь, причем раннее его не использовал. Еще через день другая моя одноклассница стала употреблять это слово, а уже через три дня практически все люди в моём классе стали употреблять слово-паразит «конечно». Аналогичный эксперимент я провела со своими друзьями вне школы, и результат оказался тем же.

Я сделала вывод, что в лексике людей некоторые слова-паразиты появляются в результате подражания друг другу, и если исключить пример для подражания, проблема отпадёт сама собой.

Одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью.

Понаблюдав за остальными ребятами в классе, и записывая слова – паразиты, которые они произносили на уроках в течении нескольких дней, я пришла к выводу, что слабоуспевающие учащиеся употребляют слова паразиты гораздо чаще, чем сильные ученики.

2.5. Вывод

На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи. Их употребляют все социальные группы. Меньше других слова – паразиты используют в своей речи учителя. Чаще других ими пользуются ученики, особенно те, которые слабо успевают по всем предметам. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «ну», «капец», «пипец». Самыми редкими являются такие слова, как «ёмаё», «это же», «м-э-э». Слова- паразиты встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях, кроме того, популярные телеведущие так же используют их в своей речи на различных телевизионных программах. В большей степени борются с употреблением слов–паразитов как в своей речи, так и в речи учеников – учителя. Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в данном исследовании. По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms. Это направления для новых исследований. (Слайд 12)

Заключение

В ходе данного исследования было выявлено, что 100% учеников достаточно часто употребляют слова-паразиты, 40% школьников даже не замечают их в своей речи. Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты. На основании результатов моего исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Давайте беречь наш язык! (Слайд 13)

Список литературы

Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1

Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.

Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

Приложение.

Презентация из 13 слайдов

Тема: «Слова-паразиты и как с ними бороться».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconШкольная научно практическая конференция школьников Секция лингвистики
I. Традиционные обычаи немцев
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconШкольная научно практическая конференция школьников Секция лингвистики
I. Что такое молодежная субкультура?
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconСекция «Научно-практическая конференция». Номинация «Мы здоровью скажем «Да»
В 2012г. – традиционная научно-практическая конференция и конкурс видеороликов и мини-сочинений на тему «Если бы я был министром...
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconПоложение о гуманитарной конференции Окружная научно-практическая конференция по литературе
Гуманитарная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные истоки русской литературы» проходит в базовых школах юао города...
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconШкольная научно-практическая конференция
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconКафедра педагогики Всероссийская научно-практическая конференция...
Институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования для участия во Всероссийской научно-практической конференции...
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция icon2. Руководство Конференцией
Школьная научно-практическая конференция проводится один раз в год и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний,...
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconXxii школьная научно-практическая конференция «Открытия юных»
Средняя общеобразовательная школа №59 с углубленным изучением отдельных предметов
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconXvi муниципальная научно практическая конференция «Научно-практическая конференция «поиск»
Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной...
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconУчитель информатики, 14 разряд Томск 2010
Научно-практическая конференция по информатике в рамках проекта «Юные дарования Томску» 2008 г секция Разное
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconШкольная научно- практическая конференция «Первые шаги в науку» с. Благодатное 27. 02. 13г
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconСекция
Информационно-технологическом лицее №24 прошла VIII лицейская научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Свои исследовательские...
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconIv школьная научно – практическая конференция школьников «Новое поколение»
Влияет физическая культура и спорт на формирования личности школьника. Формирование здорового образа жизни
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconПоложение о городской научно-практической конференции учащихся, посвященной...
Городская научно-практическая конференция школьников (далее — Конференция) призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний...
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
Школьная научно – практическая конференция учащихся Гуманитарная секция iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск