Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология»





Скачать 300.87 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология»
страница1/3
Дата публикации01.01.2015
Размер300.87 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Философский факультет
УТВЕРЖДАЮ

_____________________________

"___" __________________ 20__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)

Русский язык и культура речи
Направление подготовки:

033000 «Культурология»


Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр
Форма обучения:

Очная
Саратов,

2013
1. Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение навыков культуры общения в устной и письменной форме. В ходе освоения программы студенты должны получить представление:

  • об основных понятиях теории речевой коммуникации;

  • о структуре национального языка и функционально-стилевых разновидностях литературного языка;

  • об организации и культуре общения;

  • о нормах русского литературного языка и речевом этикете;

  • о факторах успешного речевого поведения и методах его совершенствования.

Задачи курса направлены на формирование у студентов навыков эффективного использования средств русского языка при устном и письменном общении, прежде всего, в тех сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью:

1) создание типологически различных текстов в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего, нормами литературного языка и ситуацией общения;

2) совершенствование навыков речевой деятельности: чтения, слушания, конспектирования и реферирования;

3) выработка навыков хорошей речи (прежде всего, в сфере делового и научного общения), навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку;

4) повышение общей культуры студентов, развитие их коммуникативных способностей и расширение общегуманитарного кругозора.
2. Место дисциплины

в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к коммуникативному модулю гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части. Тем самым осваиваемый курс призван способствовать расширению общегуманитарного кругозора будущих выпускников. В результате обучения студенты должны уметь использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности, социальной и профессиональной коммуникации и межличностном общении; анализировать социально-политическую и научную литературу.
3. Компетенции обучающихся,

формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Выпускник по направлению подготовки 033000 «Культурология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Профессиональными

научно-исследовательская деятельность

владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1).
Таким образом, в результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

- роль языка в развитии культуры и в становлении личности;

- виды общения, основные коммуникативные качества речи;

- правила речевого этикета, нормы профессионального общения;

- основные типы словарей;

Уметь:

- применять полученные знания в самостоятельной речевой практике для продуктивного участия в процессе общения и достижения коммуникативных целей;

- ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях;

- реализовывать свои коммуникативные намерения адекватно ситуации и задачам общения, возникающим в профессиональной деятельности;

- пользоваться профессионально значимыми жанрами устной и письменной речи;

- оценивать речевое поведение в разных сферах общения;

- организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения;

- оценивать речевое поведение участников коммуникативной ситуации в разных сферах общения;

- обнаруживать нарушения норм литературного языка и исправлять их.

Владеть:

навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии; навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.



п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

практические

занятия

самостоятельная

работа студентов

всего

1.

Понятие коммуникации. Коммуникация и общение. Модель коммуникации. Русский язык среди других языков.

1

1-2

4

4

10

18

Эссе на тему «Почему культуре общения необходимо специально обучаться?».

2.

Функции языка и речи.

Система коммуникативных качеств речи. Жанры речи и речевые события.

1

3-5

6

6

20

32

Реферат по одной из предложенных тем.

3.

Разновидности общения. Социальная стратификация языка. Русская речевая культура и ее типы.

1

6-8

6

4

8

18

Разбор типовых ситуаций коммуникации.

4.

Система норм русского литературного языка:

а) акцентологические нормы (ударение в словах и формах слов);

б) орфоэпические нормы (произношение иноязычных слов);

в) морфологические нормы (определение рода существительных; падежные окончания существительных; сложные случаи образования форм глаголов);

г) лексические нормы (лексическая неполнота; лексическая избыточность – плеоназм, тавтология; искажение устойчивых словосочетаний);

д) синтаксические нормы (употребление предлогов; согласование подлежащего и сказуемого; употребление причастных и деепричастных оборотов);

е) стилистические нормы (сферы употребления высокой, нейтральной общеупотребительной и сниженной лексики).

Типы словарей.

1

9-11

8

8

18

34

1. Проверка составления словаря типичных ошибок в произношении.

2. Выполнение тестов.

3. Подготовка презентации «печа-куча» по отдельным типам норм, работа со словарями.

5.

Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. Лингвистические особенности текстов определенного стиля. Жанры стилей.

1

12-13

4

4

12

18

Проверка составленных аннотаций, тезисов, рецензий, личных документов различного типа. Анализ текстов соответствующего стиля.

6.

Культура общения. Риторика как наука об искусстве речи и способах речевого воздействия. Формулы русского речевого этикета. Проблемы обращения. Межкультурная коммуникация. Значение невербальных средств общения в разных культурах. Причины коммуникативных неудач в межкультурном общении.

1

14

4

4

0

8




7.

Основы мастерства публичной речи.

1

15

4

6

4

14

Круглый стол: «Сквернословие – это «бесословие» (В. Даль) или способ эмоциональной разрядки человека в эпоху стресса?».

Итоговая форма контроля

экзамен


Содержание разделов дисциплины (модуля)

1. Понятие коммуникации. Коммуникация и общение. Модель коммуникации. Русский язык среди других языков.

Основные лингвистические понятия функциональной стилистики и культуры речи. Язык и речь. Язык как знаковая система и как «орудие культуры». Речь как форма существования языка. Основные виды речевой деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение). Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность использования языка для целей коммуникации. Основные аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный, этический, эстетический). Культура речи, стилистика и риторика как теоретическая база культуры речевого общения. Социальная и персональная значимость культуры речевого общения. Основные элементы кодовой модели коммуникации. Активная роль отправителя и пассивная роль получателя сообщений в кодовой модели. Соответствующее кодовой модели понимание удачности и неудачности общения. Источники коммуникативных неудач. Учет интенций общающихся, мотивации речи. Правильность речи как ее соответствие нормам литературного языка. Чистота речи как ее соответствие лексическим нормам. Точность как коммуникативное качество речи, предполагающее соответствие ее смысловой стороны отражаемой реальной действительности. Логичность речи: экстралингвистические и собственно лингвистические условия логичности. Выразительность речи и ее основные условия. Уровни языковой системы и их роль в создании выразительности. Уместность как особое коммуникативное качество речи, регулирующее в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. Системное функциональное взаимодействие коммуникативных качеств речи.
2. Функции языка и речи. Система коммуникативных качеств речи. Жанры речи и речевые события.

Коммуникативные ситуации и функции речи. Репрезентативная, экспрессивная, апеллятивная, контактоустанавливающая, поэтическая функции речи. Коммуникативная и мыслеоформительная функции. Общее представление о социально-функциональной стратификации речи. Монофункциональные и полифункциональные идиомы. Языковые следствия полифункциональности идиом. Функции речи как целевая направленность конкретных речевых действий, речевых актов. Функциональное многообразие речевых актов. Прямые и косвенные речевые акты, их оценка в аспекте культуры речи. Функции речи как отношение высказывания к компонентам ситуации общения. Понятие жанров речи. Соответствие системы жанров русской речи основным речевым функциям. Полифункциональность текста и ее проявление в структуре текстового содержания. Формальная определенность жанров, различные уровни ее стандартизации. Стандартные жанры речи, их роль в общении. Жанры и речевые события.
3. Разновидности общения. Социальная стратификация языка. Русская речевая культура и ее типы.

Естественные и искусственные коммуникативные средства. Их использование в непосредственном и опосредованном общении. Первичность непосредственного общения и вторичность опосредованного. Использование в опосредованной коммуникации приемов имитации непосредственности общения. Вербальное и невербальное общение. Их взаимодействие. Информативная и регулятивная направленность общения. Устное и письменное общение. Коммуникативный и нарративный режимы речи. Кооперативная и конфликтная направленность общения. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
4. Система норм русского литературного языка. Типы словарей.

Кодификация норм литературного языка. Типы словарей. Структура словарной статьи. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение в словах и формах слов. Произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари русского языка. Морфологические нормы русского литературного языка. Определение рода существительных. Падежные окончания существительных. Сложные случаи образования форм глаголов. Словари трудностей русского языка. Лексические нормы русского языка. Наиболее распространённые лексические ошибки (лексическая неполнота; лексическая избыточность – плеонастичность, тавтология; искажение устойчивых словосочетаний). Синонимы. Омонимы. Правила употребления паронимов. Значение и стилистическая маркированность фразеологизмов. Толковые и фразеологические словари русского языка. Словари синонимов, омонимов, паронимов. Синтаксические нормы русского литературного языка. Употребление предлогов. Согласование подлежащего и сказуемого. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Функции порядка слов в предложении. Стилистические нормы. Стилистические ошибки. Сферы употребления высокой, нейтральной (общеупотребительной) и сниженной лексики. Словари сниженной лексики (принципы составления, функции подобных словарей).
5. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.

Стилистическая система русского языка, функциональные стили и принципы их выделения. Понятие «доминанта» стиля.

Официально-деловой (деловой стиль). Основная задача. Сфера функционирования. Адресат текстов. Лингвистические характеристики. Жанры официально-деловых текстов: устав, закон, указ, приказ, постановление, распоряжение, договор, отчёт, протокол, заявление, доверенность, инструкция, справка и т.д. Особенности устной и письменной форм официально-делового стиля. Особенности делового этикета.

Научный стиль. Основная задача. Сфера функционирования. Адресат научных текстов. Лингвистические характеристики. Специфика терминов как языковых единиц. Общенаучная и специальная терминология. Жанры научных текстов: лекция, доклад, статья, дипломная работа, диссертация, монография, рецензия, отзыв, учебное пособие, учебник и т.д. Аннотирование и реферирование научных текстов. Правила составления библиографического описания. Особенности устной и письменной форм научного стиля.

Газетно-публицистический (публицистический стиль). Основная задача. Сфера функционирования. Адресат публицистических текстов. Лингвистические характеристики. Жанры публицистических текстов: очерк, репортаж, заметка, интервью, статья и т.д. Особенности устной и письменной форм публицистического стиля.

Художественный стиль. Основная задача. Сфера функционирования. Адресат художественных текстов. Лингвистические характеристики. Жанры художественных текстов: рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма, трагедия, комедия и т.д.

Разговорный стиль. Основная задача. Сфера функционирования. Лингвистические характеристики. Особенности устной и письменной форм разговорного стиля.
6. Риторика как наука об искусстве речи и способах речевого воздействия.

Культура речи как важнейший фактор культуры общения и общей культуры человека. Понятие речевой культуры. Национальные речевые культуры. Русская речевая культура и ее типы: элитарный, среднелитературный и разговорный в сфере действия литературного языка, просторечный, народно-речевой, арготический за его пределами. Составные элементы культуры речи. Традиции, обычаи, ритуалы и этикетное поведение. Этикетные модели речи. Вежливость как ориентация общения на сохранение достоинства партнера. Возрастные варианты коммуникативного поведения. Межкультурные связи и возможность «культурного шока». Общая и частные риторики. Сообщение, убеждение, воздействие. Риторические законы. Правила развертывания речи, способы ориентации речи на собеседника, адресата. Истинные и мнимые адресаты и адресанты речи. Речевая композиция. Риторические фигуры, уместность и неуместность их использования. Типы речевого поведения. Конфликтное поведение. Причины возникновения конфликтов и способы их предупреждения и преодоления. Понятие коммуникативных неудач. Их типы и причины. Стратегии и тактики общения. Спор. Дискуссия.
7. Основы мастерства публичной речи.

Правила развертывания речи, способы ее ориентации на собеседника, адресата. Истинные и мнимые адресаты и адресанты речи. Речевая композиция. Риторические фигуры, уместность и неуместность и использования. Типы речевого поведения. Конфликтное поведение. Причины возникновения конфликтов и способы их предупреждения и преодоления. Понятие коммуникативных неудач. Стратегии и тактики общения. Спор. Дискуссия. Устная речь. Культура общения и речевой этикет. Общение и его виды. Знание и соблюдение речевого этикета: правила речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения. Культура делового общения. Деловая беседа. Деловые переговоры. Методики подготовки публичного выступления. Риторика как искусство и наука. Логико-композиционное построение речи. Подготовка речи. Словесное оформление публичного выступления. Основы полемического мастерства. Техника речи. Взаимодействие оратора и аудитории. Внешний облик оратора. Манеры. Жесты. Аудитория как социально-психологическая общность людей. Приемы привлечения внимания аудитории. Композиция публичного выступления. Приемы изложения и объяснения содержания речи. Аргументация в ораторской речи. Структура и виды доказательств. Правила опровержения. Убеждение, способы убеждения. Доверие как источник убеждения. Внушение (суггестия), его языковые механизмы. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Неречевые средства общения, их сущность, функции и роль в коммуникации.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 033000. 62 «Культурология»
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (изб)
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconПрограмма дисциплины Культура и религия  для направлений 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 033000. 62 «Культурология»...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Выпускник по направлению подготовки Культурология с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Физическая культура», профили подготовки «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»,...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconОценочные средства по учебной дисциплине б 8 Русский язык и культура речи Направление подготовки
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconМетодические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и методы исследования культуры» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и методы исследования культуры» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи Направление подготовки: 033000 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История и методы исследования культуры» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск